Рабочая программа по русскому языку для 2 класса для обучающихся с ЗПР
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Лаврентьева Любовь Владимировна

Программа разработана в соответствии с требованием к планируемым результатам по предметной области «Русский язык».

Программа по русскому языку составлена на основе примерной авторской программы Андриановой Т.М., Илюхиной  В.А,  вошедшей в Федеральный реестр программ по стандартам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №3

с углублённым изучением отдельных предметов»

г. Котовска Тамбовской области

Утверждаю

директор школы                       Н.В. Аверин

приказ №361 от 29.08.2017г.

                                       Рассмотрено и рекомендовано

                                                         методическим советом школы

протокол №1 от 28.08.2017г.

Рабочая программа

по русскому языку

для обучающихся 2 классов с ЗПР

VII вида (Вариант 7.1)

УМК «Планета Знаний»

на 2017 - 2018 гг.


Пояснительная записка

Русский язык

2 класс

УМК «Планета Знаний»

1. Роль и место дисциплины

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся вторых  классов  общеобразовательных школ с ЗПР  VII вида (Вариант 7.1)  

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Программа разработана в соответствии с требованием к планируемым результатам по предметной области «Русский язык».

Программа по русскому языку составлена на основе примерной авторской программы Андриановой Т.М., Илюхиной  В.А,  вошедшей в Федеральный реестр программ по стандартам.

4. Цели и задачи

Изучение русского языка направлено на достижение следующей цели:

формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, воспитание уважения к языку родного народа, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.

Достижение указанной цели возможно через решение следующих задач:

  • дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;
  • обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  • сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
  • развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной формах;
  • способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.

5. Специфика  программы

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Специфика данной программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО.

При обучении русскому языку детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой: обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения; расширить кругозор школьников; заложить основы навыков учебной работы; привить интерес к родному языку, к чтению, книге; сформировать нравственные и эстетические представления; способствовать развитию нагляднообразного и логического мышления.

Наряду с общеобразовательными ставятся следующие основные коррекционные задачи:

  • специальная подготовка учащихся к восприятию новых и трудных тем;
  • обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);
  • формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
  • развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;
  • активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;  
  • воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к русскому языку;
  • развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.

Для усиления коррекционно-развивающей направленности начального курса русского языка в программу широко включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность учащихся, а также разнообразные задания графического характера — для коррекции мелкой моторики пальцев рук и подготовки к письму букв.

Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку. Поэтому, в программу предмета «Русский язык» внесены некоторые изменения:

  • увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью обучающихся;
  • отдельные трудные темы даны как ознакомительные;
  • теоретический материал рекомендуется преподносить в виде упражнений и выполнения заданий наглядно практического характера.

Обучение русскому языку детей с ЗПР следует организовывать в соответствии со следующими требованиями:

• преподносить новый материал предельно развернуто;

• отводить значительное место практической деятельности обучающихся: работе со схемами, таблицами, разрезной азбукой и т.д.;

• систематически повторять пройденный материал для закрепления, изученного и полноценного усвоения нового;

• уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром;

• предварять выполнение письменных заданий анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок;

• уделять должное внимание формированию культуры общения;

• находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика (школьник должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение учителя).

Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к детям: учитывать уровень их подготовленности, особенности личности учащегося, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий.

Новизна данной программы определяется тем, что в основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

     При организации процесса обучения детей с ЗПР в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющую увидеть уровень обученности каждого ученика и своевременно подкорректировать её; технология уровневой дифференциации, позволяющая ребенку выбирать уровень сложности, информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебно-познавательной и информационной деятельности учащихся.

      Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет детям с ЗПР закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для их творческого развития, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

6. Основные содержательные линии курса

  • система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  •  орфография и пунктуация;
  •  развитие речи.

7. Структура программы

Программный материал представлен в виде взаимосвязанных блоков в соответствии с логикой поставленных задач. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

• фонетика и орфоэпия, графика, лексика;

• состав слова (морфемика);

• морфология;

• синтаксис;

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

8. Требования к результатам

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков с дидактической игрой, уроков развития речи, контрольных уроков.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

10. Контроль

Текущий контроль успеваемости проводится в течение учебного года и включает в себя:  поурочное оценивание – оценка различных видов заданий, выполняемых учащимися на уроке и (или) дома в ходе изучения учебного предмета.

Виды текущего контроля: устный опрос, письменный опрос (сочинение, изложение, письмо по памяти), комбинированный опрос.

 Тематический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса в виде контрольных работ (диктантов,  изложений, тестирования, списывания), проверочных работ,  в форме защиты проектов.

Промежуточная аттестация учащихся 2-х классов представляет собой комплексные работы на межпредметной основе, контрольные диктанты.

