2018-2019, Рабочая учебная программа по русскому языку, 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Дугарева Надежда Викторовна

Рабочая программа адресована обучающимся 2 классов общеобразовательных школ по образовательной   системе               « Перспектива».

   Рабочая программа по русскому языку  составлена на основе:

- Федерального государственного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом МО и Н РФ от 06.10.2009 г. № 373;

- изменений, внесённых в ФГОС НОО, утверждённых приказом МО и Н РФ от 26.11.2010 г.;

- на основании Приказа МОиН РФ №1643 от 29.12.2014г. «О внесении изменений в ФГОС НОО»;

  -  приказа МО и Н РФ № 1576 от 31.12.2015 г. « О внесении изменений в ФГОС НОО»;

   - требований СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. N 189;

  - авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык», М, «Просвещение», 2011 год.

 Рабочая программа по русскому языку составлена с учетом учебного плана МОУ СОШ № 24,  рассмотренном на педагогическом совете (протокол № 1 от 31.08.2018г.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №24» г.о. Саранск

УТВЕРЖДАЮ:   Директор МОУ «СОШ № 24»

________________    /С.С. Сурайкин/                                                                                    _________________________ 2018 г.

Рабочая учебная программа

по русскому языку

Разработчик:  

учитель начальных классов

Дугарева Надежда Викторовна.

                                                         

2018 г.

СОГЛАСОВАНО:     Руководитель МО

___________________  /М. В. Стрежнева/

Пр. №  _1__ от  30 августа  2018 г.

СОГЛАСОВАНО:     Зам. директора по УВР  

___________________  /Т.М. Пимкина/

______________ 2018 г.


Программа «Русский язык»  (Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина)

Рабочая программа адресована обучающимся 2 классов общеобразовательных школ по образовательной   системе               « Перспектива».

   Рабочая программа по русскому языку  составлена на основе:

- Федерального государственного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом МО и Н РФ от 06.10.2009 г. № 373;

- изменений, внесённых в ФГОС НОО, утверждённых приказом МО и Н РФ от 26.11.2010 г.;

- на основании Приказа МОиН РФ №1643 от 29.12.2014г. «О внесении изменений в ФГОС НОО»;

  -  приказа МО и Н РФ № 1576 от 31.12.2015 г. « О внесении изменений в ФГОС НОО»;

   - требований СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. N 189;

  - авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык», М, «Просвещение», 2011 год. 

 Рабочая программа по русскому языку составлена с учетом учебного плана МОУ СОШ № 24,  рассмотренном на педагогическом совете (протокол № 1 от 31.08.2018г.).

        УМК:

1. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2016.

2. Яценко И. Ф., Ситникова Т. Н. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. М.: ВАКО, 2017.

         В урочной деятельности учащихся предусматривается индивидуальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Используются здоровьесберегающие технологии (физминутки, гимнастика для глаз, дыхательная и пальчиковая гимнастики и др.).

       Курс «Русский язык»   входит в образовательную область   «Русский язык и литературное чтение».

       В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет «Русский язык» в начальной школе изучается с 1-го по 4-ый класс. На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 675 часов.В первом классе — 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебные недели), из них 115 часов (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 часов (10 учебных недель) — на уроки русского языка. Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 136 часов  (4 часов в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе).

        Согласно базисному учебному плану МОУ «СОШ №24» на 2018-2019   уч. г. на изучение курса «Русский язык» во 2  классе отводится 5 часов в неделю. Общий объём учебного времени в год составляет 170 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел «Мир общения». Повторение. (17 ч)

Даёт целостное представление о языке, о таких его единицах, как звук, буква, слово, предложение, текст. Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким согласным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания). Использование букв ь и ъ как разделительных (предупредительных) при обозначении звука [и'].

