Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС
опыты и эксперименты по русскому языку (3 класс) на тему
Формирование орфографической грамотности - одна из трудных задач, решаемых в школе. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, знакомясь с орфографическими правилами и исключениями, не могут уловить логики правописания. Учитель должен помочь учащимся усвоить закономерность и целесообразность правописания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС
Условия формирования орфографической зоркости:
1.Умение обнаруживать орфограммы .
2.Умение различать орфограммы (определять тип орфограммы, её признаки).
3.Умение соотносить орфограмму с определённым правилом.
4.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму).
5.Умение осуществлять самопроверку.
Виды упражнений для развития орфографической грамотности.
Орфографическое проговаривание. Учитель направляет внимание детей на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Это упражнение целесообразно выполнять в первом и втором классе, где формируется первичный самоконтроль.
Графическое выделение орфограмм- подчеркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм (учителю следует добиваться осознанности учащимися своих действий).
Сигнальные карточки уместно использовать в упражнении – это эффективное средство, позволяющее включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучении, так как учитель сразу видит того, кто ошибся, и быстро помогает ему.
Письмо по памяти проводится с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Дети заучивают наизусть текст в несколько строк, объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на еще неизученные правила, самостоятельно записывают. После записи проводится проверка: дети сличают текст с написанным на доске.
Нужно включать упражнения, задания в уроки правописания и работу по развитию речи. Главным средством воспитания орфографической грамотности является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы, ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.
Работу над орфографической грамотностью следует начинать с орфографической зоркости учащихся. Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уже постепенно учить их решению. Орфографическая зоркость - умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, орфограммы, а также быстро определить их типы. Отсутствие орфографической зоркости являются одной из главных причин допускаемых учащимися ошибок. Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, разных видов списывания. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть все буквы в слове.
При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок широко используют такие виды упражнений как объяснительный и предупредительный диктанты, письмо текста по памяти с предварительным орфографическим разбором, комментированное письмо и запись теста с последующей сверкой с записью на доске или учебнике, выборочное списывание и выборочный диктант. Особенно часто применяю на уроках комментирование, которое помогает учащимся избежать возможных ошибок и содействует наиболее прочному усвоению материала. Элементы комментирования включаю в самые разнообразные виды упражнений выполняемых на разных этапах урока. Уделяют внимание работе над трудными для написания словами. Конечно, правописание далеко не всех трудных слов, которые не изучаются в данном классе, нужно объяснять детям. Этого требуют лишь те слова, которые наиболее часто встречаются в речевой практике детей, так как полезнее проанализировать написание слова, чем исправлять в нем ошибку и спокойно ждать, пока соответствующее правило будет изучаться.
МБОУ «Лицей» г.Абакан
Учитель начальных классов: Борисюк Евгения Сергеевна
evgeniyaborisyuk@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...
Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»
Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...
Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»
Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...
Формирование орфографиче-ской зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС
Доклад на МО...
«Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС»
Доклад...
Методические рекомендации по формированию орфографической грамотности на уроках русского языка в начальной школе.
Занимательные задания по русскому языку в начальной школе....
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС
Методическая разработка направлена на поиск путей повышения мотивации к изучению русского языка, совершенствование орфографической грамотности учащихся посредством использования системы эффективных за...