Часть речи - имя прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Разработка данного урока необходима для закрепления части речи - имени прилагательного, закрепления рода имени рилагательного, окончаний в различных падежах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Имя прилагательное.

Тип урока: Обобщение и повторение знаний по теме “Прилагательное”.

Триединая цель:

– дидактическая: совершенствовать у учащихся умение определять род, числа, падеж имен прилагательных;

– развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание, речь учащихся;

– воспитательная: воспитывать любовь к языку; умение работать в коллективе; воспитывать аккуратность ведения тетрадей.

Оборудование: презентация; карточки с прилагательными для творческой работы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и поприветствуйте улыбкой наших гостей.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Соберёте много знаний,

Если приложить старанье.

– Великая, могучая, многонациональная, любимая … О чем это я? (О стране)
– С помощью каких слов я смогла описать страну? Как называются эти слова? (имена прилагательные).
– Кто уже догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
– Сегодня у нас урок – путешествие.

Перед вами карта пестрой разноцветной страны, страны знаний.

– Как её можно назвать?

Имя ее – Страна Прилагательных. (Слайд 2) Мы с вами отправимся в путешествие по этой стране и закрепим знания об имени прилагательном как части речи, вспомним, как определить род и падеж прилагательных, поупражняемся на примере различных заданий.

В пути мы будем делать остановки и встретимся с невидимыми жителями этой страны, которые будут чинить нам разные препятствия. Поэтому в помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

Итак, отправляемся в путь!

II. Чистописание.

Но сначала оформим маршрутные листы (запись числа в тетради).

(Слайд 3) Чтобы стражники нас впустили в эту страну, необходимо вспомнить:

– Что такое имя прилагательное?

(Слайд 4) – И отправляемся мы в страну Прилагательных по тропинке Чистописания.

– Что вы видите на тропинке? (следы) (Слайд 5)

– Что вам напомнили следы, которые состоят из букв? (окончания имен прилагательных) (Слайд 6)

– В какие группы вы бы объединили эти окончания имен прилагательных? (м.р, ж.р, ср.р.)

Слайд 7)

1 ряд – выписывают окончания женского рода.
2 ряд – выписывают окончания среднего рода.
3 ряд – выписывают окончания мужского рода.

– Какие окончания имеют имена прилагательные ж.р; м.р; ср.р.?

– С какой частью речи очень дружит имя прилагательное?

III. Словарная работа

– Вперёд! (Слайд 8)

Вот мы уже в дубраве Словарных слов.

(Слайд 9-14) – Давайте некоторые из них запишем (картинный диктант: заяц, береза, месяц, дорога, яблоко, солнце).

– Назовите орфограммы.

– Как определить род имени прилагательного? 

– Подберите признаки данных предметов и самостоятельно запишите три словосочетания, определите род имен прилагательных. (работа в парах)

 (Слайд 15)

– Составьте предложение с любым словом.

(Слайд 16-17) Запись предложения: В_сенн_е со_нце _св_тило стройную б_рёзу. (у доски Женя Глухова)

Задание: – объясните пропущенные орфограммы; (слайд)

 – Давайте выполним разбор по членам предложения. (слайд)

Составление памятки «Как определить падеж имени прилагательного?»

1.Найти существительное, к которому относится прилагательное

2. Определить падеж имени существительного.

3. По падежу существительного определить падеж прилагательного. 

Определите падеж имен прилагательных в предложении.

(1 ученик у доски) (слайд)

Разберите имя прилагательное весеннее как часть речи. (весеннее (солнце)-н.ф. весенний, ср.р., И.п., ед.ч., Вт.чл.) (1 ученик у доски) (слайд)

– определите падеж имен прилагательных; (слайд)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Как определить падеж имен прилагательных?

IV. Совершенствование знаний об имени прилагательном.

– Мы приближаемся к водопаду Ошибок. (Слайд 18)

– Почему водопад Ошибок?! Множество ошибок можно допустить при написании окончаний имен прилагательных. А как же их избежать?