 Раздел «Звуки и буквы. Слог. Ударение». (67 ч)

Основная цель данного раздела связана с освоением орфографических правил и формированием грамотного письма. Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных.  Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов.Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на конце слов, называющих предметы (сливА, яблонЯ, деревО, морЕ, сливЫ, яблокИ), действия (игралА, игралО, игралИ; играТЬ, играеТ), на месте звука [yl (клУбника, тЮльпан, на сливУ, на яблонЮ). Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши (жИвут). Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний. Возможность непроизносимых согласных звуков в корнях слов и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного (предупредительного) знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи.

Раздел «Слово и его значение» (21ч), «Состав слова» (16 ч).

Посвящен формированию элементарных представлений о лексическом значении слова, его многозначности, синонимах и антонимах. Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слова, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова, слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными («похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах. Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»). Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.

Раздел «Части речи». (31 ч)

Внимание учеников переключается с конкретного лексического значения слова на его грамматическое значение. Знакомство с такими грамматическими категориями, как имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Раздел «Предложение. Текст». (11 ч)

Назначение предложения, признаки (наличие выраженной мысли и в устной речи интонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложений; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но. Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи. Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.

Раздел «Повторение изученного за год». (7 ч)

В учебник включены небольшие словари различного типа, что позволяет активизировать самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

Обучающийся научится:

•        понимать значимость речи для процесса общения;

•        испытывать  чувство гордости за родной язык;

•        осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка;

•        уважительно относиться к языку и его традициям;

•        осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;

•        применять навыки культурного поведения при общении.

Обучающийся получит возможность:

•        развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.);

•        испытывать потребность в общении;

•        осмыслить значение общения;

•        понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи;

•        осознавать необходимость писать грамотно;

•        сформировать интерес к  изучению истории русского языка;

•        понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека;

•        стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры;

•        развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря;

•        проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);

•        научиться уважительному отношению к художественным произведениям, испытывать интерес к ним, воспитывать в себе внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;

•        создавать собственные словесные произведения по образцу;

•        понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений;

•        осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей культуры;

•        добросовестно относиться к труду и его результатам (на примере знакомства с деятельностью В. И. Даля) и негативное отношение к лени;

•        усвоить уважительное отношение семейным ценностям;

•        осмыслить необходимость  в чувстве сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации;

•        сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях;

•        научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям;

•        научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран;

•        расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми;

•        сформировать  интерес и любовь к живой природе;

•        сформировать гуманное отношение к домашним животным;

•        соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе;

•        оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала;

•        понимать необходимость постепенности в усвоении знаний (на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака).

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

•        использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

•        работать с моделями слова, звуковыми схемами;

•        пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц;

•        контролировать свою речь в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        находить сходство и различие языковых единиц (звук и буква, гласные и согласные звуки, слово и предложение, корень и приставка, суффикс; тексты разных типов и т. д.);

•        сравнивать языковые единицы по разным критериям;

•        развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображённой на рисунке жизненной ситуации, при распределении слов на группы);

•        развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи;

•        классифицировать языковые единицы по различным критериям;

•        работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм);

•        понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;

•        сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;

•         работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу;

•        развивать речь (при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов и по рисунку, при изменении слов—названий предметов по числам, при работе с прозаическими текстами и составлении собственных текстов, при изложении текста, при доказательстве верности своего решения, при объяснении выбора проверочных слов, при подборе обобщающих слов, при составлении собственных речевых произведений по заданной теме, по жизненным впечатлениям, при подборе пословиц с заданным словом, при составлении загадок, составлении диалогов, характерных для различных коммуникативных ситуаций, и т. п.);

•        развивать внимание (например:  нахождение «третьего лишнего»,  работа с картинками,  нахождение ещё не изученных орфограмм и т.п.);

•        понимать значение орфоэпически грамотного произношения слов при общении;

•        понимать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи;

•        понимать обучающую задачу дидактических игр;

•        принимать участите в составлении учебных лингвистических словарей;

•        применять полученные знания для решения практических задач.

Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

• ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);

• различать устные и письменные формы общения;

• составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;

• составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;

• понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;

• понимать необходимость осознания значения слова и его написания;

• называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);

• писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.

Обучающийся получит возможность научиться:

• поддерживать диалог с собеседником при помощи реплик и вопросов, проявлять к собеседнику внимание, терпение, уважение к чужому мнению;

• понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;

• составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»;

• составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление);

• иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).

Главный помощник в общении — родной язык. Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится:

• понимать преимущества звукобуквенного письма;

• осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита;

• понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;

• систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами;

• находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове;

• передавать на письме мягкость и твердость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость — с помощью букв а, о, э, у, ы;

• разграничить две функции букв е, ё, ю, я, и: обозначение мягкости согласных звуков и обозначение двух звуков;

• правилам деления слов на слоги, определять количество слогов в слове;

• находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов);

• понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой;

• понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости-глухости согласных, проверяемых и непроверяемых ударением;

• верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами;

• переносить слова по слогам в соответствии с правилами;

• правилам употребления прописной буквы;

• правильно писать слова с удвоенными согласными;

• правильно писать слова с непроизносимыми согласными;

• уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков;

• употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в употреблении разделительных твёрдого и мягкого знаков.

Обучающийся получит возможность научиться:

• различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии;

• понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие-глухие согласные в конце слова);

• особенностям орфографического и орфоэпического словарей, понимать их назначение;

• иметь представление о единообразном написании слова

Лексика

Обучающийся научится:

• формировать ценностное отношение к слову;

• расширять свой лексический запас словами разных тематических групп;

• иметь представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение;

• составлять двусторонние модели слов;

• формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова;

• понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных. Ученик получит возможность научиться:

• понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать;

• понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае;

• углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова;

• углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);

• выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;

• расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи;

• понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

• называть части слова;

• выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней;

• разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

• выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово;

• различать предлоги и приставки;

• находить суффикс в слове, определять значение, которое придает слову суффикс, и его роль в образовании новых слов;

• правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания);

• объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании.

Обучающийся получит возможность научиться:

формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;

• понимать принцип единообразного написания морфем;

• составлять слова с предложенными морфемами.

Морфология

Обучающийся научится:

• определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;

• понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества.

Обучающийся получит возможность научиться:

научиться понимать грамматическую общность слов, относящихся к определённым частям речи;

• получить образное представление о языке как о чётко организованной структуре

Части речи

Обучающийся научится:

• находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности;

• определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными;

• осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления заглавной буквы; определять число имён существительных;

• находить глаголы в предложении по вопросу и общему значению действия;

• находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению и по вопросу;

• определять число глаголов;

• определять связь имени прилагательного с именем существительным в числе;

• классифицировать имена прилагательные на основе различия в их значении.

Обучающийся  получит возможность научиться:

• верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа);

• ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени;

• на практическом уровне изменять глаголы по временам;

• редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными;

• образовывать имена прилагательные от других частей речи.

Синтаксис. Предложение

Обучающийся научится:

• выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме;

• определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

Обучающийся получит возможность научиться:

определять отношения между словами в предложении на основе вопроса от слова к слову;

• составлять предложения разных типов.

Текст

Обучающийся научится:

• озаглавливать текст;

• определять тему и главную мысль текста;

Обучающийся получит возможность научиться:

практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение;

• составлять план текста на основе памяток, образцов;

• составлять текст заданного типа, в том числе деловые тексты (записка, объявление, поздравительное письмо).

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Раздел

Кол-во часов

Диктант

Контрольная работа

Проверочная работа

Тест

Изложение

1.

Мир общения.

17

1

1

1

2.

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

67

3

5

3

2

3.

Слово и его значение.

21

1

1

2

3

4.

Состав слова.

16

1

5.

