Внеклассное мероприятие по русскому языку "Грамматические игры" 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Шарваева Айслу Хариполаевна

Внеклассное мероприятие по русскому языку во втором классе "Грамматические игры"

Цель: Формирование интереса у обучающихся к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.

Задачи:

Обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся.

Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку.

Воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения, умения работать коллективно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc399.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку во втором классе "Грамматические игры"

Цель: Формирование интереса у обучающихся к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.

Задачи:

Обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся.

Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку.

Воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения, умения работать коллективно.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте! Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, повернитесь и поприветствуйте их. А теперь садитесь.

Солнце красное проснулось,
В гости к нам пришло с утра,
Всем ребятам улыбнулось:
– Начинать урок пора!

II. Сообщение темы и цели занятия.

– Ребята, сегодня на занятии мы поиграем, но игры будут грамматические.

– Что это за слово грамматика?

- В толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова, известного русского филолога, вот как объясняется слово грамматика.

Слайд 1. Рисунок

Грамматика – формальный строй языка. (Грамматический строй языка)

Слайд 2.

Грамматика – наука об этом строе языка. (Грамматические теории. Теория грамматики).

Грамматика – книга, описывающая этот строй.

III. Работа по теме.

- А сейчас давайте вспомним:

– Недавно мы познакомились со словами, обозначающими предмет и отвечающими на вопросы кто? что?

– Как называется эта часть речи? (существительное)

Ученик (Ангелина):

Имя существительное –
Сущность, существо.
Невозможно нашу жизнь
Представить без него.
Предметы и явления
Оно обозначает.
На вопросы кто? и что?
Всегда отвечает.

– Как называется часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: какой? какая? какое? какие? (прилагательное).

Ученик (Люда):

Имя прилагательное
Очень занимательное.
Его вопросы чей? Какой?
Запомнит ученик любой.
Оно обозначает
Признаки предметов.
И без существительного
Не живет при этом.
Разнообразит нашу речь,
Предмет распространяет.
Без него нам не прожить –
Это каждый знает.

– Теперь скажите как называется часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы: что делает? что делал? что будет делать? (Глагол).

Ученик (Полина):

Глагол обозначает действие предмета!
Все, без исключения,
Отлично знают это.
Что делать? и что сделать?
Вопросы так просты.
Без запинки повторить
Их быстро сможешь ты.

- Молодцы, ребята!

- А у нас грамматический кроссворд по теме «Глаголы».

– Нужно найти в группе предложений подходящий глагол и выписать его в горизонтальный ряд фигуры.

Еловые шишки,
Сосновые шишки…
Веселых зверей
Мастерят ребятишки.
(З. Александрова)

Майский праздник –
День победы
Отмечает вся страна.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег
лежит.
(А. Пушкин)

На космическом корабле «Восток» Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 года открыл путь в космос.

Скучен день до вечера,
Коли
делать нечего.
(Пословица)

Тише едешь – дальше будешь.
(Пословица)

Кошка больно царапает своими когтями.

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

Ответы:

Мастерят.

Отмечает.

Лежит

Открыл

Делать

Едешь

Царапает

Ключевое слово: молодец.

Итог:

- Ребята, посмотрите на слова по горизонтали. Что общего у этих слов?

(Все слова, обозначают действие предмета, это глаголы.)

- А теперь прочтите ключевое слово по вертикали. Молодец.

IV. Физкультминутка.

- Все вы молодцы! Давайте немного отдохнем.

Мы играем целый день,

Целый день играть не лень.

Ты, смотри, не отставай,

Все за нами повторяй.

Мы поднимаем руки вверх,

Сразу станем выше всех.

Вот идет подъемный кран,

Перевозит грузы сам.

Руки ниже опусти

И достанешь до земли.

Тихо- тихо мышь идет,

Потому что рядом кот.

- Хорошо, тихо садитесь.

V. Грамматическая игра «Заказ».

- Сейчас мы с вами поиграем в другую игру, называется эта игра «Заказ»

Начинаем мы игру
Буквенную чехарду.
Поразмыслим, сообразим,
Словам вниманье уделим.

- Ребята, эта игра по теме «Заглавная буква в именах собственных».

- Я сейчас раздам вам конверты с набором карточек- ответов. У всех они разные. А свои карточки я перемешаю и буду делать по ним заказ. У кого из вас есть соответствующие карточки, сдаете мне.

- Например, я говорю - «Требуется фамилия писателя» и  вы по-очереди называете мне ту фамилию, которая у вас есть.

Карточки для ведущего.

Требуется фамилия писателя.

Требуется название страны.

Требуется название города

Требуется название реки.

Требуется название журнала.

Требуется кличка кошки.

Карточки для играющих.

Набор 1. Гайдар. Россия. Москва. Нева. «Отчего и почему». Мурка.

Набор 2. Пушкин. Китай. Санкт-Петербург. Волга. «Веселые картинки». Барсик.

Набор 3. Некрасов. Франция. Киев. Днепр. «Свирель». Трезор.

Набор 4. Крылов. Германия. Волгоград. Обь. «Мурзилка». Жучка.

Набор 5. Толстой. Турция. Одесса. Ока. «Младший школьник». Васька.

Итог:

- Молодцы! Ребята, с какой буквы пишутся имена собственные?

(с заглавной буквы)

Ученик (Заяна):

Название стран, морей, озёр,
Сел и городов,
Названия улиц, рек, планет,
Далеких островов
С заглавной буквы, с прописной,
Будем мы писать.
Нам это правило всегда
Надо знать на пять.

VI. Загадки.

- Жизнь полна загадок и секретов. И мы с раннего детства пытаемся разгадать их. С развитием общества меняется тематика загадок, но ее значение в жизни и развитии остаётся неизменным.

