Урок русского языка в 4 классе. Тема "Глагол"
картотека по русскому языку (4 класс)

Марчук Ольга Александровна

Данный материал содержит конспект урока, презентацию и самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc254 КБ
Файл urok_glagol.pptx300.95 КБ
Файл samoanaliz.docx13.91 КБ
Файл opornye.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

СЛОВО.   ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

РАЗБОР ГЛАГОЛА ПО СОСТАВУ

Урок 117 (141)

Тема: Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом

УУД

Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; поиск информации; адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль

Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные: 1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться о совместной деятельности, работать в парах, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку зрения, формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Тип урока: урок изучения нового.

Оборудование урока: класс, учебник, презентация, мультимедийный проектор;

Цели:

– развитие умения правильно выделять основы глаголов, «читать» графические схемы глагольных форм, устанавливать порядок разбора глагола по составу и мотивировать его логикой глагольных признаков;

– развития чувства языка на основе познания законов строения слов (форм глаголов) и понимания их внутреннего (структурного) содержания.(слайд)

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

Ι. Актуализация знаний.

                     

 Просмотр видеоролика «Первый полет Гагарина»(2 мин)

-Почему именно этот ролик я вам показала?

-Какое сегодня число?(12 апреля). В этом году исполняется 55 лет со дня первого полета человека в космос. В 1961 году русский космонавт Юрий Гагарин первым из землян "дотронулся" до Вселенной. 55 лет назад русский человек произнёс на весь мир: "Поехали!" Его улыбка тронула сердца миллионов, его смелость потрясла многих, его подвиг возвысил авторитет, всколыхнул интерес к стране. Люди захотели изучать историю, культуру России, а также русский язык. Этот язык стал общим для многих людей планеты. Русский язык стал первым языком космоса. 12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики.

Сказал «поехали» Гагарин,

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась!

-Как вы думаете, какая же эпоха началась? (эпоха развития космоса)

-Сегодня наш урок русского языка будет немного космическим.

-Выясним, какие качества космонавта есть у вас.

-Ну, тогда «поехали»!

– Откройте свою космическую тетрадь. Что нужно записать? «Число, Классная работа». Комментирует Настя Л.

Языковая разминка.

-Какое слово я зашифровала?   (на доске) КСМНВТ (космонавт) 

Космос – мир, вселенная, наутэс – плаватель

-Чтобы стать космонавтом, надо много знать, быть грамотным.

-Запишите слово. Какие орфограммы надо запомнить? (безуд.глас.О, парн.согл.В)

-Составьте предложение с этим словом.

- А вот какое предложение составила я (на доске)

К_см_навт   выход_т   в  косм_с   в   специал_н_м   скафандр_.

-Объясните пропущенные орфограммы. (1 ученик у доски Алтана)

-Какое это предложение? (простое)

-Почему? (состоит из 1-й грам.основы Космонавт выходит)

-Какое задание можно придумать к этому предложению?

( произвести синтаксический разбор)

-А что это значит? (обозначить члены предложения и части речи)

-Назовите глагол в этом предложении. (выходит) (у доски 1 ученик Наташа)

-Какие грамматические признаки его можете назвать?(II спр, наст.вр., ед.ч.,3 л.)

-Думаю, что вас можно будет взять в школу космонавтов!

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

Определите по схемам, к каким частям речи относятся слова: (слайд)

–Слов какой части речи здесь больше? (Глаголов.)

- «Озвучьте» эти схемы, т.е. приведите примеры слов. взлетела, стучат.

-Попробуйте разобрать этот глагол по составу. держаться    -Трудно?

– Какова будет тема нашего урока? (разбор глагола по составу)

- Сегодня мы познакомимся с алгоритмом.

– Какую цель поставим перед собой? (развивать умения правильно выделять морфемы глаголов)

-Какие морфемы знаете?  (корень, приставка, суффикс, окончание)

- Давайте составим план работы:(слайд)

- Поставим…..(проблемный вопрос)

- Вспомним….(все ,что знаем о глаголе)

- Узнаем, выясним….(как произвести разбор  глагола по составу).

- Ответим…..(на проблемный вопрос)

- Применим…(знания, полученные ранее).

- Оценим…(свою работу).

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему и цель урока, составляли план.)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

III. Открытие знаний.

  1. Наблюдение по учебнику.

-Продолжим дальше раскрывать свои качества. Космонавт должен хорошо ориентироваться в космосе, а будущие космонавты в новых знаниях. Найдите упражнение 292. Прочитайте задание.

Ученики выписывают глагол роняет. ( 1 ученик у доски Лена)

Образец рассуждения:

Глагол стоит в форме настоящего времени, 3-го л., ед.ч. На это указывает окончание -ет. Основа слова роня-.

