урок русского языка по теме " Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Горшкова Екатерина Владимировна

Знакомство детей с изменением имён прилагательных по родам и числам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yaz_kl.docx85.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

Тема: «Изменение  имён  прилагательных по  родам и числам»

Цель.     Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ичисле); о том, что род прилагательного совпадает с родом  существительного, к которому  данное  прилагательное  относится.

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть  некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы  активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку,   организовать работу в  парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

 Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний.

  По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная).    

Оборудование: учебники,  cигнальные карточки м. р., с.р.,ж.р., экран, проектор.

Структура  урока

1.Орг. момент.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

3. Введение в тему урока.

4. Постановка проблемной ситуации.

5. «Открытие» нового знания.

1) -Что мы уже знаем о прилагательном? 

 Гимнастика  для  глаз

2) Связь имён прилагательных с существительными.

3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

Физкультминутка.

6. Первичное закрепление.

7. Рефлексия. Итог урока.

8. Домашнее задание.

Ход  урока.

1. Орг. момент.

  Мотивация на урок.
Прикрыли глаза и мысленно сказали: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”. Покажите улыбкой, что мы желаем друг другу удачи в сегодняшнем путешествии по «Стране знаний.»Каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, интересного.
-А с каким настроением вы отправляетесь в путешествие?  С этим настроением мы будем работать  весь урок.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

А)Пришла, улыбнулась – утихли метели.

      Позванивать стал колокольчик капели.

      Река пробудилась, растаяли льды,

       Наряд белоснежный надели сады.

    - О каком времени года говорится в этом четверостишие?( о весне)

 Да, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весна - это «утро года».

    -Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

    - Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

   - Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания .(Вв).

Запишите четыре слова в которых встретится мягкий звук В.(ветка, клевер, вилка, телевизор)

  Б) Словарная  работа.

-Запишите слова, подберите к ним проверочные: скворцы, снеговик, солнце, грачи, лёд, ручьи.

-Подчеркните слова по теме «Весна».

3.Подготовка к изучению нового материала.

- на доске записаны предложения. Можно сказать,  что эти предложения передают красоту весеннего времени года? (нет)

-почему? (не хватает имени прилагательного)

-прилагательные делают нашу речь яркой и выразительной!

-Запишем 1е предложение и разберём его по членам предложения.

-что вы ещё знаете об имени прилагательном?

4.Введение в тему урока.

Работа в группах.

- Прочитайте эти слоги. (на доске)
-Какие слова можно составить?


На вес  лан    дыш  тёп сол ло е нце (весна, ландыш, солнце, тёплое)
-Составьте слова, запишите  .Обратите внимание на получившийся ряд слов .

-Назовите «лишнее» слово (тёплое).

 -Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные)

Определите  род  и  число  составленных слов.   (смогли только у существительных)

4. Постановка проблемной ситуации.

    -А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово  тёплое.  

 - Скажите, а сможем ли мы определить род и  число этого  слова?

Почему возникло затруднение? ( Другая  часть  речи).

А могут  ли  изменяться  по  родам  и  числам  прилагательные?

Назовите  цель нашего урока?(Научиться определять род и число прилагательных).

 Сегодня  мы  и  попытаемся  ответить  на  эти  вопросы.

5. «Открытие» нового знания.

Какой  частью  речи  является  наше  слово  ТЁПЛЫЙ?(прилагательное)                                 

1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)

 Физминутка. 

2) Связь имён прилагательных с существительными.

    -Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные А.Толстой в своём стихотворении.(работа в парах)

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.


Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;

а) выразительное чтение        

б) разбор стихотворения по вопросам

-Какое время года описывает поэт? Какие слова и выражения вам помогли понять это? Почему лес назван юным, а молодая листва – зелёным дымом?

в) находим прилагательные, признаки каких предметов они обозначают, запись на доске и в тетради.

снег (какой?) последний

пар (какой?) тёплый

кувшинчик (какой?) синий

лес (какой?) юный

дым (какой?) зелёный

гроз (каких?) летних

-Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

    -Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку«Скромные просители».

     Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

    -А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

-Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

    -Давайте понаблюдаем.

     -составьте словосочетания из слов (работа индивид. с взаимопроверкой)

- Сформулируйте вывод по следующему плану: (Слайд 2)

  1. Как изменяются имена прилагательные?
  2. Как определяется род имени прилагательного?
  3. На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?

6. Работа в группе.

- Этот текст описывает картину К.Ф. Юона «Мартовское солнце». Прочитаем его.

На картине изображена _____________весна. ___________солнце освещает деревню. По __________небу плывут __________облака. ______________берёзы и _____________тополя тянут свои ветви к ____________небу. Радуются _________солнцу и теплу люди и животные. Весело бегут лошади по __________дорожке.

Резвится ___________жеребёнок. Все почувствовали наступление ___________весны.

Физкультминутка.

6. Первичное закрепление.

Работа по учебнику( с. 100 упр.112 )

А сейчас поиграем в игру  «Верно, неверно». Если верно-зелёный, если нет-красный

  1. Верите ли Вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы  какой? какая? какое? Обозначает признаки предмета?
  2. Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают собственными и нарицательными?
  3. Верите ли Вы, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека?
  4. Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, звонкие, прохладный – это имена прилагательные?
  5. Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными?
  6. Верно что прилагательные согласуются с существительными в роде и числе?
  7. Верно   ли  что прилагательные могут изменяться  по  числам?     

 7. Рефлексия. Итог урока.

   -Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались  к вам  вопросы.

-Понравился  вам  урок?

-Научились ли вы  чему- то  новому?

- Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)

-Что  нового  вы  узнали  об  имени   прилагательном? (изменяются по  родам  и  числам).

8. Домашнее задание: упр.113 с.101 .

Дорогие ребята и уважаемые гости, я желаю вам: «Пусть же всё вокруг вас будет удивительным и разным! И вокруг вас и вы сами употребляли только добрые, красивые, приятные слова – прилагательные.

Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Гостям за внимание.

Спасибо за урок!

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

http://kak2z.ru/my_img/img/2015/08/04/e4601.gif

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

http://st.stranamam.ru/data/cache/2011nov/07/33/2943811_21018nothumb500.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное". УМК "Школа России" с применением технологии раскрепощённого развития детей

Урок русского языка с применением здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного...

Урок русского языка по теме "Краткие прилагательные"

Презентация для интерактивной доски SMART notebook. Изучение новой темы "Краткие прилагательные"  4 класс, УМК "Перспективная начальная школа" Цель: Познакомить учащихся с краткими прилагате...

Урок русского языка по теме "Имена прилагательные , противоположные по смыслу".

Данный материал использовался  как урок русского языка в классе компенсирующего обучения ( дети цыганской национальности), поэтому  применяется много наглядности ( развито наглядное мышление...

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное. Краткая форма", 4 класс.

Идеей урока по теме «Имя прилагательное. Краткая форма» является знакомство с образованием краткой формы качественных  прилагательных. В связи с этим поставлена триединая цель:  ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Имя прилагательное" в 3 классе

Это великолепная компьютерная поддержка к данному уроку...