Конспект урока обучения грамоте «Звуки [х], [х], буквы Х, х». 1 класс.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Елена Владимировна Хабарова

В конспекте представлен иговой дидактический материал по обучению грамоте, подборка стихотворений и других материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_obucheniya_gramote._1_klass.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Лицей г.Истры

2017 год.

                                     Конспект

                                   урока обучения грамоте.

Тема: «Звуки [х], [х], буквы Х, х». 1 класс.

Учитель: Хабарова Елена Владимировна.

Цели урока и прогнозируемые результаты:

Предметные:

  1. Систематизировать и закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о согласных парных звуках по звонкости-глухости.
  2. Совершенствовать навык составления и печатания слов с заданными слогами и буквами.
  3. Обобщить знания о согласной букве «Х» и обозначаемых ею звуках. Развивать внимание, фонематический слух и мышление при подборе и выборе слов из текста со звуками [ х ], [ х’] .

Метапредметные:

  1. Осуществлять контроль за выполнением учебной задачи.
  2. Развивать умение работать со знаково-символическими средствами представления информации: слого-звуковыми схемами, лентой букв.
  3. Развивать умение оценивать свою работу.

Личностные:

  1. Обобщить знания о хлебе и его пути к нашему столу. Познакомить с профессиями людей, которые выращивают хлеб. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду.
  2. Совершенствовать навык чтения, учить озаглавливать текст. Учить понимать переносный смысл метафор.

Ход урока:

  1. Орг. Момент
  2. Повторение и закрепление пройденного. Актуализация знаний.

- Сегодня к нам на урок пришел гость – Буратино. Он очень торопился, боялся опоздать. (Рассматриваем рисунок Буратино, который бежит и держит учебник «Азбука») . Вдруг «Азбука» упала, все буквы рассыпались и перепутались (на доску выставляется наборное полотно с буквами: а, н, м, о, п, ь, р, в, и, э, л, к, у, б, г, е, д, с, з, ж, ш).

-  Поможем Буратино собрать буквы: на первую страницу буквы гласных звуков, на вторую – согласные буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, на третью  -  согласные буквы, которые обозначают глухие согласные звуки (на доску выставляются 3 чистых наборных полотна, 3 ученика работают у доски).

 

- А почему вы не поместили букву «Ь» ни на одну из страниц? (не обозначает звука, является лишь показателем мягкости на письме).

- Случилась и ещё одна беда – рассыпались и слова на отдельные буквы и слоги. Поможем их собрать. Составьте слова и напечатайте их (дети работают в тетрадях по печатанию).

ло  ма  л                          1. лопата

на  па  лы                        2. шина

пе  та  жи                        3. шило

ши  у        4. пенал

                                            5. машина

                                        6. панама

                                        7. малыши

                                        8. лыжи

                                        9. лужи

                                       10. ужи

                                       11.уши

                                       12. жилы    и т.д.

- Кто напечатал 5 слов и больше – хорошо. Сосчитайте, сколько слов у вас получилось? Читает вслух тот, у кого больше всего слов. У кого такие же слова – поднимите руку. У кого другие слова? Молодцы!

(В ходе работы повторяем правило правописания «жи-ши», словарные слова «лопата, пенал», по итогам урока у самого внимательного ученика получилось 10 слов, у большинства детей в классе – 7-8 слов).

  1. Постановка учебной задачи.

                         Изучение нового материала.

- Буратино принёс нам и целое слово, только одна буква потерялась, какая?

пасту

- Найдите эту букву в кассе букв. Как она называется? Какой звук обозначает на письме буква «ха»? Дадим характеристику звука: [х] – согласный, глухой, твёрдый.

- А если этих людей будет много, как назовём? Поставьте слово «пастух» во множественное число? («пастухи»). А в этом слове какой звук обозначает буква «ха»? [х’] – согласный, глухой, мягкий.

Итак, буква «ха» обозначает на письме согласные глухие звуки [х],  [х’] – это тема нашего урока.

- Где мы можем встретить пастуха? (В деревне, в сельской местности). Сейчас я прочту вам рассказ «Утро в деревне», а вы запоминайте слова со звуками  [х],  [х’], потом назовёте.

Утро в деревне.

              Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышим звуки рожка. Кто это играет? Это пастух, он пасёт овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идём в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом, на речке, ребята ловят рыбу. Хороша будет уха. Тихо кругом, красиво. Хорошо в деревне.                                                                               Г.Юдин.                                                                            

- Какие слова запомнили? А теперь подберите свои слова с данными звуками.

  1. Физ. минутка.

Хомка - хомка, хомячок.

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет,

Шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать!

  1. Упражнение в чтении. Беседа о хлебе.

