Открытый урок по русскому языку "Число имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Монгуш Айлан Николаевна

Открытый урок по русскому языку "Число имен существительных" 3 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект открытого урока29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 3 класс

Тема. «Число имён существительных»

Цели:

научить определять число имён существительных;

развивать  «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;

воспитывать в учениках уверенность в своих силах;

Предметные:

-  определять  грамматические признаки имён существительных – единственное и множественное число;

- находить в тексте имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания;

Личностные:

-формировать учебно-познавательный интерес  к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться  собственных ошибок;

Метапредметные:

РУУД:

-определять и формулировать тему и цель урока;

- умение принимать  планировать  и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения  своих и чужих действий;

ПУУД:

-ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения в форме  простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

КУУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

 Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. Мне хочется узнать, какое же у вас настроение. Поиграем в игру. Я буду задавать вопросы - если вы согласны - дружно хлопая в ладоши, отвечайте «Это я, это я, это все мои друзья!». Если не согласны-то топая ногами, говорите « Нет, не я, нет не я, нет не все мои друзья!»

  1. Кто ватагаю веселой каждый день шагает в школу?
  2. Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
  3. Кто из вас хранит в порядке книжки и тетрадки?
  4. Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
  5. Кто из вас готов со мной поработать дружно?

Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

ΙΙ. Минутка чистописания

Сейчас послушайте и отгадайте загадку

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

(Имя существительное).

- Кто догадался, о чём сегодня мы будем вести речь?

- Запишите число, классная работа. Чистописание

Какой согласный чаще всего встречается в загадке? Записываем большую и строчную букву д. Рядом пишем одушевленное, нарицательное существительное, которое начинается с буквы д.

III. Словарная работа.

- Что вы знаете об имени существительном?

- Что обозначает имя существительное в широком смысле слова? (конкретные предметы, живые существа, растения, явления природы, свойства, качества, события, географические названия)

IV. Самоопределение деятельности

- Вы уже столько знаете  об имени существительном, хотите узнать что-то новое? А  зачем? (быть грамотными, пригодится в жизни)

- Прочитайте слова.

пчела, пчёлы, озеро, озёра, девочка, девочки, книга, книги.

- Разделите на две группы.

- По какому признаку разделили?

- В каком числе стоит имя существительное, если оно обозначает один предмет?

- В каком числе стоит имя существительное, если оно обозначает несколько предметов?

- Определите тему урока.

- Какие цели вы можете перед собой поставить?

- Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов :

1. Узнать больше об… (имени существительном).

2. Научиться определять число имён существительных.

2. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.).

V.  Работа по теме урока.

- Запишите имена существительные по столбикам:       ед. ч.         мн.ч.

- Какая значимая часть в слове указывает на изменение его числа? Выделите окончания.

Вывод. При изменении имени существительного по числам изменяется его окончание.

Изменение имен существительных по числам – это грамматический признак имени существительного.

На стр.20 в учебнике, прочитайте вывод (Вспомните!). Вспоминаем правила работы в группе. 1. В группе должен быть ответственный. 2. Каждый должен работать на общий результат.3. Один говорит, другие слушают. 4. Свое несогласие высказывай вежливо. 5. Если не понял, переспроси. Мы уже знакомы с этими правилами. У нас теперь еще одна  памятка. Прочитайте. Роли. 1. Ответственный. 2. «Хранитель времени». 3. Докладчик. 4. Секретарь.

Игра «Дружные ребята». Посоветуйтесь и напишите на листочках 4 пары имен существительных единственного и множественного числа. Выделите окончание. Докладчик читает и записывает слова на доске.

Физкультминутка

- А теперь поработаем парами. У каждого сложенные листочки со словами. Не показывайте друг другу. Прочитайте слова друг другу. Запишите. Поменяйтесь тетрадями, проверьте и поставьте соответствующий значок на полях. Сейчас договариваетесь и выбираете 1 слово. Составьте предложение с этим словом. А теперь составьте и второе предложение, изменив число существительного. Поднимите руки те, у кого получились предложения. Прочитайте. А у кого не получились предложения? (Есть существительные, которые находятся только в форме единственного или множественного числа)

- Ребята, урок мы начали с того, что поговорили немного о зиме. Это  время года вдохновляло поэтов, писателей, художников на создание прекрасных произведений.

- Прочитайте отрывок из стихотворения русского поэта, писателя И. А. Бунина (упр.30)

- Что вы представили? Прочитайте выразительно. Какие сравнения придают стихотворным строкам выразительность?

Словарная работа. Ельник.1. Еловый лес. 2. Нарубленные еловые ветки.

2. Опушили –припорошили (покрыли) инеем, снегом

- Назовите орфограммы. Спишите. Укажите число имён существительных.

Работа по группам. Задания выбираются

1 группа. Написать пословицу, в котором есть хотя бы одно существительное во множественном числе.

2. Запишите предложения, употребляя в них имена существительные в другом числе. Объясните, какие изменения вы заметили.    

3. Покажите пантомимой несколько имен существительных. Другие группы отгадывают.

4. Вспомните и напишите имена существительные, которые находятся только в форме единственного числа.

VI.  Рефлексивный этап.

- С какой частью речи работали на уроке?

 - Что нового узнали?

- Что получилось легко?

- В какие моменты урока вы испытывали трудности?

- Ребята, считаете ли вы, то что, мы сегодня учили на уроке, вам пригодится в жизни?

Дополнительный материал.

Журнал наблюдений (бортовой журнал)

Предположения

Новая информация

Имена существительные множественного числа имеют окончания –ы, -и

Все имена существительные изменяются по числам

Не меняется ударение у существительных множественного числа

У существительных множественного числа изменяются только окончания

VII. Домашнее задание:

Упр. 32 стр. 21

Подобрать слова, употребляемые только в единственном или множественном числе; составить с ними словосочетания или предложения.

Зима. Сне___ л__жит на (тр__пинка, аллея), на (ск__мейка и крыша). На (ёлка) з__лёная хвоя п__крыта ин__ем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка в 3 классе по теме имя существительное...

открытый урок по русскому языку "Склонение существительных"

открытый урок по русскому языку во 2 классепо теме: "Склонение существительных"...

Открытый урок "Три типа склонения имен существительных"

Конспект урока "Три типа склонения имен существительных" 3 класс...

Открытый урок по русскому языку "Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

Данная разработка служит целью: ознакомить с обобщенным лексическим значением имени существительного; отработать грамматическое понятие «имя существительное», развивать орфографическу...

Открытый урок на тему "Изменение имен существительных по числам "

Поурочный план открытого урока по русскому языку на тему "Изменение имен существительных по числам "...

Открытый урок по теме "Изменение имен существительных по падежам" 3 класс, 5 страниц

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Изменение имен существительных по падежам" 3 класс...