Разбор слова
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Шаранкина Маргарита

Материал к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morfemnyy_razbor_1.doc38.5 КБ
Microsoft Office document icon sintaksicheskiy_razbor.doc63.5 КБ
Microsoft Office document icon foneticheskiy_razbor_slova_1_1.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Морфемный разбор (цифра 2)

Образец  письменного разбора

Под  готов  к           - сущ.              Слово подготовка – имя сущ., поэтому для выделения

                                                         окончания его нужно просклонять: подготовки,

        готов ить                                 подготовке - выделяем изменяемую часть а. 

                                                         Это окончание. Основа слова – подготовк-

        готов ый                                  Корень слова – готов-. Суффикс – к-. Он есть в словах

                                                          выборка, проверка. Приставка – под-. Она есть в словах

 приготов ить                                  поддержка, подбросить, подбежать.

При подборе однокоренных слов  ПОМНИ  О  ЧЕРЕДОВАНИИ !

Чередование гласных:                                                    Чередование согласных:

о //а (предложить-предлагать)                                         г //ж (враг-вражеский)

о //е ( возить-везти )                                                          к //ч ( рука-ручка )

о //ы ( мой-мыть )                                                              х //ш ( сухой-сушить )

о //ё ( веселье-весёлый)                                                    д //ж ( водить-вожак)

е //и ( собирать-соберу)                                                    б //бл ( любить-люблю)

ы //у ( засыхать- сухой )                                                   п // пл ( купить- куплю )

Приставки

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ

ИЗМЕНЯЕМЫЕ

Об-, от-, над-, под-, пред-, в-с-, пере-, до-, за-

Из-/ис-; без-/ бес-;раз-/рас-

воз-/вос-; низ-/нис-

Пре- / при-

Суффиксы

существит.

прилагат.

глагол

наречие

причастие

деепричастие

-ист, -тель,

-чик, -щик,

-ник, -к, -от,

-ость, -ени,

-оньк, -еньк

-ик, -ек, -иц,

-ышк, -ушк,

-ищ, -юшк

-ин-, -ын-,

-ов-, -ев-,

-н-, -ан-, -ян

-к-, -ск-,-ист

-ее, -ей, -ше,

-ейш-, -айш

-чив-, -лив

-а-, -и-, -о-,

-е-, -ну-, -л-,

-ова-,-ева-,

-ыва-, -ива-,

-я-, -ирова-,

-ене-

-ся, -сь

-о, -е, -а, -у,

-и, -ых, -их,

-ому, -ему

-ущ-, -ющ-

-ащ-, -ящ-,

-вш-, -ш-,

-им-, -ем-,

-ом-, -енн-,

-нн-,  -т-

-а, -я,

-в, -вши,

-ши

Окончания

существительное

прилагательное

глагол

-а, -ы, -е, -у, -и, -ом, -ой,

-я, -о, -ю, -ами, -ями,

-ах, -ях,  -ем,

-ый, -ий, -ая, -яя, -ое, -ее,

-ой, -ей, -ом, -ем, -ым, -им,

-ую, -юю, -ые, -ых, -их,

-ий, -я, -е

 -а, -о. –и, -ть, -ти, -у, -ю,

-ешь, -ёшь, -ем, -ет, -ете,

-ут,- ют

-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят

-те

 




Предварительный просмотр:

Синтаксический разбор (цифра 4)

1. Выделить грамматическую основу предложения, указать, чем выражены подлежащее и сказуемое. 2. Выписать словосочетания, указать вопросы, смысловой и падежный.

3. Разобрать второстепенные члены предложения, указать, чем они выражены.

4. Установить,  предложение простое или сложное.

Синтаксический разбор простого предложения

1. Вид предложения по цели высказывания.

2. Вид предложения по интонации.

3. Вид предложения по числу грамматических основ.

4. Вид предложения по наличию второстепенных членов.

5. Вид предложения по строению грамматической основы.

6. Предложение осложнено или нет (осложнено может быть однородными членами, обращением, вводными словами)

7. Объяснить постановку знаков препинания.

8. Составить схему.

Главные члены предложения (грамматическая основа предложения)

Член предложения

Подлежащее

Сказуемое

1. Что обозначает?

предмет речи

что говорится о предмете речи

2. На какие вопросы отвечает?

кто? что?

что делает предмет? какой он? каков предмет? кто он такой?

3. Чем выражено?

существительным, местоимением

глаголом, существительным, прилагательным

4.Как подчёркивается?

___________________________

Второстепенные члены предложения

Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно:

  • Найти слово, от которого этот второстепенный член зависит;
  • Выяснить, что он обозначает;
  • На какой вопрос отвечает;
  • Какой частью речи выражен

Вид

Определение

Дополнение

Обстоятельство

1. Что обозначает?

признак предмета

предмет

место, время, причина, образ действия

2. На какие вопросы отвечает?

какой? чей?

вопросы косвенных падежей

где? куда? откуда? почему? как?

