Рабочая программа (8 вид, русский язык)
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Скажутина Елена Константиновна

Рабочая программа составлена для уч-ся с ОВЗ 8 вида, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

                                                               

                 

                                                                                                       

рабочая программана 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» для 4 класса разработана на основе «Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2008.

                                                           

Пояснительная записка.

       Рабочая программа по русскому языку разработана на основе учебной «Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2008.

     В 4 классе учащимся с ограниченными возможностями здоровья даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.  Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

    Обучение грамматике будет действенным при установлении связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.

    Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

    В 4 классе проводятся подготовительные практические грамматические упражнения в анализе звукового состава речи, графическом кодировании звуков, образовании слов с помощью некоторых словообразовательных элементов, формировании, составлении и употреблении простого предложения.

    Цель этого этапа:

  • расширить речевую базу учащихся и подготовить их к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом.

    Обучение письму и развитию речи  направлено на разрешение следующих основных задач:

  • сформировать у учащихся первоначальные языковые обобщения и познавательный интерес к языку;
  • совершенствовать произносительную сторону речи;
  • уточнять, расширять и активизировать словарный запас;
  • учить правильно строить и употреблять в речи простое предложение;
  • обучить некоторым правилам орфографии;
  • помочь овладевать связной устной речью и первоначальными навыками связной письменной речи.

    Программа 4 класса включает в себя разносторонние явления языка – фонетику («Звуки и буквы»), лексику («Слово»), синтаксис («Предложение»), раздел монологической речи («Связная письменная речь»).

Содержание обучения.

   

Повторение.

     Программа начинается разделом «Повторение». Главное в процессе повторения в начале учебного года – практическое использование полученных знаний и навыков в 3  классе (уточнение и систематизирование).

Звуки и буквы.

     Этот раздел в 4 классе находится в центре внимания. Фонетико-фонематические нарушения учащихся с ограниченными возможностями здоровья затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьёзное внимание уделяется звукобуквенному анализу.

     В 4 классе звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

     Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких.

     Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. Е. передающим основные звуки, а не их варианты. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путём сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

Слово.

     Этот раздел программы включает подготовительные грамматические упражнения. В процессе практических упражнений учащимися изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков. Эти темы носят пропедевтический характер, они подготавливают учащихся к прохождению в старших классах элементарной грамматики. В 4 классе даётся понятие о родственных словах, составляются гнёзда родственных слов, выделяется общая часть – корень.

Предложение.

      Этот раздел программы предполагает формирование умения выделять предложения из речи, из текста, а также практическое знакомство с построением простого предложения.

      Изучение предложения  имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни и общению.

      Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе подбора предложенных слов и составления предложений из слов. Упражнения в составлении предложений на тему, по рисунку, по опорным словам, распространение предложения по вопросам, по смыслу, восстановление нарушенного порядка слов в предложении должны помочь учащимся осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде.

      В 4 классе даётся понятие о главных и второстепенных членах предложения.

      Работа над предложением проводится в течение всего учебного года.

Связная речь.

      В 4 классе особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограничены.

      Учащиеся должны овладеть элементарными умениями составлять подписи под сериями рисунков, отвечать на 2 – 4 последовательно поставленных вопроса, работать с деформированным текстом. Эти упражнения рассматриваются как подготовительные, направленные на создание предпосылок развития умения высказываться в устной или письменной форме. Фактически эти упражнения включаются в разделы программы и непосредственно связаны с работой над предложением.

Графические навыки.

      В 4 классе у учащихся продолжают совершенствоваться графические навыки,  трудности  формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием моторики мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при списывании орфографических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Повторение в конце учебного года.

     Этим разделом заканчивается программа 4 класса. При повторении основное внимание уделяется наиболее сложным для усвоения темам. Следует учитывать, что при повторении должны проводиться упражнения на более сложном материале по сравнению с тем, который предлагался при изучении каждой темы, или должны быть видоизменены и усложнены задания к упражнениям.

      Программа составлена в соответствии с учебным планом.

Содержание программного учебного предмета.

Повторение.

     Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Звуки и буквы.

     Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.

     Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

     Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.

     Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путём изменения формы слова (вода – воды) или подбора по образцу родственных слов (вода – водный).

Слово.

     Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.

     Имена собственные. Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.

     Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.

     Разделительный ь.

     Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).

     Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарём, данным в учебнике.

Предложение.

     Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.

     Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.

     Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

     Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Связная письменная речь.

     Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.

     Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

     Изложение под руководством учителя небольшого текста (20 – 30 слов) по данным учителем вопросам.

     Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.

     Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.

     Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

Письмо и чистописание.

     Выработка навыка правильного и  аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.

     Чёткое и графически правильное письмо строчных и прописных букв.

     Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

     Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.

     Списывание предложений  и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.

     Выборочное списывание по указанию учителя.

     Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением изученных правил правописания.

     Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.

Устная речь.

     Правильное составление простых распространённых предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя).

     Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.

     Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.

     Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.

     Повторение пройденного.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

     Учащиеся должны уметь:

  • составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
  • анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
  • писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов).

     Учащиеся должны знать:

  • алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Содержание программы по разделам.

 

п/п

Название разделов программы.

  Количество

часов.

I.

Повторение. Предложение.

6 ч

1.

Алфавит.

2.

Мягкий знак на конце и в середине слова.

3.

Разделительный мягкий знак.

7 ч

4.

Гласные после шипящих.

5.

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

10 ч

6.

Ударные и безударные гласные.

7.

Правописание безударных гласных.

13 ч

8.

Непроверяемые безударные гласные.

1.

Названия предметов, действий и признаков.

16 ч

2.

Имена собственные.

4 ч

3.

Предлоги.

4.

Разделительный твёрдый знак.

3 ч

5.

Родственные слова.

9 ч

1.

Предложение.

10 ч

2.

Знаки препинания в конце предложения.

8 ч

3.

Главные и второстепенные слова в предложении.

11 ч

                                                                     

Всего

129ч

Организация текущего и промежуточного контроля знаний по письму и

развитию речи.

    Контрольные работы состоят из контрольного словарного диктанта, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (диктант и грамматический разбор). Основные виды контрольных работ в 4 классе –  диктанты и словарные диктанты.

    Примерный объём текстов контрольных работ в 4 классе – 30-35 слов.

Таблица контрольных работ по письму и развитию речи по четвертям и за год.

п/п

Вид работы.

I четв.

 II четв.

III четв.

IV четв.

За

год.

1.

Контрольный диктант.

3 ч

2 ч

2 ч

1 ч

8 ч

2.

Контрольный словарный диктант.

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

4 ч

                              Всего

4 ч

3 ч

3 ч

2 ч

12 ч

                                                                                       

Темы контрольных работ (диктантов, словарных диктантов) по письму и развитию речи.

 1. Контрольный диктант по теме «Мягкий знак на конце и в середине слова».  

 2. Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак».                                                      

 3. Контрольный диктант за I четверть.                                                                  

 4. Контрольный словарный диктант за I четверть.                                                  

 5. Контрольный диктант по теме «Правописание безударных гласных».      

 6. Контрольный диктант за I полугодие.                                                                                  

 7. Контрольный словарный диктант за II четверть.                                            

 8. Контрольный диктант по теме «Названия предметов, действий, признаков».

 9. Контрольный диктант за III четверть.                                  

10. Контрольный словарный диктант за III четверть.                

11. Контрольный диктант за год.                                                      

12. Контрольный словарный диктант за IV четверть.                

Контрольный диктант по теме «Мягкий знак на конце и в середине слова».

Осень.

     Наступила осень. День стал короче. Солнышко светит меньше. Дует холодный ветер. Трава стала желтеть. Только ель стоит зелёная. Полил сильный дождь. Кругом сырость. На дорогах слякоть. Надень тёплое пальто.  (30 слов)

    Задание: подчеркнуть сочетание согласного с мягким знаком на конце и в середине слова двумя чертами.

Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак».

Осенью.

     Осенью льёт дождь. Дорога покрылась грязью. Листья с деревьев давно опали. Птицы-певуньи улетели. Воробьи и вороны летят к жилью человека. Трудно им искать корм. Скоро наступит пора морозов и вьюг.    (32 слова)

Контрольный диктант за I четверть.

Осень.

     Стоит сырая погода. Весь день дует ветер. Часто льёт дождь. На дорожках грязь и лужи. По утрам бывают заморозки. С деревьев падают сухие листья. Только они нарушают тишину. Верхушки берёз уже голые. Скоро зима. (35 слов)

Контрольный словарный диктант за I четверть.

