рабочая программа "Русский язык" 4 часа УМК "21 век"
рабочая программа

Колесникова Елена Михайловна

рабочая прогрмма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_4_klass_russkiy_yazyk.doc266 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРАВОСЛАВНАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ

ИМЕНИ СВЩМЧ. КОНСТАНТИНА БОГОРОДСКОГО»

(ЧОУ «ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМ. К. БОГОРОДСКОГО»)

   

УТВЕРЖДАЮ

Исп. директор гимназии

                                                                    ___________________(С.В. Соколова)

«___»_____________________20___г.

М.П

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РУССКИЙ ЯЗЫК,

РОДНОЙ ЯЗЫК

_4 «Б»_ класс

Составитель:     Колесникова Елена Михайловна

                                (фамилия, имя, отчество)

       

Ногинск  

2019 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Общая характеристика программы

Программа учебного предмета «Русский язык. Родной язык»[1] * предназначена для учащихся 4 класса ЧОУ «Православная гимназия им К. Богородского».

Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, расширенная (на православный компонент). Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка, русского родного языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык». «Русский родной язык».

Программа «Русский язык. Родной язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Место предмета в учебном плане

Согласно учебного плана ЧОУ Православной классической гимназии им.сщмч. Константина Богородского  на изучение курса «Родной (русский) язык» отводится 4 часа в неделю, 136  часов в год. Продолжительность занятия 45 минут.

Реализация учебной программы обеспечивается учебником С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык. Учебник. –М.: Вентана -Граф, 2018 г.,  включённым в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

        В учебный предмет русский язык, русский родной язык введен материал, направленный формирование основ православного мировоззрения, что позволяет расширить общую культуру, привить навыки милосердия, сострадания, воспитывать духовно-нравственную личность.

1.2 Цели и задачи обучения русскому языку, родному языку*

Цель курса состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Задачи курса:

  • речевое развитие: овладение культурой родного языка; формирование основ устного общения;
  • формирование у детей типа правильной читательской деятельности: развитие техники чтения; умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения;
  • языковое развитие: ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии;
  • развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

Под блоком понимается объединение уроков, реализующих какую-то одну цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяют ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Но на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов. Работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.

2 Результаты изучения курса .

Планируемые результаты. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык. Родной язык».

Будут сформированы личностные результаты освоения  основной  программы по русскому языку,  родному языку:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования*;

 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию*;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Учащийся получит возможность формирования личностных результатов освоения основной  программы по русскому языку, родному языку:

  • способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций*;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.)

Будут сформированы метапредметные результаты освоения выпускниками основной  программы по русскому языку, родному языку:

 владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению.

Предметные результаты.

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России. о языке как основе национального самосознания .
  2. Понимание учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения*.
  3. Сформированность  позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.
  5. Формирования умения ориентироваться в целях, задач, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов*.
  6.  Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня  культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов.
  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирования умениями  использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  8. Освоение первоначальных научных представлений и системе и структуре русского языка; фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных единицах русского языка, их признаках и особенностях употребления в речи*.
  9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Учащийся 4 класса научится:

• различать, сравнивать, кратко характеризовать:

   - имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

        - слово, словосочетание и предложение;

• выделять, находить:

           - начальную форму глагола;

          - глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;

         - глаголы в формах 1, 2, 3-го лица;

• решать учебные и практические задачи:

       - определять спряжение глагола;

   - устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в  

      словосочетании и предложении;

          -  разбирать по членам простое двусоставное предложение;

     - использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места

       орфограммы в слове;

           -  подбирать примеры слов с определённой орфограммой;

     -  определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

      -  безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 80-100 слов1;

     -  проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические

        и пунктуационные ошибки;

• применять правила правописания:

      -   непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые

         программой);

        -  нес глаголами;

           -  мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

           -  мягкий знак в глаголах в сочетании -ться:

             -  безударные личные окончания глаголов.

Учащийся 4 класса получит возможность научиться:

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
  • определять вид глагола;
  • находить наречие и имя числительное в тексте;
  • применять правило правописания суффиксов глаголов -ива-/-ыва-,-ова-/-ева-;
  • применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
  • применять правило правописания букв а,она конце наречий;
  • применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
  • применять правило слитного и раздельного написания числительных;
  • применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
  • применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
  • письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).