Части речи.

31

2

1

2

1

6.

Предложение. Текст.

11

1

1

  7.

Обобщение      

знаний.

7

1

1

1

Всего:

170

7

3

11

11

3

Календарно – тематическое планирование уроков русского языка (Климанова Л. Ф.) во 2 классе

№ п/п

Тема урока

Кол-во

ча сов

Дата проведе ния

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

план

факт

Тема: Мир общения  (17ч)

Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель общения, сопоставлять цель и результат общения. Анализировать, сопоставлять способы общения в зависимости от ролевых отношений партнёров (взрослый-ребёнок). Выделять в речи слова и предложения как средства общения. Строить высказывание в устной и письменной форме. Анализировать интонационно - звуковую сторону речи, устранять недочёты в произношении отдельных звуков и слов. Наблюдать за мелодикой, темпом речи, силой голоса, изменять их в зависимости от речевой задачи. Обдумывать и планировать ответ, отбирать слова и выражения в зависимости от учебной задачи: объяснить, сообщить, убедить. Контролировать свою речь в процессе общения. Проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий. Соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание, терпение. Проявлять уважение к чужому мнению, опираться на морально- этические нормы. Составлять диалоги на заданные темы.

1

Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники.

1

2-3

Собеседники.

2

4-10

Слово, предложение и текст в речевом общении.

7

Выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему; правильно оформлять его на письме и в устной речи.

Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.  Определять тему текста, подбирать заглавия. Составлять план текста: на основе памяток, образцов, на основе выделения главной мысли в каждой смысловой части (с помощью учителя).

Практически различать текст- описание, текст- повествование, текст- рассуждение. Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы. Использовать в общении деловые тексты (записки, письма, объявления, приглашения).

Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3-5 предложений на заданную тему.

 Писать изложение текста в 40—45 слов (с использованием  вопросов)

11

Слово, предложение и текст в речевом общении. Тест.

1

12

Слово, предложение и текст в речевом общении.

1

13

Административная контрольная работа (входная).

1

14-15

Работа над ошибками. Главный помощник в общении – родной язык.

2

Называть  основные языковые единицы: звуки, буквы,  слова, предложения, текст; определять их роль в речи.

 Сравнивать, различать языковые единицы.

Объединять в группы языковые единицы.

 Давать определения основным языковым единицам.

16

Обобщение знаний  по разделу «Мир общения». Проверочная работа.

1

17

Работа над ошибками. Повторение изученного.

1

Тема: Звуки и буквы. Слог. Ударение. (67ч)

Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно - образной схеме Звукограда. Различать гласные и согласные звуки. Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные). Называть все буквы русского алфавита правильно, называть буквы в алфавитном порядке.

 Объяснять значение знания алфавита для работы с различными справочниками. Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела и рисунков.

18-23

Гласные и согласные звуки. Обозначение  их буквами.

6

24

Гласные и согласные звуки. Обозначение  их буквами. Тест.

1

25-26

Звук [й] и буква й. Обучающее изложение.

2

Различать букву Й, обозначающую согласный звук, и букву И, обозна чающую гласный звук. Делить на части для переноса слова с буквой Й.

27

Звук [э] и буква э.

1

Орфографически верно писать слова с буквой Э

28-33

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме.

6

Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и с помощью гласных Е, Ё, Ю, Я, И.

Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и с помощью гласных  Е, Ё, Ю, Я, И.

34

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме. 

Проверочная работа.

1

35-38

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания  жи – ши,  ча – ща, щу – чу, ЧК, ЧК,ЩН.

4

Писать слова с орфограммами жи- ши, ча-ща, чу- щу, чк, чн, щн.

Объяснять, почему эти написания являются традиционными.

39

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи – ши,  ча – ща, щу – чу, ЧК, ЧК, ЩН. Тест.

1

40

Диктант по теме «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи – ши,  ча – ща, щу – чу, ЧК, ЧК, ЩН».

1

41

Работа над ошибками.