     Считать, решать, пример, пшеница, корабль, человек, деревня, здоровье, аптека, земляника, экскурсия, берег, обед, автобус, билет, ястреб, вдруг (17 слов).

         

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных гласных».

На горе.

     Вот большая гора. На горе много детей. С ними собака Булька. Она ловит снежинки. Ребята сели в санки. Не страшит детей трескучий мороз. Быстро несутся санки. Весело на горе ребятам.   (32 слова)

Контрольный диктант за I полугодие.

Зимой.

     Наступила зима. Выпал пушистый снег. В лесу большие сугробы. Снегом занесло лесные дорожки. На ветвях деревьев иней. Ребята устроили в саду кормушки. Сюда прилетают воробьи и снегири. Не страшен им мороз и сильный ветер.  (35 слов)

Контрольный словарный диктант за II четверть.

     Магазин, фабрика, иней, шофёр, завтрак, автомобиль, метро, трамвай, спасибо, трактор (10 слов).

Контрольный диктант по теме «Названия предметов, действий, признаков».

Синицы.

     Сегодня большой мороз. Вот синицы и летят к кормушкам. Они висят на окнах домов. Прилетела синица. Она осмотрела хлебную крошку, схватила пищу и улетела. Потом она прилетела с подружками. Птички начали клевать крошки и семена.  (36 слов)

Контрольный диктант за III четверть.

Весной.

     Пришла весна. Солнышко ярко светит. Распушилась верба. Берёза надела зелёный наряд. По дорожкам бегут шумные ручьи. По реке плывут льдины. Летят с юга птицы. Коля и Петя сделали домики для птиц. Они повесят их на берёзку.     (37 слов)

Контрольный словарный диктант за III четверть.

     Портрет, квартира, телефон, телевизор, огромный, Россия, фамилия, лестница, минута (9 слов).

     

Контрольный диктант за год.

Ёжик.

     Пришли Ваня и Петя в лес. В лесу тишина. Только тёплый ветерок шелестит листьями деревьев. Дети сели отдыхать у ручья. Мальчики искали сучья для костра. В кустах они нашли ёжика. Он зарылся в сухие листья. Ребята положили ёжика в шапку и унесли домой.  (44 слова)

Контрольный словарный диктант за IV четверть.

     Цыплёнок, малина, ягода, вагон, вокзал, русский, мешок, лягушка, ящерица, полотенце, театр, костюм (12 слов).

Список слов, правописание которых учащиеся должны усвоить.

     Автобус, автомобиль, аптека, берег, билет, вагон, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, земляника, иней, квартира, корабль, костюм, лестница, лягушка, магазин, малина, метро, мешок, минута, обед, огромный, полотенце, портрет, пример, пшеница, решать, Россия, русский, спасибо, считать, театр, телефон, телевизор, трактор, трамвай, фабрика, фамилия, цыплёнок, человек, шофёр, экскурсия, ягода, ястреб, ящерица (48 слов).

Календарно-тематическое планирование по русскому языку.

п/п

Содержание программного материала.

Часы.              

Дата.

Повторение.

   Словарь.

I.

Повторение. Предложение.

6 ч

1.

Предложение. Правописание предложений.

1 ч

3.09

границы предложения

2.

Дополнение предложений по вопросам с употреблением слов в косвенных падежах.

3 ч

4.09

5.09

6.09

различие в изменении окончаний слов

окончание

3.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

1 ч

10.09

анализ предложения по его словарному составу

считать

4.

Закрепление по теме «Повторение. Предложение». Составление связного рассказа «Лиса и журавль» (стр. 9, упр. 12).

1 ч

11.09

по разделу

пример

1.

Алфавит.

2 ч

а.

Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.

1 ч

12.09

правильное называние согласных букв

б.

Упражнения в расположении слов в алфавитном порядке.

1 ч

13.09

правописание словарных слов

пшеница

2.

Мягкий знак (ь) на конце слова

4

а.

Мягкий знак – показатель мягкости согласных на конце и в середине слова.

1 ч

16.09

сопоставление слов

б.

Изменение слов по образцу.

1 ч

18.09

распознавание мягких согласных

корабль

в.

Закрепление по теме «Мягкий знак на конце и в середине слова». Работа с деформированным текстом «Глупый ёжик» (стр. 29, упр. 16).

