Написание разделительных "ь" и "ъ". Работа с орфоэпическим и обратным словарем. (2 класс, УМК "ПНШ")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Азналина Виолетта Рустамовна

Предварительный просмотр:

Дата: 17.04.2018

ФИО учителя: Кожемякина О.С

Школа: №148

ФИО студента: Гиниятуллина В.Р.

Класс: 2 «в»

ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 212

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА: НАПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ «Ь» И «Ъ».

РАБОТА С ОРФОЭПИЧЕСКИМ И ОБРАТНЫМ СЛОВАРЕМ.

Цели деятельности учителя: формирование умения правильно писать слова с разделительным «ь» и «ъ» знаками, формировать умение правильно пользоваться орфоэпическим и обратным словарем.

Планируемые результаты.

Предметные: знать привала правописание ь и ъ, уметь определять самостоятельно местонахождение в слове разделительных знаков, находить информацию в орфоэпическом и обратном словарях, анализировать ее содержание.

Личностные: способствовать повышению мотивации к обучению, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умению общаться, проводить самооценку.

Тип урока: Общеметодологической направленности.

Оборудование: УМК «ПНШ», 2класс, часть 2,3, Н.А. Чуракова, презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой:

Организация урока

1-2 мин

Здравствуйте, ребята!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили?

Садитесь!

С усердием трудитесь!

Откройте тетради, положите их правильно с наклоном, запишите число, сегодня у нас 17 апреля, и классная работа.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Записывают в тетради.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р: саморегуляция

II. Актуализация знаний и мотивация

Каллиграфическое упражнение.

Проблемная ситуация.

4-5 мин.

Работа над каллиграфией.

Нья, лья, дъя, бъя.

Запишите слова и найдите лишнее слово, объясни почему?

Подъем, разъяснение, объедки, друзья, подъезд.

-Какую роль выполняют ь и ъ в данных записях?

Исходя из написанных слов сформулируйте тему урока.

Записывают в тетрадь.

Л.: связывать успехи с усилиями и трудолюбием.

III.Постановка учебной задачи

Частично-поисковый

4-5 мин.

-Ребята посмотрите на слайд, прочитайте тему урока.

- Какую цель мы поставим?

- а какую вы цель поставите лично для себя? Самую маленькую цель на нашем уроке.

-Ребята, давайте составим план нашего урока.

-Написание разделительных ь и ъ. работа с орфоэпическим и обратным словарем.

- Определять самостоятельно местонахождение в слове разделительных знаков. Находить информацию в орфоэпическом и обратном словарях, анализировать ее содержание.

1.минутка чистописания

2.опредеение темы и целей урока.

3. выполнение упражнения с помощью орфоэпического словаря

4. выполнение упражнений с помощью обратного словаря.

5.работа в рабочей тетради(самостоятельно работать)

6.итог урока.

7. домашнее задание.

Р: целеполагание

П: планирование своих

действий в соответствии с поставленными задачами

Р: принятие и сохранение учебной задачи

IV.Открытие нового знания

Репродуктивный

Работа со словарём.

7-8 мин.

-Откройте учебники на стр. 110,  упр.118.

-Откройте словарь «произнеси правильно» на стр.151. Еще этот словарь называется орфоэпическим.

1.Читайте подряд все слова на букву в.  Найдите и запишите слова с разделительным знаком. В нем есть приставка?

- Какой там пишется знак: ь или ъ?

- В какой части слова он находится?

- Где он находиться: в корне или после приставки перед корнем?

2. Читайте список слов на букву  к. найдите слово с разделительным знаком. Выпишите его.

-Есть ли в этом слове приставка?

-Где находится разделительный знак?

-Какой это знак?

3. Какой вывод можно сделать о написании разделительного  ь?

Открывают задание.

-нет

-ь.

-вьюга; ь находится в корне.

-компьютер

-нет

-в корне

- разделительный мягкий знак пишется в корне слов, после согласных перед гласными е,ё, ю, я, и.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р: принятие и сохранение учебной задачи

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: языковой анализ и синтез

Работа с упражнением у доски и в тетради.

Метод аналогии

4-5 мин..

Упр. 119 на стр.111.

Откройте обратный словарь на букву д, стр.140.