3. Чем выражено?

прилагательное, местоимение, числительное, причастие

существительное, местоимение

существительное, наречие, деепричастие

4.Как обозначается?

Виды предложений по цели высказывания

Повествовательные

Вопросительные

Побудительные

Содержат сообщение

Лесной запах усиливается.

Содержат вопрос

Ты пойдёшь гулять?

Содержат побуждение (Совет, просьба, совет, приказ)

Не бросай друга в несчастье.

Виды предложений по интонации

невосклицательные

восклицательные

Произносятся спокойным тоном

Сейчас рано темнеет.

Произносятся с особой интонацией, выражающей сильные чувства радости, веселья, восторга, опасения, ужаса.

Папа приехал!

Виды предложений по числу грамматических основ

простые

сложные

Состоят из 1 грамматической основы

Снег падал медленно и бесшумно.

Состоят из 2 и более грамматических основ

Блеснула молния, и загремел гром.

Виды предложений по наличию второстепенных членов

распространённые

нераспространённые

Имеющие второстепенные члены предложения

После знойного лета наступила золотая осень.

Состоящие только из главных членов

Наступила осень.

Виды предложений по строению грамматической основы

односоставные

двусоставные

Грамматическая основа состоит из одного главного члена  

Люблю зимний лес. В посёлке строят новую школу.

Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого

Правда глаза колет.

Образец письменного разбора простого предложения

        прил.        сущ.     гл.          нар.           пр.  сущ.

Пушистый снег падал бесшумно на землю. ( Повествовательное, невосклицательное, простое, так как 1 грамматическая основа, распространённое, двусоставное, не осложнено)

Снег (какой?) пушистый – определение, выраженное прилагательным

Падал (как?) бесшумно – обстоятельство, выраженное наречием

Падал (куда? на что?) на землю – обстоятельство, выраженное существительным с предлогом

Схема: [ = ]  

                  сущ.   пр.    сущ.         гл.     с.       сущ.               гл.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (Повествовательное, невосклицательное, простое, так как 1 грамматическая основа, распространённое, двусоставное, осложнено однородными сказуемыми)

Гуляет (где? по чему?) по морю – обстоятельство, выраженное существительным с предлогом

Подгоняет (что?) кораблик – дополнение, выраженное существительным

Схема: : [  = И  = ] запятая не ставится, если союз И употребляется при однородных членах один раз

Синтаксический разбор сложного предложения

1. Вид предложения по цели высказывания.

2. Вид предложения по интонации.

3. Вид предложения по строению грамматической основы.

4. Вид предложения по средствам связи (союзное или бессоюзное); если союзное, определить, сложносочинённое или сложноподчинённое.

5. Объяснить постановку знаков препинания.

6. Составить схему.

Виды предложений по средствам связи

Основные средства связи простых предложений в сложные: интонация и союзы

Бессоюзные

союзные

сложносочинённые

сложноподчинённые

Простые предложения связываются при помощи интонации, без союзов

Шумел ковыль, чернела роща кедров

Простые предложения соединяются при помощи интонации и сочинительных союзов И, А, НО, ИЛИ

Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю.

Простые предложения соединяются при помощи интонации и

подчинительных союзов ЧТО, КОГДА, ЕСЛИ, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, ГДЕ

У берега вода была спокойна, потому что ветер дул с суши.

Образец письменного разбора сложного предложения                  

    сущ.           гл.           с.     гл.          нар.       прил.    сущ.

Осень наступила, и глядят уныло голые кусты. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, так как 2 грамматические основы, союзное, сложнососочинённое)

Кусты (какие?) голые – определение, выраженное прилагательным

Глядят (как?) уныло – обстоятельство, выраженное наречием

Схема: [ = ], и [= ] запятая ставится, так как разделяет два простых предложения в составе сложного

         сущ.              гл.                   сущ.               с.    мест.         гл.       мест.     сущ.

Ласточка рассказала Дюймовочке, как она поранила себе крыло. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, так как 2 грамматические основы, союзное, сложноподчинённое)

Рассказала (кому?) Дюймовочке – дополнение, выраженное существительным

Поранила (кому?) себе – дополнение, выраженное местоимением

Поранила (что?) крыло – дополнение, выраженное существительным

Схема: [ = ], (как = ) запятая ставится, так как разделяет главное предложение и зависимое (придаточное)

 

          гл.        сущ.           гл.      сущ.          гл.           прил.       сущ.

Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки.  (Повествовательное, невосклицательное, сложное, так как 3 грамматические основы, бессоюзное)

Штыки (какие?) хладные – определение, выраженное прилагательным

Схема: [= ],  [= ], [= ] запятая ставится, так как разделяет простые предложения в составе сложного



Предварительный просмотр:

Фонетический  разбор  слова (цифра 1)

Порядок разбора

1. Слоги, ударение. 2. Фонетическая  транскрипция . 3.  Гласные  звуки: ударные  или безударные; какими буквами обозначены. 4. Согласные  звуки: твёрдые  или мягкие; парные или непарные, какими буквами обозначены; звонкие или глухие, парные или непарные. 5.  Количество звуков и букв.