Поставь глагол в неопределённую форму ронять. Выделяю суффикс неопределённой формы -ть. Он также не входит в основу. Затем глагольный суффикс -я-. Подберу однокоренные слова: урон, уронить. Корень -рон-.

– С чего мы начинали разбор глагола по составу? (С определения его формы,    окончания) (на доску опорные слова)

-Что затем находим? (основу)

-Когда выделили основу, что надо найти? (корень)

-Как вы это сделаете? (подобрав однокоренные слова)

-После этого надо выделить ….? (суффикс)

– Какие суффиксы глаголов вы знаете? (слайд) (-ТЬ,-ТИ, -ЧЬ, -А, -И, -Е,-У, -СЯ, -СЬ, -Л и др.)

-Какие из них образуют неопределённую форму глаголов? (-ть,-ти, -чь)

Возвратную форму?(-ся, -сь)

Форму прошедшего времени? (-л-)

-Еще какую часть слова не назвали? (приставку)

-Для чего служит?

- -Что у нас получилось? (алгоритм)

-Давайте сверим наш алгоритм с алгоритмом в учебнике.

2. Работа с памяткой и алгоритмом.

1.  Прочитайте памятку на с. 111 «Что нужно помнить, чтобы правильно разобрать глагол по составу». Покажите на схеме, какие суффиксы входят в основу слова, а какие не входят.

(слайд)

-суффикс -ся (сь) входит в основу глагола, так как вносит дополнительный оттенок значения в слово (себя, на себя, для себя, в своих интересах и т.п.).

2.  Прочитайте порядок разбора глагола по составу (с. 111).

– Так ли мы действовали, разбирая глагол роняет?

– Запишите ключевые слова каждого этапа разбора: (слайд)

1) Форма.

2) Не входят в основу (окончания).

3) Основа.

4) Корень.

5) Приставка, суффикс.

-Вы достаточно хорошо ориентируетесь в знаниях. Продолжим проверять ваши качества.

3. Работа в рабочей тетради.

– Выполните задание № 2, тема 10 в рабочей тетради.

– Назовите вариант выбранного ответа. (4)

– Какая подсказка является «ведущей»? (Суффикс -ся указывает на возвратный глагол.)

– На что указывает окончание? (3-е л., мн.ч.)

П А почему точно не названо время? (Если глагол отвечает на вопрос что делают?, то настоящее время, а если что сделают?, то будущее.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Физминутка

IV. Развитие умений.

- Я называю глагол, а вы выполняете действие: 
Встать, потянуться, распрямиться, присесть, подняться, улыбнуться, сесть.

- Как живешь? -     

 - Как идешь? – 

- А бежишь?    

- Ночью спишь?    

- Как берешь?

- А даешь?

- Как шалишь?

- А грозишь? (пальцем)

Упражнение в определении формы глагола на основе анализа его структуры (схемы).

  1. Упр. 293. ----------

  1. Работа в парах по заданию.

-Юрий Алексеевич в космос отправился сам, сейчас космонавты отправляются в космос по нескольку человек. Я предлагаю работу в парах. Давайте проверим, как помогает алгоритм в разборе глагола.

Разберите глагол по составу, используя алгоритм. Результаты представьте.(распечатать)

- вернуться______________________________

- взлететь________________________________

– полетит________________________________

- Проверка. ( слайд) 

- У вас есть дополнения?

( Все сделали правильно, значит алгоритм помог.

Если ошибки, значит надо разбирать строго по алгоритму)

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

- Пригодятся ли вам сегодняшние знания?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и группе.

V. Итог урока.

Задание № 3, тема 10 в рабочей тетради.

– В каком слове основа выделена правильно? (Ползти.) Обоснуйте свой выбор.

– Какая ошибка допущена в выделении основ других слов?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?      – В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?

-Оценки за урок получили ….(Наташа, Алтана, Лена, ….)

VI. Д/з

Упр. 166, «Дидактический материал».

-В заключение я хочу прочитать стихотворение Игоря Александровича Мазнина

Давайте будем беречь планету-

Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей Вселенной совсем одна.

Что будет делать без нас она?

-Ребята, я очень хочу, чтобы и сейчас, через 55 лет, в России совершались такие поступки, которые вновь и вновь вызывали бы интерес к России, к русскому языку. Думаю, что Ю. А. Гагарин даже не задумывался, на каком языке произнести первые слова на космической орбите. Он произнёс их на своём родном русском языке! Любите и берегите свой родной язык!

1 ГРУППА

Поставьте глаголы в скобках в форму настоящего или будущего времени, ед.числа, 1 лица. Употреби с глаголами необходимые местоимения.