11. Объем и сроки изучения

На изучение русского языка отводится 5 часов в неделю, всего - 166 часов:

I четверть – 41 ч.

II четверть – 39 ч.

III четверть – 49 ч.

IV четверть – 37 ч.


Требования к результатам

Русский язык

2 класс

УМК «Планета Знаний»

 Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков;
  • проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
  • выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
  • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
  • различать на письме приставки и предлоги;
  • употреблять разделительные ьиъ»;
  • выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
  • выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
  • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);
  • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
  • обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
  • разграничивать разные слова и разные формы одного слова;
  • определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий;
  • изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
  • изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;
  • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос;
  • определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
  • находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены; задавать вопросы к разным членам предложения;
  • находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно;
  • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;
  • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе;
  • определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
  • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
  • грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
  • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).

Тематическое планирование по русскому языку

2 класс

УМК «Планета Знаний»

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика

деятельности  учащихся

Примечания для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)

                        О даре слова (3 ч.)      

Зачем человеку слово дано.

Родной язык наш русский.

Особенности устной народной речи.

Слово и его значение. Использование толковых словарей русского языка.

Роль языка в жизни человека. Ведение диалога в ситуациях повседневного и учебного общения.

Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык».

Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности.

Наблюдать над особенностями русской народной речи: мелодичностью, ритмичностью, образностью.

Находить основную мысль читаемых текстов.

Использование толковых словарей русского языка-

ознакомительно

                                      Слово, предложение, текст (49 ч.)

 Строение слова. Звуки и буквы. Алфавит.

Большая буква в словах.

Слоги. Ударение. Перенос слов. Обозначение парных твердых и мягких согласных на письме. Обозначение непарных твердых и мягких (шипящих) согласных.

Обозначение парных звонких и глухих согласных.

Обозначение на письме безударных гласных звуков.

Слова- названия предметов, признаков, действий.

Слово и предложение.

Предложение и текст.

Правила этикета. Лексическое значение слова.

Группы слов с общим значением (части речи).

Тема текста.

Заголовок. Текст с двумя микротемами.

Различение звуков и букв. Гласные звуки. Ударение. Слог. Согласные звуки. Интонация.

Употребление заглавной буквы в именах собственных. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Гласные ударные и безударные. Обозначение парных твердых и мягких согласных на письме. Правописание парных согласных в корне. Правописание безударных гласных в корне. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Различение слова, словосочетания и предложения. Различение текста и предложения. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Слово и его значение.

Использование словарей русского языка.

Формировать умение озаглавливать текст по его теме.

Различать звуки и буквы.

Группировать звуки по их характеристике.

Соотносить количество звуков и букв в словах. Применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Сопоставлять случаи употребления прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных омонимах. Наблюдать за ролью словесного ударения. Фиксировать случаи расхождения произношения и обозначения буквами согласных и гласных звуков.

Находить разные основания для группировки слов. Обнаруживать и объединять разные признаки для квалификации предложения как коммуникативной единицы языка. Понимать тему и особенности строения текста. Использовать разные этикетные языковые формулы. Наблюдать в речи употребление слов с переносным значением, синонимов, антонимов.

Определять слово как часть речи, группировать слова по частям речи. «Пробовать перо» в употреблении разных частей речи с разными  значениями при создании текста в жанре загадки. Ориентироваться в содержании и теме текста по его заголовку, ключевым словам, иллюстрациям.

Подбирать заголовок к тексту, исходя из его темы. Проводить презентацию результатов проектной и творческой деятельности.

Строение слова. Звуки и буквы. Алфавит.

Большая буква в словах.

Слоги. Ударение. Перенос слов. Обозначение на письме безударных гласных звуков.

Слова- названия предметов, признаков, действий - увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью обучающихся

                                 Слово и его значимые части (13 ч.)

Корень слова. Однокоренные слова. Суффикс. Приставка.

Окончание слова. Анализ слова по составу.

Значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Однокоренные слова. Образование новых слов с помощью суффиксов. Выделение значимых частей слова. Образование новых слов с помощью приставок. Анализ слова по составу, объяснение правописания слов в соответствии с изученными правилами.

Использование словарей для наведения справок о значении, происхождении и правописании слова. 

Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове.

Квалифицировать объект (корень слова) с позиций совокупности его отличительных признаков.

Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимами.

Наблюдать над оттенками значений (проявлять языковое «чутьё»), вносимых в слова приставками и суффиксами.

Отличать назначение окончания от роли других значимых частей в слове.

Корень слова. Суффикс. Приставка.

увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью обучающихся

                  Правописание гласных и согласных в корне слова (42 ч.)

Понятие об орфограмме.

