Рабочая программа по русскому языку 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Холодилова Татьяна Михайловна

Рабочие программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_1_klass.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Рассмотрено:                           Согласовано:                                    Утверждаю:

Руководитель МО                       Зам. директора по УВР                    Директор школы

 

Протокол № ___ от                                                                                          Приказ № ____  от      

«____»________                  «____»________                                           «____»________  

Рабочая программа

по русскому языку

1 класс

 

2017-2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
  3. Учебного плана МОУ « СОШ с. Кышик» на 2011-2012 учебный год.
  4. Примерной программы начального общего образования «Школа России» , (автор А.А. Плешаков;  Русский язык Авторы: В. П. Канакина, . Г. Горецкий Данная линия учебников имеет грифы «Рекомендовано» и «Допущено»). 

      Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей родному языку в средней школе.
      В основе учебно-методического комплекта лежит Обязательный минимум содержания стандарта по русскому языку для общеобразовательных школ, а также идеи традиционной программы, разработанной Н. С. Рождественским и получившей дальнейшее совершенствование в современной школе. Однако содержание, языковой материал, последовательность его изучения, сам подход к его изучению усовершенствованы в связи с достижениями психолингвистики, методики обучения русскому языку, школьной практики и современных требований общества в школе.
      Продолжая традиции российского образования, авторы уделяют большое внимание духовному и нравственному развитию младших школьников.
      В программе и учебниках реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку и всему курсу придана деятельностная основа.
      Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:
      
1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).
      
Данное направление связано с развитием дара слова, формированием умения выражать свои мысли в устной и письменной форме. Речевое развитие детей — основной принцип всех занятий по русскому языку, именно оно содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников.
      Осознавание детьми изучаемых единиц языка и синтаксиса речи, специальных речевых умений заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи, позволит младшим школьникам правильно воспринимать, анализировать свою и чужую речь, а также создавать собственное речевое высказывание.
      
2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
      
Предметом изучения и языкового анализа становится для учащихся широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка: лексике, фонетике, графике, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису, культуре речи, стилистике.
      Программа и учебники построены так, чтобы дать детям основы знаний о языке (о тексте как единице языка и речи, типах текста, предложении, типах предложений по цели высказывания и интонационной оформленности, главных и второстепенных членах предложения, об обращении, о простых и сложных предложениях, о словосочетании, слове и его составе, частях речи, слоге, звуке, ударении, ударных и безударных гласных, твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих согласных звуках). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, связи и отношения.
      
3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
      
Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения русского языка является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдений над языком, проводят микроисследования в области языка и речи, постепенно открывают для себя определенные стороны языковых понятий, явлений, фактов. Поисковая деятельность детей может быть организована и за счет использования материалов толкового и других словарей, иных материалов справочного характера учебника, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.
      
4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
      
Условием реализации этого направления может стать содержание языкового материала учебника и рабочей тетради. Оно создаст хорошую языковую базу для организации работы на уроке, позволит учителю использовать его для решения определенных учебно-познавательных задач, будет способствовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, способности понимать, чувствовать его богатство и емкость, красоту и выразительность. Методический аппарат учебника, рабочей тетради, методического пособия позволит поддержать у младших школьников устойчивый познавательный интерес к изучению родного языка.
      Программа и учебники построены с учетом дидактико-психологических и лингвометодических подходов к обучению и развитию учащихся в процессе изучения языка и речи.
      Ключевыми знаниями и умениями, которые дети приобретают в 1 классе, являются фонетико-графические. Первоклассники на уроках русского языка учатся слышать и произносить основные звуки речи, различать их на основе артикуляционных признаков, получают сведения о звуках и буквах в их соотношении, уточняют полученные в период обучения грамоте представления о гласных и согласных звуках и буквах, их обозначающих, об алфавите, ударении, ударных и безударных гласных, о парных по глухости и звонкости, твердости и мягкости согласных звуках, шипящих звуках, учатся производить простейший звуко-буквенный анализ слов.
      В 1 классе проводится пропедевтическая работа, необходимая для выработки правописных навыков. Ученики узнают о различии в произношении и написании слов с парными звонкими и глухими согласными в конце слова, учатся различать ударные и безударные гласные. Уже на этом этапе первоклассники осознают, что под ударением гласные пишутся так же, как слышатся, а безударные гласные нуждаются в проверке ударением (
столы — стол, леса — лес); что перед гласными буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук, не требует проверки на письме, а на конце слов ее нужно проверять (сад — сады, дуб — дубы). В связи с этим существенное значение приобретают упражнения, способствующие развитию умения соотносить произношение и написание слов, развитию навыка самоконтроля, упражнения в звуко-буквенном анализе слов. Ведется пропедевтическая работа по формированию умений правильно писать буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, чн — чк, умений писать заглавную букву, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь), правильно переносить слова с одной строки на другую.
      Существенное внимание отводится лексической, синтаксической и речевой работе, формированию специальных речевых умений, чему подчинено содержание словарного, тестового, иллюстративного материала.
      Детям дается общее представление о речи, ее видах, формах, языке как средстве общения. Знакомясь с текстом, ученики наблюдают за предложениями, различными по цели высказывания и интонации, учатся понимать, что смысл предложения может меняться от логического ударения, интонации, порядка слов. Дети учатся строить предложение по определенной теме, рисунку и опорным словам.
      Школьники получают первое общее представление об однозначных и многозначных словах, а также о синонимах, антонимах, омонимах (без введения терминов), тематических группах слов, слов с переносным значением. Дети учатся отличать текст от предложений, не связанных между собой по смыслу, определять тему текста, подбирать к нему заголовок. На страницах учебника первоклассники встречаются с разными видами текстов: стихотворным и прозаическим, художественным, научно-деловым, в котором сообщаются сведения о языке. Дети учатся читать лингвистический текст и понимать его содержание. Задания учебника и тетради предполагают обучение воспроизведению прочитанного текста, обоснованию правильности своего ответа, созданию текста на определенную тему и по рисунку, составлению продолжения текста.

