Конспект урока русского языка по теме: «Строение и написание глаголов в неопределенной форме»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мазурова Екатерина Константиновна

УМК

«Гармония»

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель, задачи

Цель: Создание условий для формирования умения образовывать глагол в неопределенной форме

Задачи:                                             

Образовательные:

1.  Учить выделять глаголы неопределенной формы в контексте;

2. Учить правильно ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме;

3. Учить находить суффикс в неопределенной форме глагола

Развивающие:

1. Развивать мыслительные процессы и познавательную активность;

2. Развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;

Воспитательные:

1. Прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку;

2 .Воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_i_napisanie_glagolov_v_neopredelennoy_forme.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

по теме:  «Строение и написание глаголов в неопределенной форме»

Конспект урока  русского языка

Тема урока: «Строение и написание глаголов в неопределенной форме»

Общая информация

УМК

«Гармония»

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель, задачи

Цель: Создание условий для формирования умения образовывать глагол в неопределенной форме

Задачи:        

Образовательные: 

1.  Учить выделять глаголы неопределенной формы в контексте;

2. Учить правильно ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме;

3. Учить находить суффикс в неопределенной форме глагола

Развивающие:

1. Развивать мыслительные процессы и познавательную активность;

2. Развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;

Воспитательные:

1. Прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку;

2 .Воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

Планируемые результаты урока

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом); самоопределение;  нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль - формы сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

4.Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные: - общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы¸ самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стиля; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Учебник по русскому языку 3 класс. УМК Гармония. Автор  М.С. Соловейчик Н.С. Кузьменко

План урока

1.Орг. момент (2мин)

2.Открытие нового знания (25 мин)

3. Физкультминутка (2мин)

4.Первичное закрепление (10мин)

5. Домашняя работа (2мин)

6.Подведение итогов (5мин)

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приёмы и средства

Формируемые УУД

1

Организация начала урока

Создание условий для включения учащихся в учебную деятельность

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Здравствуйте, ребята! Напоминаю, меня зовут Екатерина Константиновна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Слушают учителя

Регулятивные

 ( контроль своей готовности к работе)

2

Открытие нового знания

Организация усвоения учениками нового знания

Открываем тетради и пишем сегодняшнее число. Сейчас я прочитаю стихотворение, а ваша задача подумать: какие действия названные автором, считаются невежливыми?

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Наслаждаться, смаковать

Итак, в какой строчке этого стихотворения названы невежливые действия?

Какая служебная часть речи нам поможет изменить смысл этих слов на противоположный?

Как будут звучать эти слова с отрицательной частицей НЕ?

На какое правило написание этих слов?

____________ пойдет к доске и запишет эти слова с частицей НЕ.

Все остальные записывают в тетради

Какая часть речи в нашем стихотворении «главная»?

Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.        

Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Как изменяется глагол?

- Какие три времени имеет глагол?

Сегодня на уроке мы еще узнаем много нового о глаголе.

Посмотрите на доску и прочитайте слова

Уб-жал, выд-ржал, угр-жают,        ш-гает, ст-мнеет, сб-гут, р-шить, б-речь, прив-зти

- По какому признаку их можно объединить в одну группу?

Давай те заполним пропуски и проверим их.

Убежал (бег), выдержал (поддержка),угрожают (угроза), шагает (шаг), стемнеет (темный), сбегут (бег), решить (прорешивать), беречь (бережный), привезти (привез, привезу) –парные согласн. в середине слова.

- Какие можете назвать различия?

Сейчас я вам дам время, вам нужно - распределите данные слова по временам, а если встретятся лишние, не записывайте их.

п.в.                      н.в.                      б.в. выкопал          угрожают             стемнеет  выдержал            шагает               сбегут

-  Какие слова не записаны?

- Почему эти глаголы  оказались лишними, не попали ни  в одну из трех групп. Ваши предположения

- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время.

Число?

- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?

- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола

- Так какова же тема нашего урока?

- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов?

На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы давайте посмотрим на доску.

Открываем учебник на стр. 105 и читаем правило в красной рамочке

Внизу рамочки нам даны слова, давай те их еще раз прочитаем. На какой вопрос они отвечают?

Теперь нам нужно эти глаголы превратить в однокоренные слова так, чтобы они отвечали на другой вопрос неопределенной формы глагола. На какой вопрос?

Подскажу вам, одну часть слова нужно будет убрать. Слова пишем сохраняя тот же суффикс.

Какую часть слова убрали?

Молодцы!

Ребята сегодня на уроке мы говорили о глаголах неопределенной формы, вспоминали на какие вопросы они отвечают, говорили о суффиксах гл. неопределенной формы. Сейчас мы потренируемся образовывать глаголы неопределенной формы, для этого выполним задание. Посмотрите на доску. Перед вами текст. Я даю вам минуту, чтобы вы его прочитали. Обратите внимание на глаголы в скобках. Наша задача от глаголов в скобках образовать глаголы неопределенной формы. Давайте вспомним порядок выполнения работы. Сначала задаем вопрос к глаголу, затем задаем вопрос к глаголу неопределенной формы и затем записываем глагол неопределенной формы.  (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) А теперь подобное задание вы выполните самостоятельно.