- Посмотрите, ребята, Буратино принёс наш «загадочный рисунок» из своей «Азбуки». Вот он (рисунок на листе на доске). В одном классе загорелся спор о том, что же здесь нарисовано. Вот послушайте:

Подошёл к ребятам Витя,

Показал листок:

- Взгляните!

Кто сумеет угадать,

Что я начал рисовать?

- Угадал! –

Сказал Володя. –

Это солнышко восходит!

Возразила сразу Зина:

- Здесь арбуза половина!

- Чепуха! –

Смеётся Света. –

Сразу видно, зонтик это!

Подбежал Олег:

- Постой!

Это каска со звездой!

- Нет!

Сказал, подумав, Боря, -

Это гриб,

Чего тут спорить!

Головой качает Вася!

- Я с тобою не согласен!

Я уверен, будет тут

Нарисован парашют!

- А вы как думаете, что здесь нарисовано?

(У детей были разные ответы, но многие догадались, что это хлеб; открываю вторую половину рисунка, дочитываю стихи).

Витя свой рисунок взял,

Улыбнулся и сказал:

- Вы догадливыми были,

Только жаль, про хлеб забыли.

Как собрали урожай,

Испекли мы каравай!

- Прочтём о хлебе рассказ в « Азбуке»,стр. 42.

(«Азбука» 1 класс, В.Г.Горецкий и др., часть 2).

- У рассказа нет заглавия, после чтения попробуем его озаглавить. Читаем по цепочке по 1 предложению. Заглавие «Хлеб» (б или п? подбираем проверочное: «хлебушек», печатаем заглавие).

- Что мы называем словом «хлеб»? Рассмотрим рисунок: буханка, батон, бублик, баранки, каравай, колоски). В каких предложениях говорится о труде людей, вложенных в хлеб? Перечитайте.

Беседа о хлебе.

- А вы знаете, какой путь проходит хлеб от маленького зернышка до каравая? Рассматриваем иллюстрации: сначала пашут землю, сеют зерно, оно вырастает, потом с помощью  комбайна убирают урожай, везут зерно на элеватор, сушат, потом на мукомольный комбинат – делают муку. Муку везут на хлебозавод и там пекут хлеб. Над производством хлеба трудятся: тракторист, агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.

- Вот видите, как много нужно потрудиться, чтобы получить пышный каравай. А мы порой не бережём его, бросаем. Народ издавна слагал пословицы о хлебе:

Хлеб – всему голова.

Без хлеба нет обеда.

Прочтите пословицу в «Азбуке»: «Без труда хлеб не родится никогда». (Стр.38).

- Чтобы завершить наш сегодняшний разговор о хлебе, давайте прочтём стихотворение на доске:

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

И в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят!

Как понимаете выражение «золотая рожь», «золотые руки»?

  1. Итог.

- Наш урок подходит к концу. Понравилось тебе, Буратино, как работали ребята? Придёшь к нам ещё? Давайте напомним Буратино и всем гостям, чем мы сегодня занимались на уроке? Чему учились? Что кому понравилось?

- А как быть с буквой «х»? Где её место на ленте букв? Синий прямоугольник или красный? Вверху или внизу? Почему? Какие звуки она обозначает на письме? Кто доволен своей работой на уроке? Спасибо всем за урок. Похлопаем друг другу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте "Звуки [р],[р`]. Буква Рр"

Разработка урока обучения грамоте для 1-го класса УМК "Перспектива" с презентацией....

Конспект урока обучения грамоте «Звуки [г], [г’]. Буква Г, г» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление с согласными звуками [г],[г’], с буквой Г, г; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематичес...

Конспект урока обучения грамоте «Звуки [л], [л`]. Буква Л л» (1 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство со звуками [л`], [л] и с буквой Л л; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематического слуха обучаю...

Конспект урока обучения грамоте "Звуки [п], [п’]. Буква П, п" (УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление с согласными звуками [п],[п’], с буквой П, п; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематичес...

Конспект урока обучение грамоте "Звуки [п], [п’]. Буква П, п" (УМК Начальная школа XXI века, 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с согласными звуками [п],[п’], с буквой П, п; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематичес...

Конспект урока обучения грамоте «Звуки [г], [г\'], буква Г» (УМК "Школа России" 1 класс)

Тема: «Звуки [г], [г'], буква Г»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о звуках [г], [г'] и обозначении их на письме, формирование знаний о письме слов и предложен...

Конспект урока обучения грамоте "Звуки [з], [з‘]. Буква З з." (УМК Школа России, 1 класс)

Тема: Звуки [з], [з‘]. Буква З з.Цели деятельности учителя: знакомство с новыми звуками и новой буквой; сформировать элементарный навык чтения; развитие фонематического слуха.Планируемые результ...