Конспект урока "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Дудалева Наталья Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Дата: 11.04.2019

ФИО учителя: Дьяченко Ольга Александровна

Школа: 3

ФИ студента: Дудалева Наталья

Класс: 3б

ФИО методиста: Галиуллина Нажия Камиловна

                       

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Значение и употребление глаголов в речи»

Цели деятельности учителя:  формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие умения определять значение и употребление глаголов в речи.

Планируемые результаты:
Предметные:

- знать о существенных признаках глагола как части речи;
- уметь
выделять глагол среди других частей речи;
- уметь определять
роли глагола в предложении; 

Личностные:

- проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование:  Учебник русского языка. Авторы : В.П.Канакина , В.Г.Горецкий. Издательство «Просвещение»

Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Школа России» .Автор О.И. Дмитриева. Изд. Москва «Вако» ПК, презентация.

Этапы урока

Методы и приёмы

Время

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод: словесный

Приём: беседа, подводящий диалог

1 мин

-Здравствуйте, ребята.
- Присаживайтесь

С каким настроением начинаем урок?

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, подарим улыбки гостям.  Пусть этот урок подарит нам хорошее настроение.

- приветствуют учителя;

- присаживаются;

Л: самоопределение;

Л.: формирование мотивации к обучению;

II. Актуализация знаний и мотивация

Метод: словесный, практический

Приём: беседа, подводящий диалог, беседа, выделение сущ-х по заданию

4 мин

И так, ребята давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на предыдущих уроках?

Что такое местоимение?

Что бывает у местоимения?

Минутка чистописания.

-  С чего мы обычно начинаем наш урок?

- Я буду задавать вам вопросы. Ваша задача: прослушав вопрос, записать ответ в тетрадь.

- Звук, парный звуку [ф].

- В слове тонна удвоенный согласный …

- Первая буква в алфавите.

- В слове «земля» безударная гласная…

- Звук, который слышен на конце слова «мороз».

Давайте проверим: в, н, а, е, с.

- Пропишите сочетания букв ва   ве   на не  са се  (следите за правильным соединением).

- Из данных букв составьте слово. 

Дайте характеристику слову весна

-Запишите слово весна в тетрадь, подберите и запишите несколько однокоренных слов, назовите проверочное слово

- Назовите весенние месяцы. Вспомните пословицы про весенние месяцы, объясните их смысл

В марте курица из лужицы напьется.

Апрель с водой, май с травой.

Майская трава и голодного кормит.

Май холодный – год хлебородный.

Малая птичка соловей, а знает май.

Запишите любую пословицу в тетрадь.

О местоимениях

Число, лицо

Выполняют задания  в тетрадях

Весна, навес

сущ., неодуш., нариц., ж.р., ед. ч, И п.

весенний, веснушки, веснянка, вешние, вёсны   

Ответы детей

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности Р: принимать и сохраняют учебную задачу

III. Постановка учебной задачи

Метод: словесный, частично-поисковый, практический

Приём: беседа

4 мин

  1. Блиц опрос

- Какие части речи знаете?

- Что такое имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает?

- Что такое имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает?

- Что такое местоимение?

- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает?

- Молодцы.

-Какую часть речи мы не назвали?

Какая тема урока сегодня?

Какую цель мы поставим перед собой?

Ответ детей

Часть речи

Кто? Что?

Обозначает предмет

Часть речи

Какой? Какая? Какие?

Признак предмета

Часть речи

указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их

-Глагол

-Значение и употребление глаголов в речи

-Узнать новое о глаголе.

П:

извлечение необходимой информации;

Р: целеполагание, как постановка учебной задачи.

П: самостоятельное выделение и постановка цели

IV. Открытие нового знания

Метод: словесный, частично-поисковый

11 мин

Прочитайте текст.

Весна. Снег. По дорожкам весёлые ручьи. Домой перелетные птицы. Они звонкие песни.

- Назовите части речи, которые использованы в тексте.

- Что вы можете сказать о тексте?  Понравился ли вам текст?  Всё ли было понятно?

Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен?

- Давайте попробуем оживить текс. Что для этого нужно сделать? Слова, какой части речи надо использовать?

Наступила весна. Растаял снег. По дорожкам бегут весёлые ручьи. Домой вернулись перелетные птицы. Они поют звонкие песни.

Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограммы, подбирают проверочные слова.

- Как изменился второй текст?

- Почему неподвижная картинка ожила?

- С помощью, какой части речи это произошло?

- Подчеркните слова, которые вы вставили.