1 ч

19.09

по разделу

бугорок

исчезли

г.

Контрольный диктант по теме «Мягкий знак на конце и в середине слова».

20.09

3.

Разделительный мягкий знак.

7 ч

а.

Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

1 ч

24.09

сравнение слов по значению

б.

Изменение слов по образцу.

1 ч

25.09

изменение формы слова

деревня

в.

Дифференциация слов с разделительным ь знаком и ь – показателем мягкости согласных.

1 ч

26.09

наблюдение над словами с мягким знаком

здоровье

г.

Перенос слов с ь знаком.

1 ч

27.09

деление слов на слоги

аптека

д.

Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак».

1 ч

1.10

проверка знаний по теме

4.

Гласные после шипящих.

4 ч

а.

Правописание ЖИ-ШИ.

1 ч

2.10

твёрдые шипящие

земляника

б.

Правописание ЧА-ЩА.

1 ч

3.10

мягкие шипящие

в.

Правописание ЧУ-ЩУ.

1 ч

4.10

различие в словах мягких шипящих

экскурсия

г.

Закрепление по теме «Гласные после шипящих». Составление рассказа, опираясь на план и данные предложения «Мурзик» (стр. 51, упр. 17).

1 ч

8.10

составление и запись рассказа

ушки торчком

5.

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

10 ч

а.

Парные звонкие и глухие согласные.

1 ч

9.10

звукобуквенный анализ слов

б.

Правописание парных согласных на конце слова.

1 ч

10.10

сопоставление согласных

в.

Упражнения в письме слов со звонкими и глухими согласными на конце слова.

1 ч

11.10

дифференциация звуков

берег

г.

Правописание звонких и глухих согласных в середине слова.

1 ч

15.10

анализ звукового состава слова

д.

Упражнения в написании парных согласных в середине слова.

1 ч

16.10

звукобуквенные сопоставления

обед

е.

Дополнение предложений по картинкам.

1 ч

17.10

дифференциация звуков

автобус, билет

ё.

Упражнения в письме слов с парными согласными на конце и в середине слова.

1 ч

18.10

подбор проверочных слов

ястреб

вдруг

ж.

Контрольный диктант за I четверть.

1 ч

22.10

проверка знаний по изученному материалу

з.

Контрольный словарный диктант за I четверть. Закрепление по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова».

1 ч

23.10

правописание словарных слов

и.

Обобщение по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова».

1 ч

24.10

обобщение по теме

6.

Ударные и безударные гласные.

7 ч

а.

Ударение. Выделение ударной гласной в слове.

2 ч

25.10

5.11

определение слогов по количеству гласных

магазин

б.

Значение ударения.

2 ч

6.11

7.11

смысловое различение слов

в.

Дифференциация слов с ударными и безударными гласными.

2 ч

8.11

12.11

постановка ударений в словах

фабрика

г.

Сопоставление написания гласных в ударном и безударном положении.

1 ч

13.11

выделение ударных и безударных гласных

иней

7.

Правописание безударных гласных.

13 ч

а.

Правописание безударных гласных.

2 ч

14.11

15.11

ударные и безударные гласные

шофёр

б.

Способы подбора проверочных слов.

4 ч

19.11

20.11

21.11

22.11

подбор проверочных слов

завтрак

в.

Нахождение и объяснение орфограммы.

2 ч

26.11

27.11

по теме

г.

 

Закрепление по теме «Правописание безударных гласных». Составление рассказа по картинкам и вопросам «Кормушка» (стр. 96, упр. 36).

1 ч

28.11

снегири

синицы

д.

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных гласных».

1 ч

29.11

проверка знаний по теме

е.

Обобщение по теме «Правописание безударных гласных».

1 ч

3.12

обобщение по теме

8.

Непроверяемые безударные гласные.

8 ч

а.

Слова с непроверяемой безударной гласной.

2 ч

4.12

правописание словарных слов

автомобиль

метро

б.

Составление и запись ответов на вопросы. Озаглавливание текста «Ель и сосна» (стр. 110, упр. 29).

1 ч

5.12

составление предложений по картинкам и вопросам

трамвай

в.

Закрепление по теме «Непроверяемые безударные гласные».

1 ч

6.12

по разделу

спасибо

трактор

г.

Контрольный диктант за I полугодие. Работа над ошибками.