(Слайд 19) (Доска с обратной стороны)

На перв… цветок
в ясн… небе
с хитр… лисой
на лесн… поляне
тепл… ветер
к перв… ручью. (у доски Милена).

– Как изменяются имена прилагательные?

– Что вы можете сказать об именах прилагательных мн.числа?

– Как определить падеж имени прилагательного?

Физминутка

– Я буду называть словосочетания с прилагательными в единственном и множественном числе.

Если назову словосочетание, где слова употреблены в единственном числе – сделайте наклон вперед; если слова во множественном числе – наклон назад.

Умные лица, настоящий друг, веселые люди,  зеленые вершины, белый снег, низкие тучи, комнатные растения, яркое солнце, забавные игрушки.

V. Закрепление. Творческая работа.

И вот мы на площади Прилагательных. (Слайд 20)

– Прочитайте текст.

(Слайд 21)

Наступила весна. Бегут ручейки по дорогам. Из стран летят птицы. Все рады весне!

– Докажите, что данная запись является текстом.

– Мы с вами находимся на площади прилагательных, а чего же не хватает?

– Как сделать, чтобы текст был более ярким, красочным, зазвучал мелодично? (Слайд 22)

– Как можно озаглавить текст? (слайд)

Дополните этот текст прилагательными.

Задание: – озаглавь и спиши текст, вставляя имена прилагательные (слабым ученикам даются имена прилагательные на карточках– см.приложение);

– найдите имена прилагательные, определите число, род, падеж.

(Наступила ранняя весна. Бегут звонкие  ручейки по грязным дорогам. Из дальних стран летят перелетные птицы. Все рады долгожданной весне!)

– Прочитайте, что у вас получилось. (несколько учеников зачитывают свои работы) определите падеж имен прилагательных. (выполняет Данил Гулявцев)

– Так какую роль выполняют в нашей речи имена прилагательные? (Украшают нашу речь, позволяют точно выражать мысли, делают нашу речь яркой)

(Слайд 23 проверка падежа, рода)

(Слайд 24) Вот и подходит наше путешествие к концу. Осталась лишь еще одна остановка – это парк Поэзии.

Пожалуй весна – это самое любимое время года многих людей. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года.

ВЕСНА

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!..

Алексей Плещеев

Так писал о наступлении весны А.Плещеев, а как бы вы написали?

(Слайд 25)

Задание: по ключевым словам сочините небольшое стихотворение о весне (несколько учеников зачитывают свои стихотворения)Можно придумать свои стихи о весне или о предстоящем весеннем празднике и посвятить своим мамам.

_____ весна
_____ ото сна
_____ настаёт
_____ поёт 
(Слайд 26)

VI. Итог урока.

(Слайд 27)

– О какой части речи мы сегодня говорили?

– Что такое имя прилагательное?

– Как изменяются имена прилагательные?

– Что вы можете сказать о именах прилагательных мн.числа?

– Как определить род и падеж имен прилагательных?

Оцените свою работу самйликами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа".Тема "Части речи. Имя прилагательное". 3 класс.

Проверочная работа по курсу "Русский язык" по теме "Части речи. Имя прилагательное" 3 класс. УМК ПНШ....

Открытый урок по русскому языку «Обобщение знаний о частях речи» (существительное, прилагательное, глагол)

В рамках введения ФГОС НОО предлагаю конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме  «Обобщение знаний о частях речи»...

Части речи. Имя прилагательное.

      Ученикам, имеющим речевое недоразвитие, свойственен   бедный активный и пассивный словарь прилагательных.      На данном уроке...

Тест по русскому языку. 2 класс "Части речи. Имя прилагательное"

Тест можно использовать на уроках русского языка, выводя изображение на экран....

Части речи. Имя прилагательное

Ознакомление с именем прилагательным как частью речи, формирование умений и навыков определения имен прилагательных и отличий их от других частей речи. Совершенствовать умения анализировать резул...