Правописание буквосочетаний чу-щу. 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тергиин Аяна Черлик-ооловна

Урок русского языка во 2 классе "Правописание буквосочетаний чу-щу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_chu-shchu_2_kl.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Булун-Терек Чаа-Хольского кожууна

Учитель начальных классов: Тергиин Аяна Черлик-ооловна

Русский язык. 2 класс

Тема: Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Основные цели:

  1. Сформировать представления о написании буквосочетаний ЧУ-ЩУ и умение писать слова с данной орфограммой;
  2. Закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя;
  3. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, аналогию, умение действовать по алгоритму; развивать внимание, память, речь, мышление; воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.

Материал к уроку:

Демонстрационный:

карточка с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща;

карточка со словами: ж_знь, ш_на, маш_на, ч_стый, ч_щ_;

алгоритм: произнеси слово – определи опасное место – примени правило – обозначь орфограмму;

образец для самопроверки;

План действий на этапе открытия:

1) Прочитайте слова

2) Обозначьте новую орфограмму

3) Сделайте и запишите вывод

Раздаточный:

  1. Набор гласных букв: у, ю, а, я, ы, и (на каждого)
  2. Набор блоков алгоритма
  3. План для групп на этапе открытия
  4. Карточки для групп со словами: верчу, кручу, ищу, тащу
  5. Карточка для первичного закрепления: Щ_ка, ч_м, ищ_, молч_,

Все слова на ЧУ и ЩУ

Я их твёрдо зауч_

И пятёрку получ_

  1. Карточка для самостоятельной работы:

Вставь пропущенные буквы. выдели орфограмму.

Я грамотно писать хоч_,

Слова на Ч_ и Щ_ уч_:

Ч_лок, и ч_до, и ч_гун,

Ч_дак, и щ_ка, и ворчун

Ч_мазый, ч_чело, ч_дак,

Ч_десный, ч_вство и ч_лан,

Крич_, ворч_, ищ_, тащ_ -

Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!

  1. Образец для проверки самостоятельной работы
  2. Таблица для оценивания самостоятельной работы на обороте образца:

Количество «+»

Оценка

20

5

19-17

4

16- 11

3

  1. Предметы для этапа рефлексии: яблоня, нарисованная на листе ватмана; набор красного, желтого и зеленого цвета                                                                                

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

- Чему мы учились на предыдущих уроках русского языка? (Мы учились писать буквосочетания ча – ща, жи – ши)

Учитель выставляет на доске карточку Д-1 с буквосочетаниями ЖИ – ШИ и ЧА – ЩА.

- Вы уверены, что научились правильно их писать и мы можем перейти к изучению нового? (Да)

- А как вы изучаете новое? (Мы должны сами понять, что мы не знаем, и сами найти новый способ действия)

- Вам хочется узнать новое? (Да)

- Что надо сделать, прежде чем начнем узнавать новое? (Повторить то, что нам нужно, чтобы узнать новое)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

На доске выставляется карточка Д-2

- Прочитайте слова, записанные на карточке (ж_знь, ш_на, маш_на, ч_стый, ч_щ_)

- Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (Спишем слова, вставим пропущенные буквы)

- Надо не просто вставить буквы, а еще обосновывать ее выбор, почему надо писать именно эту букву. Какое правило вам поможет обосновать выбор буквы? (Правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща)

- А как вы будете действовать? (По алгоритму)

Учитель располагает на доске рассыпанные блоки алгоритма Д-3: Примени правило, произнеси слово, определи опасное место, обозначь орфограмму

- Вы согласны с этим алгоритмом? (Нет)

- Почему? (Шаги алгоритма рассыпаны, идут не по порядку)

- Предлагаю вам в группах восстановить алгоритм правильного написания слов по изученным правилам

Группы работают в течение 1 мин. После этого каждая группа представляет свой  вариант алгоритма

- Почему последовательность шагов будет именно такой?

- Какое именно правило вы будете применять для данных слов?

Учитель представляет возле шага «Примени правило» карточку с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА

- Алгоритм готов. Можем выполнять задание на планшетах. Вставьте в слова пропущенные буквы

- Проверяем по образцу

- Учитель выставляет на доске карточку с образцом Д-4

- У кого есть ошибки? Что вам надо повторить?

Пробное действие

- Сейчас я вам предложу задание, в котором есть затруднение. Для чего нужно выполнять это задание? (Чтобы понять, что мы не знаем)

На доске выставляется карточка Д-5

- Прочитайте слова (Щука, чудо)

- Определите, какие буквы надо вставить в эти слова, и запишите их в планшетках.

На выполнение задания отводится 1 мин.

- Покажите ответы.

- У вас получились разные ответы. Обоснуйте свое мнение. (Мы не можем обосновать, мы не знаем правила)

3. Выделение места и причины затруднения.

