урок русского языка 2 класс УМК "Школа России"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Кулагина Галина Владимировна

Урок русского языка 2 класс  по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука в середине и конце слова". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка100.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 48

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Открытый урок по русскому языку во 2 «А» классе по теме:

«Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков

 в середине и в конце слов»

Подготовил учитель начальных классов

Кулагина Г.В.

2018-2019 учебный год

Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов.

Цель урока: сформировать представление о правописании мягкого знака после согласных в середине слова и в конце; сформировать понятие о мягком знаке, как показателе мягкости; тренировать способность к правописанию слов с мягким знаком.

Формируемые УУД:

1. ПРЕДМЕТНЫЕ: - наблюдение над произношением слов с мягким знаком. Соотношение количества звуков и букв в словах с мягким знаком. Подбор примеров слов с мягким знаком. Объяснение написания мягкого знака в словах.

2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

А) Познавательные - формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Б) Регулятивные - развитие умения критически мыслить. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

В) Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог. Умение договариваться и приходить к общему решению, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

3. ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование уважительного отношения к иному мнению. Формирование положительного отношения к учению.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, сундучок, разрезные предложения для групповой работы, конверты со словарными словами, учебники, рабочая тетрадь.

Ожидаемый результат: -высказывать собственные суждения;

-критически относиться к мнениям других;

- формирование навыков правописания слов с мягким знаком;

- повышение активности на уроках;

- улучшение результатов обучения.

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности.

-Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Определение психологического состояния обучающихся непосредственно перед уроком

C:\Users\Максим\Desktop\смайлик.jpg C:\Users\Максим\Desktop\смайлик 2.jpg

-С каким настроением вы пришли на урок?

- Кто пришел на урок с улыбкой у них сегодня все получится, но, а кто пришёл с грустью – не беда, мы все постараемся, чтобы ваше настроение к концу урока стало лучше.

Психологический настрой

- Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова, а так же поздороваемся и улыбнёмся нашим гостям!

-Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение. Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.

II. Мотивация учебной деятельности.

1. Работа с пословицей.

- Посмотрите на доску.

Ученье –свет, а неученье-тьма. (Слайд 1)

-Прочитайте пословицу. Это девиз нашего сегодняшнего урока.

-Как вы её понимаете?

- В прямом или переносном значении выступают слова свет и тьма? (Свет – олицетворение знаний, полученных в результате учения; тьма – незнание, неумение).

2. Заполнение «Лесенки знаний».

-А чему мы учимся на уроках русского языка?

-Мы познаём его тайны, и сегодня нас ждут новые открытия. Лесенка, в которой отражён план нашего урока, будет нас вести к новым знаниям. (Слайд 2)

- Возьмите листок и найдите картинку лесенки. Представьте, что это лесенка ваших знаний, определите своё положение на ней в данный момент. Поставьте на ступеньке смайлик.

-Я думаю, что сегодня каждый из вас поднимется хотя бы на одну ступеньку выше по лесенке знаний.

-Готовы к работе? Новых открытий и хороших отметок вам. У нас всё получится. 

III. Сообщение темы и цели урока.

1. Проблемные вопросы.

-Нам с вами предстоит сделать ни одно открытие, и первое связано с одной из интересных, «трудолюбивых» букв, которые не обозначают звука.

-Как вы думаете, что это за буквы? (Ъ и Ь)

- У нас две буквы Ъ и Ь не обозначают звука. Давайте найдем ту букву, с которой связана тема нашего урока.

-Справиться с этой задачей нам поможет кроссворд, и конечно ваши умения его разгадать.  

(Слайд 3)

-Какая буква есть во всех словах? (МЯГКИЙ ЗНАК)

- А для чего же нужен мягкий знак, если он не обозначает никакого звука? (Для смягчения согласных звуков).

- Вы сами определили тему нашего урока.

Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и конце слова.

- А какая цель урока? Для чего мы изучаем эту тему?

