«Слова - антонимы»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Климова Ольга Викторовна

Цель урока: создание условий для формирования учебно-познавательного интереса к совместной деятельности по определению понятия «антонимы» для точной характеристики предметов при их сравнении и умения использовать их в устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_antonimy.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Старооскольского городского округа

(МБОУ «СОШ № 6»)

Конспект урока по русскому языку

2 класс

«Слова - антонимы»

Автор:  Климова Ольга Викторовна,

учитель начальных классов

г. Старый Оскол,

2018 год

Тема урока:  «Слова - антонимы»

Цель урока: создание условий для формирования учебно-познавательного интереса к совместной деятельности по определению понятия «антонимы» для точной характеристики предметов при их сравнении и умения использовать их в устной и письменной речи.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: 

-учебно-познавательный интерес к словам – антонимам и умению использовать эти слова в  речи.

Регулятивные УУД: 

-учитывать выделенные учителем  ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.

Познавательные УУД: 

-умение  осуществлять анализ объектов с выделением критериев, проводить сравнение по заданным основаниям, выстраивать модель в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.

Коммуникативные УУД: 

-формировать собственное  мнение и позицию, умение договариваться, задавать вопросы, выслушивать мнения других.

Планируемые предметные результаты:

-знание определения «антонимы»;

-построение модели  слов  - антонимов;

-выявлять слова,  значение которых требует уточнения;

-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

-определять значение слова по тексту или с помощью словаря.

Оборудование: классная доска, компьютер, мультимедийный проектор, учебник: С.В. Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 2 часть, 4 – е издание, перераб. - М.: Вентана – Граф, 2017г, карточка с заданием для работы в парах, карточки для работы в группах.

Ход урока

СЛАЙД 1

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Викторовна и сегодня я проведу урок русского языка. Посмотрите на меня, я хочу видеть ваши глазки.  Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок!

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

  Я хочу вам сказать, что за каждое выполненное задание сегодня на уроке на доске будет появляться цветок, т.к. сегодня, ребята, зима закончилась и наступила весна. И в конце мы посмотрим, что же у нас получится.

Цынцы-брынцы, балалайка,

Цынцы-брынцы, заиграй-ка. 
Цынцы-брынцы, не хочу, 
Цынцы-брынцы, спать хочу!
Цынцы-брынцы, куда едешь? 
Цынцы-брынцы, в городок. 
Цынцы-брынцы, чего купишь? 
Цынцы-брынцы, молоток.

СЛАЙД 2-12

Итак, а сейчас у нас словарная работа. К доске пойдёт…  Все остальные у себя в тетрадях.

На прошлых уроках мы с вами работали со словами-синонимами.

-Скажите, какие слова называются синонимами? Приведите примеры. (Слова, близкие по значению и отвечающие на один вопрос)

-Сейчас вам нужно будет выполнить задание. На доске вы видите 2 столбика карточек со словами. Ваша задача – соединить слова синонимы.

- Назовите пару слов, которую мы не соединили? (храбрый-трусливый)

-Как называются эти слова? Мы изучали такие слова? (Нет)

- Сравните значения этих слов, что можете сказать? (обозначают разное, противоположное)

- На какой вопрос отвечает слово «храбрый»? а «трусливый»? Что заметили?

- Итак, у нас остались слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению.

-  Ребята, а как вы думаете, что мы должны сегодня узнать на уроке? (как называются слова, которые обозначают противоположное и отвечают на один и тот же вопрос)

СЛАЙД 13

- Чтобы ответить на этот вопрос, как же они называются,  нам надо к данным словам добрать слова с противоположным значением.

-Посмотрите на вертикальные буквы, как  же называются слова  с противоположным значением?

-Какая же будет тема урока? (Антонимы)

СЛАЙД 14

Да, тема нашего сегодняшнего урока «Слова-антонимы».

-Как вы думаете, что такое антонимы?

- Давайте теперь обратимся к учебнику. Открыли страницу 62 и нашли правило. (работа с правилом)

а) работа с учебником, стр. 62

-Давайте сравним данные картинки и подберем к ним подписи устно.

-А теперь запишем слова парами.

-Что объединяет эти пары слов?

СЛАЙД 15

Поднимает руки класс – это раз

Повернулась голова – это два

Руки вниз – вперед смотри – это три

Руки в стороны  пошире  развернули на четыре

С силой их к плечам прижать и немного повращать – это пять

А на шесть – в ладоши хлопнуть

И на семь – ногою топнуть

А на восемь – потянуться

И на девять – улыбнуться

Что ж заряд хороший есть.

Можно нам теперь и сесть.

СЛАЙД 16

а) работа с учебником, стр. 62, упр.1

б) работа с учебником, стр. 62, упр.2

СЛАЙД 17

- Поработаем  в парах.

Проверка с последующей записью:

белый – чёрный

далеко – близко

брать – отдавать

друг – враг

СЛАЙД 18

- А теперь давайте поработаем в группах. Ребята, как вы думаете, а на каких уроках, кроме русского языка мы можем встретиться с антонимами?

1 ряд - 1 группа

2 ряд – 2 группа

3 ряд - 3 группа

1 гр.  Напишите антонимы, которые встречаются  на уроках математики.

2 гр.  Напишите антонимы, которые встречаются  на уроках окружающего мира.

3 гр.  Напишите антонимы, которые встречаются  на уроках физической культуры.

-Итак, ответственный за 1,2,3 группу, пожалуйста, что у вас получилось.

Молодцы!

СЛАЙД 19

Инструктаж по выполнению и оформлению.

Стр. 63-64, упр. 4.

СЛАЙД 20,21,22

- Как вы думаете, нам удалось решить поставленные задачи?

- Где мы можем применить новые знания?

   Посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась! Я думаю, что вы сегодня многое узнали и многому научились. Вы молодцы, спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по мору слов. Антонимы

Коррекционно-развивающее занятие. Технологическая  карта  Учитель – логопедвысшей квалификационной категории Сеина Любовь Артемьевна. Логопедическое занятие (групповое, 6 учеников ...

Сценарий урока русского языка по теме: "Слова - антонимы" (Начальная школа XXI века)

Урок разработан в соответствии с деятельностным методом....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Слова-антонимы"

УМК "Школа XXI века". Учебник С.В. Иванова "Русский язык" 2 класс. Первый урок по теме "Слова-антонимы"....

Конспект урока "Слова - антонимы"

Развитие языковой эрудиции каждого школьника, его интереса к языку и речевому творчеству....

Урок русского языка слова антонимы 2 класс

Урок русского  языка по программе Начальная школа 21 век , 2 класс...

Русский язык "Слова антонимы, синонимы, омонимы"

Объяснение слов антонимы, синонимы,омонимы с иллюстрациями....

"Слова - антонимы"

Коррекционная работа на лексическом уровне. Уточнение и расширение словарного запаса....