Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе «Синонимы в русском языке»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Куфаева Татьяна Сергеевна

Технологическая карта

внеурочного занятия

в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnoe.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

внеурочного занятия

в 3 классе

Тема занятия

«Синонимы в русском языке».

Задачи

Образовательные:

научить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд.

Развивающие:

развивать умение находить синонимы в тексте, развивать речь, обогащать словарный запас; способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.

Воспитательные:

воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.

Здоровьесберегающие:

Сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые

результаты

(предметные)

Учащиеся овладеют способами подбора синонимов к словам, различать синонимы в тексте.

Личностные результаты

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению ранее полученных знаний и способов действий; формирование культуры взаимоотношения полов.

Универсальные

учебные действия (метапредмет

ные)

Регулятивные УУД:

определение темы занятия, постановка целей, контроль и коррекция деятельности.

Коммуникативные УУД:

умение работать в группах, высказывать и обосновывать свою точку зрения, представлять результат своей деятельности.

Познавательные УУД:  

осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Компетенции

Языковая, лингвистическая, комуникативная.

Образователь

ные ресурсы

Презентация, карточки,

Ход занятия

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УДД каждого этапа

I этап.  Организационный момент.

Цель: положительный настрой учащихся на занятие.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Создает эмоционально – положительный  настой на урок  на занятие.

Улыбнемся солнышку,

Дадим друг другу руку-

Поднимем настроение

Себе и другу.

- Давайте подарим друг другу искорку хорошего настроения.

Дети становятся в круг, и через поочередное рукопожатие по цепочке передают искорку хорошего настроения друг другу. После того как искорка пройдет по кругу, ребята садятся на свои места.

Личностные УУД:

имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

II этап. Постановка учебной задачи. Определение темы и цели занятия.

Цель: мотивация обучающихся к изучению темы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Подводит к теме занятия.

Задаёт вопрос.

Объявляет тему и цели занятия.

Рассказ учителя

Страна лексикология – это большая страна, где живут слова. В этой стране много городов, по одному из них мы  сегодня  совершим путешествие.  

Как называется этот город, мы узнаем,  если ответим на вопрос.

- Как называются слова, которые звучат и пишутся по-разному, но близкие по значению?

(Синонимы)

Считается, что город Синонимов - самый красивый город! Правда ли это? Мы сегодня  узнаем об этом.

Тема нашего занятия: «Синонимы в русском языке».

Мы вспомним, что такое синонимы, научимся находить их в тексте.

Личностные УУД:

имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные УУД: 

принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные УУД:

оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем.

Познавательные УУД:

выделение главного в информации.

III этап. Закрепление знаний.

Цель: развивать умение находить синонимы в тексте, развивать речь, обогащать словарный запас; способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.

Слушают учителя.

Принимают участие в игре.

Принимают участие в игре: отвечают на вопросы.

Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ.

Рассказывает о синонимах.

Организует и проводит игру.

Знакомит с правилами игры.

Организует и проводит игру.

Задаёт вопросы.

1. Рассказ учителя.

В речи синонимы служат для разных целей.

Например, для того, чтобы не повторять несколько раз подряд одно и тоже слово:    

К зиме строительство должно быть закончено. Завершены будут и отделочные работы.

 

Или для тонкого разграничения оттенков смысла, для точного названия близких, но всё же различающихся свойств:

«Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в

бриллиантах дождя, и золотом сверкала река.» (М.Горький)

2. Игра  - соревнование.

Путешествие будет интересным.  Правда, вам немного придётся подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас герои мультфильмов на каждой станции.

Знакомство с правилами игры.

1. Разделитесь на 4 команды.

2. За каждое правильно выполненное задание команда получает букву.

3. Команда имеет право пользоваться кружками - помощниками двух цветов: красный кружок «Просим помощи!» и зелёный кружок «Мы готовы!»

1 станция «Угадай - ка»

Каждая команда получает задание.

Ваша задача - записать отгадку, подчеркнуть орфограмму в этом  словарном слове и подобрать синоним.

Загадка для 1 команды.                                         Загадка для 2 команды.

 Какой это мастер                                  Кто меня на плечи взял?

 На окна  нанёс                                     Кто меня с земли поднял?

 И листья и травы,                                      И сказал мне: «Молодец!»

 И заросли роз? (мороз)                            Разумеется … (отец)

Загадка для 3 команды                               Загадка для 4 команды                                                                                        

Пьёт бензин, как молоко,                           С хозяином дружит,

Может бегать далеко.                                 Дом сторожит,

Возит грузы и людей,                                Живёт под крылечком,

Ты знаком, конечно, с ней. (машина)      А хвост колечком. (собака)

Проверка. Каждая команда получает букву «С»

2 станция « Найди - ка»

Необходимо найти синонимы в стихах и подчеркнуть их.

1-я группа.                                                              3-я группа

Бураны, вьюги и метели,                          Без пути и без дороги              
Как много с ними канители,                    Ходит самый длинноногий.
Как много шума, толкотни,                     В тучах прячется, во мгле.
Как надоели мне они! –                            Только ноги на земле.
Так проворчал мороз угрюмый 
И речку в лед сковал без шума.

