Статья «Формирование культуры письменной речи через использование развивающих упражнений на уроках русского языка в первом классе»
статья по русскому языку

Ямщикова Вера Николаевна
Данная статья будет полезна учителям начальных классов и студентам педагогического колледжа, изучающих раздел «Методика письма» в МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЕРВОМ КЛАССЕ

В.Н. Ямщикова, руководитель Н.С. Зубарева

ГБПОУ СПО «Челябинский педагогический колледж №1»

Мир стремительно меняется. Каждый день сталкиваемся с невероятно большим объёмом информации, взаимодействуя с окружающими. Безусловно, во время разговора с собеседником мы стараемся следить за своей речью, чтобы произвести хорошее впечатление. Но мало кто задумывается над этим, например, во время написания письма. Будет ли человеку приятно читать написанное?! Ведь важно не только грамотно изложить свои мысли, соблюдая все нормы русского языка, но и представить содержание своего сообщения в соответствии с требованиями каллиграфии. Известный педагог и методист по русскому языку М.Р. Львов сформулировал следующее определение: «каллиграфия (от греч. «kallos» – «красота» и «grafo» – «пишу») – умение писать чётко, разборчиво, в соответствии с утверждёнными образцами-прописями, красиво» [4, с. 116].

В последнее время проблема красивого, чёткого почерка стала особо актуальной. Этот вопрос непосредственно встаёт перед учителями начальных классов. Как же научить ребёнка писать аккуратно, разборчиво? Современные младшие школьники большую часть времени проводят за компьютерами, а не за книгами и тетрадями. Им гораздо проще набрать текст с помощью клавиатуры, нежели приложить усилия и написать его на листе бумаги. Школьники не разрабатывают моторику рук, поэтому и не могут координировать свои движения во время письма. В итоге уровень каллиграфического навыка постепенно падает.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что современному обществу требуется всесторонне развитая личность, владеющая  культурой устной и письменной речи. В частности, культура письменной речи, в том числе, каллиграфический навык, направлена на выработку таких качеств, как аккуратность, трудолюбие, старательное отношение к работе, дисциплинированность, что актуально для воспитательной работы. Над решением данной проблемы обучения письму работали известные педагоги, психологи, методисты: К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.Г. Агаркова, В.А. Илюхина и многие другие. Их исследования представлены в психолого-педагогической литературе.

Стремление писать красиво способствует повышению грамотности. На связь чистописания с орфографией указывали лингвисты и методисты (Л.В. Щерба, С.П. Редозубов и др.). Прежде чем думать, как написать букву, как её соединить с другими буквами, ребёнок должен решить, какую именно букву выбрать. Чем меньше уйдёт на это времени, тем больше внимания будет уделяться чёткости начертания букв, правильности их соединения, ритмичности и связности письма.

Безусловно, от выработки у младшего школьника навыка письма зависит не только успех продвижения ребёнка в учебной деятельности, но и его психическое развитие. Важно, чтобы он получал не только радость, удовольствие от занятия каллиграфией, но и развивался благодаря интересным, познавательным заданиям, которые способствовали бы появлению желания совершенствовать свой навык.

На начальном этапе работы среди первых классов МБОУ «НОШ №95 г. Челябинск» нами была проведена диагностика на сформированность каллиграфического навыка с включением развивающих заданий, результаты которой позволили сделать вывод: высокий уровень сформированности каллиграфического навыка и умения решать задачи развивающего характера имеют 19% учащихся, средний ‒ 71%, низкий ‒ 10%. Перед выполнением заданий многие дети задавали вопросы, т.к. не понимали, как разгадывать метаграммы и анаграммы,  ребусы.

Исходя из этого, возникает противоречие между значимой ролью развития каллиграфического навыка у учащихся первого класса, как показателя речевой культуры человека, и недостатком современных развивающих упражнений для использования их на уроке русского языка при проведении минуток чистописания.

Проблема исследования: влияние упражнений развивающего характера на совершенствование каллиграфического навыка учащихся первого класса на уроках русского языка.

Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы разработать сборник развивающих упражнений для совершенствования каллиграфического навыка учащихся первого класса и выявить эффективность его использования на уроках русского языка в начальной школе.

 Анализ УМК «Перспективная начальная школа» показал, что на уроках русского языка работа над каллиграфическим навыком учащихся не предусмотрена. Такой же результат получен и при анализе УМК «Школа России». Однако, по мнению учителей, существует необходимость включения каллиграфических упражнений в уроки русского языка для совершенствования умений, сформированных  у учащихся первого класса на уроках письма в период обучения грамоте. Решение проблемы представляется в создании для первоклассников прописи, работа в которой на минутках чистописания позволит через специально подобранные упражнения не только совершенствовать каллиграфический навык учащихся, но и развивать познавательный интерес. В прописи «Школа каллиграфии» представлены задания для работы с каждой буквой алфавита: словарная работа на основе мнемотехники, разгадывание ребусов, метаграмм и анаграмм.