На столе у вас лежат карточки с текстом.

Глаголы, данные в скобках, нужно  заменить глаголами неопределенной формы.

1 вар.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) спокойно.  Зарядку  нужно (делаю) при открытой форточке.

2 вар.

Ты можешь (увижу) что человеку нужна помощь. Ты будешь (помогу)? Научись (слушаю) людей. Всегда пытайся (понимает) их, (слышу) то, что они хотят (донесу) до тебя, (объясню) тебе.

в измененных словах выделите суффиксы.  Проверяем. Все смотрим на текст 2 варианта. 1 предложение  по цели высказывания какое? Почему?

2?почему?

3?почему?

4?почему?

Двадцать шестое ноября

В третьей строчке

Чавкать, чмокать, уплетать

Частицы НЕ

НЕ чавкать, не чмокать, не уплетать.

Частица НЕ пишется раздельно.

Глагол

Глагол- это часть речи

Которая обозначает действие предмета

Отвечает на вопросы что Что делал? Что делает?  и что будет делать?  

Сказуемым

По лицам, числам, временам

Прошедшее, настоящее, будущее

( глаголы, все слова имеют безударную гласную)

( число, с приставками и без приставок, время)

(решить,беречь,привезти)

Они не изменяются по временам, они не изменяются

Новую форму глаголов

(Время определить нельзя) ( Число также нельзя определить)

 (Дети дают свои ответы.)

Неопределенная форма глагола

(Вопросами)

Читают

Что делать? Что сделать?

Услышать, увидеть, построить, залаять

Что сделать?

Что делать?

Слышать, видеть, строить, лаять

Приставка

Повествовательное (оно повествует, рассказывает нам о чем –либо)

Вопросительное (задается вопрос, спрашивают)

Побудительное( побуждает к действию)

побудительное( побуждает к действию)

Беседа, иллюстрация, демонстрация, работ по карточкам

- общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  

3

Физкультминутка

Снять статистическое напряжение

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей

4

Закрепление

Организация выполнения учащимися работы на новое знание

Смотрим упражнение 281. . Читаем первую рамочку. На какие две группы?

Вторая рамочка?

Третья рамочка?

Запишем эти слова в два столбика

Посмотрите в учебнике есть подчеркнутые слова. Давайте в них выделим знакомые части слова. Чем отличаются эти слова?

Теперь смотрим упражнение 282. Что объединяет эти слова?

Назовите три особенности?

Молодцы!

Гл. и сущ.

Гл. и прил.

Гл. отвечают на разные вопросы

Суффикс

Отвечают на разные вопросы. Что делать? Что сделать?

Это глаголы

1) отвечают на один вопрос что делать?

2) у них одно значение

3) это глагол

Беседа, упражнение, работа с учебником

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; установление причинно-следственных связей;

5

Подведение итогов

Подвести итоги урока

Наш урок подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали?

На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

Изменяются ли глаголы в неопределенной форме?

Молодцы! У вас на парте лежат квадратики, оценит свою работу на уроке. Зеленый квадратик обозначает то, что вам на уроке было все понятно, и вам понравился урок, желтый- у вас были затруднения на уроке, и вы не все поняли, красный- вы ничего не поняли на уроке.

Узнали что есть неопределенная форма глагола

Что делать? Что сделать?

нет

беседа

- контроль - формы сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

6

Домашнее задание

Ознакомить учащихся с домашним заданием, проконтролировать его запись в дневник

Дома вам нужно будет выучить правило на странице 105 в красной рамочке, упр. 284.

Объяснение

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка (по системе Занкова) 4 класс. Тема:" Неопределенная форма глагола."

Цели: 1. Сформировать представление о неопределенной форме глагола.           2.  Повторить знания о глаголе....

Конспект урока русского языка во 2,4 классах на темы: "Начальная форма слова" и "Продолжаем определять спряжение глаголов по начальной форме"

Целью данного урока является формирование и развитие ценностного отношения обучающихся по самоопределению через организацию учебного сотрудничества для подведения под понятия "начальная форма" и прави...

Конспект урока русского языка на тему: ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАПИСАНИЯ ВСЕХ БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА

Урок нарабатывает знание определённого порядка расположения букв в алфавите; способствует развитию речи; прививает интерес к урокам грамоты....

Конспект урока. Окружающий мир. Тема "Строение человека"

Конспект урока для учителей начальных  классов. На тему:" Строение человека"....

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.Цели деятельности учителя: совершенствование умений изменять глаголы по числам, выделять в ...

Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формировать умения определять число глаголов; изменять глаголы по числамПланируемые результаты:·        Предметные: знать: ка...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся умений определять число глаголов, и...