- Какое задание вы выполняли? (Вставляли буквы в слова «чудо» и «щука»)

- В каком месте вы засомневались? (Какую букву написать после «ч» и «щ»)

- Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем правила, какую букву надо писать после «ч» и «щ» - «у» или «ю»)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Определите вашу цель (Узнать с какой буквой у или ю писать буквосочетания ЧУ-ЩУ)

- Сформулируйте тему нашего урока (Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ)

На доске пишется: Чу/ю – Щу/ю ?

- Предлагаю вам открыть новое знание, проанализировав верно написанные слова

Учитель выставляет на доске план действий Д-6, затем раздает в группы карточки с планом Р-3 и карточки с заданием Р-4

План действий:

1) Прочитайте слова

2) Обозначьте новую орфограмму

3) Сделайте и запишите вывод

Задание: верчу, кручу, ищу, тащу

Учащиеся работают в группах 1-2 мин.

- Кто готов рассказать о своем открытии?

Ученики формулируют правило сами: в буквосочетаниях ЧУ-ЩУ после Ч и Щ пишется буква У. на доску выставляются составленные эталоны

- Как же вам нужно было написать слова «щука» и «чудо»? (Нужно писать с «у»)

Работа по учебникам

- Откроем учебники и проверим, правильно ли мы рассуждали? Прочитайте правило

- Сделайте вывод, как же писать буквосочетания ЧУ – ЩУ? ( С буквой У)

- Какую цель ставили? (Выяснить, с какой буквой, У или Ю, надо писать буквосочетания ЧУ-ЩУ)

- Сможете теперь правильно написать слова на это правило, достигли поставленной цели?

- Наш прежний алгоритм подходит для определения написания букв У или Ю в буквосочетаниях ЧУ-ЩУ? (Да)

- Нужно дописать новое правило в алгоритм.

- Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем

ФИЗМИНУТКА

6. Первичное закрепление во внешней речи

- Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку

Учащиеся работают с карточками Р-5. Первые 2 слова рифмовки разбираются фронтально у доски. Затем учащиеся работают в парах, применяя алгоритм и по очереди шепотом проговаривая друг другу правило:

  1. Произношу слово «Щука». Есть опасное место – буквосочетание ЩУ
  2. Применяю правило: «ЧУ-ЩУ пишу с У, пишу в слове «щука2 после Щ букву У
  3. Обозначаю орфограмму – щука

- Молодцы! Проверим, как вы знаете новое правило

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу на карточке Р-6

- На парте у каждого лежат карточки с красной меткой. Возьмите их. Прочитайте задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.

Учащиеся работают самостоятельно, после чего они берут карточку Р-7 с зеленой меткой и осуществляют самоконтроль по готовому образцу.

- Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс

- Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?

- Оцените работу по следующим критериям на обратной стороне образца

Учащиеся оценивают свою работу по критериям Р-8

- У кого оценка «3»?  («4»?) Где ошибка? Почему она возникла? Поняли в чем ваши ошибки? Разобрались?

- Кто поставил себе «5»? Молодцы!

ФИЗМИНУТКА

8. Включение в систему знаний и повторение

- Как вы думаете, зачем вам необходимо изучать эти правила и писать правильно? (чтобы нас понимали окружающие, грамотное письмо необходимо для общения)

Работа с упражнениями. Прочитайте текст, выпишите слова с изученными орфограммами. Завершение: выпишите в 3 столбика слова с буквосочетаниями соответственно ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Проверка (фронтально)

- Молодцы, вы хорошо поработали и правильно применили при выполнении полученные знания.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- С каким затруднением на уроке вы столкнулись? (не знали, как написать слова с буквосочетаниями ЧУ-ЩУ)

- Достигли цели? (Да)

- Как пишутся буквосочетания ЧУ-ЩУ? ( с буквой У)

- Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями ЧУ-ЩУ – повесьте красное яблоко, если у вас есть сомнения – желтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают у вас большие затруднения – зеленое. (Учащиеся вешают яблоки)

- Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось?

Вы хорошо поработали!

- У кого созрели красные яблоки – дома сочинит рифмовку с изученными буквосочетаниями, у кого желтые и зеленые – вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение

- Спасибо за хорошую работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме" Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу" 1 класс УМК "Перспектива"

Конспект содержит подробные рекомендации по проведению урока по данной теме. Используется электронное приложение к учебнику. Предлагаются различные формы работы....

Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра.1 тренажёр:Предлагается 16  слов, где нужно вставить пропущенную букву.  Для проверки правописания используется прием «Волшебная труба». Пер...

Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра. 1 тренажёр:Предлагается 16 слов, где нужно вставить пропущенную букву. Для проверки правописания используется прием Волшебная труба. Перемещение объек...

Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЧА-ЩА" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра. 1 тренажёр:Предлагается 16 слов, где нужно вставить пропущенную букву. Для проверки правописания используется прием Волшебная труба. Перемещение объек...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так  как  дети не только  знакомились  с орфограммой, учились  писать слова с  ней, но и учились произносить  слова с  буквосочетаниями, работать...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...