(Научиться находить слова с мягким знаком и их правильно писать)

Научиться находить слова с мягким знаком и их правильно писать.

IV. Актуализация знаний учащихся 

1.Минутка чистописания.

- Запишите сегодняшнее число, классная работа.

18 декабря.

Классная работа.

- Нарисуем мягкий знак нежно капелькой

Вот так: Ь (показ учителем на доске)

-А сейчас вы будете записывать буквы, которые я вам загадаю.

- С какой буквы начинается наш алфавит? (а)

- Какая буква находится между буквами «ка» и «эм»? (л)

- Какие согласные буквы всегда обозначают мягкие звуки? (й, ч щ,)

- Запишите буквы, которые не обозначают никакого звука, а являются только помощниками? (ъ и ь).

Проверка: а л й ч  щ  ъ  ь (Слайд 4)

- Подчеркните букву, с которой связана наша тема.

2. Словарная работа.

- Давайте поиграем в игру на внимание.

- Из волшебного сундучка будете доставать и зачитывать слова. Если в этом слове будем писать мягкий знак – запишем слово в тетрадь, а если нет – топаем ногами

- Внимание, начинаем: (учитель подходит к ученикам и они достают слова из сундучка)

     Медведь, девочка, пальто, рисовать, ночник, хищник, снегирь, помощник, мальчик.

(Слайд 5)

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Посмотрите внимательно. Так ли вы написали прочитанные слова?

 - В каком месте находится мягкий знак в словах?

Сделайте выводы: где же пишется мягкий знак? (После согласного в середине и в конце слов)

- Во всех ли представленных словах есть мягкий знак?

Вспомните какие слова вы не записали. Почему? (Девочка, ночник, помощник, хищник) Слайд 7.

 - Молодцы, вы справились с первым заданием урока. Приклейте смайлик на «Лесенке знаний». 

V. Открытие нового материала

1. Работа с правилом в учебнике.

- Откройте учебник на с.124 и с.125. Прочитайте правило.

-  Давайте из двух правил попробуем составить одно. Согласны?

Мягкий знак – это буква, которая не обозначает звука, но служит для смягчения согласных в середине и в конце слова. (Слайд8) 

- Кто расскажет правило? Оцените свою работу на «Лесенке знаний».

Гимнастика для глаз (Слайд 9)

Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги под ступнями опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.)

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Глазки нас благодарят.

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы.

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать!

2.  Разбор слова.

- Давайте ещё раз внимательно посмотрим на слова записанные в тетради. Какое слово лишнее?

-  Запишите с новой строки это слово и сделайте звуко – буквенный анализ.

РИСОВАТЬ – 3 сл., 8 б., 7 зв.   [ р'  и  с  а  в  а  т']

- Почему в этом слове разное количество букв и звуков?

- Написание какой буквы надо запомнить? (и)

У нас в слове 2 мягких согласных звука     р     и     т    .

- Почему после буквы «тэ» пишем ь, а после «эр» нет? (Потому что после этого согласного стоит гласная буква и, которая смягчает согласную).

- Назовите все гласные буквы, перед которыми согласные становятся мягкими.

(Я, Ю, Е, Ё, И)                                                                                                                

 - Если вы считаете, что справились и с этим заданием, то приклейте смайлик на «Лесенке знаний».

3. Работа в парах «Слова из сундучка».

- В сундучке находятся транскрипции слов. Каждая пара достаёт слово. Его нужно прочитать и правильно записать.

учитель - [уч'ит'э л']

метель - [м'эт'эл']

кольцо - [кал'цо]

окуньки - [акун'ки]

пять - [п'ат']

больница - [бал'н'ица]

жильцы - [жыл'цы]

тоненький - [тон'эн'к'ий]

коньки - [кан'к'и]

олень - [ал'эн']

портфель - [партф'эл']

шесть - [шэст']

серенький - [с'эр'эн'к'ий]

тюлень - [т'ул'эн']

тюльпан - [т'ул'пан]

- Подчеркните в словах ь зелёной ручкой.

