Гласные у-ю после твёрдых и мягких согласных.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Черниченко Валентина Михайловна

конспект урока будет полезен учителям начальных классов, работающим по ФГОС во втором классе с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Гласные у – ю после твёрдых и мягких согласных.

Цель урока: научить определять разницу в звучании твёрдых и мягких согласных по слуху и на письме.

Задачи: Образовательная – формировать умение различать твердые и мягкие согласные, писать слова с буквами у-ю.

Коррекционная — коррекция зрительного восприятия, фонематического слуха.

Развивающая –развитие слухового восприятия (при дифференциации твердых и мягких согласных, звукобуквенном разборе), речи (при аргументации ответа), развитие произвольного внимания, памяти (при выполнении учебных заданий);

Воспитательная – воспитывать мотивацию к учебе, развитие личностных качеств ребенка, а также воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности.

Оборудование: 1. Презентация. 2. Индивидуальные карточки с буками у - ю. 3. Карточки со слогами. 5. Смайлики. 6. Конторки. 7. Алфавит с прописными буквами у слабых учеников. 8. Кружки  для обозначения гласных, согласных, согласных твёрдых, согласных мягких.9. Красный и синий карандаши.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости. Поприветствуем их: встали, повернулись к гостям и поклонились. Теперь, ребята,  вспомним наш девиз-речёвку:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Отчёт дежурного: какое число, день недели, какой урок, все ли готовы к уроку.

- Ребята, скажите, путешествие в какую страну мы совершали на предыдущих уроках? (в Королевство Грамматики). Что это за страна – Грамматика (страна, где все правильно пишут, правильно и красиво говорят)

-А сегодня в Страну Грамматику с нами отправляется Маша из мультфильма «Маша и медведь»). СЛАЙД.

- Поможем Маше попасть в Королевство  Грамматики?

II.Звуко-буквенная разминка:

  1. Королева Грамматики просит Машу определить, какой слог тут лишний и почему? СЛАЙД.

РУ  РЫ  РА  РЁ;

ЛЮ  ЛИ   ЛЯ  ЛО

СА    ГЕ   НЯ    КИ

Проверка. СЛАЙД

  1. А из данных букв Королева просит составить слова: СЛАЙД

н  А   н   а

    а  в  В   о

- С какой буквы начнём составлять? Почему?

Проверка. СЛАЙД

3. Развитие фонематического слуха. А теперь проверим слух. Прослушайте слоги. Скажите, какой гласный вы слышите:  му, ту, бу, ву, ду, лу. Какой гласный звук вы услышали? Какой буквой обозначается этот звук?  Покажите её. А теперь другие слоги: бю, вю, дю, лю.

Какой гласный звук вы услышали? Какой буквой обозначается? От чего это зависит?

Вывод: после твердых согласных – звук [у] (буква у), после мягких согласных – звук [ю] (буква ю).

III. Сообщение темы урока: -Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- А теперь вспомним, как мы пишем эти буквы. Но сначала вспомним нашу любимую гимнастику.

             IV. Пальчиковая гимнастика.

«Это пальчик дедушка, этот пальчик бабушка…»

Теперь откроем тетради, покладём их с наклоном и запишем число. Сегодня: 6 декабря.

V. Минутка чистописания. СЛАЙД

Маша просит помочь ей правильно написать. 3 человека работают за конторками. 

Уч ум;    юл юш

VI. Изучение новой темы.

  1. Помогите Маше правильно прочитать слоги. А теперь запишите на слух:

Лу-лю, ту-тю, ру-рю, су-сю, ду-дю.

Проверка.СЛАЙД

  1.  Задание от Королевы Грамматики.  Словарная работа.

Вставить пропущенные буквы:  кап.ста, .лица.

VII.Зарядка для глаз: лягушка.

  1.  Работа со схемами.

-А теперь Маша просит помочь ей разобраться и правильно записать слова в предложении:

 Посадил на огороде люк или лук? Рабочий закрыл лук или люк? (показать индивидуальные карточки с буквами У, Ю)

А как различить слова круг, крюк? Чем они различаются? (гласными У,Ю)

Посмотрите на доску и выберите схему соответствующую слову круг, крюк? Чем различаются эти слоги?

Записать слоги и к ним схемы.

4. Работа с учебником. Упр.2 стр.72 пишут после анализа: какие буквы спорят? В каких словах? Какую букву надо писать в слове «Дедушке», какую в слове «Надюшка»? Почему «Надюшка» написано с большой буквы? Сколько слов в предложении? Какое первое слово, второе, третье и т.д.? Прочитали первое слово, запомнили, диктуем себе и пишем в тетрадь.

VIII. Физкультминутка «Снеговик».

5. Работа с индивидуальными карточками: покажите, какая буква пропущена:

Т.льпан, т.фли, л.стра, р.кзак.

