Методический семинар по теме "Формирование познавательных УУД в игровой деятельности на уроках обучения грамоте"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Косолапова Зинаида Клементьевна

В  выступлении  на  методическом  семинаре  представлены  материалы    по  обобщению  и распространению опыта по использованию игры как средства формирования познавательных УУД на уроках обучения грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический  семинар

«Формирования познавательных УУД в игровой деятельности на уроках обучения грамоте»

(учитель начальных классов  Косолапова З.К.)

Слайд 2.

Игровые технологии являются уникальной формой обучения, которая позволяет делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребёнка. Сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся, но и вызвать творческий интерес к изучению предметов начальной школы.Поэтому была выбрана тема:

 Формирования познавательных УУД в игровой деятельности

на уроках обучения грамоте.

Слайд 3.

Для работы над темой я познакомилась работами педагогов, психологов, которые занимались разработкой теории игры, знакомилась с работами коллег по этой теме через сетевые сообщества, участвовала в работе РМО, КШМО (являюсь руководителем с 2013 г.), выступала на районном семинаре по теме: «Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности», давала открытые уроки обучения грамоте и литературного чтения.

Слайд 4

В начальной школе , особенно в первые дни игра  должна оставаться одним из главных видов деятельности, что обеспечивает безболезненную адаптацию ребёнка к школе. Когда на глазах у первоклассников с цифрами происходят удивительные приключения, а со словами и слогами – забавные истории и превращения, когда задачи звучат как загадки, а рассказ – как путешествие, учиться интересно, потому что учение становиться продолжением общего радостного мироощущение малыша.

Новизна опыта использования игровых технологий имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка по отношению к собственной деятельности, общения и самого себя. А также помогает решить одну из ключевых проблем – проблему мотивации учебной деятельности.

Слайд 5.Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.)

Л.С. Выготский говорил об игре так: «В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде (обязательная деятельность с правилом)

Олег Семёнович Газман о трёхступенчатой мотивации игры..

В трехступенчатой мотивации игры – “хочу!” – “надо!” – “могу!” – заключен, очевидно, основной механизм ее влияния на личность, секрет самовоспитания».

Герман Константинович Селевко, говорил о том, что результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Он подчёркивал что, игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Слайд 6.

Поставлена цель: Обобщение и распространение опыта по использованию игры как средства формирования познавательных УУД на уроках обучения грамоте.

В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого – педагогическую, методическую литературу.
  2.  Выявить возможности игровых технологий как средства развития  познавательных УУД на уроках обучения грамоте.
  3.  Разработать систему дидактических игр  по обучению грамоте,  направленные на формирование и развитие  познавательных учебных действий младших школьников.

 Слайд 7

В рамках формирования познавательных УУД дидактическая игра позволяет формировать способы познания, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, осуществлять рефлексию своих действий, моделировать.

Предполагается , что развитие познавательных УУД будет проходить более успешно, если на уроках обучения грамоте применять дидактические игры.

Слайд 8

Понятие «Игровые педагогические технологии» включает большую группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр (Селевко Г.К.)

В структуру игровой технологии как деятельности входят: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

В структуру игровой технологии как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровое действие; игровое употребление предметов- замещение реальных вещей игровыми; реальные отношения между играющими; сюжет – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игровая технология используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных  технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы более обширной технологии; в качестве фрагмента занятия; как технология внеклассной работы.

Сущность игровых технологий:

Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры.

Компонент игровой технологии

Структурный элемент игры

Мотивационный

Установочный момент, игровая ситуация

Ориентационно - целевой

Задачи игры

Содержательно - операционный

Правила игры, игровое действие

Ценностно - волевой

Игровое состояние

Оценочный

Итог игры

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

  • Соответствие игры учебно – воспитательным целям урока.
  • Доступность для учащихся данного возраста.
  • Умеренность в использовании на уроке.

Существуют различные виды игр, которые могут использоваться в работе с детьми младшего школьного возраста, но в то же время особое внимание в вопросах интеллектуального, познавательного развития детей, развития познавательных УУД принадлежит дидактическим играм.

Данный вид игры представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приёмом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения.

Дидактическая игра содержит три компонента: дидактическую цель, игровое правило, игровое действие.

Дидактическая цель  - (что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, уточнить);

Игровое правило – определяет, что в игре можно, что нельзя.

