Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Родное слово" 4-Ж класс Год разработки 2016 год
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Удовенко Лидия Ивановна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родное слово" составлена в соответствии с ФГОС ООН и на основе авторской программы6В.П.Канакина, В.Г. Горецкий для 4 классов общеобразовательных учреждений, которая входит в состав общеобразовательной программы "Школа России". Цель программы: Расширение и углубление знаний по русскому языку, развитие речи и творческих способностей младших школьников. Программа кружка расчитана для детей 4 класса.Срок реализации данной программы 1 год.Кружок проводится 2 раза в неделю. Всего 68 часов. Содержание кружка отвечает требованиям к к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу "Русский язык", не требует от учащихся дополнительных знаний. Отбор материала к занятиям ориентирован на связь с программным материалом по русскому язык. В процессе занятий формируются общеучебные умения и навыки, развивается познавательный интерес к изучению русского языка. Программа кружка "Родное слово" помогает учащимся успешно осваивать дополнительный учебный материал по этому предмету, расширять их кругозор, добиаться высоких результатов в учебной и внеучебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rodnoe_slovo_udovenko_l.i.docx45.36 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

 на заседании МО

протокол № 1

от «  30  » августа 2016__

Согласовано

 на НМС

протокол № 1

от « 31  » августа 2016___

Утверждено

директором

приказ № 387

от «31 » августа 2016__

МБОУ «Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»

Рабочая программа

внеурочной деятельности

кружок «Родное слово»

4 Ж класс

(класс, уровень)

.

Год разработки    2016

Срок реализации программы 2016 – 2017 учебный год

Программу составил (а)  Удовенко Лидия  Ивановна

    (Ф.И.О. учителя)

Аннотация к программе внеурочной деятельности

 «Родное слово»

           Рабочая программа кружка составлена в соответствии с ФГОС ООН и на основе авторской программы: В.П.Канакина,  В.Г.Горецкий  для 4 классов общеобразовательных учреждений, которая входит в состав общеобразовательной программы «Школа России»

       Направление программы - общеинтеллектуальное развитие личности.

Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

 Цель программы:

Расширение и углубление знаний по русскому языку, развитие речи и творческих способностей младших школьников.

 

Задачи:

  1. Развитие интереса к русскому языку как учебному предмету.
  2. Расширение и углубление программного материала.
  3. Воспитание любви к великому русскому языку.
  4. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью.
  5. Совершенствование общего языкового развития младших школьников.

Программа кружка «Родное слово» рассчитана для  детей 4 класса. Срок реализации данной программы 1 год. Кружок проводится 2 раза в неделю. Всего 68 часов. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной  деятельности: соответствует курсу «Русский язык», не требует от учащихся  дополнительных знаний.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  По условиям введения нового стандарта  (ФГОС) особую важность приобретает раздел  «внеурочная деятельность». Организация занятий по направлениям становится  частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность по русскому языку является важнейшей составной частью работы по углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогая ученикам лучше усваивать программный материал, а также знакомиться со многими интересными вопросами грамматики, выходящими за рамки школьной программы.

Русский язык – сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.

          Кружок  “Родное слово ” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников. 

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с ФГОС ООН и на основе авторской программы: В.П.Канакина,  В.Г.Горецкий  для 4 классов общеобразовательных учреждений, которая входит в состав общеобразовательной программы «Школа России»

Цель программы:

Расширение и углубление знаний по русскому языку, развитие речи и творческих способностей младших школьников.

 

Задачи:

  1. Развитие интереса к русскому языку как учебному предмету.
  2. Расширение и углубление программного материала.
  3. Воспитание любви к великому русскому языку.
  4. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью.
  5. Совершенствование общего языкового развития младших школьников.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся;
  • преемственность.

Общая характеристика кружка «Родное слово»

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “ Родному слову”.

 Отбор материала к занятиям ориентирован  на связь с программным материалом по русскому языку.

В процессе занятий формируются общеучебные умения и навыки, развивается познавательный интерес к изучению русского языка.

         Программа данного кружка позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к    “Родному слову ” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “ Родного слова”  обращено  на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

         Кроме того, кружок “ Родное слово ” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “ Родного слова ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

         Программа  кружка «Родное слово» помогает учащимся успешно осваивать дополнительный учебный материал по этому предмету, расширять их кругозор, добиваться высоких результатов в учебной и внеучебной деятельности.