В начальной школе при работе со словарными словами, написание которых требует запоминания, учащиеся сталкиваются с проблемой. Какую букву гласного или согласного звука писать в слабой позиции? Как её запомнить? Сравнительно недавно одним из основных методических приёмов проведения словарно-орфографической работы педагоги стали рассматривать мнемотехнику (от греч. «mnemonikon» – «искусство запоминания») – система специальных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти за счёт искусственных ассоциаций [3].  Этот прием связан с научными и практическими исследованиями советского психолога Л.С. Выготского. Он установил, что ребёнок легче и лучше запоминает учебный материал, если ему помочь некоторыми внешними средствами. Это могут быть иллюстрации, запись в виде плана, схемы, инструкции. Например, при работе со словарным словом «коньки» можно подобрать слово-помощник «конь», связав его с историей возникновения данного спортивного инвентаря. Так металлические коньки впервые появились почти 300 лет назад. Молодой царь Пётр I собственноручно выковал для себя железные коньки. Их назвали «скороходами». Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название «коньки».

В прописи этот приём используется для запоминания первоклассниками словарных слов, которые представлены в УМК «Перспективная начальная школа». Детям необходимо не только запомнить слово с помощью яркой иллюстрации, но и каллиграфически написать его, выделить орфограммы и др. Это способствует повышению эффективности проводимой словарной работы.

Развитию познавательных способностей, в частности, логического мышления способствует разгадывание ребусов (от лат. «rebus» – «при помощи вещей») – это задача, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками [2]. Например, первым стоит слог ДЕ, значит, с него начинается слово. Далее изображён душ, а в конце ‒ слог КА ‒ слово «дедушка».

Следующим приёмом работы со словом является метаграмма ‒это задача на развитие логического мышления через составление нового слова, отличающегося от исходного только одной буквой (звуком) [25]. Например: с В – индейцев возглавляет, с Д – всю землю поливает. Ответ: вождь – дождь. Ребёнок, отгадав первое слово, с лёгкостью назовёт второе, заменив одну из букв.

Трудности могут возникнуть в том случае, если школьник не знает значение какого-либо слова. Для этого есть рубрика «Толковый словарь», где можно узнать не только то, что слово обозначает, но и составить полное представление о  предмете по иллюстрациям. Так, не каждый может понять разницу между главой племени и полководцем или политическим деятелем. Данная рубрика способствует расширению словарного запаса и кругозора учащихся.

Ещё одним вариантом развивающего упражнения является анаграмма – это приём для развития логического мышления путём перестановки букв в слове, приводящий к составлению нового слова, например: актёр – тёрка. Это разновидность словесных головоломок, в которых принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа [1]. Здесь работа планируется таким же образом, как и с метаграммой.

Для апробации упражнений прописи «Школа каллиграфии» была выбрана группа первоклассников из 10 человек. На констатирующем этапе диагностики они показали следующие результаты сформированности каллиграфического навыка и уровень умения решать задачи развивающего характера: 20% ‒ высокий уровень, 50% ‒ средний и 30% ‒ низкий.

Для совершенствования культуры письменной речи (каллиграфического навыка) учащихся первого класса и выявления  эффективности использования развивающих упражнений прописи «Школа каллиграфии» были проведены уроки русского языка с включением минуток чистописания по прописи.

После проведения контрольной диагностики было выявлено, что исходные показатели приобрели положительную динамику: высокий уровень 30% учащихся, средний ‒ 70%, низкий ‒ 0%.

Таким образом, проведенное исследование на минутках чистописания в  первом классе,  позволяет сделать вывод, использование упражнений прописи «Школа каллиграфии» позволяет не только совершенствовать культуру письменной речи, но и развивать логическое мышление посредством использования приёмов мнемотехники, разгадывания ребусов, анаграмм и метаграмм, устанавливая причинно-следственные связи, расширяя словарный запас.

Список использованной литературы:

1. Алексеева, Л.М. Словесные головоломки / Л.М. Алексеева // Энциклопедия «Кругосвет» – научно-популярная энциклопедия. – URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/SLOVESNIE_GOLOVOLOMKI.html/ (дата обращения: 25.10.2018).

2. Бронских, Л.В. Проект «Ребусы – гимнастика для ума» / Л.В. Бронских // «Инфоурок» – ведущий образовательный портал России. – URL: https://infourok.ru/proekt-rebusi-gimnastika-dlya-uma-1776946.html (дата обращения: 25.11.2018).

3. Козаренко, В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В.А. Козаренко // «ЛитМир» – электронная библиотека. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=118346&p=1 (дата обращения: 13.11.2018).

4. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов пед. вузов и колледжей / М.Р. Львов. – М.: ИЦ «Академия»; Высш. шк., 2001. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования развивающего обучения на уроках русского языка.

Обучение грамоте-очень важный начальный период овладения младшими школьниками русским языком.От глубины приобретённых знаний и прочности сформированных на обозначенном этапе общеучебных ум...

Статья "Использование игр и игровых упражнений на уроках русского языка в начальных классах"

Статья об использовании игровых упражнений на уроках русского языка...

Развивающие упражнения на уроках русского языка

Упражнения для младших школьников на уроках русского языка...

Статья "Формирующее оценивание как фактор создания учебно - развивающей среды на уроках русского языка в начальных классах"

В статье показаны приёмы работы на уроках русского языка  в начальной школе по самооценке учащихся....

Развитие познавательного интереса учащихся через использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык....

Развивающие упражнения на уроках русского языка как способ повышения интереса к предмету

В статье покааны упражнения , которые способствуют развитию и корректировке познавательных процессов, активизации познавательной деятельности младших школьников....