Слог. Перенос слова.

1

Проводить звуко - буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, переносить слова по слогам

42-43

Слог. Перенос слова.

2

44-45

Ударение. Ударный слог.

2

Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударный слоги. Работать с орфоэпическим словарём, объяснять его назначение. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне.

Находить и объяснять орфограмму, использовать алгоритм её проверки.

46

Ударение. Ударный слог. Проверочная работа.

1

47-48

Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.

2

Подбирать проверочные  слова.

49

Безударные гласные звуки. Их обозначение  на письме. Тест.

1

50

Безударные гласные звуки. Их обозначение  на письме. Обучающее изложение.

1

51-52

Безударные гласные звуки. Их обозначение  на письме.

2

53

Проверочная работа по теме «Безударные гласные звуки. Их обозначение  на письме».

1

54

Анализ проверочной работы. Безударные гласные звуки. Их обозначение  на письме.

1

55

Правописание слов с непроверяемыми написаниями.

1

Находить в слове и объяснять орфограмму (слова с непроверяемыми написаниями). Записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений.

Работать с орфографическим словарём.

56

Диктант по теме «Безударные гласные звуки. Их обозначение  на письме».

1

57

Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение  на письме.

1

Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами.

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне  слова).

 Изменять слово так, чтобы орфограмму можно было проверить.

 Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости - глухости согласными в корне  слова.

58-63

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

6

64

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. Тест.

1

65

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

1

66

Диктант по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение  на письме».

1

67

Проверочная работа по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме».

1

68

Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе.

1

69-71

Слова с удвоенными согласными.

3

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание удвоенных согласных).

Писать орфографически правильно слова с удвоенными согласными.

72-73

Непроизносимые согласные.

2

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными).

Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми  согласными

74

Непроизносимые согласные. Тест.

1

75-81

Разделительный Ь и Ъ знаки.

7

Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака.

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком).

Писать орфографически правильно слова с  разделительным мягким знаком.

82

Итоговая проверочная работа (к 1-ой части).

1

83

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение».

1

84

Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение».

1

Тема: Слово и его значение.  (21ч)

Составлять двусторонние  модели слов, различать значение слова и его звуко-буквенную форму. Сопоставлять слова по звуко-буквенному составу и по значению, классифицировать слова по различным критериям, находить слово с обобщающим значением для тематической группы слов. Пользоваться лингвистическими словарями (орфографическим и толковым). Принимать участие в составлении учебных лингвистических словарей (орфографического, толкового).

85-88

Что рассказало слово.

4

89-90

Имена собственные и нарицательные

2

Распознавать имена собственные и нарицательные, различать их по функциям.

91-93

Слова с несколькими значениями.

3

Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте.

94

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

1

Различать слова, похожие  по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова.

95-96

Слова, близкие по значению (синонимы).

2

Объяснять роль в речи синонимов как средства обогащения речи.

 Использовать синонимы в собственных высказываниях.

97

Слова, противоположные по значению (антонимы).

1

Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснять их роль.

98

Слова, противоположные по значению (антонимы). Тест.

1

99-100

Устойчивые сочетания слов.

2

Объяснять семантику фразеологических оборотов (наиболее употребительных) и использовать их в собственной речи.

101-102

Тематические группы слов.

2

Распределять слова по тематическим группам, дополнять эти группы словами.

Понимать язык (слово, предложение) как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов  ( действие и свойство) окружающего мира.

103

Обобщение знаний по теме «Слово и его значение». Проверочная работа.

1

104

Контрольная работа по теме «Слово и его значение».

1

105

Работа над ошибками.

1

Состав слова  (16ч)

106-107

Как собрать и разобрать слова.

2

Наблюдать за строением слова на наглядно - образных моделях. Состав лять наглядно - образные модели состава слова. Называть части слова.

108-111

Корень-главная часть слова. Однокоренные слова.

4

Находить корень слова путём сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи). Объяснять лексическое значение корня. Различать корни с омонимичным значением.

