Программа по УМК "Школа России" с учетом регионального компонента по предмету "Русский язык" 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Чашкина Оксана Валерьевна

Программа по УМК "Школа России" с учетом регионального компонента по предмету "Русский язык" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2019-2020.doc403.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации МО Красногвардейский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР МБОУ

«Красногвардейская СОШ №1»

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Красногвардейская СОШ №1»

_________  /                           /

___________/С.И. Герцен/

_____________/С.Е. Григорян/

Протокол № 1

Приказ № 01/06-108 от 29.08.2019

Рабочая программа по русскому языку

Уровень базовый

Класс 3 «Б»

Ф.И.О. педагога-разработчика программы Чашкина О.В.

Педагогический стаж________________

Квалификация высшая категория

Рассмотрено на заседании

                                                 Педагогического совета

 МБОУ «Красногвардейская средняя

 общеобразовательная школа №1»

                                                   Протокол №1 от 29.08.2019  г.

с. Плешаново

2019-20 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 3 «Б» МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» составлена на основе:

  • Фундаментального ядра содержания начального обшего образования;
  • Государственного стандарта начального общего образования;
  • Примерной программы курса русский язык для 3 классов общеобразовательных учреждений авторов   В.П. Канакиной  и  В. Г. Горецкого     «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4  классы» - М.: «Просвещение», 2013;
  • УМК «Школа России» Канакина  В.П., и  Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – М. : Просвещение, 2019. Канакина  В.П., и  Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс: рабочая тетрадь – М. : Просвещение, 2019;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» для 1-4 кл;

           При  составлении рабочей программы использованы нормативные документы:

  • Закон Российской Федерации  от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»  (с последующими изменениями и дополнениями);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
  • примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15.
  • приказ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644;
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  •  приказом министерства образования Оренбургской области  №01-21/1463 от 18.07.2019 «О формировании учебных планов образовательных организаций Оренбургской области в 2019-2020 учебном году».
  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «МБОУ «Красногвардейская СОШ №1»» Красногвардейского района  Оренбургской области;
  • Положение  МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования»;
  • «Положение о промежуточной и итоговой аттестации».
  • Учебный  план МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» Красногвардейского района  Оренбургской области  на 2019- 2020 учебный год;

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Русский язык» в каждом классе, в том числе в 3 классе, отводится 5 часов в неделю. Программа рассчитана в 3 классе – 170 часов (34 учебные недели).

        

Выполнение программного материала.

По рабочей программе – 170 час

По календарно – тематическому планированию – 170 часов.

Программный материал выполнен.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. 

Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке ка основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

     Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Содержание курса:

Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

 На основании приказа Министерства Образования Оренбургской области  от 18.07.2019г.  № 01-21/1463 «О формировании учебных планов начального общего, основного общего образования в образовательных организациях Оренбургской области в 2019-2020 учебном году и на основании  рекомендаций о формировании учебных планов начального общего, основного общего образования, на уровне начального образования для реализации предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» объём часов по классам (годам) обучения устанавливается самостоятельно общеобразовательной организацией ( как  вариант используя часть , формируемую участниками образовательных отношений). Включается интегрировано  с родным русским языком.

 

          . В 3  классе на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели). Темы,   попадающие на праздничные дни планируется изучать за счет объединения тем.

Основное содержание программы

№п/п

Наименование темы

Дата

1

Язык и речь

2

2

Текст. Предложение. Словосочетание

14

3

Слово в языке и в речи

19

4

Состав слова

16

5

Правописание частей слов

29

6

Части речи

76

7

Повторение

14

  • Язык и речь (2ч)

Наша речь и наш язык. Виды речи. Речь, ее назначение. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

  • Текст. Предложение. Словосочетание (14ч)

Текст. Текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста. Типы текстов.

Предложение.  Предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные предложения. Упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и но интонации. Обращение (общее представление).

Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды). Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Упражнение в построении словосочетаний, в вычленении словосочетаний из предложения. Разбор предложения, но членам предложения.

Простое и сложное предложения (общее представление). Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Обобщение знаний о предложении.

