Этапы урока | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин.) | Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. | - Добрый день, дорогие ребята! Начинаем урок русского языка. - Улыбнулись друг другу, поздоровайтесь с партнером по плечу, по лицу (дай пять). Подарили хорошее настроение и настроились на урок. | Учащиеся сидят за столами по 4 человека. Обучающиеся приветствуют партнера по плечу, по лицу, садятся. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5–7 мин)
| Цель: 1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, фиксирование их в речи и знаках (эталоны) и обобщение; 2) актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания; 3) мотивирование к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление; 4) фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании
| - Мы продолжаем совершать путешествие по части речи «Имя числительное». Вчера мы путешествовали по блоку «Как устроен наш язык», узнали, как изменяются имена числительные. - Что вы знаете об этой части речи? Вы должны вспомнить всё, что изучили по теме «Имя числительное» и по очереди обсудить свои ответы в команде более одного круга (т.е. 2-3 круга). После моего сигнала обсуждение заканчивается.
- Молодцы! Вы дали правильные ответы. - Урок продолжим с минутки чистописания. Напишите число… . Классная работа. Запись: 1 строка: соединение букв - им не 2 строка: пословица - Не имей … рублей, а имей … друзей. Задание: - Объясните, как понимаете смысл пословицы? Найдите в пословице числительное. Оно какое по составу? - Вы сказали, что по составу числительные бывают простые, сложные и составные. Возьмите желтые конверты, каждому раздайте карточки. На карточках написаны числа. Сделайте буквенную запись числа, записывая числительные в нужный столбик таблицы. 6, 60, 600, 650, 8, 18, 80, 84, 5, 15, 500, 520.
Простые числительные | Сложные числительные | Составные числительные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
САМОПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ (Приложение 1)
Простые числительные | Сложные числительные | Составные числительные | шесть | шестьдесят | шестьсот пятьдесят | восемь | шестьсот | восемьдесят четыре | пять | восемьдесят | пятьсот двадцать | восемнадцать | пятьсот |
| пятнадцать |
|
|
|
Идет обсуждение ответов по кругу. Сигнал учителя (Хлопок). Обсуждение закончилось. Примерные ответы детей: - Имя числительное – это часть речи, которая называет количество предметов. - Имя числительное – это часть речи, которая называет порядок предметов при счёте. - Имена числительные, которые называют количество предметов, отвечают на вопрос сколько? – это количественные числительные. - Имена числительные, которые называют порядок предметов при счёте, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? – это порядковые числительные. - По составу числительные бывают простые, сложные и составные. - Количественные числительные изменяются по падежам. - Порядковые числительные изменяются по падежам.
Записывают в тетради число и классную работу
Пишут на первой строке соединение букв - им не На второй строке пишут пословицу, добавляя нужное слово. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. По группам выполняют задания. Ответы детей.
Учащиеся выполняют индивидуальную работу. Записывают числительные буквами в нужный столбик.
Выполняют проверку работ по эталону.
|
3. Постановка учебной проблемы (3–4 мин)
| Цель: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходного задания. | - Все ли числительные написали правильно? - Были ли затруднения? В чём было затруднение? - При написании каких числительных вы испытывали затруднения? - А в каком падеже ставится названия месяца при указании даты? - С какой буквы пишутся названия месяцев в праздничных датах? - Почему возникло затруднение? - Вы готовы преодолеть затруднение? Сейчас я вам предлагаю работать в группах. Но прежде повторим правила работы в группе. (Приложение 2) 1. Обсуждаем в группе вместе, но отвечает один. 2. Чётко высказывай своё мнение. 3. Умей слушать других. 4. Если не согласен с мнением других, не кричи, не перебивай. Пользуйся вежливыми фразами. - Возьмите белый конверт. В конверте найдете правило-схему (Приложение 3). - Внимательно прочитайте таблицу и попробуйте сделать вывод о том, как пишутся сложные и составные количественные и порядковые числительные. Даю вам одну минуту. Имя числительное | Какое по составу | Простое | Сложное | Составное | Количествен-ное | четыре | шестьдесят слитно | двадцать четыре раздельно | Порядковое | четвёр-тый | шестидесятый слитно | двадцать четвёртый раздельно |
4. - Поработаем с рубрикой «Тайны языка» с. 96 - Какие тайны языка вы узнали?
| Ответы детей. (При написании сложных и составных числительных)
Учащиеся называют правила по табличке.
Учащиеся в группах рассматривают карточки, анализируют слова, делают вывод о правописании сложных и составных количественных и порядковых числительных. 1. Сложные количественные числительные (слова с двумя корнями) пишутся слитно. 2. Составные количественные числительные пишутся раздельно. 3. Сложные и составные порядковые числительные пишутся так же, как и соответствующие им количественные числительные. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) (3–4 мин)
| Цель: построить проект выхода из затруднения. Организация этапа На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме: 1) ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); 2) согласовывают тему урока; 3) выбирают способ (дополнение или уточнение); 4) строят план достижения цели; 5) определяют средства – алгоритмы, модели, учебник | - Сформулируйте тему нашего урока.
- Поставьте цель нашей работы на уроке.