3.Содержание курса

        В программе  «Русский язык» « Русский родной язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

Курс русского языка, русского родного языка в 4 классе  включает в себя следующие разделы:

Раздел 1  «Как устроен наш язык»  (54 часа) (основы лингвистических знаний)

1.1«Фонетика и графика» (3 часа)

Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.

Орфоэпия1

.*Основы русской орфоэпии Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в  словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

 1.2 «Состав слова (морфемика)»  (2 часа)        

Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.        

1.3 «Морфология» (30 часов)

Повторение основных признаков имени существительного и  имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч)

Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные фор        мы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения1-го и 2-го спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22 ч)

Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч)

Имя числительное: общее значение. (3 ч)

Раздел 2   «Синтаксис» (25 часов)

Синтаксический анализ простого предложения. (4 ч)

Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч)

Различение простых и сложных предложений. (5 ч)

Раздел 3 «Правописание» (62 часа) (формирование навыков грамотного письма)

Повторение правил правописания, изученных в 1-3 классах.

Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применением:

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой)1;
  • нес глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов:
  • мягкий знак в глаголах в сочетании -тъся;
  • безударные личные окончания глаголов:
  • суффиксы глаголов -ива-/-ыва-,-ова-/-ева-;
  • гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
  • буквы а,она конце наречий;
  • мягкий знак на конце наречий;
  • слитное и раздельное написание числительных;
  • мягкий знак в именах числительных;
  • запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

Раздел 4 «Развитие речи» (27 часов)

Устная речь

Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. *Русский язык- национальный язык русского народа. *Язык и речь.

Письменная речь

*Краткая история русского письма .

Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Тематическое планирование по предмету «Русский язык» «Русский родной язык»

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов или тем

Всего

часов

  1. 1

Повторение

12

  1. 2

 Предложение

7

  1. 3

Имя существительное

8

  1. 4

Имя прилагательное 

4

  1. 5

Личные местоимения

1

  1. 6

Глагол 

53

  1. 7

Наречие 

11

  1. 8

Имя числительное 

7

  1. 9

Словосочетания

15

  1. 10

Сложное предложение

16

  1. 11

Резервный  урок

2

Итого

136

В том числе:

контрольные работы

тесты

диктанты

списывание

изложение

самостоятельная работа

6

2

7

4

1

1

4.Календарно-тематическое планирование

Класс:   4

Количество часов:    

всего -   136 ; в неделю – 4

N п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Повторяем фонетику и словообразование.

1

Вспоминаем изученные орфограммы.

1

Повторение. Пишем письма.

1

 Повторяем признаки имени существительного. Словарный диктант

1

Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения.

1

Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения.

1

Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения.

1

Пишем письма. Словарный диктант

1

Морфологический разбор имени существительного.

1

Входной контроль. Диагностическая контрольная работа.

1

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

1

Списывание.

1

Повторяем признаки имени прилагательного.

1

Совершенствование речевых умений. Текст- рассуждение.*

1

Диктант по теме: «Повторение изученных орфограмм»

1

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных

1

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Типы текста. Язык и речь.

1

Буквы о-ё после шипящих и ц.

1

Проверочная работа (тест).  «Фонетика, грамматические признаки изученных частей речи»

1

Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

1

Повторяем местоимение. Словарный диктант

1

Орфограммы в приставках.

1

Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки.

1

Обучающее изложение

1

Разбор по членам предложения.

1

Синтаксический разбор предложения.

1

Знаки препинания при однородных членах предложения. Словарный диктант

1

Текст. Русский язык- национальный язык русского народа.

1

Глагол.

1

Самостоятельная работа «Текст; типы текста; план текста»

1

Глагол как часть речи.

1

Итоговая контрольная работа за 1 четверть

1

Правописание приставок в глаголах.

1

 Правописание частицы не с глаголами.

1

Диктант по теме «Повторение изученных орфограмм».

1

Обучающее изложение

1

Вид глагола.

1

Начальная форма глагола.

1

Личные формы глагола.

1

Лицо и число глагола.

1

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

1

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

1

Текст – описание.

1

Правописания  -ться и -тся в глаголах.

1

Отработка правописания   -ться и -тся в глаголах.

1

Диктант по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах,

 -тся и -ться в глаголах»

1

Спряжение глаголов.

1

Спряжение глаголов.

1

Правописание глаголов.

1

Текст. Краткая история русского письма .

1

Текущая контрольная работа по теме: «Глагол как часть речи»

1

Правописание  безударных окончаний глаголов.

1

Списывание.

1

Правописание безударных окончаний глаголов. Словарный диктант

1

Правописание  безударных окончаний глаголов 1-го спряжения.