Ознакомление со способом проверки безударных гласных -подбором однокоренных слов. Проверка гласных в корне после шипящих.

Проверка парных звонких и глухих согласных в середине слова.

Слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне. Способ проверки безударных гласных - подбор однокоренных слов. Формирование орфографического навыка правописания гласных в корне после шипящих. Познакомить с разными случаями появления в словах непроверяемых гласных и согласных.

Работа с орфографическим словарем. Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Правописание непроверяемых непроизносимых согласных. Упражнять в написании слов иноязычного происхождения с непроверяемыми звонкими и глухими согласными. Правописание двойных согласных в русских словах.

Создание проекта.

Обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки.

Выбирать рациональный способ проверки безударных гласных в корне слова.

Ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова. Дифференцировать типы орфограмм в корне слова и подбирать адекватные приёмы проверки. Обсуждать участие в реализации проекта, работать совместно в паре, группе.

Использовать различные приёмы запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

Группировать слова по наличию в них двойных согласных.

Проверка гласных в корне после шипящих.

Проверка парных звонких и глухих согласных в середине слова

увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью обучающихся

           Обозначение твердых и мягких согласных звуков (23 ч.)

Способы обозначения парных твердых и мягких согласных звуков.

Употребление гласных после шипящих и буквы ц.

Написание сочетаний чк, чн, щн.

Мягкий знак -показатель мягкости согласных звуков.

Разделительный мягкий знак.

Наблюдение над фактами письма, когда после непарных твердых шипящих и ц употребляются гласные и, е, ё, ю, я. Повторить написание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Произношение

и обозначение на письме слов с сочетаниями чк, чн, щн.

Мягкий знак -показатель мягкости согласных звуков.

Формирование умения употреблять разделительный мягкий знак в словах. Слогозвуковой анализ слов.

Выделять новые случаи, позиции обозначения твердых и мягких согласных звуков в середине слова.

Устанавливать причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме. Различать функции мягкого знака при записи слов и группировать слова. Анализировать слова по строению с разных позиций (звукобуквенному, слоговому, морфемному).

Увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью обучающихся

                         Части речи (26 ч.)

Общие значения частей речи.

Имя существительное.

Одушевлённые и неодушевленные имена существительные. Имена, отчества, фамилии как имена собственные.

Географические названия как имена собственные.

Имя прилагательное. Употребление в речи полных и кратких форм имен прилагательных.

Правильное написание окончаний имен прилагательных. Глагол.

Изменение частей речи по числам. Предлоги и союзы - слова-связки.

Углубить представление о частях речи как языковой модели реального мира. Дать алгоритм распознавания (общее значение, вопрос). Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?». Имена, отчества, фамилии как имена собственные. Географические названия как имена собственные. Имя прилагательное, значение и употребление. Употребление в речи полных и кратких форм имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных.

Глагол, значение и употребление. Изменение частей речи по числам. Предлоги, союзы. Их роль в речи.

Распознавать группы слов (части слова) по их отличительным признакам. Определять грамматические признаки имени существительного.

Систематизировать признаки имени существительного как части речи. Определять грамматические признаки имени прилагательного.

Систематизировать признаки имени прилагательного как части речи. Определять грамматические признаки глагола.

Систематизировать признаки глагола как части речи. Наблюдать над формами изменения частей речи по числам. Осознавать роль в предложении слов-связок.

Синтезировать: составлять предложения с использованием слов-связок.

Имена, отчества, фамилии как имена собственные.

Географические названия как имена собственные

увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью обучающихся

Общие значения частей речи.

Предлоги и союзы - слова-связки.

теоретический материал рекомендуется преподносить в виде упражнений и выполнения заданий наглядно практического характера

Повторяя, проверяем себя (общее повторение курса) (14 ч.)

Увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью обучающихся


Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

                                          1. урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;

                                          2. урок закрепления  знаний и выработка умений – УЗЗВУ;

                                          3. урок комплексного использования знаний – УКИЗ;

                                          4. урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;

                                          5. урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (166 ч.)

Тема  урока

кол-во

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

УУД

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 четверть –41 ч.

Введение. О даре слова (3 ч)      

1.

Зачем человеку слово дано.

1

УИПЗЗ

Слово и его значение. Использование толковых словарей русского языка.

Знать структуру построения учебника «Русский язык»; основные словари русского языка.

Уметь ориентироваться в странице «Содержание»; выполнять практическую работу со словарями; работать с пословицей «Человеку дано слово, животному - немота»

Текущий

Наблюдать над особенностями русской народной речи: мелодичностью, ритмичностью, образностью.

Находить основную мысль читаемых текстов.

2-3.

Родной язык наш русский.

