Род и число имен прилагательных "Сказка о рыбаке и рыбке"
материал по русскому языку (4 класс)

Нечитайло Светлана Викторовна

Образовательные: закрепление знаний об имени прилагательном.

Воспитательные: воспитание дружеского взаимодействия обучающихся в группах,  умения слушать собеседника, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умений искать и находить компромиссы, отстаивать свою точку зрения, быть способным к сотрудничеству.

Развивающие: развитие умения точно и правильно употреблять имя прилагательное в речи;  логического образного мышления, находчивости,  сообразительности, умения анализировать и логично рассуждать; формирование универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Проект: «Род и число имён прилагательных в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Цель: Чувствовать красоту художественного слова.

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний об имени прилагательном.

Воспитательные: воспитание дружеского взаимодействия обучающихся в группах,  умения слушать собеседника, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умений искать и находить компромиссы, отстаивать свою точку зрения, быть способным к сотрудничеству.

Развивающие: развитие умения точно и правильно употреблять имя прилагательное в речи;  логического образного мышления, находчивости,  сообразительности, умения анализировать и логично рассуждать; формирование универсальных учебных действий.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор
  2. Экран
  3. Презентация
  4. Магнитная доска
  5. Карточки для групповой работы
  6. Ватманы, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.

                                                        Ход урока

I.   Орг. момент.

Учитель:  – Ребята, сегодня на уроке у нас гости.

Давайте поприветствуем их.

Я надеюсь, что вы покажете гостям, как вы умеете работать.

II. Эмоциональный настрой.

Учитель:  

- Посмотрите друг другу в глаза, пожелайте хорошего настроения, сплочённой работы.

- Я  желаю вам сегодня, чтобы урок принёс вам радость и чтобы со всеми заданиями вы справились легко.

Учитель:        Начинается урок.

                   Ребята, он пойдёт вам впрок.

                   На вопросы отвечайте,

                   Все заданья дружно выполняйте.

Учитель:  

— У вас на столах  для каждого лежат карточки  личных достоинств голубого  цвета, поставьте пометку  в первой графе, какие вы цели ставите на начало урока. Можете дописать свою цель.

- А в конце урока мы вернемся и посмотрим, достигли ли вы этих целей.

Ф.И. ученика______________________

Карточка личных достоинств

Я хотел бы достичь

У меня получилось

Работать  активно

Читать выразительно

Выполнять все задания без ошибок

Учитель:  Сегодня будем выполнять групповые проекты.

- Повторим правила работы в группе. (Выслушиваются ответы учащихся)

- Обобщим наши ответы.

 Правила работы в группе:

1. Умение договариваться.

2. Умение слушать друг  друга.

3. Быть способным к сотрудничеству.

4. Совместная деятельность в группе.

5. Эмоциональное принятие членами команды друг друга.

- Договоритесь, кто какие обязанности будете выполнять в группе.

Учитель:  Каждая группа в листах оценивания выполняет запись после выполнения каждого задания.

(Лист  оценивания, ставят + или -)

Задание выполнено правильно. Молодцы!

Задание выполнено  не полностью.

Задание не выполнено.

Надо ещё поработать!

1 задание и 2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Давайте сначала для разминки поиграем в игру «Бегущая минутка» (следит за песочными часами 1 ученик). Отвечаем группой.

  1. Часть речи, обозначающая признак предмета… (имя прилагательное).
  2. Изменяемая часть слова…(окончание).
  3. Постоянный признак существительных.. (род).
  4. Какой падеж употребляется с предлогами: на, за, под, через, про, в? (В.п.)
  5. Без какой части не может существовать слово?  (без корня)
  6. Часть слова без окончания… (основа)
  7. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает .. (второстепенным членом предложения)
  8.  С какой частью речи связано прилагательное…(с именем существительным)

III. Мотивация учебной деятельности.

- Послушайте  отрывок из сказки.

-Я думаю, вы все её узнаете.

- Кто  автор?