Место кружка в учебном плане.

Программа кружка «Родное слово» рассчитана для  детей 4 класса. Срок реализации данной программы 1 год. Кружок проводится 2 раза в неделю. Всего 68 часов. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной  деятельности: соответствует курсу «Русский язык», не требует от учащихся  дополнительных знаний.

 

 Форма организации занятий.

Групповые: с наполняемостью до 15 человек. В состав группы входят учащиеся одного класса. Группа постоянна, дети обучаются в течение 1 года по 2 часа в неделю, продолжительность 40 минут.

 Формы занятий: игры,  беседы, соревнования, конкурсы, викторины, КВН.

Планируемые результаты

  • усвоить основные базовые знания по русскому языку; его ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • уметь самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • уметь составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • уметь работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему) ;
  • пользоваться словарями, справочниками;

Способы  выявления промежуточных и конечных результатов.

     1.Участие в олимпиаде по русскому языку, в интеллектуальных играх, творческих конкурсах.

     2.Тестирование.

     3.Конкурсы заметок.

    4. Участие в проектах.

Календарно тематическое планирование кружка  

«Родное слово» в  4 классе

№ урока

Тема урока

Содержание

Дата проведения

1

1. Речь. Устная и письменная речь. Дыхание в речи. Выразительность речи.

  1. Лето прошло

Устная и письменная речь. Выразительность речи.

7.09

2

      1.Письменная речь

2. «  Ярко солнце светит, в воздухе тепло»

(Воспоминание о лете)

Рассказы детей о наблюдениях в природе летом, сочинение на тему «Интересное событие летом».

8.09

3

  1. Слово и его значение. Деление текста  на предложения.
  2. В здоровом теле - здоровый дух

Отгадывание загадок, выделение  основных признаков предметов, описание овоща. Сочинение-сказка про овощи «Спор овощей»

14.09

4

  1. Опорные слова в тексте.
  2. В тридевятом  царстве…

Деление текста на предложения .Лексическое значение слова

15.09

5

  1. Конструирование  образных выражений при составлении и редактировании текста.
  2. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора!

Экскурсия на природу «Краски осеннего леса», сочинение по наблюдениям

21.09

6

  1. Определение лексического значения слова по словарю, контексту, на основе словообразования.

            Улетают с песней недопетой…

Изложение по готовому плану «Путешественница»

22.09

7

       1.Опорные слова в тексте.

       2.  Как звери к зиме готовятся?

Сочинение по вопросам и опорным словам

28.09

8

 1.Порядок слов в предложении.     Редактирование текста. Олицетворение.

      2. Осенью семь погод на дворе

Сочинение- описание «Хмурый день» с использованием  выразительных средств художественной литературы

5.10

9

1.Порядок слов в предложении. Точность речи. Антонимы.

2. Осенняя пора! Очей очарование…

Самостоятельное описание ясного осеннего дня по аналогии (антонимы)

6.10

10

  1. Текст. Изложение с языковым разбором текста
  2. Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла - и пропала.

Изложение «Снежинка»

Наблюдение за снежинками

12.10

11

  1. Типы текстов: рассуждение, описание, повествование
  2. Первый легкий снежок веселит и бодрит.

Сочинение по картине «Чудесный денек» (Игры детей на воздухе)

13.10

12.

  1. Тема и основная мысль текста.
  2. Сказки из портфеля.

Знакомство с этимологическим словарем. Составление сказки об учебных вещах

19.10

13

       1. Культура общения.

       2.Дерево держится корнями, а человек –  

          друзьями.                                          

Культура общения. Правила поведения в школе

20.10

14

       1.Редактирование текста

       2. Взбесилась ведьма злая…

Наблюдение за пургой. Толкование слов: буря, метель, вьюга. Редактирование текста

26.10

15

       1. Изобразительные средства языка. Олицетворение.

       2. Зима не лето, а в шубу одета.

Составление сказки о Морозе (олицетворение)

27.10

16

       1.Составление рассказа по заданной теме

       2. Пробуждение дня

Обмен впечатлениями о встрече солнца.

9.11

17

      1.Сжатое изложение.

      2.  Про братьев наших меньших

Сжатое изложение. Как относиться к животным?

10.11

18

      1. Выразительные средства языка.