(с.8-13)

2

УИПЗЗ

Роль языка в жизни человека. Ведение диалога в ситуациях повседневного и учебного общения

Иметь представление о роли языка слов в жизни человека: возможность общаться, познавать мир, становиться человеком разумным; представление о русском языке как родном языке русского народа.

Уметь пользоваться этимологическим словарем; отвечать письменно на вопросы

Текущий

Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык».

Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности.

Слово, предложение, текст (26 ч)

Слово и его строение (10 ч.)

4.

Слово. Предложение. Текст.

1

УИПЗЗ

Различение слова, словосочетания и предложения

 Иметь представление о единстве в слове разных его сторон: строения (внешней формы), значения, назначения (роли).

Уметь подбирать и записывать родственные слова к слову «лимон».

Уметь произносить предложения с разной интонацией; составлять схемы предложений.

Знать признаки текста.

Текущий

Синтезировать: составлять слова из букв.

Анализировать словесное строение предложений с помощью схем.

Синтезировать: составлять предложения на основе набора слов, схем.

5.

Вспоминаем о лете. Обучающее сочинение.

1

УКИЗ

Рассказ о себе, своей семье, друзьях, школе. Составление монологических высказываний (несложные описание, повествование, рассуждение)  на различные темы.

Уметь рассказывать о летнем отдыхе; записывать текст по серии картинок.

Текущий

Отбирать факты на основе летних воспоминаний для устного сообщения.

6.

Слово и его строение (повторяем, изучаем).

Звуки речи и буквы.

1

УИПЗЗ

Акцентировать внимание на звуковом, буквенном, слоговом строении слова.

Знать понятия «звуки», «буквы». Уметь составлять звукобуквенные схемы; подбирать слова к данным звукобуквенным схемам; сравнивать звуки и буквы.

Текущий

Различать звуки и буквы.

Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы Соотносить количество звуков и букв в словах, объяснять причины расхождения количества звуков и букв.

7.

Слоги. Ударение.

1

УКИЗ

Деление слов на слоги. Словесное ударение. Гласные ударные и безударные.

Иметь представление о слоговом строении слов, о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога). Уметь выполнять упражнения в делении слов на слоги на письме, в ситуации счета при игре (устно), в выделении ударных слогов, в составлении слогозвуковых схем слов; правильно писать слова с безударными гласными в корне.

Текущий

Наблюдать за ролью словесного ударения, правильно произносить слова.

Систематизировать знания о звуках русского языка.

Моделировать слоговое и звуковое строение слова.

8-9.

Алфавит.

2

УЗЗВУ

Русский алфавит.

Знать, как появились слова «азбука», «алфавит».

Иметь представление о практической значимости знания алфавита. Уметь выполнять задания в запоминании порядка следования букв в алфавите, в расстановке слов по алфавиту; использовать знания алфавита при работе со словарями; пользоваться толковым словарем; записывать ответы на вопросы.

Текущий

Определять положение заданной буквы в алфавите.

Применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Составлять списки, располагая в алфавитном порядке названия.

10.

Входной контроль.

1

УПОКЗ

Обобщить знания о правописании слов.

Знать изученные орфограммы.

Уметь писать под диктовку.

Тематический

Контролировать и корректировать свою работу.

Список литературы

(методическая, пособия для учащихся, учебники)

1) Л.Я.Желтовская.  Русский язык. 2 класс. Учебник.  Москва 2015 г.

2) Л.Я.Желтовская.  Русский язык. 2 класс. Рабочие тетради. Москва 2015 г.

Методические пособия для учителя.

  1. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык» Л.Я.Желтовской  Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование.
  2. Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина. Русский язык. Дидактические карточки – задания. Москва, 2013 г.
  3. Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 2 класс» - М.: Владос,1999 г.
  4. Василенко Т.В.«Толковый словарь для начальных классов» - М: «Грамотей»,

2009 г.

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. « Секреты орфографии» - М.: Просвещение, 2010 г.
  2. Гуров И., Ладанникова Е., Лобова Н. «Школьный словарик антонимов и синонимов русского языка» - С - Пб.: издательский дом Громова, 2002 г.
  3. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. «Дидактический материал к урокам чистописания. 2 класс» - М. Просвещение, 2009 г.
  4. Соловейчик М.В.  «Я иду на урок в начальную школу: Русский язык» - М.: Первое сентября, 2012 г.
  5. Журнал «Начальная школа».
  6. Газета «Первое сентября» «Начальная школа».
  7. Л. И. Тикунова, В. П. Канакина «Сборник диктантов и творческих работ». Москва «Просвещение», 2012г.
  8. Опорные таблицы.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. — М.: Просвещение, 2008. — 21 с. — (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку: 4 класс (для обучающихся с ОВЗ)

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по Русскому языку 2 класс для обучающихся с ОВЗ VII вида

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего обра...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с Т...