Конспект урока по русскому языку «Правописание разделительного ъ знака»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока

Русский язык УМК «Перспектива»

2 класс

 

Тема: «Правописание разделительного  ъ знака»

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цель урока: научить правильно писать слова с разделительным твёрдым   знаком.

Задачи:

Образовательные: создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой; отработать навык правописания слов с разделительным ъ знаком.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_razdelitelnye_.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока с использованием разноуровневым обучением

Русский язык УМК «Перспектива»

2 класс

Назаренко Алла Марьяновна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 6

Тема: «Правописание разделительного  ъ знака»

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цель урока: научить правильно писать слова с разделительным твёрдым   знаком.

Задачи:

Образовательные: создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой; отработать навык правописания слов с разделительным ъ знаком.
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы; способствовать развитию орфографической зоркости; развивать умение работать в паре, в группе.

Планируемые результаты:
Личностные результаты учащихся:
• осознавать смысл изучения правописания разделительного твердого и мягкого  знака и успешного использования его в словах
• понимать значимость правильного написания твердого знака
• развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке
Метапредметные результаты:
Регулятивные: 
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников
Познавательные:  строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании твердого знака, уметь формулировать правило по написанию разделительного твердого знака в словах.
Коммуникативные: внимательно слушать друг друга, уметь  работать в паре, группе.
Предметные результаты: обобщить и закрепить знания о правописании разделительных ъ знаков; тренировать способность к умению различать написания ъ.

 Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Какие основные правила поведения на уроке необходимо вспомнить?

                (Нужно соблюдать порядок на парте; если хочешь спросить, подними руку; не выкрикивай с места; будь внимательным; соблюдай тишину; внимательно слушай учителя  и точно выполняй все задания).

- Прочитайте выражение:

                     Успех каждого – это шаг к успеху всего класса.

- Как вы это понимаете?

- Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

- Пожелайте друг другу успехов.

- Я тоже хочу пожелать вам успешно поработать сегодня на уроке.

- Какие два этапа учебной деятельности мы должны пройти на уроке?

                  (Мы должны  понять, что мы  не знаем, и постараться самим «открыть» новое  знание).

2. Актуализация  и фиксирование индивидуального  затруднения в пробном  учебном действии.

- Какое задание я вам сейчас предложу?    

                   (Задание на пробное действие)          

- С какой целью?

                   (Чтобы понять, чего мы еще не знаем)

- В нетбуках найдите файл «Задание на пробное действие». Откройте.

- Прочитайте два столбика слов.

               поезд          въезд

               выезд         подъезд

               заезд          объезд

- В словах какого столбика есть разделительный ъ?

             (В словах второго столбика)

- Где именно в слове пишется разделительный ъ?

            (После приставки)

- На какую букву оканчиваются эти приставки? Сравните первый и второй столбики.

             (В первом столбике на гласную, во втором- на согласную).

- А с какой буквы начинается корень?

              (С гласной)

-Значит, какой мы можем сделать вывод?

              (Разделительный ъ пишется после приставок на согласный перед гласными                      (открытие нового знания)

- Сформулируйте тему урока.

               (Правописание разделительного ъ).

- Сверьте по учебнику тему урока  и правило.

                (Тему урока назвали верно. А в правиле еще перечислены гласные)

3. Реализация построенного проекта.

Работа в группе.

- А сейчас я предлагаю поработать в группах и представить это правило в виде схемы    (задание на опорный сигнал).

- Вспомним правила работы в группе.

                (В группе должен быть ответственный; работать должен каждый на общий результат; один говорит, другие слушают; свое несогласие выражай вежливо; если не понял, переспроси).  Обучающиеся работают в группах, составляют схемы, от каждой группы схема прикрепляется к доске. Затем сопоставляют их с правильной схемой и делаем вывод, какая группа удачнее всех поработала.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Объясни написание ъ или ь в словах и объедините в группы, подчеркните орфограмму.

С комментированием у доски (работа в тетрадях и у доски).

                  В.юга, в.езд, в.юн, под.ём, в.ехать, п.ют.

- Какое правило применили для выполнения этого задания?

Электронная физминутка

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-  Для чего мы повторили правило?

                   (Чтобы использовать эти знания в самостоятельной работе)

− Значит, какой следующий шаг необходимо выполнить?

                   (Выполнить самостоятельную работу.)

− С какой целью? (Мы должны проверить, научились ли мы применять правило, чтобы понять, что мы умеем делать, а над чем ещё нужно поработать.)

На экране слова: суч.я, под…ехал, об..яснить, лен., стат…я.

- Запишите в тетрадь только те слова, которые подходят к данному эталону, и обоснуйте свой выбор (в этих словах разделительный Ъ знак.)

- Запишите эти слова, выделяя корень и приставку, где это необходимо.

- Что теперь шаг нужно выполнить?

                      (Мы должны ее проверить по образцу.)

-  Как вы будете фиксировать результат?

                      (Если всё правильно, то поставим знак «+», если наш результат не совпадет с образцом, то поставим знак «?»)

- Сверьте  ответы с образцом на слайде. (На слайде эталон для самопроверки).

Проверка проводится во внешней речи: обучающиеся по одному комментируют написание каждого слова.

- Кто допустил ошибку? Какой вывод можете сделать?

                        (Нам необходимо исправить свои ошибки и ещё потренироваться применять новое правило).

− У кого ответы совпали с записью на слайде? Какой вывод сделаете?

                        (Мы будем учиться применять свои знания в заданиях повышенной трудности).

6. Включение в систему знаний и повторение.

- Выполним разноуровневые задания.

I группа ((Первый уровень – базовые знания)

- Прочитайте. Запишите слова в два столбика.

                      С.ёмка, с.ел, в.юга, руч.и, под.езд,  друз.я, об.явление.

II  группа (Второй уровень - базовые знания плюс дополнительное задание)

- Прочитайте, исправьте ошибки. Спишите.

                       Седобный гриб, крутой подём, сьел бублик, шьёт костюм, пъёт воду.

III группа (Третий уровень – творческий. Он предполагает написание маленьких сочинений, исправление грамматических ошибок, развитие логического мышления)

-Придумайте рассказ, используя 3-5  слова с разделительным ъ знаком.

7. Рефлексия в учебной деятельности на уроке.

-Какое узнали правило?

  • -Где можно использовать новое знание?
  • -Кто смог сам сделать открытие? Докажите.
  • -Кто доволен своей работой на уроке? Почему?
  • -Кто еще не очень доволен своими достижениями? Почему? Над чем стоит поработать?
  • -Оцените свою учебную деятельность по лесенке успеха.
  • -Оцените работу класса.
  • -Дома: записать в тетрадь любые 5 слова с разделительным ъ.
  • Используемая литература:
  1. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителей.-М., 2002. Мельникова Е.А.

https://proshkolu.ru/user/AllaNazarenko/file/6508505/ 

http://netcity.ucoz.ru/load/konkurs_materialov_pedagogov/15