Вот загадок пёстрый мир
Для ребят из школы.
Есть в нём лакмус и Памир,
Сказки и глаголы.
Есть каникулы, предлоги,
Жидкость, хлорофилл и клей…
И с загадками уроки
Сразу станут веселей!

- А сейчас мы с вами, поиграем в метаграммы.

- Ребята, а вы знаете что такое метаграммы? (Да.Нет.)

- Посмотрите на доску.

Слайд 4.

(Метаграммы – загадки, в которых путем замены одной буквы другой получается новое слово).

Пример: чайка – гайка.

 Объяснение.

- Вот послушайте.

С «Ч» над морем я летаю,
С «
Г» в машинах я бываю.
(Чайка – гайка).

Я с «
В» – ночная птица,
Но замените «
В» на Д 
Растворюсь в воде.
(Сова – сода)

С «
Л» я слезы вызываю,
С «
Ж» по воздуху летаю.
(Лук – жук)


Когда я с «
Д» меня сорвут,
Когда я с «
Т» – на мне плывут.
(Плод – плот)

С «
Ю» по воде скольжу,
С «
Я» на голове сижу.
(Шлюпка – шляпка)

С буквой «Г» - лечу 
И с буквой «В» - лечу.
 
(Ответ: «Врач» - «грач».)

- Молодцы! Мы играли в метаграммы, а сейчас поиграем в анаграммы.

- Что такое анаграммы?

Слайд 6.

Анаграммы – Слова, получающиеся в результате перестановки букв в слове.

Пример: липа – пила.

Объяснение.

Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь.

Слайд 7.

Дома, дорога, дог, атлас, адрес, автор, баян, банка, глава, гора, гусли.

Ответы: мода, города, год, салат, среда, товар, баня, кабан, влага, рога, слуги.

- Хорошо, молодцы!

VII. Физкультминутка.

- Теперь немного отдохнем. Я сейчас включу музыку, а вы слушайте меня и повторяйте то, что я скажу.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Руки, ноги отдыхают,

Шея не напряжена

И расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

Все спокойно расслабляются,

Дышится легко, ровно, глубоко.

- Хорошо, ребята, а теперь открываем глазки.

- И вновь, я обращаю ваше внимание на экран. Перед вами шарады.

- Вы знаете, что такое шарада?

Слайд 8.

Шарада – Это загадка, заключающаяся в том, что загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть самостоятельной.

Пример: фасоль.

Объяснение.

Если две ноты соединить
С ними можно суп сварить

Слайд 9.

Корень мой находится в «цене»
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка)

Река, две ноты и согласная

составляет овощ цвета красного

 (по-ми-до-р)

Мой первый слог-предлог,

А во втором мы проживаем все лето.

И целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа

 (за-дача)

Я сборник карт, от ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь, превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я.
(Атлас - атлАс)

С Д я к жидкостям привык,
С З огромный дикий бык.
(БИДОН - БИЗОН)

Сперва назови ты за городом дом,
В котором лишь летом с семьею живем,
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то, что решать суждено.
(ДАЧА - ЗАДАЧА)


- Хорошо, молодцы!

VIII. Дополнительно.

- А сейчас давайте разгадаем ребусы.

- Что такое ребусы?

Слайд 10

Ребус - вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или цифрами.

Правила разгадывания - запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Если буква перечеркнута, ее нужно убрать из слова, если стоит знак равенства, значит одну букву нужно заменить на другую. 


 

ОТВЕТ

КАПУСТНИЦА


 

ОТВЕТ

ПОДУШКА


 

ОТВЕТ

НОСОРОГ


 

ОТВЕТ

КРАПИВНИЦА


 

ОТВЕТ

КАПУСТНИК


 

ОТВЕТ

СОРОКОНОЖКА


 

ОТВЕТ

МУРАВЕЙНИК


 

ОТВЕТ

САПОЖНИК


 

ОТВЕТ

КАРАНДАШ


 

ОТВЕТ

ЛИМОННИЦА


 

ОТВЕТ

КАЛИНА

VIII. Итог занятия.

Дорогие ребятишки!
Вы так много отгадали,
Что-то новое узнали,
На «загадочных» уроках
Эрудированней стали!

- Ребята, вам понравились грамматические игры?

- Как бы вы оценили свою работу?

- Посмотрите на доску, что вы видите? (Вазу)

- Но ваза пустая. Надо поместить в нее цветы. Наши гости помогут вам.

- Спасибо, до свидания! Ребята, попрощайтесь с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Грамматический бой"

Цель мероприятия - через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса учащихся к русскому языку; развивать смекалку, сообразительность; воспитывать дружбу, коллективизм....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"

Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для первого класса"Грамматический чай".

Внеклассное мероприятие для первого класса по русскому языку. Задания развивают внимание,речь,интерес к русскому языку у ребят.Мероприятие рекомендую провести на неделе русского языка....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Грамматический бой"для учащихся 4 класса

Мероприятие проведено в рамках Дня гуманитарных наук, в форме интеллектуальной игры....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 4 класса «СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА РУССКОГО ЯЗЫКА».

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 4 класса «СПРАВОЧНАЯ  СЛУЖБА РУССКОГО ЯЗЫКА»....

Презентация внеклассного мероприятия по русскому языку во 2 классе «Знатоки русского языка»

Эта презентация является дополнением  к внеклассному мероприятию по русскому языку во 2 классе «Знатоки русского языка»...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Грамматический чай"

Русский язык - один из самых интересных школьных предметов. Ребята оказываются в самом центре шумногго веселья-мире Грамматики. Данное  мероприятие  воспитывает у обучающихся любовь и ...