2 ч

10.12

11.12

проверка знаний по изученному материалу

е.

Составление рассказа об экскурсии в парк по вопросам. Запись ответов на вопросы (стр. 111, упр. 30)

1 ч

12.12

наблюдение за погодой

деревья

парк

ё.

Закрепление изученного материала во II четверти.

1 ч

13.12

проверка знаний по изученному материалу

1.

Названия предметов, действий и признаков.

16 ч

а.

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

1 ч

17.12

 распознавание названия предметов

б.

Слова, обозначающие названия предметов.

1 ч

18.12

слова, отвечающие на вопросы кто? что?

портрет

в.

Изменение слов-предметов по вопросам.

1 ч

19.12

постановка вопросов к словам-предметам

квартира

телефон

г.

Слова-предметы противоположные и близкие по значению.

1 ч

20.12

слова-антонимы и слова-синонимы

д.

Слова, обозначающие действия предметов.

1 ч

24.12

роль слов, обозначающих действия предметов

е.

Подбор слов, обозначающих названия действий предметов, противоположных и близких по значению.

1 ч

25.12

слова-антонимы и слова-синонимы

ё.

Различение слов-предметов и слов-действий в тексте по вопросам.

2 ч

26.12

27.12

постановка вопросов к словам

телевизор

ж.

Слова, обозначающие названия признаков предметов.

1 ч

30.12

роль признаков предметов в речи

з.

Подбор слов, обозначающих признаки к предметам.

2 ч

узнавание предмета по его признакам

огромный

и.

Различение основных категорий слов в тексте по вопросам, правильное их употребление.

2 ч

нахождение в тексте основных категорий слов

й.

Закрепление по теме «Названия предметов, действий, признаков». Описание животных и птиц по вопросам.

1 ч

по разделу

к.

Контрольный диктант по теме «Названия предметов, действий, признаков».

1 ч

проверка знаний по теме

л.

Обобщение по теме «Названия предметов, действий, признаков».

1 ч

обобщение по теме

2.

Имена собственные.

4 ч

а.

Имена собственные.

1 ч

имена собственные и нарицательные

б.

Большая буква в названиях рек, гор, морей.

2 ч

дифференциация имён собственных и нарицательных

Россия

в.

Правописание имён собственных.

1 ч

проверка знаний по теме

фамилия

3.

Предлог

а.

Предлоги. Раздельное написание предлогов со словами.

1 ч

роль предлога в речи

лестница

б.

Работа с деформированным предложением. Описание лошади по вопросам и картинке.

1 ч

части тела лошади

грива

шерсть

в.

Предлоги до, без, под, над, около, перед.

1 ч

противоположные предлоги

г.

Упражнения в письме предлогов со словами.

2 ч

подбор предложений к схемам

минута

д.

Закрепление по теме «Предлоги».

1 ч

проверка знаний по теме

е.

Обобщение по теме «Предлоги».

1 ч

по разделу

4.

Разделительный твёрдый знак.

3 ч

а.

Разделительный ъ.

1 ч

значение разделительного ъ при письме

б.

Упражнения в написании слов с разделительным ъ.

2 ч

слова-синонимы и слова-антонимы

5.

Родственные слова.

 9 ч

а.

Понятия «родственные слова», «корень».

1 ч

общая примета родственных слов

б.

Подбор родственных слов.

2 ч

правописание безударных гласных путём изменения формы слова

в.

Правописание корня в родственных словах.

2 ч

подбор родственных слов по образцу

г.

Составление рассказа по сюжетным картинкам и опорным словам (стр. 173, упр. 14).

1 ч

выделение корня родственных слов

грачата

д.

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне.

1 ч

проверка слов со звонкими и глухими согласными

е.

Правописание слов с непроверяемой гласной в корне. Составление рассказа, используя начало и опорные слова (стр. 180, упр. 31).

1 ч

правописание словарных слов

починили

укрепили

ё.

Контрольный диктант за III четверть.

1 ч

проверка знаний по изученному материалу

ж.

Контрольный словарный диктант за III четверть. Закрепление изученного в III четверти.

1 ч

правописание изученных словарных слов

1.

Предложение.

10 ч

а.

Членение речи, текста на предложения.

1 ч

текст и предложение в речи

цыплёнок

б.

Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.

2 ч

слова-предметы и слова-действия

малина

в.