Количество часов: 5 ч в неделю,  всего  74 часов;

        Плановых контрольных работ: .

Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольные работы

1.

Слово. Предложение. Текст.

12

2.

Заглавная буква в словах. Предлоги.

8

3.

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Азбука и алфавит.

8

4.

Слово и слог. Перенос слов.

  10

5.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Шипящие согласные звуки. Гласные буквы после шипящих.

9

  1. 6.

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение звуков на конце слов

8

Гласные буквы в ударном и безударном слогах.

6

Слова – названия предметов, слова – названия признаков, слова – названия действий предметов.

13

Итого:

74

Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:  

Глава 1. Начальные геометрические сведения.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать: что такое прямая, точка, какая фигура называется отрезком, лучом, углом; определения вертикальных смежных углов.
  • уметь: изображать точки, лучи, отрезки, углы и прямые обозначать их; сравнивать отрезки и углы работать с транспортиром и масштабной линейкой; строить смежные и вертикальные углы.

Глава 2. Треугольники.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать и доказывать признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; определения медианы, высоты, биссектрисы треугольника; определение окружности.
  • уметь применять теоремы в решении задач; строить и распознавать медианы, высоты, биссектрисы; выполнять с помощью циркуля и линейки построения биссектрисы угла, отрезка равного данному середины отрезка, прямую перпендикулярную данной.

Глава 3. Параллельные прямые.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать формулировки и доказательство теорем, выражающих признаки параллельности прямых;
  • уметь распознавать на рисунке пары односторонних и соответственных углов, делать вывод о параллельности прямых.

Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать теорему о сумме углов в треугольнике и ее следствия; классификацию треугольников по углам; формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников; определения наклонной, расстояния от точки до прямой
  • уметь доказывать и применять теоремы в решении задач, строить треугольник по трем элементам.

Литература

1. Программы по геометрии к учебнику 7-9. Автор Атанасян Л.С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. (Составитель сборника  программ: Т. А .Бурмистрова. «Просвещение», 2008)

2. Геометрия, учеб. для 7-9 кл./ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2010

3. Геометрия: рабочая тетрадь для 7 кл. /Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2011

4. Зив Б.Г. Геометрия: Дидактические материалы для 7 класса/ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2007

5. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации: кн. для учителя/ Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]- М.: Просвещение, 2007

6. Электронный диск СD Геометрия 7-9 Карточки, издательство «Учитель», 2009

Приложение.

  Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата по плану

Дата фактически

Слово. Текст. Предложение.

1.

Слово – единица речи.

1

25.01

2

Наблюдение за связью слов по смыслу в речи.

1

26.01

3.

Предложение и текст – единицы речи.

1

27.01

4.

Основные функции предложений в речи.

1

30.01

5.

Основные функции предложений в речи.

1

31.01

6.

Связь слов в предложении. Связь предложений в тексте.

1

1.02

7.

Связь слов в предложении. Связь предложений в тексте.

1

2.02

8.

Главные члены предложения.

1

3.02

9.

Главные члены предложения.

1

6.02

10.

Главные члены предложения.

1

7.02

11.

Текст – единица речи.

1

8.02

12.

Предложение и текст – единицы речи

1

9.02

Заглавная буква в словах. Предлог.

13

Заглавная буква в словах.        

1

20.02

14

Заглавная буква в словах.        Закрепление.

1

21.02

15

Упражнение в написании слов с заглавной буквы.

1

22.02

16.

Упражнение в написании слов с заглавной буквы.

1

24.02

17.

Предлоги.

1

27.02

18.

Упражнения в правильном употреблении предлогов в речи.

