Главные вкладки

    Открытый урок по русскому языку в 4-м классе по теме: « Части речи» (Урок систематизации и обобщения знаний).
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Джиоева Светлана Вячеславовна

    Урок систематизации и обобщения знаний по разделу "Части речи".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_russkomu_yazyku_v_4.docx184.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Филиал МБОУ СОШ с.Суадаг в с. Хаталдон

    Урок по русскому языку в 4-м классе по теме:

    « Части речи»

    (Урок систематизации и обобщения знаний)

                                               Подготовила:

                                      учитель начальных классов

     Джиоева Светлана Вячеславовна

    Хаталдон 2018

    Урок по русскому языку в 4-м классе

     по теме: « Части речи»  согласно требованиям ФГОС.

    (Урок систематизации и обобщения знаний)

    Тема: Части речи

    Цель: Обобщать и систематизировать  знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их  по  существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

    • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и русский язык.
    • Формирование ценностей многонационального российского общества, осознание роли языка и речи в жизни людей
    • Развивать умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
    • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    Регулятивные:

    • Умение сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание.
    • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
    • анализировать сравнивать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
    • Развивать  умение высказывать своё предположение;;
    • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Познавательные:

    Общеучебные:

    • формирование и развитие умений в области работы с информационно-коммуникационными технологиями, ИКТ компетенции. (интерактивная презентация, доска, работа с интерактивным пером)
    • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    • осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
    • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

    Логические: Развивать  умения извлекать информацию из схем и текстов для установления причинно-следственных связей, строить логическое рассуждение.

    Коммуникативные:

    • Развивать умение слушать и понимать других;
    • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
    • оформлять свои мысли в устной форме;
    • уметь  работать в паре.

    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: распознавать части речи и определять их морфологические признаки, обобщать и классифицировать по ним.

    Оборудование:  интерактивная презентация; карточки; документ-камера; интерактивная доска, приставка, перо;

    Планируемые результаты:

    • Совершенствование навыка классификации  частей речи, навыка определять грамматические признаки, находить и различать части речи в предложениях и тексте. 

    Ход  урока

    1. Организационный момент

    Прозвенел уже звонок .

    Начинается урок.

    А теперь все повернитесь

    И друг другу улыбнитесь.

    Улыбнитесь мне, гостям

    И садитесь по местам.

    Будем отвечать активно, хорошо себя вести,

    Чтобы гости дорогие  захотели вновь прийти.

    - Ребята, что вы ждёте от урока русского языка?( ………   )

    - А я жду от вас грамотных ответов и  активности на уроке.

    А девизом нашего урока  станут слова:

    «Ум и сердце в работу вложи,

    Каждой минутой в труде дорожи»

    - Почему эти слова важны для нас на уроке?(………)

    Будем помнить об этих словах на протяжении всего урока.

    1. Определение темы урока, постановка учебных задач.

    - Прочитайте эпиграф на доске.

    Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... 
    Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью. 

    Александр Иванович Куприн

    - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу «русский язык»?(………………..….)

    - А что для вас значит страна, в которой вы живете? (Родина)(………………..)

    – Что для вас понятие Родина? (……………….)

    --Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно.

    --- Заглянем в толковый словарь:( ……………………………………………….)

    -- Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины.(………….)

    -Сейчас я вам предлагаю составить синквейн на тему  Родина.

    (устно, фронтальная работа)

    - Я составила вот такой синквейн.

    1. Родина.
    2. Малая, большая.
    3. Родиться, жить, помнить.
    4 .Место, где родился человек.
    5.Отечество.

    - Как можно проверить правильно ли составлен этот синквейн?(…………)

    - Давайте вспомним  в 1,2,3 пунктах какими частями речи являются слова.

    - Скажите, а чем отличаются данные слова?(…………………)

    - Определите тему урока. А эта тема для вас новая?(………………)

    - Поставьте учебные задачи:

    (распознавать части речи и определять их морфологические признаки, обобщать и классифицировать по ним).

    -- В конце урока мы к ним вернемся и обсудим, достигли ли мы поставленных задач.

    3.