Раз он в море закинул невод, -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришёл невод с травою морскою.

- Правильно, это «Сказка о рыбаке и рыбке»  А.С. Пушкина

 У каждой группы  на партах книги с этой сказкой.

- Ребята, какая часть речи делает нашу речь полной  и красочной?

- Послушайте загадку:

 Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое.

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют именем ….(все – прилагательным)

IV.  Целеполагание.  

– Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова).

Имена прилагательные

 Род

Число

сказка

- Сформулируем тему нашего урока.

Учитель:  Тема нашего урока:  Род и число имён  прилагательных.

 Материалом урока будет текст сказки А.С.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”.

Итак, тема урока: «Род и число имён  прилагательных в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

- Оформители в группах можете на ватманах уже записать тему урока-проекта.

- Обследуйте страницу 28 учебника, чем будем заниматься

 и сформулируйте в группах цели урока.

_ Как вы думаете, почему именно Пушкин нам поможет усвоить тему?

-В чём актуальность, необходимость работы с произведением?

( рассуждения детей:Мы мало стали читать,а  Пушкин поможет своим произведением  почувствовать красоту нашей речи,

узнаем  значение  некоторых имён прилагательных,  

будем развивать наше умение точно и правильно употреблять прилагательные  в нашей речи,

научимся определять род и число имён прилагательных.

-Итак, обобщим наши ответы:

 

-С детства мы знакомы с произведениями Пушкина,

Лев Николаевич Толстой назвал Пушкина так:

V.Работа по теме урока.

1. Задание 1, 2.

- Возьмите карточку с заданием 1, 2, т.к. к некоторым  именам  существительным можно найти в сказке несколько имён прилагательных, ставя их в начальную форму.

Задание 1, 2

 …                                 ,  …                                   , …                               море

 …                                   землянка

 …                                   трава

 …                                   , …                                   рыбка

 …                                   голос

…                                    откуп

 …                                    , …                               , …                                слово

 …                                    чудо

 …                                    , …                                   корыто

…                                     , …                                   баба

 …                                  труба

 …                                   , …                              , …                               вороты

…                                   крестьянка

…                                    дворянка

…                                   терем

…                                    душегрейка

…                                    кичка

…                                    перстни

…                                      , …                             ,…                             сапожки

…                                    слуги

…                                    царица

…                                    царство

…                                     палаты

…                                     вины

…                                     пряник

…                                     стража

…                                     невежа

…                                     владычица

…                                     буря

…                                      волны

Проверка (3 слайда).

Оцените свою работу.

-Выделите окончания у прилагательных, обозначьте число, род. Какая часть речи нам в этом поможет?

(имена существительные)

- Подумайте, у всех ли прилагательных можно определить род?

(Нельзя, во множественном числе, потому что изучали, что существительное во мн. числе рода не имеет, значит и прилагательное во мн. число тоже).

- Какая группа готова отвечать, другие слушают (проверяем по 5 слов).

На доске:

     какая ?

-ая            -яя

     какой?

-ый   -ой    -ий

    какое?

 -ое          -ее

      какие?

-ые          -ие

 -Прочитайте вопросы имён прилагательных и окончания. Определите по ним род и число имён прилагательных.

Вывод: Имя прилагательное имеет грамматическую связь с именем существительным: стоит в том же роде, числе, в каком стоит имя существительное.

Физминутка.

3.Задание 3.

Возьмите карточку 3.

-Почему автор использует слово “золотая”?

-Какое прилагательное использует для уточнения слова “золотая”?

Это слово в переносном значении.

(Прилагательным “золотая” автор подчеркивает волшебство этого персонажа и уточняет это прилагательным “непростую”. А вообще золотая-рыбка, покрытая золотистой чешуёй).

Объясните смысл прилагательных в переносном смысле.

Задание 3.

 золотая рыбка – рыбка, покрытая золотистой, жёлтой чешуёй

сердитые волны – очень высокие

чёрная буря –на море сильный ветер, высокие волны

печатный пряник – с рисунком и буквами

чёрная крестьянка -бедная

прямой простофиля –доверчивый, несообразительный, наивный

Проверка

4.Задание 4.

