Трудности написания окончаний глаголов настоящего, будущего времени и суффиксов глаголов на –ять в прошедшем времени.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Исаченко Татьяна Николаевна

Развитие умений писать глаголы  с изученной орфограммой, обосновывать правописание глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

ФРАГМЕНТ УРОКА

Тема урока: Трудности написания окончаний глаголов настоящего, будущего времени и суффиксов глаголов на –ять в прошедшем времени.

Цель: Развитие умений писать глаголы  с изученной орфограммой, обосновывать правописание глаголов.

Задачи:

  1. Развивающая задача: формировать умение самостоятельно формулировать тему и цели урока; развивать умение анализировать, умение обосновывать правильность написания глаголов с изученной орфограммой;
  2. Образовательная задача: видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать глаголы на –ять в настоящем или будущем времени и в суффиксах прошедшего, закреплять навыки написания орфограмм в суффиксах и окончаниях глаголов;
  3. Воспитывающая задача: воспитывать интерес к изучению русского  языка, умение слушать и слышать других, принимать иную точку зрения.

Умения:

Предметные:

•        составлять алгоритм проверки написания глаголов на –ять.

•        группировать слова по одной теме и находить «лишние»;

•        находить в словах изученные орфограммы;

•        уметь правильно подбирать орфографические правила к словам с изученными орфограммами;

•        определять у глаголов время и спряжение, выделять части слова.

Личностные:

Уметь проводить самооценку.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД

- понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить её;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале;

- оценивать результаты своей работы;

- адекватно воспринимать оценку учителя.

  • Познавательные УУД

- использовать знаково-символические средства, проводить сравнения;

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- самостоятельно создавать алгоритм деятельности, решать учебную задачу.

  • Коммуникативные УУД

- уметь взаимодействовать в группе;

- строить монологическое высказывание с достаточной полнотой и точностью, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владеть диалогической формой речи.

Оборудование: компьютер, электронная доска, маркеры, листы формата А4, сигнальные карточки, раздаточный материал, карточки для использования на доске, тетради, учебники.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Знакомство с критериями оценивания самостоятельной работы.

Эмоциональный настрой на урок.

Личностные УУД:

- Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, формирование способности к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

2. Постановка учебной задачи. Определение целей и темы урока.

- Посмотрите на доску. (На доске на карточках глаголы: ВЕЮТ, ДУЕТ, РЕЕТ, КАШЛЯЮТ, ЛАЯЛ). Что скажете?

- Есть ещё общий признак?

- Какой глагол «лишний»?

(Учитель убирает карточку с глаголом ДУЕТ).

- Теперь все глаголы на –ять, а один опять лишний. Какой?

(Учитель убирает остальные карточки, оставляет только глагол ЛАЯЛ и возвращает глагол ДУЕТ).

- Сегодня поработаем с этими глаголами.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Тема урока: «Трудности написания окончаний глаголов настоящего, будущего времени и суффиксов глаголов на –ять в прошедшем времени».

- Глаголы.

- (ответы детей).

- Глагол ДУЕТ не подходит, т.к. остальные глаголы на –ять.

- Глагол ЛАЯЛ, т.к. он в прошедшем времени.

- Тема урока «Окончания глаголов и написание суффиксов глаголов на –ять в прошедшем времени».

Регулятивные УУД:

- Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить её. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные УУД:

- Формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное; строить рассуждения для выражения собственной точки зрения.

Коммуникативные УУД:

- Строить понятные для партнёра высказывания, использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическое высказывание, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3.Актуализация опорных знаний. Повторение изученных орфографических правил.

- Запишите в тетради глаголы ДУЕТ, ЛАЯЛ.

- Есть ли в этих глаголах орфограммы?

- Обозначьте их зелёной точкой. В какой части слова находятся орфограммы?

- О чём нужно помнить, чтобы правильно написать орфограммы в этих глаголах?

Давайте составим алгоритм проверки написания глаголов.

(Опираясь на слова детей,  учитель на доске записывает алгоритм проверки написания окончания либо суффикса глаголов настоящего или будущего и прошедшего времени).

- Давайте оценим нашу устную работу. Покажите, ребята, сигнальную карточку оценивания своей работы соседу и мне.

(Дети работают в тетради).

(Ответы детей).

(Дети обозначают в тетради части слова и отвечают).

- Если это глагол прошедшего времени и орфограмма находится в суффиксе, то надо поставить глагол в начальную форму и посмотреть на суффикс. Значит, в глаголе ЛАЯЛ пишем букву Я, т.к. в н.ф. ЛАЯТЬ.

(Ответы детей).

(Дети поднимают сигнальные карточки).

Регулятивные УУД:

- Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Познавательные УУД:

- Использовать знаково-символические средства; проводить сравнение.

Коммуникативные УУД:

- Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; готовность слушать собеседника и вести диалог.

4.Закрепление изученного материала.

- Давайте выполним упражнение из учебника. Чтобы было легко проверять, пишите букву гласного в окончании или суффиксе зелёной ручкой и обязательно выделяйте часть слова, в которой находится данная орфограмма.

- А теперь давайте проверим тетради друг у друга. Если нашли ошибку, исправьте и объясните соседу, почему он не прав.

- У кого есть вопросы? Что не понятно?

- Покажите сигнальную карточку, на какую оценку вы выполнили упражнение.

- Почему были допущены ошибки?

- Давайте вернёмся к алгоритму, который у нас на доске. Требует ли он изменений?

- А теперь на листах, которые у вас на партах, составьте новый алгоритм правописания окончаний и суффиксов глаголов.

- Давайте посмотрим, чья группа успешно справилась с заданием.

- А теперь сделайте вывод.

- А теперь проверим, насколько вы усвоили материал.

(Дети выполняют упражнение из учебника).

(Дети проверяют тетради друг у друга).

(Вопросы детей).

(Дети показывают сигнальные карточки).

- Потому что надо сначала определить ВРЕМЯ глагола, чтобы знать, в окончании или в суффиксе находится орфограмма.

- Да. Надо добавить в алгоритм определение времени глагола.

(Дети работают в группах. Затем получившиеся алгоритмы помещаются на доску).

(Ответы детей).

- Надо обязательно определить время, чтобы узнать, орфограмма находится в окончании настоящего или будущего времени или в суффиксе прошедшего времени глагола. А дальше действовать по полученному алгоритму.

(Дети на карточках вставляют пропущенные буквы в глаголах).

(Самоконтроль по доске).

Регулятивные УУД:

- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, оценивать результаты своей работы, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД:

- Самостоятельно использовать алгоритм деятельности, решать учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

- Контролировать, корректировать действия партнёра, взаимодействовать в паре, задавать вопросы.

  1. Подведение итогов

- Какая была цель урока?

- Покажите сигнальными карточками, как вы оцениваете свои знания по данной теме к концу урока.

- Улучшилась ли ваша оценка?

- Совершенствовать свои навыки в правописании глаголов.

(Самооценка по критериям оценивания).

(Ответы детей).

Регулятивные УУД:

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать оценку учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени

Данный материал можно использовать в качестве теста, а также на этапах закрепления и повторения...

Презентация урока русского языка по еме "Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени "

Данная презентация по русскому языку 4 класс по еме "Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени" Урок освоение новых знаний....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".

Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....

Самоанализ урока: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".

Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....

Урок русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени»

Урок-закрепления правописания безударных личных окончаний глаголов в 4 классе....

урок русского языка в 4 классе . Тема" Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"

Данный урок формирует у учащихся умение правильно писать безударные окончания глаголов,развивает умение обосновывать правильность написания окончания....