Можешь сразу определить группу слов с приставками? Приставки выделены голубым цветом.

- Среди этой группы слов с корнем –езд- найдите слова с разделительным знаком. Сколько таких слов вы нашли?

- Запишите слова с ъ в столбик. Оставшиеся слова без ъ запишите столбиком рядом.

-Можно ли сказать, что все эти слова  с приставками?

-Почему же часть из них пишется с разделительным ъ, а часть без него?

-сравните приставки из левого и правого столбиков. -На какие буквы заканчиваются приставки из левого столбика: это буквы гласных или согласных звуков?

- На какие буквы заканчиваются приставки из правого столбика?

Продолжите высказывания ( на слайде)

1.Разделительный ъ пишется сразу после приставки…

2. разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, я, ю и показывает…

- 5 слов.

Объезд, въезд, подъезд, съезд, отъезд.

Приезд, поезд, проезд, выезд.

-можно

-разделительный ъ пишется только после приставок, оканчивающихся на букву согласного, перед буквами е,ё,ю,я.

- Приставки из левого столбика заканчиваются на согласный, а приставки из правого столбика заканчиваются на гласный

- оканчивающейся на согласную букву, перед корнем.

- что после следуют буквы, обозначающие звуки [й’э], [й ’о], [й’ а], [й’ у]

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический.

Выполнение задание в рабочей тетради.

4-5 мин.

Откройте рабочие тетради на стр.54, упр.72.

Прочитайте задание. Выполните упражнение самостоятельно.

Проверка (сверка с образцом).

Взаимопроверка.

(закладка 2.8)

Слова в которых ь показывает мягкость согласного: дверь, соль, боль, изгородь, ель.

Слова в которых ь- разделительный: дверью, солью, болью, изгородью, елью, вещью.

Слова, в которых ь показывает, что слово женского рода: ночь, вещь.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

VII.Включение в систему знаний

Практическая:

Запись словарных слов.

7-8мин.

Ребята давайте мы с вами вернемся к записанным словам в ваших тетрадках.

И сейчас когда мы разобрались мы с вами можем объяснить почему там пишутся ь и ъ.

Подъем, разъяснение, объедки, друзья, подъезд.

Молодцы ребята!

Ребята посмотрите на слайд.

У меня сломалась клавиатура.

Скажите какие клавиши не работают?

То-то рада, то-то рада

Вся звериная семя, прославляют, поздравляют

Удалого воробя.

Напишите слова правильно!

В слове подъем, пишется ъ, потому приставка оканчивается на согласную букву.

В слове друзья, пишется ь, потому что он находится в корне слова, после согласного и перед гласной буквой я.

Семья, воробья.

Р: осмысляют учебный материал; планируют свои действия

К: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

VIII. Рефлексия деятельности

2-3 мин.

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли мы цели?

Хорошо!

Запишите домашнее задание.

В уч. Стр.112, упр.120.

Посмотрите, на экран, вы видите пьедестал. По ним вы должны оценить то, как вы лично работали на уроке: 3 место – было трудно на уроке усвоить материал и выполнить задание 2 место – хорошо поработал, но не все получилось 1 место – на отлично поработал, все получилось.

Поднимите руки те, кто был сегодня на первом месте. Кто на втором, на третьем.

Ребята, вы молодцы! Спасибо вам за урок!

Отвечают на вопросы.

Проводят рефлексию.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обратный словарь на уроках русского языка в начальной школе

Данный материал содержит презентацию о применении обратного словаря на уроках русского языка в начальной школе....

Орфоэпический словарь (4 класс)

  Памятка позволит учащимся 4 класса запомнить трудные случаи ударения в словах, поможет подготовиться к ВПР по русскому языку....

Презентация по русскому языку "Говори правильно (орфоэпический словарь)" 1 класс

В презентации представлены слова из орфоэпического словаря для 1 класса....

Презентация "Говори правильно (орфоэпический словарь)" 2 класс

В презентации представлены слова из орфоэпического словаря 2 класса....

Конспект урока русского языка «Ударение. Ударные и безударные слоги. Работа с «Орфоэпическим словарём» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений об ударении, ударном и безударном слогах; знакомство с «Орфоэпическим словарём» русского языка.Планируемые результаты:...