Упражнения в составлении предложений.

1 ч

границы предложения

ягода

г.

Распространение предложений. Составление предложений по иллюстрациям на тему.

1 ч

основные функции предложений

а.

Распространение предложений. Составление предложений по иллюстрациям на тему.

1 ч

основные функции предложений

б.

Порядок слов в предложении.

2 ч

взаимосвязь слов в предложении

вагон, вокзал

в.

Установление связи между словами в предложении (по смыслу, по вопросам).

2 ч

изменение слов в предложении по вопросам и по смыслу

русский

мешок

2.

Знаки препинания в конце предложения.

8 ч

а.

Повествовательные и вопросительные предложения.

2 ч

интонация законченности предложения

лягушка

б.

Восклицательные предложения.

2 ч

выразительное чтение предложений

в.

Постановка знаков препинания в конце предложения.

2 ч

основные функции предложений в речи

ящерица

полотенце

г.

Закрепление по теме «Знаки препинания в конце предложения».

1 ч

проверка знаний по теме

д.

Обобщение по теме «Знаки препинания в конце предложения».

1 ч

по разделу

3.

Главные и второстепенные слова в предложении.

11 ч

а.

Сказуемое. Постановка вопросов к сказуемым.

2 ч

слова-действия

сказуемое

б.

Подлежащее. Нахождение подлежащего в предложении.

2 ч

слова, обозначающие предметы

подлежащее

в.

Упражнения в нахождении подлежащего и сказуемого в предложении.

3 ч

постановка вопросов к подлежащим и сказуемым

г.

Второстепенные слова в предложении.

3 ч

смысловая связь слов в предложении

театр, костюм

д.

Закрепление по теме «Главные и второстепенные слова в предложении».

1 ч

по разделу

8.

Безударные гласные, непроверяемые ударением.

1 ч

безударные гласные

9.

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

2 ч

подбор проверочных слов

10.

Деление текста на предложения.

1 ч

границы предложения

11.

Постановка знаков препинания в конце предложений.

1 ч

основные функции предложений в речи

Список  учебно-наглядных пособий:

 1. Алфавит.

 2. Диафильмы.

 3. Карточки со словарными словами.

 4. Конверты с индивидуальными заданиями.

 5. Настенные таблицы.

 6. Натуральные предметы.

 7. Предметные и сюжетные картинки.

 8. Раздаточный дидактический материал.

 9. Слова-ассоциации к словарным словам.

10. Слоговые таблицы.

11. Условно-графическая запись предложений.

12. Учебник.

Список диафильмов, используемых на уроках письма и развития речи:

1. Весёлые ошибки (дифференциация согласных).

2. Горькая вода (название предметов, признаки предметов, действия предметов; составление предложений).

3. Зима (название предметов, составление предложений).

4. Имя существительное.

5. Правописание мягкого знака после мягких согласных.

6. Синонимы и антонимы.

7. Части речи.

Список учебно-методической литературы:

для учащихся:

1. Аксёнова А.К. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова. – М.: Просвещение, 2017.

2. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши (рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) в 2-х частях.- М.: Просвещение, 2016.

3. Козырева О.А., Кутакова К.А. Читай! Размышляй! Пиши!: карт.-задания по русскому языку, чтению и развитию речи. 1,2,3,4 кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2005.

Для учителя:

1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб. Пособие для студентов дефектол. Фак. Пед. Институтов. – М.: Просвещение, 1994.

2. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Сборник диктантов для вспомогательной школы: 1-4-е классы. – М.: Просвещение, 1980.

3. Волина В.В. Весёлая грамматика. Орфография: Звонкие и глухие, двойные и непроизносимые согласные. –              М.: Дрофа, 2002.

4. Волина В.В. Весёлая грамматика. Орфография: Шипящие согласные и безударные (непроверяемые) гласные.–              М.: Дрофа, 2002.

5. Волина В.В. Весёлая грамматика. Имя прилагательное. – М.: Дрофа,2002.

6. Волина В.В. Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.

7.  Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1965.

8. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.

9. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2008.

10. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку  для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана  на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...

Разработка рабочей программы к урокам русского языка с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.

Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" для 2 класса....

Рабочая программа по курсу русский язык "Мой могучий русский язык"

Рабочая программа по курсу русский язык  "Мой могучий русский язык"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...