Применять алгоритмы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова. Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня. Доказывать родство слов, объяснять общность их значения.

112

Корень-главная часть слова. Однокоренные слова. Тест.

1

113-114

Приставка.

2

Выделять в слове приставку, определять значение, которое придаёт слову приставка (простые случаи). Различать предлоги и приставки, писать предлоги раздельно с другими словами. Употреблять при написании слов разделительные мягкий и твёрдый знаки.

Объяснять разницу в употреблении разделительных мягкого и твёрдого знаков.

115

Приставка. Тест.

1

116-117

Суффикс.

2

Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы (простейшие случаи).

118

Окончание.

1

119

Обобщение знаний по теме «Состав слова».

Проверочная работа.

1

Правильно употреблять окончание (простейшие случаи ударного окончания), объяснять его роль для связи слов в предложении и словосочетании.

120

Контрольный диктант по теме «Состав слова».

1

121

Работа над ошибками.

1

Тема: Части речи (31ч)

Определять части речи ( имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признакам и по вопросам; правильно употреблять их в речи. Использовать в процессе выполнения заданий и усвоения грамматических понятий приемы наглядно-образного и логического мышления.

122-124

Что такое части речи

3

125-131

Имя существительное

7

Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных. Выбирать формы имён существительных из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка.

Определять число имён существительных.

132

Обучающее изложение.

1

133

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

134

Работа над ошибками.

1

Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число глаголов.

 Ставить  вопросы к глаголам  в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.

Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы.

135-139

Глагол.

5

140

Глагол. Тест.

1

141-145

Имя прилагательное.

5

Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении.

Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением.

146

Имя прилагательное. Тест.

1

147-149

Предлог.

3

150

Предлог. Части речи (обобщение знаний).

Проверочная работа.

1

151

Контрольный диктант по теме «Части речи».

1

Осознанно применять полученные знания на практике.

152

Работа над ошибками.

1

Тема: Предложение. Текст.  (11ч)

Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания.

Находить в предложении главные члены.

Строить предложения, адекватно выражая основную мысль.

 Составлять текст и изученными орфограммами.

Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом.

 Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами.

153

Предложение.

1

154-157

Предложение. Главные члены предложения.

4

158

Предложение. Главные члены предложения. Тест.

1

159

Текст. Типы текстов.

1

160

Текст. Записка. Письмо.

1

161

Текст. Приглашение. Обобщение знаний по теме «Предложение. Текст.»

1

162

Итоговая проверочная работа (ко 2-ой части).

1

163

Работа над ошибками.

1

Тема: Повторение изученного за год (7ч)

Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами.

164-165

Повторение изученного за год.

2

166

Итоговая контрольная работа.

1

167

Работа над ошибками. Повторение изученного.

1

168

Итоговое тестирование. Повторение изученного.

1

169

Урок – путешествие  «По океану речи».

1

170

Повторение изученного.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса

данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО...

Рабочая учебная программа по русскому языку ,3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Структура рабочей программы: титульный лист ,пояснительная записка и календарно-тематическое планирование (204 часа в год ,6 часов в неделю). Пояснительная записка включает в себя цели и задачи ,содер...

Рабочая учебная программа по русскому языку 3 класс (Школа 2100)

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской учебной программы  Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, входящей в Образовательную систему «Школа 2100»....

Рабочая учебная программа по русскому языку для 3 класса.Образовательная программа "Начальная школа XXI века"

Календарно-тематическое планирование.Рабочая учебная программа по русскому языку для 3 класса.Образовательная программа "Начальная школа XXI века"...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса УМК «Школа России» 2014-2015 учебный год

Рабочая учебная программа по русскому языку для 1  класса    УМК «Школа России»   2014-2015 учебный год...

Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 1 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Программа  по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи)  составлена на основе программы по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) специальной (коррекционной) образовательн...

Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 6 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая учебная программа по русскому языку составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллек...