Конспект урока по теме "Что такое глагол"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Этот урок был проведен на муниципальном этапе конкурса "Учитель года - 2019" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_uroka._glagol.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Что такое глагол?"

 (УМК «Школа России»).

Цель: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.

Задачи:

Образовательные:

углубить представления  учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих действия предметов;

научить учащихся находить глаголы в тексте;

повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном;

закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;

закрепить знания о безударной гласной, о главных членах предложения;

учить оценивать уровень усвоения нового материала.

Развивающие:

активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;

развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Воспитательные:

       воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе;

       формировать толерантность в отношениях учащихся  в группе;

 умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат 

      Планируемые результаты.

Предметные:

находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему значению действия;

ставить вопросы к глаголам;

повторить знания об имени существительном.

Метапредметные:

понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении;

составлять словосочетания с глаголами;

пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным;

развивать речь обучающихся,

Личностные:

знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям.

Демонстративный материал:

интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.

                                         

                                           Ход урока.

I. Организационный момент. (Слайд1)

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь

гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на уроке вашими

помощниками. Урок у вас буду вести я. Зовут меня Галина Анатольевна. —

Выпрямили спинки,

Приготовили ручки,

Сядьте ровно за партами,

Подарите и мне улыбку.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 

- Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно, но для этого вам необходимо быть очень внимательными. 

II. Актуализация  знаний.

1Минутка чистописания. (Слайд2)

то тер тув ве ва вы   

-Что написано на доске? Докажите, что это слоги. 

-Назовите только  слоги, где есть буквы, обозначающие мягкость согласных. (тер, ве).

Пальчиковая гимнастика.

-Прежде, чем запишем число и месяц нашей встречи сделаем разминку для рук. Приготовьте ручки.

Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять.

Раз, два, три, четыре, пять

За письмо получим пять.

Итак, пишем 21 февраля, классная  работа

Мальчики пишут  слог  тер

Девочки пишут  слог  ве

-Составьте слово. (Ветер) (Слайд3)

-Объясните лексическое значение этого слова. (Явление природы). 

2.Словарная работа.

- Прочитайте все слова, вставьте пропущенные буквы: сорока, ворона, шел, снегирь, воробей.

- Какие это слова?

- Какое лишнее слово? Почему?

-Составьте  предложение с этим словом.  По дороге шёл мальчик.

-Запишите это предложения с комментированием.

-Подчеркните основу предложения.

-К какой части речи относится подлежащее мальчик?

- (Проблема) Можете ли вы сказать, к какой части речи относится, сказуемое шёл?

-А хотелось бы  точнее узнать? В течение урока  мы должны выяснить, какой  же всё-таки частью речи является это слово?
- Сегодня мы продолжим путешествие по стране Части речи. Мы уже знакомы с одним его жителем. Это часть речи –  имя (хором) существительное.
- Что такое имя существительное?

Ш. Проблемное объяснение  и фиксирование новых знаний.

1.Работа по новой теме.

-Сегодня утром произошло необычайное событие. Когда я рано утром вошла в класс, то увидела здесь необычного человека в смешной шляпе. Он все время что-то делал,  выполнял какие- то действия да так быстро, что, казалось, будто у него не две руки и две ноги, а несколько.
-Что вы здесь делаете? – сурово спросила я его.
-Что делаю? - удивился чудной человек.
- С вами разговариваю, а еще я дышу носом, моргаю глазами, улыбаюсь ртом.
Или может,  вы хотите знать,  что я делал,  пока вы были дома? Я протирал пыль, поливал цветы, подметал пол, ждал ребят.
- А что вы будете делать потом?
Я посмотрю футбол, буду гулять в зоопарке, поиграю с ребятами.
Уходя, он оставил на память свой портрет. (Открываю портрет)
 .(Слайд4)
Имя этого героя Глагол. Что он делает? Что он выполняет? (Выполняет действия)

IV. Открытие нового знания
1
.Создание проблемной ситуации. 

- Предположите  тема нашего урока? (Слайд5)

- Ребята, начиная знакомство с глаголом, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Научиться определять часть речи глагол).

Как будем действовать, чтобы научиться определять части речи?

Алгоритм определения части речи (Слайд 6)

Узнать: на какой вопрос отвечает.

Определить: что обозначает.

Откройте учебник на 68странице.

-Что делает мальчик?

-Составьте нераспространённые предложения.

Мальчик моет.

Мальчик поливает.

Мальчик стирает.

Мальчик читает.

- Какие действия выполняет мальчик? (Моет поливает, стирает, читает)

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Какой  же частью  речи являются эти слова?

- А теперь прочитаем сведение о языке от тетушки Совы. 

- Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название? Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать.  По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.
Физкультминутка.    

Вы, наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем.

И работать начинаем.

V. Первичное  закрепление .

1.Зоопарк .