1

Правописание безударных окончаний глаголов 2-го спряжения

1

Правописание безударных окончаний глаголов

1

Текст.

1

Правописание глаголов.

1

Правописание  личных окончаний глаголов.

1

Настоящее время глагола.

1

Итоговая контрольная работа по тексту администрации.

1

Правописание суффиксов глаголов.

1

Диктант по теме «Орфограммы, изученные за первое полугодие»

1

Прошедшее время.

1

Комплексная итоговая контрольная работа за 1 полугодие.

1

Правописание суффиксов глаголов.

1

Будущее время глагола.

1

Правописание суффиксов глаголов.

1

Изменение глаголов по временам. Словарный диктант.

1

Текущая контрольная работа. Время глагола.

1

Изложение с элементами сочинения.

1

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

1

Условное наклонение глагола.

1

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

1

Правописание глаголов. Словарный диктант.

1

Повелительное наклонение глагола.

1

Повелительное наклонение глагола.

1

Словообразование глаголов.

1

 Обучающее сочинение – повествование.*

1

Глагол в предложении.

1

Глагол в предложении.

1

Правописание глаголов.

1

Текст.

1

Обобщение по теме «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов»

1

Морфологический разбор глагола.

1

 Диктант по теме «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов

1

Наречие.

1

Наречие. Закрепление.

1

Как образуются наречия.

1

Правописание гласных на конце наречий.

1

Правописание гласных на конце наречий. Словарный диктант.

1

Морфологический разбор наречий.

1

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

1

Мягкий знак на конце наречий и прилагательных после шипящих.

1

Списывание. Гласные на конце наречий; мягкий знак на конце слов после шипящих.

1

Текст.

1

Имя числительное.

1

Имя числительное простое, сложное  и составное

1

Итоговая контрольная  работа (тест). Тема: глагол, наречие, имя числительное.

1

Текст.

1

Изменение имён числительных.

1

Слитное и раздельное написание числительных.

1

Диктант по теме «Окончание глаголов в прошедшем времени; суффиксы глаголов; безударные личные окончания глаголов».

1

Правописание мягкого знака в числительных.

1

Правописание числительных.

1

Повторяем правила правописания мягкого знака в словах.

1

Связь слов в предложении. Словосочетание.

1

Слово. Словосочетание. Предложение.

1

Текст.

1

Правописание слов в словосочетаниях.

1

 Связь слов в словосочетании. Согласование

1

Правописание слов в словосочетаниях.

1

Связь слов в словосочетании. Управление.

1

Связь слов в словосочетании. Примыкание.

1

Всероссийская проверочная работа.

Правописание слов в словосочетаниях.

1

Всероссийская проверочная работа.

Списывание.  Правописание слов в словосочетаниях.

1

Словосочетание в предложении.

1

Текущая контрольная работа. Тема: словосочетание, слово, предложение, связь слов в словосочетании.

1

Сложное предложение.

1

Как связаны части сложносочиненного предложения.

1

Знаки препинания в сложном предложении.

1

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

1

Текущий диктант «Правописание слов в словосочетаниях»

1

Как связаны части сложноподчинённого предложения.

1

Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения

1

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

1

Итоговая контрольная работа по тексту администрации.

Сложное предложение.

1

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

1

Итоговая контрольная работа. Тема: орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2–4 классах.

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

1

Итоговое изложение.

1


[1] * Предмет «Родной язык» изучается интегрировано с предметом «Русский язык»

 * Интегрировано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 часа физической культуры (Ритмика).

Данная программа дана в помощь учителям третьего часа физической культуры, на основе которой, можно интересно  и плодотворно проводить уроки в младших классах....

Рабочая программа дополнительного часа по русскому языку в 3-4 классах

Рабочая программа дополнительного часа по русскому языку в 3-4 классах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Физическая культура (предмет) Количество часов в неделю 3 Количество часов в год 99

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 1 класса разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 4 часа в неделю, 136 часов в год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом изменений прим...

Рабочая программа дополнительного часа по русскому языку 1 класс УМК "Планета знаний"

Дополнительный час выделен с цельюликвидации пробелов в знаниях и более глубокого изучения ключевых тем  основной программы...

Рабочая программа дополнительного часа русского языка

Рабочая программа дополнительного часа русского языка в 4 классе...

Рабочая программа дополнительного часа по английскому языку (1 класс)

Рабочая программа дополнительного часа по английскому языку (1 класс)...