Урок обучения грамоте "Звук ж, буква Жж"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Урок обучения грамоте

по теме: «Звук  [ж], буква Ж ж»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

по теме: «Звук  [ж], буква Ж ж»

Урок  обучения грамоте (чтение)

Тема: « Звук  [ж], буква Ж ж»

УМК «Школа России»

Учебник: «Азбука» 1 класс, часть 2,

авторы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина

Тип урока:  Урок усвоения новых знаний

Цели  урока:

Предметные:

  • Организовать деятельность учащихся по открытию новых знаний о звуке [ж], как о твердом согласном звуке и букве Ж ж;
  • продолжать формировать умения правильно называть группы букв (гласные, согласные, гласные, обозначающие мягкость согласных и т.д.);объяснять особенности букв каждой группы;
  • продолжать формировать умения правильно называть все буквы; порядок расположения букв на «ленте букв» и в алфавите;
  • продолжить формировать умения читать по слогам и целыми словами тексты;
  • создавать условия для совершенствования  навыков беглого чтения
  • формировать  умения работать с текстом: пересказывать тест, находить нужную информацию в тексте, доказывающую приведенное утверждение
  • продолжить формировать  навык осознанного, правильного, беглого чтения;

Метапредметные:

  • создавать условия для аргументированного мнения, опираясь на текст или собственный опыт;
  • развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение;
  • способствовать высказыванию детьми своего мнения на основе прочитанного или услышанного;
  • способствовать высказыванию детьми своего мнения по оцениванию своей деятельности на уроке;
  • формировать умение составлять небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу;

Личностные:

  • формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах
  • работать над осознанием ответственности за общее дело;
  • способствовать формированию таких нравственных качеств учащихся как:          умение дружить, беречь дружбу;
  • воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.
  • прививать любовь  и интерес к чтению и книге;

Оборудование: мультимедийный  проектор,  карточки для учащихся, презентация

Сценарий урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организация класса


Настроение у нас отличное, 
А улыбки – дело привычное. 
Пожелаем друг другу добра и удачи.

Ведь урок нам начинать пора.

Пожмите друг другу руку, улыбнитесь и пожелайте удачи.

Дает эмоциональный настрой на урок

Дети улыбаются друг другу, жмут соседу по парте руку и говорят:

- Желаю тебе удачи.

II.Актуализация знаний.

Разминка

- Какой сегодня день?

- Месяц?

- Год?

- Какой день недели?

- В какие дни мы отдыхаем?

- В какие дни мы учимся?

- Сколько дней в неделе?

- Назовите их

- Кто первый тянул репку?

- Сколько тебе лет?

- У козы козлята, у овцы?

- Назовите имя доброго доктора.

 -Кто больше? (слова, начинающиеся на букву «а»

Учитель задает вопросы

Ответы детей

Определение темы урока.

У вас на партах лежат буквы

о м у ы р а н к

- Распределите эти буквы на группы.

- По какому признаку вы их распределили?

Гласные: о у ы а

Согласные: м р н к

-Сколько букв в русском языке?

- Как отличить гласные звуки от согласных?

(Гласные поются, а согласные не поются).

- А почему гласные живут и на 1ом и на 2ом этаже?

(На первом этаже живут гласные, которые придают твердость согласным, на 2ом гласные которые придают мягкость предшествующим согласным).

-  А почему согласные живут и на 1ом этаже и на 2ом? Чем они отличаются?

На 1ом живут согласные буквы, обозначающие звонкие звуки. А на 2ом буквы обозначающие глухие звуки.

А на какие группы можно разделить все согласные звуки?

(Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие).

-Молодцы ребята. Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей» города «Буквоград».

Создаёт  проблемную ситуацию, предлагает разделить звуки на группы.

Распределяют буквы на группы, доказывают по какому признаку распределены звуки в группы (парная работа)

- Ребята, посмотрите на эти рисунки.

Что вы можете сказать об этих людях?

Кто они такие?

Как все это называется?

- Кем работают ваши родители?

- Подумайте и ответьте, кем вы станете, когда вы станете большими?

- Молодцы, ребята. Есть много профессий, но есть и такие, которые всегда нужны – это и учителя, медики, парикмахеры, военные, животноводы и т.д.

Сейчас появляются новые профессии, по которым, возможно, будете работать и вы.

Это IT- специалисты, люди, которые  хорошо работают на компьютере, придумывают новые игры, программы

Маркетологи – люди, которые думают, как сделать так, чтобы как и где все продать, и что нужно людям,(изучают, прогнозируют, формируют спрос на товары и услуги)

Экологи  - защищают природу

Инженеры – все, что нас окружает: школа, детский сад, машины, тракторы, дороги – все это создают инженеры.

Нанотехнологи – это ученый человек, который работает с атомами

Хорошо, ребята, кем бы вы  не стали, все профессии важны, все профессии нужны?

- А что для этого вы должны делать?

Железнодорожник, журналист, животновод, жокей.

Жокей - профессиональный всадник, работающий на ипподроме, человек, который управляет лошадью на скачках. 

Ответы детей

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, давайте еще раз произнесем эти профессии.

- Какой звук слышится в начале этих слов?

 А теперь догадайтесь и попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

- С каким звуком познакомимся сегодня на уроке? Какая буква обозначается этот звук?

- Как вы думаете, что узнаем и чему научимся мы на уроке?

Мы узнаем новую букву Ж, определим какой звук эта буква обозначает и ответим на вопросы нашего учебника;

научимся читать слоги, слова с этой буквой

Создает проблемную ситуацию, предлагает определить первый звук в этих словах.