  • Слово в языке и речи (19ч)

Слово и его лексическое значения. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Части речи (повторение): имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы. Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным в корне слова и ударным гласным после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный мягкий (ь) знак. Упражнение в правописании слов с мягким (ь) знаком и другими изученными орфограммами. Перенос слов.

  • Состав слова (16 ч)

Однокоренные слова. Корень слова. Общее представление о чередовании гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов (дорога — дорожка), о сложных словах с двумя корнями (самолет, пылесос). Формы слова. Окончание. Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Основа слова. Разбор слов по составу. Ознакомление со словообразовательным слова.

  • Правописание частей слова (29 ч)

Общее представление о правописании частей слова.

Правописание безударных гласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с проверяемыми (пчела, зимой, малыш, ленивый, смотреть) и не проверяемыми ударением безударными гласными (восток, герой, трамвай), с двумя безударными гласными (сторона, зеленеть, золотой). Слова с буквосочетаниями оро//ра (ворота — врата), ере//ре (берег — брег), оло//ла (золото — злато).

Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова (сугроб, чертёж) и перед согласным в корне (сказка, гибкий, просьба), с непроверяемым согласным в корне (вокзал, дождь).

Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах (солнце, сердце, здравствуй, местность). Правописание сн в наиболее употребительных словах (опасный, прекрасный, вкусный). Упражнение в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

Сопоставление правил о правописании гласных и согласных в корне. Формирование умения проверять написание гласных и согласных разными способами: изменением формы слова (звезда — звёзды, варил — варит, гибкий — гибок, вкусный — вкусен, глаз — глаза) и подбором однокорен-ных слов (свистнул — свист, больной — боль, сливки — сливочки).

Правописание приставок и суффиксов в слове. Правописание гласных и согласных в приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под-, по-, про-, пере-, в некоторых суффиксах -ек, -ик, -енък, -ок (общее представление).

Развитие навыка правописания безударных гласных корня в словах с приставками (завязал, подкрепил, переписал, покраснел).

Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. Упражнение в правописании предлогов и приставок.

Правописание слов с двойными согласными. Упражнение в правописании слов с двойными согласными (ванна, аллея, телеграмма, рассказ, русский, длинный).

Разделительный твердый (ъ) знак. Правописание слов с разделительным твердым (ъ) знаком (объявление, съезд, съёжился, предъюбилейный). Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками.

  • Части речи (76ч)

Имя существительное

Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных (единственное, множественное), изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа: единственного (молоко, творог), множественного (ножницы, шахматы).

Род имен существительных (мужской, женский, средний). Упражнение в определении рода имен существительных. Наблюдение над именами существительными со значением оценки (невежа, плакса, забияка). Мягкий (ь) знак на конце существительных женского рода после шипящих (ночь, рожь) и его отсутствие у существительных мужского рода (врач, сторож). Упражнение в правописании имен существительных с шипящим звуком на конце.

Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном). Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Начальная форма имени существительного. Роль имен существительных в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).

Имя прилагательное

Понятие об имени прилагательном как части речи (значение, вопросы). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над употреблением имен прилагательных в описательном тексте (художественном и научном). Упражнение в распознавании и в правописании имен прилагательных. Общее представление о сложных именах прилагательных (светло-синий, ярко-красный) и их написании.

Число имен прилагательных (единственное, множественное), изменение имен прилагательных по числам при сочетании с именем существительным.

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа (-ые, -ие).

Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Упражнение в определении рода и в изменении имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных (-ий, -ый, -ой, -ая, -яя, -ое, -ее).

Общее представление об изменении имен прилагательных по падежам в зависимости от падежной формы имени существительного. Упражнение в определении падежа имен прилагательных. Начальная форма имени прилагательного.

Роль имен прилагательных в предложении (второстепенный член предложения).

Местоимение

Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения.

Глагол

Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы). Начальная (неопределенная) форма глагола. Роль глаголов в речи. Число глаголов (единственное, множественное), изменение глаголов по числам.

Времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Частица не. Правописание глаголов с частицей не. Роль глаголов в предложении (сказуемое).

