Рабочая программа по предмету «Речевая практика» 2 класс ФГОС ОВЗ.
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Сорокина Татьяна Юрьевна

Рабочая программа по предмету «Речевая практика» 2 класс ФГОС ОВЗ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету: «Речевая практика»

/ предметная область «Язык и речевая практика»/

                    2 класс

                                                                             2018 - 2019

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года;

- Адаптированной основной образовательной программы МКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа».

           Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

           Задачи обучения:

  • учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу;
  • развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Базовые учебные действия

Личностные результаты:

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей.

Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических   нормах и правилах поведения в современном обществе.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные результаты:

Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.

Принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.

Познавательные результаты:

Выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов.

Выделять некоторые общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.

Устанавливать видо-родовые отношения предметов.

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.

Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

Работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Коммуникативные результаты:

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель-класс).

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Обращаться за помощью и принимать помощь.

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуация.

Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Предметные результаты

2 класс

Минимальный уровень:

формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

 участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов;

ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанного.

Достаточный уровень:

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;

ответы на вопросы, ответы на вопросы учителя;

высказывание своих просьб и желаний;

 выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т.п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Тематическое планирование

2 класс

Название темы

Количество часов

Школьная жизнь.  

14

Игры и игрушки.

4

Играем в сказку.  

15

Я дома.  

16

Я и мои товарищи.  

12

Любимое занятие.

4

Итого  

65

Содержание учебного предмета

На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные

                             подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.

Аудирование и понимание речи

Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчёт о выполненных действиях.

Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.

Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

 Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и в воспроизведении с аудионосителей.

Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.     

Дикция и выразительность речи

Развитие артикуляционной моторики.

Формирование правильного речевого дыхания.

Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в различных речевых

ситуациях.

Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни

Речевое и неречевое общение.

Правила речевого общения.

Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.).

Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения.

Обращение, привлечение внимания. 

«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.

Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии).

Ласковые обращения.

Грубые и негрубые обращения.

Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье.

Именные, бытовые, ласковые обращения.

Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.)

Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.).

Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста...»).

Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. 

Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут...», «Меня зовут..., а тебя?». Формулы «Это...», «Познакомься, пожалуйста, это...». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание.

Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй!», «Здравствуйте!», «До свидания!».

Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», «Спокойной ночи!». Неофициальные разговорные формулы «Привет!», «Салют!», «Счастливо!», «Пока!». Грубые (фамильярные) формулы «Здорово!», «Бывай!», «Чао!» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра!», «Всего хорошего!» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. 

Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. 

Формулы «Поздравляю с...», «Поздравляю с праздником...» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе...», «Желаю Вам...», «Я хочу пожелать...». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)!», «Я хочу подарить тебе...» и др.

Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой...», «Как хорошо ты...», «Как красиво!»

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре.

Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи).

Выражение просьбы позвать человека к телефону («Позовите, пожалуйста...», «Попросите, пожалуйста...», «Можно попросить (позвать)...»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло?», «Да?», «Я слушаю».

Просьба, совет 

Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, ...», «Можно... пожалуйста!», «Разрешите...», «Можно мне...», «Можно я...». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но ...».

Благодарность. 

Формулы «Спасибо!», «Большое спасибо!», «Пожалуйста!». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо... (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно!», «Я очень рада!» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление!», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение.

Формулы «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. 

Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент.

Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».

Примерные темы речевых ситуаций

«Я дома» (общение с близкими людьми, приём гостей). «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии). «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в том числе в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.).

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу).

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни.

Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.  Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.  

Темы речевых ситуаций

2 класс

«Добро пожаловать!», «Истории о лете», «Три поросёнка», «Расскажи мне о школе», «Репка», «Алло! Алло!», «С Днём рождения!», «Новогодняя сказка», «Новогодний карнавал», «Дежурство», «У меня есть щенок!», «Пошли в столовую!», «Я поздравляю тебя!», «Красная Шапочка», «Я записался в кружок!», «Колобок», «Поклонимся памяти Героев», «Скоро лето!».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект

Рабочая программа по предмету «Речевая практика»  в 4 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект, составлена  на основе  Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных у...

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 1 класс

Цель рабочей программы по предмету «Речевая практика» в первом классе – развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для ос...

Рабочая программа по предмету «Речевая практика». 1 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Речевая практика». 1 класс ФГОС ОВЗ....

Рабочая программа по предмету "Речевая практика " 1 класс

Рабочая программа  по предмету "Речевая практика " 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2 класса по адаптированной образовательной программе для детей с УО

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2  класса по адаптированной образовательной программе  для детей с УО....

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» для 2 – 4 класса (ФГОС)

Настоящая   рабочая программа   по предмету «Речевая практика» для  2 – 4 класса по    адаптированной образовательной программе   для дет...