Предлагает учащимся поставить цель на данный урок.

Определяют первый звук в этих словах и называют тему урока

Рассказывают, что узнают и чему научатся на данном уроке.

1. Создание проблемной ситуации.

Ребята, у нас появилась проблема. Жители города Буквоград прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.

2.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

Еще раз произнесите звук [ж], повернитесь друг к другу и произнесите.

-Какой это звук гласный или согласный? Если гласный- красным цветом, если согласный – синим цветом.

-Как узнать какой он звонкий или глухой?

-  Если это согласный звук, что вы ещё должны о нём рассказать?

 -Как узнать бывает он твёрдым или мягким? (Послушать, как он звучит в словах).

-Послушайте слова  с новым звуком, и скажите, как он звучит: твердо или мягко

- Удалось ли кому-то подобрать слова, где звук [ж] звучит мягко?

-Какой вывод можем сделать? Звук [ж] всегда твердый.

-Дайте полную характеристику звука [ж].

Демонстрация телеграммы

жара, жокей, жук, животжираф, жаба

Дети раскрашивают фигуру

Дети определяют звонкий или глухой звук

Дети определяют, что новый звук всегда твердый

IҮ.Открытие нового знания.

  1. На что похожа буква Ж

2. Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук [ж] в словах:

Кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, замок, вешалка, ёжик, лиса, мышь, жук, волк, карандаш, крыша, ужи.

3. Найдите букву Ж

Первичная проверка понимания.

Работа с электронным приложением к учебника

1.Чтение слогов с буквой Ж

3.Прочитайте слова:

ЛЫЖИ

ЛУЖИ

УЖИ

ЕЖИ

- Что объединяет все эти слова?

( слог ЖИ)

- Какой звук слышится после звука «Ж»?

-  А пишется?

МЫШИ

МАЛЫШИ

ЕРШИ

- Что объединяет все эти слова?

( слогШИ)

- Какой звук слышится после звука «Ш»?

-  А пишется?

- А какое правило для написания слов с сочетанием ЖИ-ШИ мы можем вывести?

-Ролик «Жи-ши» пиши с буквой и

-

Учебник стр. 26

(Читаем правило)

Создает условия для формирования умения читать по слогам и целыми словами

Создает проблемную ситуацию  по правописанию сочетания ЖИ.

Организует работу с учебником.

Читают по слогам и целыми словами односложные и двусложные слова

Анализируют слова, делают вывод, что ЖИ пишется с буквой И

Читают правило на странице учебника

Проверочная работа

- Зная это правило, запишите, ребята, букву И ли Ы

 Ш__шка

Ж___ раф

Маш__на

уж__н

Рефлексия.

- В чем сходство и различие звуков ш и ж?

Закончи предложения

Сегодня на уроке

- Я познакомился с …

- Я узнал что …

- Я хочу сказать спасибо …

Предлагает подвести итог урока, оценить свою деятельность на данном уроке.

Учащиеся начинают ответ со слов:

Сегодня на уроке

- Я познакомился с …

- Я узнал что …

- Я хочу сказать спасибо …

Список использованной литературы

В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина.Азбука. 2 часть. 1 класс. Москва «Просвещение», 2015.

А.В.Абрамов, М.И.Самойлова. Читалочка. Дидактическое пособие. Москва «Просвещение», 2015.

Т.В. Игнатьева. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. Москва «Экзамен», 2014.

Большой энциклопедический словарь. М: Сов. энциклопедия. 1991.

Советский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия, 1984.

Войнова Л.А., Жуков В.П., Молотков А.П. Фразеологический словарь русского языка. Санкт-Петербург: Вариант. 1994.

Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И. Детские писатели. Справочник. М: С-Инфо. Баллас. 1997.

 Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь М: Русский язык 1990.

 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М: 2008.

Кутявина С.В. Писатели в учебной литературе. Школьный словарик. Справочное пособие.М. «Вако». 2011.

Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. М. «Дрофа», 2003.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы, "Вако", Москва 2003.

Мозаика Детского Отдыха Внеклассные мероприятия 4 класс. "Вако", Москва 2005.

Сухих И.Г. Занимательные материалы для начальной школы. М.: ВАКО 2004

Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. М: 1997.

 Волина В. Учимся играя. Занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова. Москва. Новая школа.1994

http://n-shkola.ru/subscription.html

http://www.nachalka.com/

http://1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Закрепление буквы Кк"

Разработка и презентация урока обучения грамоте в 1 классе на тему "Закрепление буквы Кк. Чудеса из буквы Кк"...

Урок обучения грамоте "Строчная буква ё".

Урок обучения грамоте "Строчная буква Ё". Урок открытия нового знания. УМК "Школа 2100"...

Урок обучения грамоте. Тема : "Буква М".

Тип урока изучение нового. На данном уроке ребята знакомятся с новыми звуками и новой буквой, учатся читать слова с буквой м....

Урок обучения грамоте "Гласная буква е"

Урок обучения грамоте в 1 классе по программе "Школа России"...

урок обучения грамоте "Заглавная буква Ю. Космическое путешествие. Упражнения в чтении.

На данном уроке дети, совершая космическое путешествие, знакомятся с заглавной буквой Ю. Учатся её печатать. Вся работа построена в интересной форме....

Урок обучения грамоте "Изучаем буквы. Буква А"

Урок обучения грамоте по программе "Начальная школа. XXI век", но учителя работающие по другим образовательным программам могут использовать в своей работе. К уроку составлена презентация, в которой в...

Урок обучения грамоте "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"

Познакомиться с заглавной буквой Э, с людьми искусства, с энциклопедиями...