Продолжить слова из упр. 3 стр.73

6. Закрепление. Использую упр.4, стр.73

- Посмотрите на картинку, кто на ней нарисован?  Чем заняты подружки?  Кому они шьют брюки? К этой картинке у нас есть стихотворение с пропущенными буквами, давайте прочитаем его, вставляя пропущенные буквы.

У Любы и Катюшки

Клубки и катушки.

Сели шить подр…жки

Бр…ки для Петр…шки.

Списать с учебника, вставляя пропущенные буквы.

IX. Итог урока. Какая буква придаёт твёрдость согласной? Какая мягкость?

Выставление оценок.

X. Рефлексия. Кому было трудно на уроке? Кому легко? Кому интересно? Кому было всё понятно? А теперь оцените свою работу на уроке: выберите соответствующий смайлик: если вы довольны собой, работали активно-смайлик улыбается, если могли бы работать лучше-смайлик спокойный, если недовольны собой –смайлик грустный.

Маша благодарит вас за помощь, теперь она точно попадёт во Дворец Королевы Грамматики и предлагает вам нарисовать, как вы представляете Дворец Королевы.

http://printonic.ru/uploads/images/2016/01/05/.tmb/thumb_img_568b6ed8a67bd_resize_900_5000.jpg

http://raskrasku.com/uploads/posts/2016-01/1452190205_katanie-na-sanyah_1_raskrasku.com.jpg

http://ru.colorkid.net/sites/default/files/styles/big_father/public/1433779542_4.gif?itok=AFrM9iGd



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ребята! Я тоже хочу попасть во дворец Королевы Грамматики. Поможете мне?

Слайд 2

Ребята! Какая же тут буква лишняя? ЛЮ ЛИ ЛЯ ЛО СА ГЕ НЯ КИ Р У Р Ы РА РЁ Ребята! Какой же тут слог лишний?

Слайд 3

А теперь проверим! РУ НЯ КИ ЛИ ЛЯ РЫ РА ЛЮ ГЕ

Слайд 4

Ребята! А какое же слово получится из букв каждой строчки? н А н а а в В о Ребята! А какое же слово получится из букв каждой строчки?

Слайд 5

А н о в н а а В М олодцы, ребята !

Слайд 6

А теперь проверим слух! Какую гласную слышите ? А теперь проверим слух! Какую гласную слышите ?

Слайд 7

Тема урока «Гласные У-Ю после твёрдых и мягких согласных».

Слайд 8

Ребята! А какое же слово получится из букв каждой строчки? Ребята! А какое же слово получится из букв каждой строчки? Ребята! А какое же слово получится из букв каждой строчки? Ребята! Вспомните свою любимую пальчиковую гимнастику.

Слайд 9

Ребята, помогите правильно написать!

Слайд 10

Помогите мне правильно прочитать! ту лу ру су тю лю рю сю Помогите мне правильно прочитать!

Слайд 11

А теперь помогите записать слоги, которые продиктует учитель! Ту- т ю , лу-лю , р у-рю

Слайд 12

Ребята, вспомните словарные слова и вставьте пропущенные буквы. К а п . . л и ц с а т а

Слайд 13

Ребята, помогите правильно вставить слово: -Я посадил в огороде л. к. -Рабочий закрыл л.к . л

Слайд 14

Прочитайте слова. Чем они различаются? к р у г к р ю к Помогите выполнить упр.2 стр.72.

Слайд 15

Какая буква пропущена? т л п а л . и л т ф . ь . р р т с а а з к . к н

Слайд 16

Спасибо за помощь! Теперь я обязательно попаду во Дворец Королевы Грамматики! Ребята! А как вы представляете себе Дворец Королевы Грамматики! Нарисуйте дома и принесите рисунки в класс!

Слайд 17

Источники: Маша за партой Маша плачет Медведь Задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами".

Данная разработка урока применяется во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Здесь во время путешествия дети учатся находить  мягкие и твёрдые согласные звуки, которые обозначаются гласными буквами и...

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов

Презентация к уроку по теме "Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов". Программа "Перспектива", 2 класс...

Конспект урока письма и развития речи, 2 класс. Тема "Гласные у-ю после твердых и мягких согласных"

Конспект урока письма и развития речи, 2 класс коррекционной школы VIII вида. Тема урока "Гласные у-ю после твердых и мягких согласных"...

Урок литературного чтения ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Цели: организовать работу по повторению правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; помочь освоить правила работы в команде; создать условия для расширения круго...

«Гласные У- Ю после твёрдых и мягких согласных». (2 класс, 8 вид)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 п. Газырь муниципального образования Выселковский район  Предмет: Русский языкДата: 24.02.17гУчите...

Конспект по русскому языку "Гласные А-Я после твердых и мягких согласных"

В данном конспекте вы найдеты материалы по отработке темы "Гласные А-Я после твердых и мягких согласных"...