Презентация "Формирование орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода"
презентация к уроку по русскому языку (1 класс)
Презентация "Формирование орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода" была подготовлена для выступления на школьном методическом объединении начальных классов. В не раскрыты цели, факторы, приёмы и упражнения, способствующие орфографической зоркости. Материал будет полезен учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход ориентация на результаты образования Б .Г. Ананьев Л. С. Выготский Л. В. Занков Д. Б. Эльконин В. В. Давыдов Классики педагогики Системно- деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится максимально активной и самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Орфографическая зоркость – это умение обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции. Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка.
1) применение полученных знаний на практике; 2) повышение самостоятельности, активности мышления школьника; Цели орфографической грамотности: Развивать фонематический слух. Обучать правильному списыванию текста. Прививать интерес к чтению. Интегрировать уроки русского языка и чтения. Расширять словарный запас детей
Факторы формирования орфографической зоркости: 1. Зрительный фактор. 2.Слуховой фактор. 3. Рукодвигательный фактор. 4. Проговаривание.
1. Комментированное письмо . 2. Письмо с проговариванием . 3. Письмо с пропуском орфограмм . 4. Какографические упражнения . 5. Письмо по памяти . 6. Работа с группой предложений по системе Федоренко. 7. Списывание. 8. Скоростное письмо. 9. Диктанты: - Предупредительный диктант. - Объяснительный диктант. - Выборочный диктант. - Свободный диктант. - Самодиктант . - Зрительно-слуховой диктант. - Диктант с постукиванием. - Словарный диктант . Приёмы и упражнения, способствующие развитию орфографической зоркости:
Орфографическое чтение Начинается с первых дней начальной школы. На основе орфографического чтения развивается артикуляционная память. Комментированное письмо с указанием орфограмм Достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.
Письмо с проговариванием Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель не дадут зафиксировать эту ошибку на письме. Диктант с постукиванием Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
Диктант «Проверяю себя» Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Первое и главное достоинство диктанта состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться. Орфографический навык совершенствуется и укрепляется.
Какографические упражнения Предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний. Найди ошибки: Марос , вараби , канки , сарока , снишки , девачка . Исправь ошибки: Белый снек на ветке, Иней на стикле . Ель дражит от ветра Холодно и мне.
Игра «Буквы спорят и побеждают » На карточках написаны слова на определённую орфограмму, нужно выбрать букву и доказать её написание. « гр (о, а)за» - объяснение « в слове «гроза» спорит две буквы А и О, я выбираю О, проверочное слово « грОзы »; г р ( о,а )за сл (е, ё)за ры ( б,п )ка ду ( б,п ) Вставь пропущенную букву Лу… с морко ….кой хоть и с одной гря … ки , да неодинаково сла … ки
*внимательно прочитай предложение; * повтори его не заглядывая в текст; * найди, объясни и подчеркни все орфограммы в предложении; * прочитай предложение орфографически; * повтори ещё раз предложение, орфографически проговаривая все звуки ; * закрой предложение; начинай писать, диктуя себе по слогам орфографически; * сверь записанный текст, особое внимание обращая на орфограммы, подчеркни их; Списывание
Зрительный диктант ( цель – предупреждение ошибок ) № п/п Предло-жения /слова Число букв Время экспо-зиции 1 рак 3 2 2 мох 3 2 3 ухо 3 2 4 кит 3 2 5 рука 4 2 6 снег 4 2 Набор № 1 (1 класс) Набор № 13 (2 класс) № п/п Предложения /слова Число букв Время 1 Ребята повесили скворечники. 25 4 2 Собака осталась ждать хозяина. 25 4 3 Взяла Таня цветные карандаши. 25 4 4 Вянет и желтеет травка на лугах. 26 4 5 Проворонила ворона воронёнка. 26 4 6 И чернила бывают разного цвета 26 4
1. Моделирование орфографических понятий, и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм. 2. Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип. Для развития орфографической зоркости младших школьников необходимы следующие условия:
«Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты» К. Д. Ушинский
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителем. Конфуций Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/24/picture-14541-1519491437.jpg)
Доклад на педагогическом совете "Звукобуквенный анализ – как фундамент выработки орфографической зоркости младших школьников".
Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как мож...
Развитие орфографической зоркости младши хшкольников
Развитие орфографической зоркости младших школьников. ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/19/picture-83192-1608374297.jpg)
Развитие орфографической зоркости младших школьников через дидактическое многообразие
Главная цель опыта создание условий для сознательного активного участия школьника в творческой деятельности, практического применения учащимися теоретических знаний по русскому языку, повышения качест...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-84744-1614188886.jpg)
Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»
Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/02/picture-91659-1459625920.jpg)
Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка
Проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/05/picture-944248-1504606892.jpg)
Методическая система «Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»
Методическая система «Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»...