1). А наш новый знакомый Глагол, как и обещал, направился в зоопарк. Мы отправляемся вместе с ним. Но для этого мы должны вспомнить правила поведения в зоопарке.(Слайд7). Эти правила вы должны соблюдать всегда. А на тех, кто эти правила нарушает глагол  сердится, негодует, злится.
-Что же он там увидел? Там творилось что- то невероятное. О них написано в упр. 118. Давайте прочитаем об этом.
Кто написал это произведение? Как оно называется?  Все ли действия животных названы правильно. Помогите распутать эту путаницу.
1 ряд списывает первый столбик 2ряд второй столбик. 
Птицы зачирикали.                          Лягушата квакают.
Лошади заржали.                              А утята крякают.
Мухи зажужжали.                            Поросята  хрюкают

Первый вариант записывает первую строчку первого столбика, второй вариант первую строчку второго столбика.
- Подчеркните основу предложения.

- Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое?

Вывод: чаще всего в предложении сказуемое выражено глаголом.

- А теперь вернёмся к нашему слову.

- Какой же частью речи является это слово. Докажите, что это глагол. На какой вопрос отвечает это слово.

- Что обозначает?  

VI.Самостоятельная работа

1.Работа в парах.

Игра «На стадионе» 

- Глагол  ни минуты не сидит на месте. После посещения зоопарка он отправился на стадион. Там висел огромный плакат.(Слайд8)

Не заметили глагол-
Значит, пропустили гол.
(Объясняю правила игры.) Прочитайте текст, найдите  и подчеркните глаголы.

(ПЕРВАЯ ГРУППА) 1.Судья выбрасывает мяч на поле. Капитан хватает его и мчится к воротам соперника. Нападающий перепрыгивает через соперника и отнимает у него мяч.

( ВТОРАЯ ГРУППА)2.Защитник падает, ушибается и плачет. Доктор оказывает ему помощь: перевязывает коленку.

(ТРЕТЬЯ ГРУППА)3.Вратарь волнуется. Судья назначает штрафной удар. Защитник охает и пропускает гол в ворота.

 (ЧЕТВЁРТАЯ ГРУППА)4.Болельщики аплодируют и свистят. Счет один- ноль. Игроки выстраиваются на поле и приветствуют друг друга. Игра заканчивается.

Проверка по эталону (Слайд 9)

- Кто не допустил ошибок? Кто выполнил, но допустил ошибки. Кто не выполнил?

-А вы любите спорт? Футбол - это интересная и увлекательная игра, старинная.

3.Отрывок из мультфильма «Мойдодыр» .

-Кто автор этого произведения? (Умываются, не умывался, остался,сбежали)

- Посмотрите внимательно  отрывок из мультфильма. Запомните глаголы, которые вы услышите.

-Назовите глаголы, которые вы услышали.

Чистота – это залог здоровья. Грязь и неряшливость пренебрежение к своему здоровью. Поэтому вы всегда должны мыть руки, чистить зубы, следить за внешним видом
VII.Подведение  итогов урока.
 

- Молодцы! Правило о глаголе вы усвоили.  

-Ребята, давайте подведём итог. Достигли ли мы поставленных целей?

-Сможем теперь решить проблему, поставленную в начале урока? (Да)

-С какой частью речи познакомились на уроке?
-Что такое глагол?
 Составляем кластер. Кластер — «скопление», «пучок», «созвездие». Кластер  это графическая форма организации информации . Найдите те опорные слова, которые подходят к глаголу.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

 -Домашнее  задание у вас будет творческое. Я приготовила  каждому карточки с индивидуальным заданием.
Оцените, как вы работали  на уроке. Если вы усвоили, что такое глагол и сможете узнать его среди других частей речи, то поднимите жёлтый цветок, если не всё усвоили, то поднимите зелёный цветок, если  ничего не усвоили, то поднимите красный цветок.

Спасибо за урок. Молодцы!

1.Запишите антонимы к каждому глаголу.
1) Чернеть-___________________ 3) молчать-__________________
2) забыть-____________________ 4) идти-_____________________


2. Запишите синонимы к каждому глаголу.
1) Алеть-___________________ 3) извинить-___________________
2) мчаться-_________________4) бранить-_____________________

3. Спиши и подчеркни грамматическую основу в предложениях.
1) По овражкам бегут весёлые ручейки.
2) Грачи вьют гнёзда на деревьях.
3) Мы увидели огромный дом.

4.Подберите к каждому имени существительному однокоренное слово-глагол.
Боль-____________ корм -__________________
сад -____________   полёт -___________________
звон -____________ соль -____________________

Сплав - сплавлять

обман - обманывать

отдых - отдыхать

загар - загорать

испуг - испугать

укол - уколоть

торг - торговать

брань - бранить

обмен - обменять

свет - светить

корм - кормить

соль - солить

боль - болеть

обед - обедать

звон - звонить

работа - работать

Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать на уроке.

     Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

     Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

     Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации. Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы; вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»); по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола» 4 класс УМК "Гармония"

laquo;Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола»...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы».

Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Планируемые результатыПредметные:- знать, что такое глагол-синоним, глагол-антоним;- умет...

Конспект урока по теме "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу -л-.Планируемые ...

Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...

Конспект урока по русскому языку «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». (3 класс УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу г...