Игровое действие представляет собой игровое содержание (добежать, поймать предмет, любые манипуляции с предметами); могут быть соревнования.

Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой её использует учитель.

В начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки к восприятию учебного материала, в середине – для активации учебной деятельности, в конце – для систематизации и закрепления новых понятий.

9 слайд.

Понятие «Познавательные УУД» в психолого – педагогической литературе.

В соответствии с программой формирования УУД, к познавательным действиям, по определению относятся: общеучебные, логические учебные действия, знаково – символические действия. Их функция - обеспечение успешности усвоения знаний, умений и навыков. Познавательные общеучебные действия (ПОД) направлены на поиск необходимой информации, структурирование информации и знаний, на выполнение знаково-символических действий, в том числе, моделирования.

1.Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

2.Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

3.Знаково – символические действия:

знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

В процессе формирования познавательных  универсальных учебных действий, пожалуй, самое важное — научить младших школьников делать маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва».  

Слайд 10.

В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием. Например, в зависимости от:

- целей и задач учебной игры;

- формы проведения;

- способа организации;

- степени сложности;

- количественного состава участников.

По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).

По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные и т.д.

По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на простые  и сложные, а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные.

Слайд 11,12 (пример игр)

Игра Тим и ТОМ, Фея Фонетика

Слайд 13 (о системе дидактических игр – гиперссылка)

Проблема проведения дидактических игр как средства формирования познавательных универсальных учебных действий, существует. Дело в том, что с ведением нового стандарта, с помощью дидактической игры нужно не только развивать предметные умения, но и формировать универсальные учебные действия. Что становится не возможным при отсутствии системы отбора и проведения дидактических игр.

На этапе введения в тему урока стараюсь подвести учащихся  к формулированию темы урока. Важно обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлеченности детей в учебную деятельность.

Как только начинается букварный период обучения грамоте, вводится игра «Волшебный город Феи Фонетики». Дети «знакомятся с волшебницей и её помощниками – звуками. Каждый новый звук – смайлик  появляется из шкатулки. С помощью игр вида: «Найди одинаковый звук», или игра «живой звук» - дети играют роль звуков. Например – слово «нос». Новый звук третий по счёту.(Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели).Под музыку из волшебной шкатулки появляется новый звук, с которым знакомимся на уроке.

В стране феи Фонетики - Большой замок , в котором поселяются согласные буквы, маленький - для гласных. Ъ и ь знаки стоят на страже у дверей замка.

Особую группу общеучебных УУД составляет моделирование. Формирование этого УУД начинается в период обучения грамоте. Использование моделирования помогает учащимся определить количество слогов в словах, анализировать языковой материал, сформировать навыки звукового анализа и синтеза слов и предложений, отработать навык слогового чтения.

В первом классе начинаем работу с введения знаков и символов как условных «заместителей» реальных объектов.

Чтобы сделать разнообразной работу с готовой моделью, использую работу на интерактивной доске (приложение из серии «Уроки Кирилла и Мефодия», электронным приложением к учебнику «Азбука» и дидактические игры.

Слайд 14,15,16

На начало и конец учебного года проводится диагностика уровня сформированности УУД, которая показала эффективность разработанных игр по развитию познавательных интересов младших школьников.

Исследование показало, что игровая деятельность  учит детей:

  • выделять и формулировать познавательную цель;
  • проводить  рефлексию способов и условий действия,  оценивать процесс и результат деятельности;
  • Отличать новое от уже известного;
  •  находить ответы, используя материал учебника и дополнительной литературы.;

 сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям;

  •  называть последовательность простых знакомых действий;
  • преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

Уровень обученности моих учеников – 100%. Качество знаний выпускников начальной школы за последние 3 года – 100%. Ребята хорошо учатся и в основном звене.

Ученики начальной школы участвуют в различных конкурсах, фестивалях, научных конференциях и  в проектной и исследовательской деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Косолапова Зинаида Клементьевна Учитель начальных классов МБОУ Пакалёвская ОШ Тонкинского района Нижегородской области педагогический стаж: 34 года категория : высшая Учить всех, учить каждого и всегда в ногу со временем.