Когда __(вырастать), ____(успеть) сделать больше, чем успели ____ родители. _____(ставить) перед собой задачи и (добиваться) их решения. Безвольный, ленивый человек ничего не сможет достигнуть. _____(увлекаться) многими вещами, но _____успешно (сочетать) увлечения с главным своим делом. Для ______это учение. И в любом своём занятии ____(стремиться) дойти до сути, не (плавать) по поверхности.

_____(искать) большую цель в жизни. (искать) уже сейчас, когда (учиться) в школе.

____не (бояться) трудностей, в борьбе с ними закаляется и крепнет характер и происходит рождение ЧЕЛОВЕК

2 ГРУППА

Поставьте глаголы в скобках в форму настоящего или будущего времени, ед.числа, 2 лица. Употреби с глаголами необходимые местоимения.

Когда __(вырастать), ____(успеть) сделать больше, чем успели _____ родители. _____(ставить) перед собой задачи и (добиваться) их решения. Безвольный, ленивый человек ничего не сможет достигнуть. _____(увлекаться) многими вещами, но _____успешно (сочетать) увлечения с главным своим делом. Для ______это учение. И в любом своём занятии ____(стремиться) дойти до сути, не (плавать) по поверхности.

_____(искать) большую цель в жизни. (искать) уже сейчас, когда (учиться) в школе.

____не (бояться) трудностей, в борьбе с ними закаляется и крепнет характер и происходит рождение ЧЕЛОВЕКА.

3 ГРУППА

Поставьте глаголы в скобках в форму настоящего или будущего времени, множ. числа, 2 лица. Употреби с глаголами необходимые местоимения.

Когда __(вырастать), ____(успеть) сделать больше, чем успели ____ родители. _____(ставить) перед собой задачи и (добиваться) их решения. Безвольный, ленивый человек ничего не сможет достигнуть. _____(увлекаться) многими вещами, но _____успешно (сочетать) увлечения с главным своим делом. Для ______это учение. И в любом своём занятии ____(стремиться) дойти до сути, не (плавать) по поверхности.

_____(искать) большую цель в жизни. (искать) уже сейчас, когда (учиться) в школе.

____не (бояться) трудностей, в борьбе с ними закаляется и крепнет характер и происходит рождение ЧЕЛОВЕКА

4 ГРУППА

Определи грамматические признаки выделенных глаголов.

Проверь пропущенные орфограммы.

Когда ты выраст__ш__ , ты успе__ш__ сделать больше, чем успели твои родители. Ты став_ш_ перед собой задачи и добива_ш_ся их решения. Безвольный, ленивый человек ничего не сможет достигнуть. Ты увлека_ш_ся многими вещами, но успешно сочетаешь увлечения с главным своим делом. Для тебя это учение. И в любом своём занятии надо стремит_ся дойти до сути, не плавать по поверхности.

Надо искать большую цель в жизни. Ищи уже сейчас, когда уч_ш_сяв школе.

( Не) бойся трудностей, в борьбе с ними закаля_т_ся и крепн_тхарактер и происход_т рождение ЧЕЛОВЕКА.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Яснеет- (что делает?) – глагол, н.ф. яснеть, 1 спр., в наст. вр.,  в 3 л., в ед.ч., сказуемое.

Белеют- (что делают?)- глагол, н.ф. белеть, 1 спр., в наст.вр., в 3л., во мн.ч., сказуемое

Зеленеют- (что делают?)- глагол, н.ф. зеленеть, 1 спр., в наст.вр., в 3л., во мн.ч., сказуемое

Протянулись- (что сделали) - глагол, н.ф. протянуть, 1 спр., в прошед.вр., во мн.ч., сказуемое

Клубятся- (что делают?)- глагол, н.ф. клубиться , 2 спр., в наст.вр., в 3л., во мн.ч., сказуемое

Поют- глагол, н.ф. петь, 1 спр., в наст.вр., в 3л., во мн.ч., сказуемое

Подул- (что сделал?)- н.ф. подуть, 1 спр., в прошед.вр., в ед.ч., в м.р., сказуемое

Всплывает- глагол, н.ф. всплывать, 1 спр., в наст.вр., в 3л., в ед.ч., сказуемое

Хлынет- глагол, н.ф. хлынуть, 1 спр., в буд.вр., в 3л., в ед.ч., сказуемое

Встрепенётся- (что сделает?)- глагол, н.ф. встрепенуться, 1 спр, в буд.вр., в 3 л., в ед.ч., сказуемое

  1. Упр. 294 выполняется на доске по заданию.  +

После выполнения упражнения ученики отвечают на вопросы (с. 112).

Для ответа на вопросы нужно помнить, что у каждой формы есть свои показатели формы (окончания, суффиксы -ть, -л, -ся/-сь), они сходные у всех глаголов этих форм. А лексическое значение глагола выражено в основе (прежде всего в корне и приставке), оно у каждого слова своё.