- Да, тема нашего урока «Слитное и раздельное написание числительных» (открываю тему на доске). На уроке будем учиться правильно писать сложные и составные количественные и порядковые числительные.
| - Слитное и раздельное написание числительных. - Научиться правильно писать сложные и составные количественные и порядковые числительные. |
5. Реализация построенного проекта (4–5 мин) | Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) зафиксировать новый способ действия в речи и знаках (с помощью эталона); 3) организовать решение исходного задания, данного для пробного действия; 4) уточнить общий характер нового знания; 5) зафиксировать преодоление затруднения | Работа по группам (у каждой группы карточки с числительными в синих конвертах). Рассортируй карточки. Распределите имена числительные по группам: 1) простые; 2) сложные; 3) составные (Приложение 4). Поможет вам «Правило-схема», с которой мы работали. (Приложение 3) Проверка выполнения задания. - Прочитайте простые (сложные, составные) числительные. - Как написаны сложные (составные) числительные? |
Учащиеся карточки с числами определяют по группам, читают каждую группу числительных, делают вывод о написании сложных и составных числительных.
|
Время разминки – веселое упражнение для поднятия настроения и духа. - Стряхнули с себя лень и усталость. - Потянулись к звездным далям. - Спрятались (присели) от бед и опасностей. - Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку. - Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5–6 мин) | Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи. | Учитель: - Мы с вами вспомнили часть речи – имя числительное, узнали, как пишутся сложные и составные числительные, и теперь смело можем отправляться дальше, но у меня есть вопросы, которые не дают мне покоя. - А в каком падеже ставится название месяца при указании даты? - С какой буквы пишутся названия месяцев в праздничных датах? Сейчас мы проведем «Карту» согласия. Ответы на первый вопрос ищет 1 группа, на второй вопрос – 2 группа (вопросы написаны на карточках). Что вы должны сделать: - Листок А3 делите на 4 части, в центре нужно начертить большой прямоугольник любым фломастером. - Каждый из вас записывает свои идеи по вопросу на своей части листа. Сколько у вас идей, всё нужно писать. На обдумывание и запись идей я даю 1 минуту.
- После моего условного сигнала вы по очереди должны обмениваться своими идеями. - Если идея понравилась всей команде, команда приходит к консенсусу («большой палец вверх»), один ученик записывает эту идею в центральный квадрат. - Продолжаете до тех пор, пока все не поделятся своими идеями. - Идеи, записанные в центральном квадрате, являются решением всей команды. - Прочитайте ваши решения. - А теперь сравним свои ответы с учебником, с. 97, рубрика «Обрати внимание!» |
Учащиеся делят листок А3 на 4 части. Посередине листка фломастерами чертится прямоугольник. В течение 1 минуты учащиеся на своих частях листа пишут идеи по данному вопросу. После условного сигнала учителя учащиеся по очереди читают свои идеи. Если идея понравилась, поднимают большой палец вверх. Если идея понравилась всей команде, т.е. команда пришла к консенсусу, эту идею пишут внутри прямоугольника. Работу продолжают до тех пор, пока все в команде не поделятся своими идеями.
Группы читают свои решения. По учебнику (с.97) читают рубрику «Обрати внимание!», сравнивают свои ответы. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5–6 мин) | Цель: 1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях. | Рабочая тетрадь, с. 22, упражнение 2 - Запишите числительные в нужную группу. Простые: ….. Сложные: …. Составные: … ….
пятнадцать, шестнадцать, триста шестьдесят девять, пятьсот, семьсот, шестьдесят, одиннадцать, сто пятьдесят пять, триста, девятьсот, двенадцать, семьдесят, шестьсот шестьдесят восемь, семнадцать, сто сорок восемь, четырнадцать, четыреста.
САМОПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ (Приложение 5.) Простые: пятнадцать, шестнадцать, одиннадцать, двенадцать, семнадцать, четырнадцать. Сложные: пятьсот, семьсот, шестьдесят, триста, девятьсот, семьдесят, четыреста. Составные: триста шестьдесят девять, сто пятьдесят пять, шестьсот шестьдесят восемь, сто сорок восемь. | Выполняют работу в рабочих тетрадях.
Выполняют самопроверку по эталону. |
8. Включение в систему знаний и повторение. (5–8 мин) | Цель: 1) выявить границы применимости нового знания; 2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. | - При выполнении каких заданий вы можете использовать новые знания?
Работа в парах. С. 98, упражнение 3 – Спиши предложения, вставь подходящие по смыслу сочетания слов с числительными. Числительные запиши словами. 1. Новый год празднуется … . 2. … отмечается День знаний. 3. … началась Великая Отечественная война. 4. … поздравляют ветеранов с Днём Победы. Проверка работ. | Учащиеся отвечают: - При записи словосочетаний, предложений, текстов, т.е. в письменной речи. Учащиеся в парах выполняют упражнение 3 по учебнику (с. 98)
1 ученик читает предложения, второй на доске пишет сочетания слов с числительными. |
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока). (2–4 мин)
| Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; 3) оценить собственную деятельность на уроке; 4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; 5) обсудить и записать домашнее задание
| Учитель: Урок подходит к концу. Давайте свяжем, расширим и продумаем свои знания, полученные на уроке. 1. Как информация, полученная сегодня на уроке, связана с тем, что вы уже знали? 2. Какие новые знания, расширяющие ваше познание, вы получили сегодня? 3. Что всё ещё остается непонятным? На какие вопросы, затрудняющие понимание, необходимо найти ответы?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Вы очень активно, дружно работали на уроке. Спасибо. Если даже что-то не получилось, на следующих уроках мы продолжим работу по этим структурам, и всё у нас получится. Домашнее задание: с. 96 правило, с. 98, упражнение 4 – Помоги Кириллу исправить ошибки в употреблении имён числительных, запиши предложения правильно.
|
Примерные высказывания учащихся: - Я знаю, что такое имя числительное, знаю, что имена числительные бывают количественные и порядковые. По составу числительные бывают простые, сложные и составные. - Сегодня я узнал, как правильно пишутся сложные и составные количественные и порядковые числительные. - Еще не до конца знаю, в каких числительных нужно писать мягкий знак в середине, а в каких – в конце. Учащиеся словесно оценивают свою работу на уроке.
Записывают задание в дневник. |