Слайд 2

Ф ормирования познавательных УУД в игровой деятельности на уроках обучения грамоте Игра – это огромное светлое окно , через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений , понятий об окружающем мире .Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В .Сухомлинский

Слайд 3

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Слайд 4

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Необходимость создания условий, при которых каждый ребёнок почувствовал бы себя в ситуации успеха

Слайд 5

Теоретическое обоснование Лев Семёнович Выготский (1896-1934) Советский психолог Олег Семёнович Газман . (1936-2011) Учёный , педагог, общественный деятель Герман Константинович Селевко (1932- 2008) Профессор, кандидат педагогических наук

Слайд 6

Цель: О бобщение и распространение опыта по использованию игры как средства формирования познавательных УУД на уроках обучения грамоте. Задачи: 1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу 2. Выявить возможности игровых технологий как средства развития познавательных УУД на уроках обучения грамоте игровых технологий как 3.Проверить эффективность использования игровой деятельности, направленную на формирование и развитие познавательных УУД младших школьников т 4. Разработать систему дидактических игр по обучению грамоте, направленных на формирование познавательных УУД младших школьников. Цели и задачи педагогической деятельности:

Слайд 7

Ведущая педагогическая идея Вовлечение учащихся в игровую деятельность через разработку системы упражнений и заданий для формирования познавательных УУД на уроках обучения грамоте.

Слайд 8

Сущность игровых технологий Компонент игровой технологии Структурные элементы игры Мотивационный Установочный момент, игровая ситуация Ориентационно - целевой Задачи игры Содержательно - операционный Правила игры, игровое действие Ценностно - волевой Игровое состояние Оценочный Итог игры

Слайд 9

Виды дидактических игр По количеству участников По продолжительности По уровню сложности По игровой методике По виду деятельности По типу задач Индивидуальные Парные Групповые Фронтальные Продолжительные кратковременные Двигательные Интеллектуальные Трудовые Социальные Оперативные Тактические Стратегические Репродуктивные творческие Предметные Сюжетные Ролевые драматизации

Слайд 10

Познавательные УУД Общеучебные УУД Логические УУД Действие со знаково – символическими средствами Виды познавательных УУД Работа с информацией, структурирование знаний. Формулирование проблемы. Самостоятельное создание способов решения проблемы или задачи. Анализ, синтез, доказательство. Выбор оснований и критериев для сравнения. кодирование, декодирование, моделирование

Слайд 11

Комплекс дидактических игр по основным направлениям формирования Познавательных УУД В результате применения различных дидактических игр происходит сознательное и прочное формирование познавательных УУД Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Игры, направленные на формирование общеучебных УУД Игры, направленные на формирование логических УУД Игры, направленные на д ействие со знаково – символическими средствами

Слайд 12

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Проба на внимание(поиск различий в изображениях) Уровни сформированности контроля(внимания ) Построение числового эквивалента или взаимно – однозначного соответствия (Ж.Пиаже, А.Шеминьска ) Уровни сформированности логических действий Диагностическая тестовая работа

Слайд 13

Исследование показало, что игровая деятельность в рамках урока обучения грамоте учит детей: выделять и формулировать познавательную цель; проводить рефлексию способов действия, оценивать процесс и результат деятельности; Отличать новое от уже известного; находить ответы, используя материал учебника и дополнительной литературы.; сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям; называть последовательность простых знакомых действий; Преобразовывать объект из чувственной формы в модель и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс). Выделение существенных признаков (2 класс). Логические закономерности (3 класс). Исследование словесно- логического мышления (4 класс). 2014-2017 г. (1-3 класс)

Слайд 14

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Слайд 15

Распространение педагогического опыта

Слайд 16

Литература 2.Бугрименко Е.А. Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.:Знание,1987 3. Вакуленко Ю.А. Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры. – Волгоград: Учитель. 2016 4.Волина В.В.. Занимательное азбуковедение : Кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 1991. 5.Волкова Г.А. «Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе». Журнал «Начальная школа», 2017, № 2 стр.8 – 11. 6. Газман О.С., Харитонова Н.Е.В школу – с игрой: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. 7. Ефременко О.В.«Использование современных технологий в начальных классах».Журнал «Начальная школа». 2017 № 9 стр. 4 Катьенова О.С. Сборник дидактических игр – Павлодар, 2011. Никитина А.В. «Дидактическая игра как средство развития интеллекта и индивидуальных способностей ребёнка на уроках русского языка». Журнал «Начальная школа» 2016, №5-6,стр. 10.Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. – Изд. 6-е, испр . и доп. Обнинск, “ Световид ”, 2009. – 216 с. 11. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование,2005, стр.133 1.Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – М.: Детство – Пресс, 2001.