 Связная речь (работа проводится при изучении всех разделов курса)

Речь и ее значение в жизни. Наблюдение над разновидностями речи (художественной и учебно-деловой) в процессе работы над языковым материалом учебника.

Текст. Определение типа текста, темы, главной мысли. Деление текста на логически законченные части, их озаглавливание. Составление плана текста под руководством учителя. Наблюдение над связью между частями текста и предложениями в каждой части текста.

Изложение. Письменное изложение текста повествовательного характера и с элементами описания и рассуждения по плану, составленному коллективно под руководством учителя.

Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, по серии сюжетных рисунков, по демонстрационной картине, на определенную тему (об играх, наблюдениях за природой и др.) с предварительной подготовкой под руководством учителя.

Написание короткого письма о своих делах, приглашения, объявления.

Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения в речи.

Повторение изученного за год (14 ч)

Интегрировано  с родным русским языком

№  урока

№ урока в теме

Содержание ( тема) урока

Дата план.

33

17.

Обобщение и закрепление изученного материала. Словарный диктант. Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты.

16.10.2019

47

12.

Обобщение знаний о составе слова. Откуда в русском языке эта фамилия.  

13.11.2019

79

28.

Обобщение и систематизация знаний. Как правильно произносить слова (работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

27.12.2019

83

3.

Имя существительное и его роль в речи. Существительные, имеющие только форму единственного или множественного числа.

14.01.2020

153

73.

Обобщение знаний. Многообразие суффиксов.

30.04.2020

170

14.

Обощение и систематизация знаний по всем разделам русского языка. Языковые особенности текстов фольклора (народные и литературные сказки, загадки, пословицы).

29.05.2020

Требования к планируемым результатам изучения программы «Русский язык»

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  •  Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  •  Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  •  Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  •  Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  •  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  •  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  •  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  •  Использование знаково-символических средств представления информации.
  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  •  Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  •  Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  •  Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  •  Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  •  Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  •  Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  •  Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  •  Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  •  Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Планируемые результаты к концу третьего класса.

Учащиеся должны

знать/понимать:

  • понимать, что предложение - это основная единица речи;
  • термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
  •  влияние ударения на смысл слова;
  • понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
  • особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
  • термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;
  •  роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.

уметь:

  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
  • называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • различать словосочетание и предложение;
  • называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
  • называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
  • орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать [ диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
  • проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
  • производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
  • производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
  • » изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
  • интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
  • вычленять в предложении основу и словосочетания;
  • производить элементарный синтаксический разбор предложения;
  • определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, дели" текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
  • определять тип текста;
  • писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

 

Формы контроля

Сочинения

№ п/п

№ урока

Содержание ( тема) урока

Дата план.

1

45

Сочинение по картине А.А.Рылова.

11.11.2019

2

66

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка».

10.12.2019

3

100

Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

06.02.2020

4

110

Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».

20.02.2020

5

169

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»

28.05.2020

Диктанты

№ п/п

№ урока

Содержание ( тема) урока

Дата план.

1

10

Вводный контроль.

13.09.2019

2

16

Контрольный диктант по теме «Предложение».

23.09.2019

3

35

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи».

18.10.2019

4

48

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

14.11.2019

5

67

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов».

11.12.2019

6

76

Контрольный диктант по теме «правописание частей слов».

24.12.2019

7

96

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

31.01.2020

8

111

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

21.02.2020

9

129

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

20.03.2020

10

156

Контрольный диктант по теме «Глагол».

08.05.2020

11

165

Итоговый контрольный диктант.

22.05.2020

Изложения

№ п/п

№ урока

Содержание ( тема) урока

Дата план.

1

22

Обучающее изложение.

01.10.2019

2

32

Обучающее изложение.

15.10.2019

3

50

Обучающее изложение.

18.11.2019

4

60

Обучающее изложение.

02.12.2019

5

75

Обучающее изложение.

23.12.2019

6

86

Обучающее изложение.

17.01.2020

7

95

Обучающее изложение.

30.01.2020

8

107

Обучающее изложение.

17.02.2020

9

135

Обучающее изложение.

