Род и число имен прилагательных "Сказка о рыбаке и рыбке"
материал по русскому языку (4 класс)
Образовательные: закрепление знаний об имени прилагательном.
Воспитательные: воспитание дружеского взаимодействия обучающихся в группах, умения слушать собеседника, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умений искать и находить компромиссы, отстаивать свою точку зрения, быть способным к сотрудничеству.
Развивающие: развитие умения точно и правильно употреблять имя прилагательное в речи; логического образного мышления, находчивости, сообразительности, умения анализировать и логично рассуждать; формирование универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Проект: «Род и число имён прилагательных в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
Цель: Чувствовать красоту художественного слова.
Задачи:
Образовательные: закрепление знаний об имени прилагательном.
Воспитательные: воспитание дружеского взаимодействия обучающихся в группах, умения слушать собеседника, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умений искать и находить компромиссы, отстаивать свою точку зрения, быть способным к сотрудничеству.
Развивающие: развитие умения точно и правильно употреблять имя прилагательное в речи; логического образного мышления, находчивости, сообразительности, умения анализировать и логично рассуждать; формирование универсальных учебных действий.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Презентация
- Магнитная доска
- Карточки для групповой работы
- Ватманы, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.
Ход урока
I. Орг. момент.
Учитель: – Ребята, сегодня на уроке у нас гости.
Давайте поприветствуем их.
Я надеюсь, что вы покажете гостям, как вы умеете работать.
II. Эмоциональный настрой.
Учитель:
- Посмотрите друг другу в глаза, пожелайте хорошего настроения, сплочённой работы.
- Я желаю вам сегодня, чтобы урок принёс вам радость и чтобы со всеми заданиями вы справились легко.
Учитель: Начинается урок.
Ребята, он пойдёт вам впрок.
На вопросы отвечайте,
Все заданья дружно выполняйте.
Учитель:
— У вас на столах для каждого лежат карточки личных достоинств голубого цвета, поставьте пометку в первой графе, какие вы цели ставите на начало урока. Можете дописать свою цель.
- А в конце урока мы вернемся и посмотрим, достигли ли вы этих целей.
Ф.И. ученика______________________
Карточка личных достоинств | Я хотел бы достичь | У меня получилось |
Работать активно | ||
Читать выразительно | ||
Выполнять все задания без ошибок | ||
Учитель: Сегодня будем выполнять групповые проекты.
- Повторим правила работы в группе. (Выслушиваются ответы учащихся)
- Обобщим наши ответы.
Правила работы в группе:
1. Умение договариваться.
2. Умение слушать друг друга.
3. Быть способным к сотрудничеству.
4. Совместная деятельность в группе.
5. Эмоциональное принятие членами команды друг друга.
- Договоритесь, кто какие обязанности будете выполнять в группе.
Учитель: Каждая группа в листах оценивания выполняет запись после выполнения каждого задания.
(Лист оценивания, ставят + или -)
Задание выполнено правильно. Молодцы! | Задание выполнено не полностью. | Задание не выполнено. Надо ещё поработать! | |
1 задание и 2 задание | |||
3 задание | |||
4 задание | |||
5 задание |
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Давайте сначала для разминки поиграем в игру «Бегущая минутка» (следит за песочными часами 1 ученик). Отвечаем группой.
- Часть речи, обозначающая признак предмета… (имя прилагательное).
- Изменяемая часть слова…(окончание).
- Постоянный признак существительных.. (род).
- Какой падеж употребляется с предлогами: на, за, под, через, про, в? (В.п.)
- Без какой части не может существовать слово? (без корня)
- Часть слова без окончания… (основа)
- В предложении имя прилагательное чаще всего бывает .. (второстепенным членом предложения)
- С какой частью речи связано прилагательное…(с именем существительным)
III. Мотивация учебной деятельности.
- Послушайте отрывок из сказки.
-Я думаю, вы все её узнаете.
- Кто автор?
Раз он в море закинул невод, -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришёл невод с травою морскою.
- Правильно, это «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина
У каждой группы на партах книги с этой сказкой.
- Ребята, какая часть речи делает нашу речь полной и красочной?
- Послушайте загадку:
Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое.
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют именем ….(все – прилагательным)
IV. Целеполагание.
– Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова).
Имена прилагательные | Род | Число | сказка |
- Сформулируем тему нашего урока.
Учитель: Тема нашего урока: Род и число имён прилагательных.
Материалом урока будет текст сказки А.С.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”.
Итак, тема урока: «Род и число имён прилагательных в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
- Оформители в группах можете на ватманах уже записать тему урока-проекта.
- Обследуйте страницу 28 учебника, чем будем заниматься
и сформулируйте в группах цели урока.
_ Как вы думаете, почему именно Пушкин нам поможет усвоить тему?
-В чём актуальность, необходимость работы с произведением?
( рассуждения детей:Мы мало стали читать,а Пушкин поможет своим произведением почувствовать красоту нашей речи,
узнаем значение некоторых имён прилагательных,
будем развивать наше умение точно и правильно употреблять прилагательные в нашей речи,
научимся определять род и число имён прилагательных.
-Итак, обобщим наши ответы:
-С детства мы знакомы с произведениями Пушкина,
Лев Николаевич Толстой назвал Пушкина так:
V.Работа по теме урока.
1. Задание 1, 2.
- Возьмите карточку с заданием 1, 2, т.к. к некоторым именам существительным можно найти в сказке несколько имён прилагательных, ставя их в начальную форму.
Задание 1, 2 … , … , … море … землянка … трава … , … рыбка … голос … откуп … , … , … слово … чудо … , … корыто … , … баба … труба … , … , … вороты … крестьянка … дворянка … терем … душегрейка … кичка … перстни … , … ,… сапожки … слуги … царица … царство … палаты … вины … пряник … стража … невежа … владычица … буря … волны |
Проверка (3 слайда).
Оцените свою работу.
-Выделите окончания у прилагательных, обозначьте число, род. Какая часть речи нам в этом поможет?
(имена существительные)
- Подумайте, у всех ли прилагательных можно определить род?
(Нельзя, во множественном числе, потому что изучали, что существительное во мн. числе рода не имеет, значит и прилагательное во мн. число тоже).
- Какая группа готова отвечать, другие слушают (проверяем по 5 слов).
На доске:
какая ? |
-ая -яя
какой? |
-ый -ой -ий
какое? |
-ое -ее
какие? |
-ые -ие
-Прочитайте вопросы имён прилагательных и окончания. Определите по ним род и число имён прилагательных.
Вывод: Имя прилагательное имеет грамматическую связь с именем существительным: стоит в том же роде, числе, в каком стоит имя существительное.
Физминутка.
3.Задание 3.
Возьмите карточку 3.
-Почему автор использует слово “золотая”?
-Какое прилагательное использует для уточнения слова “золотая”?
Это слово в переносном значении.
(Прилагательным “золотая” автор подчеркивает волшебство этого персонажа и уточняет это прилагательным “непростую”. А вообще золотая-рыбка, покрытая золотистой чешуёй).
Объясните смысл прилагательных в переносном смысле.
Задание 3. золотая рыбка – рыбка, покрытая золотистой, жёлтой чешуёй сердитые волны – очень высокие чёрная буря –на море сильный ветер, высокие волны печатный пряник – с рисунком и буквами чёрная крестьянка -бедная прямой простофиля –доверчивый, несообразительный, наивный |
Проверка
4.Задание 4.
Учитель: - Давайте уточним, что такое синонимы?
- Ребята, каким словом можно заменить слово ветхая (землянка)? ( Старая)
Учитель: - К именам прилагательным в карточке 4 подберите синонимы.
Задание 4. ветхая - старая грозный - сердитый великое – огромное, необыкновенное ласковое - доброе заморская – иностранная, заграничная |
Проверка.
5. Задание 5.
- Какое корыто было у старухи сначала?
( Старое, разбитое)
- Подберите антоним. ( Новое.)
- Какие слова являются антонимами?
Учитель: - К именам прилагательным, данным в карточке 5 подберите антонимы.
Задание 5. новое – старое низкая (землянка) – высокий терем чёрная (крестьянка) – столбовая дворянка великое (чудо) – маленькое чудо дорогой (ценой) – дешёвой ценой |
Проверка.
6. Задание 6. ( Домашнее задание, на альбомных листах)
Учитель: - В сказке Пушкин употребил и устаревшие слова- имена существительные.
- Попробуйте их объяснить. Например:
чупрун – это что? чуб, хохолок.
Старче – старик.
Очи – глаза и т.д.
- Так с какой целью автор использует разные прилагательные в содержании сказки?
Вывод: Чтобы выразить свою мысль точно, ясно, ярко, выразительно, живописно, чтобы речь была полной, богатой.
- Ребята, а можно ли по-своему переделать сказку Пушкина? Например: вместо “сердитые волны” поставить словосочетание “большие волны”?
( Нет, нельзя, потому что это сочинил Пушкин, это его видение мира)
- Какова главная мысль произведения?
- Обычно сказка заканчивается хорошо, добро побеждает зло. А в этой сказке конец плохой. Почему? (Старуха осталась с носом. Она злая. Зло наказано. Победила рыбка, она добрая, она взяла верх над злом. Значит, победила доброта)
VII.. Творческая работа. Первичное закрепление.
- Ребята, если бы вы поймали золотую рыбку, какие три желания попросили бы у неё? Запишите, постарайтесь употребить прилагательные для ясности, полноты, красоты текста. (Читают свои пожелания).
VIII. Итог урока.
.- Итак, давайте подведём итоги.
- Сформулируйте ещё раз тему урока, цель.
- Достигли ли мы этой цели?
Прилагательное имеет тесную связь с существительным, стоит в том же роде, числе, что и существительное.
Стихотворение:
Очень замечательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное»,
Не скажем маме: милая, красивая, любимая.
Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные,
Чтобы всем отлично стало, разных признаков немало.
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.
.- Вам было интересно на уроке? Чем заинтересовал урок?
В чём его новизна? ( работа с книгами на русском языке)
- Подведите итог, сделайте вывод.
Вывод (мнение групп)
IX.Рефлексия.
-Оцените каждый свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки – карточку голубого цвета.
-Какую оценку получила вся группа?
- Какая группа выполнила все задания правильно? (зелёный смайлик – «5»)
- Какая группа выполнила задания с небольшими недочётами? (жёлтый смайлик – «4»)
Ну, а остальным детям надо ещё поработать! (красный смайлик – «3»)
-Ребята, спасибо за урок. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по чтению "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке."
конспект урока+ презентация, повторение ранее изученного материала, знакомство с новым,подведение итогов -кроссворд....
Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....
А.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке
Презентация предназначена для проведения урока литературного чтения во 2 классе по системе Л.В. Занкова по теме "А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке". В презентации представлены 2 этапа работы над пр...
А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
Урок по литературному чтению во 2 классе А.С.Пушкин "Сказека о рыбаке и рыбке"...
А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
Презентация к уроку по литературному чтению во 2 классе А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"...
Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».
Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....
Проект "Сказка о рыбаке и рыбке", склонение имен прилагательных, 4 класс
Проект "Сказка о рыбаке и рыбке"...