    C:\Users\User\Pictures\img36.jpg

    4.На доске написаны слова:

    прив…ла, ел…ник, л…сной, тр…пинка, Кузьма, ненас…ный, тр…щали, мес…ц, быстр… .

    - Прочитайте написанные на доске слова. Постарайтесь их запомнить.

    - Сгруппируйте данные слова по частям речи.

    – По каким  признакам  вы  различали  части  речи? (По значению, вопросу.)

    - Найдите среди написанных слов «лишнее».

    - Составьте предложение, используя данные слова.

    -Разберите его по членам.

     (……………………………………………………………………………………….)

    Оцените свою работу. У вас на столе стоят коробочки ,возьмите из нее знак + (если справились) или знак – (Если не справились) и положите на край стола.

    - Что вы знаете о частях речи?

    - Как определить какой частью речи является слово?

    - Давайте попробуем это сделать.

    5. Применение знаний и умений.

    Работа в парах.  (Дети по абзацам читают вслух текст)

    -Как вы думаете почему я приготовила  текст про РСО-Аланию и Владикавказ?(…………………………………………………)

    - Из текста выпишите в таблицу по 1 примеру каждой части речи.

    РСО-Алания

    Ты наверняка знаешь, что Республика Северная Осетия – Алания является одной из республик, входящих в состав Российской Федерации или  России.

    РСО – Алания – твой родной край, знакомый тебе с детства. Здесь ты учился ходить, говорить, познавать мир. И сейчас, окружённый его заботой, растёшь, постигаешь науки, учишься быть достойным гражданином своей Родины.

    Тебе повезло, что ты живёшь в Северной Осетии. Это один из самых замечательных уголков Земли с неповторимой природой и добрыми людьми. Не могут не волновать душу величавые горы, живописные ущелья, бурные реки…Красота родного края вдохновляет нас на творчество, воспитывает добрые чувства.

    Столица Северной Осетии – город Владикавказ – один из самых красивейших городов не только Северного Кавказа, но и России.

    История повествует о том, что город Владикавказ возник на месте военной крепости, построенная более двухсот лет тому назад для укрепления южных рубежей России.

    Жители Северной Осетии – трудолюбивые и талантливые люди. Благодаря их стараниям, наша республика известна в России и за её пределами как центр науки, образования и культуры.

    Существ

    Прилаг.

    Глагол

    Местоим.

    Числит.

    Предлог

    Союз

    Проверка 1 ученика на документ – камере.

    - (Дети зачитывают другие варианты.)

    - Оцените свою работу.

    6.

    - Некоторые части речи написали нам письма – загадки. Давайте их прочтем и определим, о какой части речи говорится в каждом письме. Каждая пара получит конверт, прочитает, обсудит и определит о какой части речи говорится. ( Дети читают письмо, обсуждают и приходят к выводу, какая часть речи написала это письмо.)

    1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?

    2.Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. У меня есть очень хорошие и ласковые слова, как, например, «пушистый», «гладкий». Узнали меня?

    3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня?

    4.Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное и имя Прилагательное . Они самостоятельные части речи, а я служебная. Но это не мешает нашей дружбе. Только тексты телеграмм могут без меня обойтись. А в остальных случаях, чтобы речь была красивой и связной, я становлюсь в нужных местах. Это моя работа! Узнали меня?

    Проверка: зачитывают письмо, называют и сверяют со слайдом свой ответ.

    Ответы: 1. Имя существительное. 2. Имя прилагательное. 3. Глагол. 4. Предлог.

    Оцените свою работу.

    - А теперь отдохнём

    7.    Физкультминутка

    Вы, наверное, устали?

    Ну, тогда все дружно встали.

    Ножками потопали,

    Ручками похлопали.

    Покрутились, повертелись

    И за парты все уселись.

    Глазки крепко закрываем,

    Дружно до 5 считаем.

    Открываем, поморгаем

    И работать продолжаем.

    8.- Предлагаю повторить падежи.

    1чел- расставляет правильный порядок падежей.

    2 чел- порядок вопросов.

    3 чел – склоняет словосочетание «русский язык»

    (Остальные находят карточки со словосочетаниями и помещают рядом с тем падежом, которым они являются.)