      2. Темный лес, что шапкой принакрылся  чудной…

Работа над выразительными средствами языка при описании зимнего леса. Сочинение «Зимой в лесу»

16.11

19

      1. Опорные слова в тексте

      2. Мы любим дни морозные.

Составление рассказа по

опорным словам

17.11

20

      1. Лексическое значение слова

      2. Народный календарь.

Работа над звуковым и лексическим значением слова

23.11

21

      1. Связь между предложениями в тексте

      2. Третий месяц у ворот-это к солнцу поворот

Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану.

24.11

22

       1. Творческое редактирование текста

       2. Мы дарим вам подснежники…

Слово о маме

30.11

23

       1. Сочинение сказки

       2.  С книгой жить -век не тужить

Беседа о бережном отношении к книге.

Составить обращение книги к ребятам

1.12

24

       1. Диалог.

       2. Учение с увлечением

Составить сказку «О чем шепчут книги?»

Составить диалог двух книг.

7.12

25

      1.Крылатые выражения.

      2. Страна- вообразилия - чудесная страна

Развитие воображения детей. Составление рассказа

«Если б я был волшебником»

8.12

26.

    1. Многозначные слова.

    2.Слезы зимы

Беседа о признаках весны.

Составление сказки о сосульке

14.12

27

    1. Фонетические загадки

    2. Игры со словами

Игра с буквами

15.12

28

    1. Цитатный план

    2. Весна в окно стучится…

Приметы весны. Признаки пробуждения природы. Работа с художественными

произведениями. Цитатный план.

21.12

29

     1. Сочинение- описание

     2. Пробуждение весны

Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

22.12

30

    1. Лексическое значение слова

    2. Весна, весна! Здесь в каждом звуке…

Народный календарь Югорского края

28.12

31

    1. Работа с текстом. Изобразительные средства языка

    2. Звуки весны

Загадки природы

29.12

32

  1. Типы текста.
  2. Редактирование текста

Узнай больше о растениях и животных

33

1Справочники.

2. Дополнительная литература

   

 Работа с энциклопедическим словарем.

34

1Справочники.

2. Дополнительная литература

Работа с энциклопедическим словарем.

35

Выразительное чтение. Интонация.

Родина большая и малая.

Понятие интонации: паузы, сила голоса, ударение, темп, тембр, мелодика речи

36

Дикция. Скороговорки.

Дом, в котором я живу

Сочинение скороговорок.

37.

Слово и его значение. Работа с толковыми словарями.

Моя родословная.  Откуда мы родом?

Знакомство с разными видами словарей, справочников

38.

Прямое и переносное значения слова.

Мой город.

Многозначность слов, понятие  о прямом и переносном значении на примере художественных произведений. Мини-сочинение с использованием новых понятий

39.

Изобразительные средства языка. Явное и скрытое сравнение.

Природа и мы. Лесная прогулка.

Народный календарь Югорского края

Рассказы, наблюдения детей после экскурсии. Обмен впечатлениями.

40.

Сочинение загадок.

Мои друзья- животные.

Наблюдение за тем, что такое загадка. Описание предмета с помощью изобразительных средств языка. Самостоятельное составление загадок о животных

41.

Культура общения. Слова благодарности.

Правила хорошего тона

Правила поведения в магазине, в гостях

42

Изложение с языковым разбором текста

Наш край.

Изложение повествовательного характера с элементами описания по коллективно составленному плану

43

Редактирование описательного текста

Распространить текст, используя изобразительные средства языка.

44

Сочинение- описание по готовому плану

Вот неслышно и зима приходит…

Продолжить рассказ по плану. «Проснулся  утром, подбежал к окну и ахнул….»

45

Связь между предложениями в тексте. Повторы в тексте. Пути их устранения.

Семья = 7 Я

Редактирование текста. Деформированный текст

46

Работа над выразительными средствами языка (эпитеты, олицетворение).

Портрет родного человека

Сочинение сказки

47

Типы текста: рассуждение – обьяснение.

Школа и твои одноклассники

Произведения Е. Чарушина, Н. Сладкова. Почемучки. Сочинение текста « Почему надо быть внимательным на уроках»

48

Типы текста: рассуждение- доказательство

Руки бабушки

Произведения В. Бианки

Мини-сочинение о бабушке

49

Сравнительное описание

Новый год спешит в наш дом

Работа по плану:

1.Основная мысль

2. Сходства

3. Различия

4. Вывод

50

Деформированный текст

Мороз и солнце… День чудесный.