- На какие вопросы отвечают?

- Что обозначают?

  1. Послушайте стихотворение. Попробуйте сосчитать, сколько глаголов встретилось в стихотворении.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит -

Все расскажет нам глагол.

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит.

-А кто из вас знает, почему эта часть речи получила такое название?

 Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И. Даля мы читаем: «Глагол - это словесная речь человека, разумный говор, язык»

 А ещё - «Глаголь» — старинное название буквы «г».

Ученые подсчитали, что глагол занимает 2 место после существительного по частоте употребления в речи.

Возвращаемся к теме урока. Среди записанных слов найди глаголы.

Пилить, пробежка, косить, перелёт, смотреть, читать.

Есть ли те, кто не справился?

Как будем действовать?

Карточки на доску:

- ставить вопрос,

- определять, что слово обозначает,

- каким членом предложения является.

Давайте немного отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-существительные, прилагательные, местоимения

Ответы детей  

Глаголы

в тексте появилось действие

с помощью глагола

Что сделал? Что сделала?

Обозначают действие предмета

18 глаголов

Пилить, косить, смотреть, читать

П: анализ объектов с целью выделения признаков

V. Первичное закрепление во внешней речи

Метод: словесный, практический

Приём: беседа, подводящий диалог

5 мин

Откройте учебник на странице 102. Посмотрите на упражнение173. Что нужно сделать?

-Выполним это упражнение устно.

Кто прочитает текст?

Из каждого предложения назовите главные члены предложения. Задайте вопрос от подлежащего к сказуемому.

-Молодцы, вы справились верно.

-Теперь посмотрите на странице 105 задание по рисунку. Прочтите задания. Что нужно сделать?

Давайте попробуем рассказ устно.

Какие глаголы вы использовали?

Запишите свои тексты себе в тетрадь, подчеркивая глаголы.

Прочитать и выписать словосочетания сущ+глагол

Чтение текста

Месяц (Что делает?) смотрит; Солнце (Что сделает?) взойдет; Лед (Что сделал?) треснул; Верба (Что сделала?) нарядилась; Тучи (что сделали?) набежали; Птички (Что сделают?) запоют.

Составить рассказ по картинкам. Подчеркнуть глаголы.

Выступление 2 учеников

П: структурирование знаний

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности;

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

VI. Самостоятельная работа

с самопроверкой

Метод: словесный, практический

Приём: упражнение

5 мин

Откройте учебник на странице 103. Самостоятельно выполните упражнение 176. Вам нужно списать текст, подчеркнуть глаголы, найти глаголы, которые употребляются в переносном значении и выписать их ниже вместе с существительным (словосочетания)

Выполняют упражнение

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

VII. Включение в систему знаний

Метод: словесный, практический

Приём: беседа

8 мин

Теперь вам нужно разделиться на 3 группы. Я вам раздам карточки, вам нужно дополнить пословицы.

1 группа

Мир строит, а война……..(разрушает).

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

Труд кормит, а лень……..( портит).

2 группа

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).

3 группа

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

-Давайте проверим ваши ответы с ответами на слайде.

Выполняют задания на карточках

Р: осуществлять итоговый контроль; Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Метод: словесный

Приём: беседа

3 мин

Наш урок подошёл к концу. 

В чём испытывали затруднение?

Ребята, мы достигли цели урока?

За что вы можете себя похвалить?

Дети называют те слова, которые они могут использовать на сегодняшнем уроке
Сегодня на уроке я научился …
было интересно…
было трудно… Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня такое (показываю солнышко). А у вас? Спасибо за урок!

- ответы детей;

- предположение детей;
- за усердную и старательную работу, за работу в командах и самостоятельно;

- дети улыбаются.

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....

Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие умения определять значение и употребление глаголов в речи.Планируемые результаты: Предметн...

Конспект урока "Значение и употребление глаголов в речи" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения находить в тексте глаголы, употреблять их в речи. Планируемые результаты Предметные:- знать, что такое глагол;- уметь находить глаголы в тексте...

Конспект по русскому языку по теме: «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи» 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности:  формирование представления учащихся о глаголе, о его употребление  в речиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое глагол, на какие вопросы он отвечаетУметь: опре...

Конспект урока по русскому языку "Значение и употребление глаголов в речи" (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи. Планируемые результаты: Предметные: знать часть речи «глагол»; уметь находить г...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Значение и употребление глаголов в речи", "Школа России"

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Значение и употребление глаголов в речи", к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого "Школа России"...