Правописание родовых окончаний имен прилагательных
материал по русскому языку

Бостанова Фатима Казиевна

Правописание родовых окончаний имен прилагательных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык.

Тема: « Правописание

родовых окончаний имен прилагательных.»

Учитель

Бостанова Фатима Казиевна


Тема: «Правописание родовых окончаний имен прилагательных»

Цели: Формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прил. с именами существительными, определять род и число; развивать внимание и логическое мышление; учить работать с толковым словарем, расширять словарный запас детей; воспитать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к своей родине.

Оборудование: Запись спокойной музыки; таблица по теме; кроссворд; карточки со словарными словами; эмблемы с улыбками (индивидуально для каждого); толковый словарь Ожегова.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Звучит спокойная музыка. На доске висит плакат.

Я- свет.

Я- любовь.

Я- мир и согласие.

Я не буду бояться никого и ничего.

Я буду делить любовь с теми, кто меня любит. Ибо любовь - всепобеждающая.

Учитель говорит, дети хором повторяют.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Дети. Интересным, веселым, познавательным, занимательным. Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить об одной из частей речи, и важно помнить о том, что мы семья.

Ребята, какие чувства, мысли, ассоциации у вас возникают Со словом « семья» ?


Д. Дружная, веселая, крепкая, хорошая, любящая...

Дети выходят к доске и записывают эти слова.

У. Семья нашего класса еще и многонациональная.

Учитель заканчивает этим словом запись на доске.

  • Как вы понимаете «многонациональная»?

Д. В нашем классе дети разных национальностей...

У. Что общего в данных словах?

Д. Все это имена прилагательные.

  • Это прилагательные единственного числа.

У. Имя прилагательное- часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

  1. Физкультминутка.
  2. Минутка чистописания.

На доске.

А Я, ЯЯ, ОЕ, ЕЕ, ЫЯ, ИЯ.

У. Какие соединения мы сегодня повторяем?

Д. Это окончание имени прилагательных.

У. Сегодня мы будем говорить о прил. и узнаем, когда эти окончания употребляются.

Тема записывается на доске.

Дети читают.

На доске.

Будем беспощадны к себе и милостивы даже к тем, кто умеет быть снисходительными только к себе.

Плиний.


Это цитата римского философа. Как вы понимаете ее смысл? Выскажите свои мысли.

Д. Нужно уметь прощать тех людей, которые оступились, совершили плохой поступок; быть терпеливым и с пониманием

относиться к людям, которые любят только себя.

У. Надо быть требовательным к себе и в то же время прощать людям их недостатки. Спишите. Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв.

V. Словарная работа.

У. Давайте заполним кроссворд, записанный на доске.

На доске.

У. 1. От существительного привет образуйте прилагательное мужского рода.

Д. Приветливый.

У. 2. Запишите антоним к слову до свидания.

Д. Здравствуйте.

У.        3. Запишите синоним к прилагательному красивый, пригожий женского рода.


Д. Прекрасная.

У. 4. Пословица. Вставьте пропущенное слово (ед.ч.).

В каком          живешь, такого обычая и держишься.

Д. Народ.

У. 5. Совокупность людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге.

Д. Коллектив.

Карточки словарных слов вывешиваются на наборное полотно.

У. Запишите слова в тетрадь, подчеркните непроверяемые безударные гласные.

Комментированное письмо.

  • Прочтите ключевое слово. Что значить, по- вашему, иметь терпение, быть терпеливым?

Д. Быть выдержанным, спокойно переносить страдания, неприятности.

  1. Послушайте, как объясняется значение этого слова в словаре Ожегова.

Один из учеников читает объяснение.

  • Разберите слово терпение по составу.

Д. Терпение.

  1. Творческая работа.

У. составьте небольшой по теме «Родина моя, гордость моя. Мой край, любимый край.»

Дети всех национальностей, читают свои работы вслух.