1

28.02

19.

Раздельное написание предлогов со словами.

1

29.02

20.

Повторение о главных членах предложения.

1

1.03

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Азбука и алфавит.

21

Звуки и буквы. (сопоставление)

1

2.03

22

Воспроизведение знаний о звуках и буквах, полученных учащимися в период обучения грамоте.

1

5.03

23

Обозначение звуков буквами.

1

6.03

24.

Различие звуков и букв. Условное обозначение звуков речи.

1

7.03

25

Сопоставление звуковых и буквенных записей слов.

1

9.03

26

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

1

12.03

27

Общее представление об алфавите. Названия букв. Общепринятый порядок букв русского алфавита. Значение алфавита.

1

13.03

28

Упражнения на запоминание названий букв и порядка букв в алфавите, на умение располагать слова в алфавитном порядке.

1

14.03

Слово и слог. Перенос слов.

29

Слово и слог.

1

15.03

30

Слово и слог. Закрепление.

1

16.03

31

Деление слов на слоги с опорой на количество звуков.

1

19.03

32

Деление слов на слоги с опорой на количество звуков.

1

20.03

33

Ударный слог в слове и его роль в различии смысла слова.

1

21.03

34

Упражнения в нахождении ударного слога в слове.

1

22.03

35

Ударные и безударные слоги.

1

2.04

36

Наблюдение над обозначением гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах слов.

1

3.04

37

Перенос слов. Упражнение на перенос слов с одной строки на другую.

1

4.04

38

Ознакомление с правилами переноса слов.

1

5.04

Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Шипящие согласные звуки. Гласные буквы после шипящих.

39.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами е,ё, и,ю, я.

1

6.04

40.

Шипящие согласные звуки

1

9.04

41.

Обозначение мягкости согласных звуков на конце слова мягким знаком.

1

10.04

42.

Гласные буквы после шипящих.

1

11.04

43.

Правописание слов с буквосочетанием жи — ши,

1

12.04

44.

Гласные и согласные буквы в сочетаниях, ча-ща, чу-щу, жи-ши.

1

13.04

45.

Правописание слов с буквосочетанием жи — ши,

1

16.04

46.

Правописание слов с буквосочетаниями ча — ща, чу — щу

1

17.04

47.

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн.

1

18.04

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение звуков на конце слов

48.

Особенности произношения глухих и звонких согласных звуков.

1

19.04

49.

Парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки

1

20.04

50.

Буквы, обозначающие парные и непарные согласные звуки.

1

23.04

51.

Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами на конце слова.

1

24.04

52.

Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука. Особенности проверочных и проверяемых слов.

1

25.04

53.

Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова.

1

26.04

54.

Обозначение парных согласных звуков на конце слова.

1

27.04

55.

Обобщающий урок в написании слов с парными согласными звуками.

1

30.04

Гласные буквы в ударном и безударном слогах.

56.

Гласные буквы в ударном и безударном слогах.

1

3.05

57

Наблюдение над обозначением гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах слов. Общее представление о правиле обозначения буквой гласного звука в словах.

1

4.05

58

Обозначение безударных гласных звуков в двухсложных словах.

1

7.05

59

Упражнение в обозначении гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов.

1

8.05

60

Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением.

1

10.05

61

Знакомство с орфографическим словарем русского языка и орфографическим словарем учебника. Упражнения в написании слов с непроверяемыми гласными.

1

11.05

Слова – названия предметов, слова – названия признаков, слова – названия действий предметов.

62

Слова, которые отвечают на вопрос кто? Что?

1

14.05

63

Упражнения в нахождении слов, отвечающих на вопросы кто? что?

1

15.05

64

Слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое?

1

16.05

65

Слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое?

1

17.05

66

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? (ют).

1

18.05

67

Упражнения в нахождении слов, отвечающих на вопросы  что делает? (ют).

1

21.05

68

Слова, обозначающие предметы.

1

22.05

69

Слова, обозначающие признаки предметов.

1

23.05

70

Слова, обозначающие действия предметов.

1

24.05

71.

Сопоставление слов, предметов, признаков, действий.

1

25.05

72

Контрольный диктант за год.

1

28.05

73.

Работа над ошибками. Повторение изученного.

1

29.05

74.

Повторение изученного.

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку1 класс. Школа России.

календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"...

Итоговые контрольные работы по русскому языку1 класс (два варианта)

Тренажёр для подготовки к итоговой контрольной работе по русскому языку....

Карточки по русскому языку1 класс

Карточки для индивидуальной работы на уроке русского языка в 1 классе...

Карточки по русскому языку1 класс

карточки для индивидуальной работы...

Рабочая программа по русскому языку1-4 классы УМК "Школа России"

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Рабочая прогамма по русскому языку1 класс

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса."Школа России" 2022-2023 учебный год....