урок русского языка Канакина 4 класс тема Наречие
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

открытый урок по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie_moy_urok.rar1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурлинская средняя общеобразовательная школа»

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ).

(4 КЛАСС)

Подготовила и провела

 учитель начальных классов

Федий Марина Георгиевна

2018 год


Тема урока: Наречие как часть речи (общее представление).

Цель: дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.

Задачи:

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

- (направленные на достижение метапредметных  результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

- (направленные на достижение предметных  результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Формы работы:

фронтальная

самостоятельная

групповая

Методы работы:

наглядный

диалог

Приемы ТРКМ: кластер, «Корзина идей», «Мозговой штурм»

Оборудование: Учебник «Русский язык»  В.П.Канакина 4 класс        


Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И  урок мы наш  начнём.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа

Минутка чистописания.

-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.

- Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!

В слове земля безударная гласная …е

Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается… с

В слове тонна удвоенная …н

Буква, похожая на окружность… о

У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …ь

- Давайте проверим себя и посмотрим на доску. Поднимите руку, у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.

( е   с   н   о   ь)

- Из данных букв составьте слово, запишите его (осень).

- Запишем красиво, не забывая о высоте букв (половина рабочей строки) и правильном соединении.

- А какая орфограмма есть в слове осень?

- Подберите проверочное слово

Актуализация знаний.

Каждый урок русского языка мы узнаём что-то новое.  Вот и сегодня нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы узнать еще одну тайну русского языка. Но прежде, чем мы приступим к нашему исследованию, давайте вспомним, над какой темой мы работаем на последних уроках (части речи). На какие две группы мы делим части речи? Какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать?(слайд 2)

Для этого я предлагаю заполнить таблицу.

- Послушайте отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева.(слайд 3)

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

- Назовите известные нам части речи? (ученики отвечают устно)

(что? – осень – существительное, что сделала? – наступила – глагол, кусты какие? голые - прилагательное)

- У всех ли слов мы смогли определить, какой частью речи они являются?

- Нет.

- Назовите слово – незнакомой нам части речи ? (уныло)

- Задайте вопрос (как ? уныло)

Постановка учебной задачи.

- Знаем ли мы, слова какой части речи отвечают на  вопрос как?

Значит, эту тайну нам предстоит открыть, мы познакомимся с новой частью речи.

- Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относятся эти слова,

либо попробуйте предположить.(слайд 4)

- И называется она…. – наречие (учитель вывешивает табличку, не называя слова, дети сами хором читают название темы урока). Значит, слово  «уныло» – это …. (хором - наречия).

- Верно, тема нашего урока Наречие, как часть речи.

- Из каких источников вы можете узнать о наречии?

- А кто и что вам в этом поможет?

- А кластер нам может помочь? Давайте начнём его составлять на доске.

- Какую  учебную цель мы  перед собой поставим?  (Исследовать новую часть речи). (слайд 5)

- Так как вы сегодня выступаете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи? И эти вопросы мы поместим в нашу «Корзину идей» (слайд 6)

  • Что обозначает наречие?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Каким членом предложения является?
  • С какими словами связано в предложении?
  • Как изменяется?
  • Какую роль наречие играет в речи?

- У нас получилось много вопросов,  на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но  у нас всё это получится, если будем работать сообща,  помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.

Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)

- Для открытия нового знания я хочу предложить вам записать предложение.

В этой четверти у нас последняя учебная неделя, а потом?....

Скоро наступят каникулы! (памятки на столе у ученика) (слайд 7)

Разбор предложения.

Рассказ о наречии.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово НАРЕЧИЕ – очень старое,  оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод).

-А почему? Вы догадались? (Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.)

-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.)(добавляем в кластер)

- Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос.

Физминутка.(слайд 8)

 - Какие слова-наречия встретились в физминутке?

На какие вопросы они отвечают?

Подводим итог: наречие – часть речи. Отвечает на вопросы: когда? Как? куда? В предложении второстепенный член – обстоятельство. Связано с глаголом в предложении. (добавляем в кластер) (слайд 9,10)

Продолжаем наше исследование. Как же изменяется наречие? Я предлагаю выяснить это вам самим.

«Мозговой штурм»

 (работа в группах по карточкам)

Карточка 1

Роза распускается как?  Быстро

Розы распускаются как?  ….. 

Изменяется ли наречие по числам?

Карточка 2

Очень высокое здание.

…… высокая стена.

…… высокий дом. 

Изменяется ли наречие по родам?

Карточка 3

Спортсмен бежал быстро.

Спортсмен бежит …….

Спортсмен побежит …… 

Изменяется ли наречие по временам?

Карточка 4

Я играю весело.                          Мы играем …….

Ты играешь …..                          Вы играете ……

Он играет ……                           Они играют ……

Изменяется ли наречие по лицам?

Карточка 5

И.п. прогулка пешком

Р.п. у прогулки …..

Д.п.  к   прогулке ….

В.п. прогулку …..

Т.п. с прогулкой ….

П.п. о прогулке ….

Изменяется ли наречие по падежам?

Какой вывод можно сделать?

Наречие – неизменяемая часть речи. (добавляю в кластер)(слайд 11)

Какую роль выполняют наречия в нашей речи? Обратите внимание на

( слайд 12). Прочитайте предложения левого столбика и правого столбика. Чем они отличаются? Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

- Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)

Как сказал великий писатель  Максим Горький  о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.)  (слайд 13)

(украшают её, делают её более точной и выразительной).

Итог урока:(слайд 14)

- Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили?

- Какие же открытия мы сегодня сделали?

Давайте подведём итог урока с помощью кластера.

Рефлексия

(Слайд 15)

Подберите наречия к глаголу работать, тем самым закончив предложение: Я сегодня работал…

А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно! И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!

Домашнее задание.(слайд 17)

С.74 правило, упр.126


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Урок. Русский язык. 4 класс. Тема: Наречие

Система Л.В. ЗанковаУчебник: А.В. ПоляковаТема: НаречиеТип урока: изучение нового материала...

Урок русского языка, 4 класс, тема "Наречие"

УМК "Начальная школа XXIвека". Урок русского языка . С. Иванов, 4 класс. Тема "Наречие". Урок открытия новых знаний....

Урок русского языка, 4 класс, тема "Наречие"

УМК "Начальная школа XXIвека".  Русский язык. С. Иванов. 4 класс  Презентация к уроку по теме "Наречие" . Урок получения новых знаний....

Урок русского языка 4 класс Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих».

Русский язык.4 класс УМК"Начальная школа ХХI в"Тип урока - «Урок изучения и первичного закрепления новых знаний».Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»....

Урок русского языка . 4 класс.Тема: Правописание суффиксов наречий.

Тема: Правописание суффиксов наречий. Урок 4 класс....

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...