Народный календарь Югорского края

Редактирование текста

51

Стилистика текста. Деловой и художественный текст.

Культура общения. Поведение в школе.

Беседа об отношении к окружающим. Составить правила взаимопонимания между людьми

52

Тема текста. Заглавие. Основная мысль.

Учусь рассуждать. Найду ответ в книге.

Составить текст по теме

 « Солнышко согрело лес и землю»

53

Структура текста. Понятие о микротеме.

Тема широкая и узкая (микротемы), смысловые части текста

54

Изложение по коллективно составленному плану.

Служить - значит защищать

1.Структурный анализ текста

2.Языковой анализ текста

3.Опорные слова

4. План

5.Редактирование

56

План текста. Виды планов.

Мои мечты

Сочинение « Мои мечты»

57

Картинный и мимический план

Взбесилась ведьма злая и ,снегу захватя,

Пустила, убегая, в прекрасное дитя

Составление картинного и мимического плана

58

Цитатный план.

Народный календарь Югорского края

Умение составлять цитатный план

Лексическое значение слов

59

Сочинение по серии картинок

Улыбки родных людей

Рассматривание и описание сюжетных картинок и составление плана

Самостоятельная работа

60

Стихотворный текст

Слово о маме мы говорим

Особенности стихотворения:

1. Рифма

2. Выражение чувств

3.Краткость, точность

Сочинение стихотворения

61

Сочинение считалок, потешек.

Заглянем в истоки литературы

Художественные особенности считалок:

1. Маленькие веселые рассказы в стихах

2. Звукоподражание

62

Сочинение загадок

Книга - твой друг и помощник

Особенности: прямое и  переносное значение слова, краткость, рифма

Сочинение загадок

63

Диалог.

Как давать советы.

Реплика диалога. Умение выделять диалог в тексте. Выразительное чтение диалога.

Умение составлять диалог по аналогии с данным.

64

Редактирование сочинений. Речевые ошибки.

Порадуйся! Весна пришла.

Учить оценивать качество творческой работы, отыскивая речевые ошибки и недочеты, исправляя их.

65

Сочинение- повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных картинок.

День Победы - праздник радости и скорби.

Сочинение-рассуждение

66

Текст- повествование

Цена хлеба

Понятия: завязка, развитие действия, развязка

Самостоятельное составление плана

Сочинение « Каков вкус хлеба»

67

Сочинение- повествование по началу текста.

Звенит звонок.

Самостоятельное сочинение

« Школьный год позади»

68

Итоговое занятие

Народный календарь

Работа с дополнительной литературой по краеведению

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Граник Г.Г.,. Бондаренко С.М, Концевая Л.А. Секреты орфографии. Москва. Просвещение. 1991.

2.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все предметы начальной школы в викторинах. 1-4 классы. Москва. АСТ. 2003

3.Тикунова Л.И. Новикова Ю.В. Юным умникам и умницам. Русский язык. 2-4 класс. Москва. РОСТ, 2003 г.

4.Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с третьеклассниками.

Ярославль.2006 г.

5.Н.Г.Белицкая, А.О.Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. Москва: Айрис – пресс,2006.

6.Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. Конкурс грамотеев. Москва. Просвещение. 1996 г.

7.Т.А. Ладыженская. Речевые секреты. Москва. Просвещение. 1992 г.

8.В.В. Волина. Занимательное азбуковедение. Москва. Просвещение. 1991 г.

9.Г.Т. Дьячкова. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы. Волгоград. 2006 г.

10.П. С. Тоцкий Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

11. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.

12. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности ИИКТ по ФГОС 4 класс ("Информатика вокруг нас") на 2015-2016 уч.г.

Рабочая программа для курса внеурочной деятельности 4 класс - "Информатика вокруг нас"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность", 4 класс 2016-2017 учебный год

Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру, а т...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя школа", 4 класс на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности разработна на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в е...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Бисероплетение", 4 класс 2016-2017 учебный год

Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш", 4 класс 2016-2017 учебный год

ПРограмма разработна на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Плавание» для 5 классов на 2015-2016 учебный год

Цель:  Способствовать овладению жизненно необходимым навыком плавания через активизацию интереса к внеурочному занятию « Плавание».Задачи:1. Укреплять здоровье и закаливать организма учащихся2. О...

Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...