Работа над ошибками (памятка)
учебно-методическое пособие по русскому языку

Памятка для работы над ошибками по русскому языку (начальная школа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pamyatka.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над ошибками

1.Большая буква в именах собственных. 

Имена, отчества и фамилии  людей, названия рек, городов, морей, деревень, клички  животных  пишутся с заглавной  буквы.

Напиши слово, в котором сделал ошибку. Приведи 2-3 примера на это же правило.

Пример: Марина – имя. Россия – страна.

2. Буквы И, У, А после шипящих.

Жи-ши  пиши  с  буквой  и.  

Ча-ща   пиши  с  буквой  а.

Чу-щу  пиши  с  буквой  у.

Напиши слово, в котором сделал ошибку. Запиши 2-3 примера на это правило.

Пример: кружились; чаща, мыши, лыжи, чудо.

3. Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЩН, НЩ, ЧТ.

Сочетания  чк, чн, щн, нщ, чт  пишутся  без  мягкого  знака.

Напиши слово, в котором сделал ошибку, обозначь орфограмму. Запиши 2 -3примера на это правило.

Пример: дочка; ручка, почка.

4. Пропуск и замена букв.

Напиши слово, в котором допустил ошибку. Подчеркни букву, которую написал неправильно. Составь с этим словом предложение.

Пример: птица; Пёстрая птица сидела на ветке.

5. Слог.

Сколько  в  слове  гласных, столько  и  слогов.

Раздели  слово на слоги. Обозначь  гласные. Запиши 2-3 примера.

Пример: оед, маень/кий, коль/я.

6. Перенос  слова

Слова  переносим  по слогам. При  переносе одну букву   нельзя  оставлять  на  строке  и  нельзя  переносить одну  букву  на  новую  строку.

 Слово, в котором сделал ошибку, напиши, разделив на слоги для переноса.

Пример: баушка, бабуш-ка.

7.Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное.

Напиши проверочное слово; слово, в котором сделал ошибку. Запиши ещё 2 родственных слова. Выдели корень слова.

Пример: корм – кормушка, кормит, кормилец; сова - совы, совушка.

8. Проверяемые согласные в корне слова (звонкие и глухие согласные).

Чтобы проверить парный согласный по глухости и звонкости надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или согласный [н].

Напиши проверочное слово; затем слово, в котором сделал ошибку:

Пример: узенький – узкий; грибы – гриб, снега – снег, хлеба – хлеб.

 9. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарь).

Слова с непроверяемым написанием  надо запомнить.

Напиши слово 3 раза, поставь знак ударения, выдели корень.

Пример: молоток, молоток, молоток.       Аллея, аллея, аллея.

10. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

Мягкий  знак  обозначает  мягкость  согласных  звуков.                   

Напиши слово,  в котором сделал ошибку, подчеркни ь и согласную перед ним.  Приведи 2 примера на это правило.

Пример: Лось; мальчик,  снегирь.

11.  Разделительный мягкий знак ( Ь).

Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после согласного перед гласными  Е, Ё, Ю, Я, И.

Выпиши слово правильно, обозначь орфограмму.

Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило.

Пример: воробьи, вьюга, шью, соловьи.

12. Разделительный твёрдый знак (Ъ.)

Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную и перед гласными е,ё,ю,я.

Выпиши слово правильно, выдели приставку, подчеркни ъ и гласную после него. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Пример: подъезд; разъезд, объявление, разъяснить.

13.  Правописание приставки со словом.

Приставка – это часть слова. Она пишется слитно.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова два однокоренных с разными приставками.

Пример: заехал, уехал, переехал.

14. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Предлоги пишутся раздельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.

 Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится предлог. Между предлогом и словом вставь ещё слово.           

Пример: у берега, у (крутого) берега.

 

15. Двойные согласные в слове. ( нн, сс, мм, жж и др.)

При переносе слов с двойными согласными одна буква оставляется на строке, другая переносится.

Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило.

Перенеси слово правильно. Вспомни правило переноса.

Пример: кас-са, жуж-жит, ал-лея, ссо-ра.

16. Непроизносимые согласные в корне слова.

 Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать проверочное слово, где непроизносимый звук станет произносимым.

Напиши проверочное слово; затем слово, в котором сделал ошибку:

Пример: опоздать – поздно; грустит – грустный, честь - честный, место – местный.

17. НЕ с глаголами.

 Не  с глаголом пишется раздельно.

Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Пример:  не   пришёл, не выучил, не знал

18. Употребление Ь на конце имён существительных после шипящих.

Запомни:     женский род – ь          мужской род ---

Напиши слово, в котором сделал ошибку. Укажи его род.

Пример: мышь – жен. р., мяч- м.р., дочь- жен.р.

19. Заглавная  буква  в  начале  предложения .

Первое  слово  в  предложении  пишется  с  большой буквы.

Выпиши  предложение  правильно. Придумай  и  запиши  свое  предложение. Подчеркни  ошибку.

20. Знаки препинания на конце предложения.

 В  конце  предложения  ставится  . или  !  или  ?

Напиши предложение, в котором сделал ошибку. Укажи его вид по цели высказывания.

Пример: Хороша весна в лесу! (восклиц.)

21. Безударные падежные окончания имён существительных.

Напиши пару слов с вопросом. Укажи падеж и склонение имени существительного, выдели  его окончание. Приведи 2 примера на это правило.

Пример: бросались (чем?) камнем – твор. п., 2 скл.; шли полем, осветились солнцем

21. Безударные окончания  имен прилагательных.

Напиши прилагательное с вопросом, определи его род и падеж.

Пример: по льду (какому?) крепкому – муж. р., дат. п.

22. Ь после шипящих в форме  2-го лица единственного числа у глаголов.

Напиши слово, в котором сделал ошибку. Выдели окончание глагола. Определи его лицо и число.

Пример: горюешь – 2-е лицо, ед. ч.

23. Безударные личные окончания глаголов.

Напиши глагол вместе с именем существительным, с которым он связан по смыслу. Поставь знак ударения, выдели окончание, запиши глагол в начальной форме, укажи его спряжение.

Пример: весна наступает – наступать, 1 спряжение

             

24. Правописание суффиксов.

Напиши слово, в котором сделал ошибку. Напиши ещё 2 слова с таким же суффиксом.

Пример: беленький; маленький, синенький

25. Гласные и согласные в приставках.

Напиши слово, в котором сделал ошибку. Приведи 2 примера слов с такой же приставкой.

Пример: посадил; пошёл, поехал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над ошибками. Памятка

Как работать над ошибками...

Работа над ошибками. Памятка для ученика начальной школы.

Правила выполнения работы над ошибками в начальных классах....

Работа над ошибками. Памятка

Памятка для выполнения работы над ошибками для учеников начальной школы по русскому языку....

Как надо работать над ошибками /Памятка для ученика/

Как надо работать над ошибками /Памятка для ученика/...

работа над ошибками-памятка по русскому языку

памятка при изучении орфограмм по русскому языку...

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ - ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ По русскому языку - ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫПечатать в режиме 2 страницы на лист...

Учебно-методическое пособие по русскому языку "Работа над ошибками". Памятка для ученика начальной школы.

Работа над ошибками- важнейшее звено в системе обучения. Приёмы работы с "Памяткой" на уроках русского языка. Памятка для учащихся....