    И.п  -   (кто? что?)       русский язык

    Р.п  -  (кого? чего?)     русского языка

    Д.п –   (кому? чему?)  русскому языку

    В.п –   (кого? что? )     русский язык

    Т.п –   (кем? чем? )     русским языком

    П.п –   (о ком? о чём?)    о русском языке

    Оцените работу

    8.

    1.Работа в группах.

    Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете. Определите род, число, падеж, склонение у имен существительных.

    - На чужбине родная землица во сне снится.

    -Любящая мать- душа семьи и украшение жизни.

    - Дерево держится корнями, а человек- семьёй.

    - Ребята, и зарубите себе на носу, что семья- это самое дорогое, что есть у человека.

    - Никому не стало страшно от такой просьбы? Почему? Как называются такие устойчивые выражения? (Фразеологизмы.

    )

    9.     - Прочитайте некоторые из них (фразы записаны на доске столбиком) и запишите в тетрадь столбиком:

    Чешут языком –

    Витаете в облаках –

    Прикусим язык –

    - Определите и подпишите лицо и число глаголов. А теперь давайте запишем снизу вверх во второй столбик глаголы, близкие по значению к фразеологизмам, в том же лице и числе (один ученик у доски)    болтают, мечтаете, замолчим

    - Как называются противоположные по смыслу слова? – (Антонимы).

    - Правильно. Никто не догадался, почему я задала вам такой вопрос?

    - Среди записанных фразеологизмов есть такая пара «чешут языком» и «прикусим язык»

    Оцените свою работу.

    10.     Контроль усвоения знаний, обсуждения ошибок их коррекция

    --  Назовите мне  учебную задачу нашего урока.

    • А теперь посчитайте, сколько у вас на столе «+» и «-»
    • Как вы считаете, справились ли мы с учебной задачей?  (если кто то нет, тогда почему? Что для этого необходимо сделать? Какие ошибки допустили?)

    11.  Рефлексия учебной деятельности.

    -Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. На доске записаны две пословицы.(Объясните смысл)

    «Дело мастера боится»

    «Добрый разум не наживают сразу»

    - Каждый сейчас оценит свою работу. На столах у вас лежат 2 карточки с этими пословицами. Выберите ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям.

    - Открытия, хорошее настроение нам сегодня подарил русский язык. Нашу речь, наш  язык поэтому и называют великим, могучим нашим богатством. Только при помощи языка мы можем выразить свои чувства, своё отношение, свою душу.

    - Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране.

    - Закончить урок мне хотелось бы стихотворением Ирины Некрасовой:

    Любовь, надежда, истина, здоровье,
    Труд, мир, культура, творчество, семья —                                                                                                   Вот жизни человеческой основа
    И связь простая между МЫ и Я.
    Познай слов этих глубину и мудрость,
    Открой извечных истин суть.
    Попробуй дел не совершать впустую,
    Свои объятья миру распахнуть.

    13.  Домашнее задание.

    Написать мини сочинение о своей семье.

    Понаблюдайте: какие части речи чаще использовались в своем сочинении.

    14. Клип «Гимн семье»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    открытый урок по русскому языку в 4 классе "Грамматический турнир. Повторение. Части речи"

    В данной разработке представлены задания по повторению темы "части речи" и презентация учителя о деревьях...

    Открытый урок по русскому языку в 3 "Д" классе на тему: "Обобщение знаний об имене существительном и имене прилагательном"

    17 марта 2016 года в 3 "Д" классе прошёл открытый урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном. В ходе урока мной были использованы групповая и инд...

    Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Повторение. Части речи"

    Данный материал пригодится для уроков русского языка при повторении знаний о частях речи....

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 А классе по теме «Имя существительное. Обобщение».

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "имя существительное. Обобщение"...

    Открытый урок по русскому языку в 3 «А» классе на тему: «Роль имён прилагательных в речи. Прилагательные синонимы и антонимы»

    Цели урока: 1.     Формировать  умения учащихся распознавать и осознанно употреблять в своей речи слова, обозначающие признаки предметов.2.     Формировать...

    Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс

    Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...

    Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний о частях речи".

    Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Обобщение знаний о частях речи"....