Изучение словарных слов на уроках русского языка в начальной школе на тему ОГОРОД
план-конспект урока по русскому языку

Кугушева Оксана Николаевна

Данная разработка может быть использована на  уроках русского языка при изучении слов на тему "ОГОРОД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_uroku_russkogo_yazyka.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку русского языка

«Словарные слова на тему «Огород».

Автор: Кугушева Оксана Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41»г. Рязани

Тема урока: Словарные слова на тему «Огород».

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование:

1.Учебник Т.Г. Рамзаевой. Русский язык в двух частях. Вторая часть. М.: Дрофа, 2013 г.

2.Толковый словарь русского языка для начальной школы (один на парту).

3.Презентация.

Цели урока:

 - познакомиться  с новыми словарными словами;

-узнать о лексическом значении и этимологии словарных слов;

-научиться правильно писать словарные слова.

Планируемые результаты:
Личностные
: положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства; понимание, что правильная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; сформированность интереса к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений.
Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности

Познавательные: выполнять учебные действия, понимать информацию, представленную в разных формах, пользоваться словарём, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, повышать культуру речи и грамотность, расширять словарный запас слов высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.

Формы и методы:
Работа в группах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа.  Использование презентации.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, формирование способности к самостоятельному получению знаний. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность за принятые решения. Эти возможности обеспечиваются тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед нами, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы.

Прежде чем планировать урок по изучению словарных слов, я  четко для себя определяю, что должна получить в конце урока, то есть за основание беру конечный результат, а уже отсюда определяю какие формы, методы будут применяться на уроке. Определяю,  с помощью каких средств будем воздействовать на деятельность учащихся для достижения результата и  какой вид учебной деятельности будет присутствовать на уроке.

Первостепенная задача учителя - создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию.

1 этап – организационный задает общее настроение, определяя ключевые  действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать.  

С этого момента ребенок увлекательно по-детски и, рассуждая «по взрослому», включается в дальнейший непростой процесс.

На данном этапе формируются УУД

 Коммуникативные:

умение поддержать разговор на интересную тему.

Личностные: положительное отношение к урокам русского языка, понимание значения знаний для человека и желание учиться.

         2 этап -  введение в тему и постановка целей урока.

Учитель читает стихотворение. Учащиеся делают выводы о том, что нужно для того, чтобы быть грамотным. Слова с безударными гласными в корне нужно проверять, но есть слова с непроверяемыми написаниями – словарные слова. Написания этих слов надо запомнить.

На данном этапе формируются УУД

Коммуникативные: умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; умение ставить цели, планировать свою работу.

Регулятивные: сотрудничество с учителем и одноклассниками в планировании учебных задач.

        3 этап – изучение нового материала. Начинается он с постановки проблемной ситуации и вовлечением учащихся в процесс изучения словарных слов: разгадывание ребусов, загадок, анаграмм, нахождение «опасных» гласных, запоминание пословиц и фразеологизмов со словарными словами, работа с толковым словарём. Учащиеся работают по  алгоритму работы со словарными словами. Учащиеся выполняют упражнение, в котором встречаются словарные слова, выписывают их и подчёркивают «опасные» гласные, подчёркивают в предложении главные члены.

На данном этапе формируются УУД

Личностные: проявлять познавательную активность и оказывать помощь одноклассникам, формировать уверенность в своих силах, воспитывать положительные отношения к себе.

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по алгоритму и планировать свои УУД, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные: умение искать, получать и использовать информацию; осознавать поставленную познавательную задачу; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематической, модельной; пользоваться различными словарями, находить в них нужные сведения.

Коммуникативные: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение), как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, строить свои высказывания, слушать одноклассников.

      4 этап - закрепление изученного материала. Самостоятельная работа. На данном этапе урока учащиеся закрепляют изученный материал. Дописывают слова в предложения (работа в парах). Составляют текст с изученными словами (работа в группах).

На данном этапе формируются УУД

Личностные: положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства; понимание, что правильная устная и письменная речь – это показатели культуры человека.

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои УУД, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные:

умение использовать информацию из разных  источников, вычленять необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные:

освоение способов совместной деятельности; формирование навыков речевой деятельности; умение ставить цели, планировать свою работу.

     5 этап – рефлексия.

На данном этапе формируются УУД

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Моя задача: активно использовать  на уроках в процессе изучения словарных слов информационные технологии, что позволяет делать урок зрелищным, интересным, проводить  урок в нетрадиционных формах, привлекать  ученика к сотрудничеству. Всё это  позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Данные виды работ со словарными словами позволят учителю заинтересовать детей, обогатить их словарный запас, сформировать осознанный навык написания и правильное употребление трудных слов в устной и письменной речи. В течение учебного года учащиеся в каждой домашней работе пишут по пять словарных слов. В тематическое планирование по предмету включены десять словарных диктантов.

Вся эта работа в комплексе помогает добиваться  стабильных результатов. Мои ученики пишут словарные диктанты без ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах

Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и мет...

«Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка являе...

Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.

В этой работе описана комплексная работа со словарными словами в начальной школе,над этой темой я работала более 5 лет и получила хорошие результаты....

Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В разработке представлены этапы работы со словарными словами, лексико – орфографические упражнения, дидактические игры, позволяющие формировать навык написания слов с непроверяемыми орфограммами, обог...

Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Методика работы со словарными словами от урока к уроку....

Методическая разработка "Система работы изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах"

Для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями наряду с традиционной моделью передачи знаний в разработке показаны нетрадиционные методы и приёмы изучения словарных слов, которые напрвлен...

Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах.

      Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и методов изучения с...