Учитель: - Давайте уточним, что такое синонимы?

- Ребята, каким словом можно заменить слово ветхая (землянка)? ( Старая)

Учитель: - К именам прилагательным в карточке 4 подберите синонимы.

Задание 4.

ветхая - старая

грозный - сердитый

великое –  огромное, необыкновенное

ласковое - доброе

заморская –  иностранная, заграничная

Проверка.

5. Задание 5.

- Какое корыто было у старухи сначала?

( Старое, разбитое)

- Подберите антоним. ( Новое.)

- Какие слова являются антонимами?

Учитель: - К  именам прилагательным, данным в карточке 5  подберите антонимы.

Задание 5.

новое – старое

низкая (землянка) – высокий терем

чёрная (крестьянка) – столбовая дворянка

великое (чудо) – маленькое чудо

дорогой (ценой) – дешёвой ценой

Проверка.

6. Задание 6. ( Домашнее задание, на альбомных листах)

Учитель: - В сказке Пушкин употребил и устаревшие слова- имена существительные.

- Попробуйте их объяснить. Например:

чупрун – это что? чуб, хохолок.

Старче – старик.

Очи – глаза и т.д.

- Так с какой целью автор использует разные  прилагательные в содержании сказки?

 Вывод:  Чтобы выразить свою мысль точно, ясно, ярко, выразительно, живописно, чтобы речь была полной, богатой.

- Ребята, а можно ли по-своему переделать сказку Пушкина? Например: вместо “сердитые волны” поставить словосочетание “большие волны”?

( Нет, нельзя, потому что это сочинил Пушкин, это его видение мира)

- Какова главная мысль произведения?

 - Обычно сказка заканчивается хорошо, добро побеждает зло. А в этой сказке конец плохой. Почему? (Старуха осталась с носом. Она злая. Зло наказано. Победила рыбка, она добрая, она взяла верх над злом. Значит, победила доброта)

VII.. Творческая работа. Первичное закрепление.

- Ребята, если бы вы поймали золотую рыбку, какие три желания попросили бы у неё? Запишите, постарайтесь употребить прилагательные для ясности, полноты, красоты текста. (Читают свои пожелания).

VIII. Итог урока.

.- Итак, давайте подведём итоги.

- Сформулируйте ещё раз тему урока, цель.

- Достигли ли мы этой цели?

Прилагательное имеет тесную связь с существительным, стоит в том же роде, числе,  что и существительное.

Стихотворение:

Очень замечательное – имя прилагательное.

Трудно будет без него, если пропадёт оно.

Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное»,

Не скажем маме: милая, красивая, любимая.

Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде

Эти замечательные прилагательные,

Чтобы всем отлично стало, разных признаков немало.

Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.

.- Вам было интересно на уроке? Чем заинтересовал урок?  

В чём его новизна? ( работа с книгами на русском языке)

- Подведите итог, сделайте вывод.

Вывод (мнение групп)

IX.Рефлексия.

-Оцените каждый свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки – карточку голубого  цвета.

-Какую оценку получила вся группа?

- Какая группа выполнила все задания правильно? (зелёный смайлик – «5»)

- Какая группа выполнила  задания с небольшими недочётами? (жёлтый смайлик – «4»)

Ну, а остальным детям надо ещё поработать! (красный смайлик – «3»)

-Ребята, спасибо за урок. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по чтению "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке."

конспект урока+ презентация, повторение ранее изученного материала, знакомство с новым,подведение итогов -кроссворд....

Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....

А.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке

Презентация предназначена для проведения урока литературного чтения во 2 классе по системе Л.В. Занкова по теме "А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке". В презентации представлены 2 этапа работы над пр...

А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Урок по литературному чтению во 2 классе А.С.Пушкин "Сказека о рыбаке и рыбке"...

А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Презентация к уроку по литературному чтению во 2 классе А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....