 © ООО «Баласс», 2015                                                                                                                                                                                                                                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка по УМК «Школа 2100» в 4 классе О.А.Марчук, учитель начальных классов МОКУ «Партизанская СОШ» с,Троицкое , 2016 Порядок разбора глагола по составу (морфемный разбор)

Слайд 3

Цель урока: развитие умения правильно выделять основы глаголов , « читать» графические схемы глагольных форм, устанавливать порядок разбора глагола по составу.

Слайд 4

План работы -Поставим -Вспомним -Узнаем, выясним -Ответим -Применим -Оценим п роблемный вопрос все, что знаем о глаголе как произвести разбор глагола по составу на проблемный вопрос з нания, полученные ранее свою работу

Слайд 5

Порядок разбора глагола 1. Выделить – ся , - сь 2. Определить, в какой форме стоит глагол 3. Выделить 4. Выделить Начальная форма Настоящее или будущее время Прошедшее время 1. – ть , - чь , - ти 1. личное 1. родовое или множественного числа 2. Глагольный ^ 2. Глагольный ^ 2. Л + глагольный ^ 3. 3. 3. Л

Слайд 6

Запомни! В основу не входят суффиксы: Н.ф. -ти -ть Н.ф. -чь Прош.вр. -л Учи ть ся, говори л , бере чь , пой ти , пе ть .

Слайд 7

читаю читать читал

Слайд 8

Взяла, досуг, понял, документ. Всероссийская проверочная работа В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово. Инопланетяне и марсиане живут не на Земле. Взял а , дос у г, п о нял, докум е нт. (на) Земле

Слайд 9

Задание1. - Выпишите из пословиц глаголы, укажите их лицо и число. Мир освещается солнцем, а человек – знанием. (3л., ед.ч ., возвр .) Шила в мешке не утаишь. (2л., ед.ч .) Двое одного не ждут. (3л., мн.ч .) Задание 2. – Выпишите сначала глаголы 1 спряжения, затем – глаголы 2 спряжения. Потушить, дышать, тянуть, встречать . 1 спр . Тянуть. встречать 2 спр . Потушить, дышать

Слайд 10

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Самоанализ  

урока русского язык по теме «Разбор глагола по составу» в 4 классе , разработанный и проведённый учителем начальных классов МОКУ «Партизанская СОШ»  Марчук  Ольгой Александровной.

1. При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 4 класса: средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, наличие в классе детей с инвалидностью,трудности с запоминанием материала

 2. В данной теме «Глагол»  урок предпоследний.  С предыдущими связан целью обучения, теоретическим материалом, графическими требованиями к выделению орфограмм и морфем. Урок опирается на знания, умения, полученные ранее.

Специфика урока в использовании парной работы и использовании здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие технологии.

Тип урока- введение нового материала.

3. На уроке решались следующие задачи:

образовательные- формировать умение разбора глагола по составу на  основе словообразовательного анализа, учить работе по алгоритму, с учебником,

развития- мышление, память,

воспитания- воспитывать умение работать в коллективе, стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка.

4. Выбранная структура урока ( организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, « добывание» знаний путём практических действий, обобщение, рефлексия) была рациональна для решения задач. Правильно было выбрано место для опроса учащихся, закрепления изученных вопросов, самостоятельной работы, работы по учебнику, дидактических игр. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.

5. Акцент делался на морфемном анализе глагола  путём разбора «словообразовательной цепочки».

6. Было выбрано такое сочетание методов обучения как наглядно-дедуктивные, наглядно- традуктивные и частично-поисковые.

7. Для закрепления материала использовались следующие формы работы:

 индивидуальная и групповая,

 работа в парах,

 самостоятельная работа

 самооценка и самоанализ

  рефлексия

 обобщение

  работа по учебнику

8. Контроль усвоения знаний организован с помощью опроса, самоконтроля по образцу и самооценки, экспресс- опроса.

9. Для проведения урока использовался учебный кабинет школы, технические средства обучения- компьютер и медиапроектор. Это было необходимо для создания увлекательной атмосферы учебной игры, диалога между ребятами и учителем.

10. Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (тематическая физминутка)

11. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным.

 12. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.

13. На случай непредвиденной ситуации на уроке были придуманы следующие ходы :

 если не хватит времени, будут сокращены по длительности упражнения,  если время останется, будут использованы дополнительные упражнения из «ВПР»;

 если ребёнок не захочет работать в группе, предусмотрена индивидуальная работа. (карточки)

14. Все поставленные задачи удалось реализовать.



Предварительный просмотр:

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМЫ
  2. ВЫДЕЛЕНИЕ ОКОНЧАНИЯ
  3. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВЫ
  4. НАХОЖДЕНИЕ  КОРНЯ
  5. ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛ. СУФФИКСОВ
  6. ВЫДЕЛЕНИЕ ПРИСТАВКИ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...