 2-я группа                                                                  4-я группа

Зябнет осинка                                           Вот по небу мчится конь,
Дрожит на ветру,                                     Из-под ног летит огонь.
Стынет на солнышке,                              Конь копытом бьёт могучим
Мерзнет в жару.                                       И  раскалывает тучи.

                                                                   Так он тяжело бежит                                                                              

                                                                   Что внизу земля дрожит

– Почему вы решили, что это синонимы? (является одной и той же частью речи).

– Какой частью речи являются данные синонимы?

Каждая команда получает букву «П»

3 станция «Распределяй-ка»

Подбери к фразеологизмам слова – синонимы.

Карточка для 1 команды.                          

                                                                   

Повесить нос

Мозолить глаза

Держать язык за зубами

молчать

загрустить

надоедать

Карточка для 2 команды.

Водить за нос

Витать в облаках

След простыл

скрылся

обманыватьмечтать

 

Карточка для 3 команды.

 

Не показывать носа

Зарубить на носу

Ходить на голове

шалить

не появляться

запомнить

Карточка для 4 команды.

Прибрать к рукам

Клевать носом

Сидеть сложа руки

бездельничать

присвоить

дремать

Каждая команда читает фразеологизмы и синонимы.

Получают букву «А»

Личностные УУД:

проявлять положительное отношение к занятию, осознавать его значение; развивать интерес к  материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме.

Познавательные УУД:

выделение главного в информации.

Коммуникативные УУД:

использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимную помощь, продолжать учиться работать в парах и группе

IV этап. Физкультминутка.

Цель: обеспечение активного отдыха организма.

Осуществляют профилактику утомления.

Ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке.

Выполнение движений под руководством учителя.

4 станция «Отдыхай - ка»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

Коммуникативные УУД

Формирование  умения слушать и слышать.

Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

V этап. Закрепление знаний.

Цель: развивать умение находить синонимы в тексте, развивать речь, обогащать словарный запас; способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.

Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ.

Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ.

Организует и проводит игру.

Организует и проводит игру.

5 станция  «Подумай– ка»

Сейчас мы узнаем, как вы умеете подбирать синонимы.

Раздаются карточки  каждой группе. Из слов – синонимов  в скобках выбери подходящие по смыслу.

Впиши  синонимы в предложения.

Мимо станции промчался       …        поезд.                                                  

(скорый, быстрый,  

торопливый)

Однажды со мной произошёл   …        случай        

(забавный, юмористический,

смешной)

В детстве мы любили играть в тени    …         дуба.      

(старого, старинного)

У мальчика  богатая         …                    

(фантазия, мечта)

Каждая группа называет по одному предложению.

Каждая команда получает букву «С»

7  станция «Словознай - ка»

К словам подбери синонимы из 4 букв. Слова записаны на доске.

Приятель  - …   (друг) 
Противник  - …   (враг)
Солдат   - …   (воин, боец)
Шагать   - …   (идти)
Родник   - …   (ключ)
Доктор  - …   (врач)

Команды получают букву «Б».

8  станция «Убирай - ка»

Игра «Найди лишнее»

Дана группа слов-синонимов, среди них есть то слово, которое не является близким по значению остальным. Это слово «лишнее». Найди его и подчеркни.

Вкусный, аппетитный, крепкий, лакомый.

Грустный, печальный, усердный, скучный, невесёлый.

Задира, забияка, драчун, шалун.

Грустный, старый, пожилой, престарелый.

Все команды получают букву «О».

Личностные УУД:

развивать интерес к  учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме.

Познавательные УУД:

осуществляют поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).

Коммуникативные УУД:

использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе

VII этап. Подведение итогов занятия.

Цель: подвести итог проделанной работе.

Высказывают свое мнение.

Подводит итог проделанной работе.

– Вот и подошло к концу путешествие по городу «Синонимы». Много было станций на нашем пути.

- Как называются слова, которые встречались нам на каждой станции? (Синонимы)

- Какие слова называют синонимами? (Близкие по значению)

А сейчас составьте из букв, которые лежат у вас на столе слово  и прочтите его.

«Спасибо» говорим всем за урок.

Коммуникативные УУД

Формирование  умения слушать и слышать.

Регулятивные УУД:

Оценивают свою работу на уроке.

VIII этап. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на занятии.

Объясняет задание.

Оцените свою работу на уроке.

Игра « Эстафета». Дети становятся в круг, передают друг другу игрушку и оценивают результаты своей деятельности: «Мне понравилось / не понравилось занятие, потому что …»

Регулятивные УУД:

фиксировать в диалоге с учителем в конце занятия удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Коммуникативные УУД:

умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».

Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...

Занятие кружка «К тайнам русского языка» (2 год обучения) по теме: "Пёстрое семейство синонимов".

Занятие  кружка  «К  тайнам  русского  языка».Тема:  Пёстрое  семейство  синонимов.1.Развивать  познавательный  интерес  к  изучению  р...

Синонимы в русском языке

презентация 3 класс...

Технологическая карта внеурочного занятия интеллектуальная игра по русскому языку

Форма работы: интеллектуальная играЦель: привить любовь к великому русскому языку.Планируемые результаты:•         повысят общую языковую культуру;•...

Технологическая карта внеурочного занятия по курсу "Секреты русского языка" 2 класс. "Путешествие с Алладином"

Разработка увлекательного занятия для второклассников при изучении темы "Предложение"...