Проверка.

Оценивание работы в паре:  

 - Что вам нужно было сделать?

- Как вы распределили работу?

- Каждый ли справился с порученным заданием?

-Есть ли в ваших словах мягкий знак? Подчеркните его.

- Одинаковое ли количество букв и звуков в словах?

- Если вы справились и с этим заданием, то приклеиваем смайлик на следующей ступеньке «Лесенки знаний».

VI. Закрепление материала.

1. Работа с учебником. (с. 125 упр.204).

а) чтение задания;

б) комментированное письмо пар слов;

в) выполнение задания;

г) взаимопроверка.

 - Если вы справились без ошибок с этим заданием, то приклейте смайлик на «Лесенке знаний».

 Физкультминутка «Мягкий знак»

Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

Ел, ель, брать, брат, мел, роль, конь, шкаф, мель, книга, кость, хор, лось, глухарь, медведи, рысь, лани, олень.

2.  Домашнее задание. (с.125 №205)

3. Групповая работа. 

-Как вы думаете, меняется лексическое значение слова с появлением или отсутствием мягкого знака?

На доске пара слов: банка – банька.

- Чем отличаются данные слова? Что они обозначают?

- А сейчас групповая работа. На листах напечатаны предложения, в которых не хватает одного слова. Ваша задача – среди пары слов выбрать правильное. Хочу заметить, что слова отличаются только одним звуком: в одном он твердый, а в другом – мягкий.

 - Вот эти слова: плакат       плакать

                          угол           уголь

                          шест          шесть

 (На стене висит яркий …. – Малыш продолжал громко ….

Котёнок забился в тёмный…. – В печи догорал чёрный ….

Путешественник держал в руках бамбуковый…. – У нашей кошки родилось ….котят)

-Давайте прочитаем, какие предложения у вас поучились. Молодцы! Справились с заданием.

4. Самостоятельная работа по карточкам.

Вариант 1

Спиши предложения, подчеркни слова, которые отличаются друг от друга одним звуком.

Миша –мой старший брат.

 Я люблю брать книги в библиотеке.

Вариант 2

Спиши предложения, вставив пропущенные слова. Подчеркни слова, которые отличаются друг от друга одним звуком.

Ученик взял …. и записал на доске слова.

Корабль плыл по реке, но вдруг сел на ….

(Слова для справок: мель, мел)

Вариант 3.

Составь и запиши предложения со словами: ел, ель.

- Зачитайте записанные предложения.

VII. Рефлексия.

1. Оценка работы класса и отдельных учеников.

- Вот и подходит к концу наш урок. Какая пословица помогла нам на уроке?

- Какую тему сегодня изучали? Что же это за буква? Когда пишется ь?

- Достигнута ли цель, которую ставили в начале урока?

2. Итоги «Лесенки знаний».

-  Возьмите «Лесенку знаний» и приклейте смайлик

- Поднимите и покажите свой результат усвоения данной темы.

-Посмотрите как высоко мы с вами поднялись, но вот одна ступенька осталась пустой. Почему?

 - Правильно, мы должны стремиться получать новые знания.

-Встаньте, пожалуйста, те ребята, у кого до конца урока сохранилось замечательное настроение.

-А теперь встаньте те, у кого настроение улучшилось.

- Спасибо всем за урок!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя прилагательное" конспект урока русского языка УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева 2 класс

Конспект урока русского языка  УМК  "Школа России" Т.Г.Рамзаева  2 класс...

Урок русского языка УМК Школа России 4 класс Тема: "Время глагола"

Урок повторения и усовершенствования знаний учащихся о глаголе....

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Презентация к уроку русского языка (УМК "Школы России") 3 класс "Изложение после зрительного восприятия текста"

Презентация составлена к уроку русского языка в 3 классе УМК "Школы России" по тексту упражнения 88 части 1 учебника....