                                 

Образец  письменного  разбора

              /

Стре/ла  [ стр`ила  ] 2 слога, 2-ой ударный

с -  [ с  ] –  согласный, твёрдый, парный, глухой, парный                                             

т  - [ т  ] -  согласный, твёрдый, парный, глухой, парный             

р  - [ р `] – согласный, мягкий, парный, звонкий, непарный

е  - [ и  ] - гласный, безударный

л  - [ л  ] – согласный, твёрдый, парный, звонкий, непарный

а  - [ а  ] – гласный, ударный

____________________

6 б.  6 зв.          

____________       Звуки __________________________

                                     |                                                                                                    |

                _____ гласные_____                                           ______  согласные______

               |                                     |                                         |                                            |

      ударные                      безударные             твёрдые – мягкие              звонкие - глухие                                  

                                                                             (парные – непарные)       (парные – непарные)

Гласные  звуки: [а],  [о], [у], [э], [и], [ы]  -   6  звуков

Гласные  буквы: а,  о,  у, э, и, ы, е, ё, ю, я -  10  букв

Твёрдые  и  мягкие  согласные

твёр.

[б]

[в]

[г]

[д]

[з]

[к]

[л]

[м]

[н]

[п]

[р]

[c]

[т]

[ф]

[х]

мягк.

[б`]

[в`]

[г`]

[д`]

[з`]

[к`]

[л`]

[м`]

[н`]

[п`]

[p`]

[c`]

[т`]

[ф`]

[х`]

   Не образуют пар всегда  твёрдые : [ж], [ш], [ц].   

Не образуют пар всегда  мягкие :  [ч`], [щ`], [й`].

                           

Звонкие  и  глухие  согласные

звон.

[б]

[в]

[г]

[д]  

[ж]

[з]

[л]

[м]

[н]

[р]

[й]

-

-

-

-

глух.

[п ]

[ф]

[к]

[т]

[ш]

[с]

 -

 -

 -

 -

  -

[х]

[ц]

[ч]

[щ]

Не образуют пар всегда звонкие:   [л],  [м ], [н],  [p],  [й ].

Не образуют пар всегда глухие :    [x],  [ц],  [ч],  [ щ].  

                                     Двойная   роль  букв  Е , Ё , Ю , Я

  1. В  начале  слова:  яма, юнга  
  2. После  Ъ и Ь:  подъезд, пьеса
  3. После  гласной:  маяк, белая 

   

Фонетический  разбор  слова (цифра 1)

Образец  письменного  разбора с двойной ролью буквы Я

        /                    

Крыль /я [ крыл ` й `а ] 2 слога, 1-ой ударный

к -   [к]  согласный, твёрдый, парный, глухой, парный                                             

р  -  [р]  согласный, твёрдый, парный, звонкий, непарный             

ы  - [ы]  гласный, ударный

л -   [л `] согласный, мягкий, парный, звонкий, непарный

ь  -  [-]

я -   [й`]  согласный, мягкий, непарный, звонкий, непарный

       [а]   гласный, безударный

____________________

6 б.  6 зв.          

Образец  письменного  разбора с непроизносимым согласным

       /

Позд/но  [позна] 2 слога, 1-ый ударный

п- [п]  согласный, твёрдый, парный, глухой, парный                                             

о- [о]   гласный, ударный       

з - [з]  – согласный, твёрдый, парный, звонкий, парный             

д - [-]

н- [н] согласный, твёрдый, парный, звонкий, непарный             

о - [а] – гласный, безударный

_____________________

6 б. 5 зв.

Образец  письменного  разбора с  ТСЯ

        /

Кру/жи/тся  [кружыца] 3 слога, 1-ый ударный

к – [к] согласный, твёрдый, парный, глухой, парный             

р -  [р]  согласный, твёрдый, парный, звонкий, непарный             

у-  [у] гласный, безударный

ж - [ж] согласный, твёрдый, непарный, звонкий, парный             

и - [ы] гласный, безударный

т-

с - [ц] согласный, твёрдый, непарный, глухой, непарный             

я - [а] гласный, безударный

______________________________

8б. 7б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила выполнения фонетического разбора слова и разбора слова по составу.

Памятки для выполнения грамматических заданий для учащихся начальных классов. Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и разбор слова по составу....

«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»

Цель: создать условия для исследования и  обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...

«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»

Цель: создать условия для исследования и  обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...

урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»

Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...

Дидактический материала по русскому языку в 3 классе на тему "Разбор предложения по членам,разбор слов как часть речи, фонетический разбор"

Дидактический материала по русскому языку в 3 классе на тему "Разбор предложения по членам,разбор слов как часть речи, фонетический разбор"...

Памятка- алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор).

Материал содержит порядок разбора, особенности выделения морфем, примеры и образец рассуждения....