  • Назовите использованные им. прил. в ваших работах.

Д. Солнечная, красивая, гордая, зеленая, морской, мужественный, жизнерадостный, сильный, спокойный.

У.        Для чего употребляют в речи им. прил.?


Д. Им. прил. употребляются для того, чтобы речь была более точной и красивой.

У. Назовите грамматические признаки прилагательных.

Д. Прилагательные изменяются по родам и числам. Например: хороший друг, заботливая мама, радостное событие.

  1. Как определить род им. прил.?

Д. род им. прил. определяется по роду им. сущ., с которым оно связанно.

  1. Выборочный диктант.

У. Послушайте предложения и выпишите словосочетания ( прил.+ сущ.) в таблицу.

Доброта- это прежде всего хорошее чувство к окружающим. Дома нас окружают самые дорогие нам люди. Счастье - это здоровая душа, потому что когда человек здоровый, добрый, отзывчивый и ласковый, он всегда будет счастливым. Каждое утро, когда я прихожу в школу, я счастлива видеть своих друзей. Ранняя весна пришла на нашу кубанскую землю.

Комментированная запись словосочетаний с объяснением.

На доске.

М.р

Какой?

Ж.р.

Какая?

Ср.р.

Какое?

  • Куда отнесли словосочетание « самые дорогие люди»?

Д. Это прил. множественного числа.

У. Что вы знаете о них?


Д. Прил. мн. чис. не изменяются по родам.

Дети по таблице самостоятельно делают вывод.

  • Прил. мужского рода имеют окончание -ый, -ий, -ой; женского рода -ая, -яя; среднего рода -ое, ее.
  1. физкультминутка.

Учитель называет словосочетания. Если словосочетание мужского рода- прыгает первый ряд; женского рода - прыгает второй ряд; среднего рода - прыгает третий ряд.

  1. Закрепление изученной темы.

Упражнения в правописании родовых окончании им. прил.

У. Составьте и напишите три цепочки словосочетаний в соответствии с темой урока со словами солнечный, радостный, хороший, мирный.

Например: мирный человек, мирное небо, мирная страна.

  1. Обобщение.

У. Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовые окончания им. прил.?

Д. Найти существительное, с которым оно связанно.

  • Определить род имени сущ.
  • Узнать род им. прил. и вспомнить окончание.

У. Какие родовые окончания имеют им. прил.? Приведите примеры словосочетании, соответствующие вашему настроению

Д. Красивая улыбка, хороший урок, заботливый товарищ, надежный друг, веселое настроение, любимое занятие...

  1. Итог.

У. Ребята, в детской песне, которую вы хорошо знаете, есть замечательные слова: «...поделись с улыбкою своей, и


она к тебе еще не раз вернется». Я с вами делюсь своей улыбкой ( учитель улыбается), и вы поделитесь улыбкой, соответствующей вашему настроению от пройденного урока.

Дети выбирают «улыбки - настроения» и обмениваются друг с другом.

  • Спасибо за урок.
  1. Домашнее задание.

У.        Напишите мини - сочинение по выбору на одну из тем.

  1. « Доброта-это...»
  2. «Счастье - это....»
  3. «Мир - это когда...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание родовых окончаний имен прилагательных."

Ковалева Людмила Ивановна.Данный материал использовался при изучении темы "Имя прилагательное"....

Интегрированный урок (4 класс) Тема: Сказки Пушкина. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Цели:Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.Формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок .Развивать артистические способности.Воспитывать чувство дружбы, люб...

Урок русского языка в 3 классе. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

В основу урока положен проблемно-поисковый метод решения учебной задачи. На уроке использованы коллективные и групповые формы работы....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание родовых окончаний имен прилагательных"

Урок проводится в 3 классе (возраст детей - 9-10 лет).Материал урока способствует развитию умений изменять имена прилагательные по родам в единственном числе, образовывать словосочетания, состоящие из...