06.04.2020

10

147

Обучающее изложение.

22.04.2020

11

159

Обучающее изложение.

14.05.2020

12

167

Обучающее изложение.

26.05.2020

Средства обучения

  • Классная доска
  • Мультимедийный проектор.
  • Экспозиционный экран.
  • Компьютер.  

СИСТЕМА ОЦЕНКИДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.

Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения третьеклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен». Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку во втором классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой отметки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.


НОРМЫ ОТМЕТОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала по каждому из предметов начального цикла на уровне, требуемом программами. Эти нормы позволяют осуществить систематический контроль успешного обучения учащихся, принимать меры к устранению пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся. Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем со второго класса.

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Контроль уровня достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идёт формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Объём диктанта:

1 – 2 четверть

3 – 4 четверть

1-й класс

15-17 слов

15-17 слов

2-й класс

25-35 слов

35-52 слова

3-й класс

45-53 слова

53-73 слова

4-й класс

58-77 слов

76-93 слова


КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК И НЕДОЧЁТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СНИЖЕНИЕ ОТМЕТКИ

Организация и проведение диктанта

Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи ещё раз.

После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора. Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.

На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут, в 1-м классе - не более 35 минут.

Отметка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).

В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

Отметка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Отметка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.

Отметка "2" ставится за диктант, в котором более 5 ошибок; работа написана неряшливо.

Отметка "1" ставится, если в работе, более 8 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.


ПРИ ОЦЕНИВАНИИ ТЕКУЩИХ И ИТОГОВЫХ ПРОВЕРОЧНЫХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ СОБОЙ СПИСЫВАНИЕ ТЕКСТА (С УЧЕБНИКА, ДОСКИ, С КАРТОЧКИ И Т.Д.), ПРИМЕНЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ НОРМЫ:

Отметки

Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок, при которых выставляются отметки

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

"5"

без ошибок

без ошибок

без ошибок

1 исправление

"4"

1-2 ошибки и 1 исправление

1 ошибка и 1 исправление

1 ошибка и 1 исправление

1 ошибка и 1 исправление

"3"

3 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

"2"

4 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

ПРИ ОЦЕНИВАНИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ РЕКОМЕНДУЕТСЯ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИМ:

- главными критериями отметки является обнаруженное учеником усвоение правил и определений;

- умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

- умение приводить свои примеры на данное правило или определение.

Отметка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил, и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Отметка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 ошибки).

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 4-5 и более ошибок).

В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера – примерно один раз в 10-15 дней.

Объём текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объёма текстов диктантов. В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.

Основными критериями оценивания изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность.

ПРИ ПРОВЕРКЕ ИЗЛОЖЕНИЙ И СОЧИНЕНИЙ ВЫВОДИТСЯ 2 ОТМЕТКИ:

ЗА СОДЕРЖАНИЕ И ГРАМОТНОСТЬ.

Отметка "5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочёты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).

Отметка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передаётся авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.

Отметка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.

Отметка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.

Отметка "1" ставится, если в работе совсем не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.

Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.

Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в две недели). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.

Объём словарных диктантов:

2 класс 8 - 10 слов,

3 класс 10 - 12слов,

4 класс 12 -15 слов.

ОЦЕНИВАНИЕ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ:

Отметка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;

Отметка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;

Отметка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;

Отметка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.

ТЕСТ.

Отметка "5" если верно выполнено более 3/4 заданий.

Отметка "4" ставится, если верно выполнено 3/4 заданий.

Отметка "3" ставится, если верно выполнено 1/2 заданий.

Отметка "2" ставится, если верно выполнено менее ½ заданий.

ПРИМЕЧАНИЕ

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Исправления, которые сделал учащийся, влияют на отметку в таком виде работ, как контрольное списывание. Учитывается только последнее написание. (Даже если правильное написание исправлено на неправильное написание буквы в слове).


Памятка 1

АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
  3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.
  4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).
  5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
  6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
  7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах (1 класс).
  8. Выдели изученные орфограммы в словах. (2-4 класс).

Памятка 2

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ДИКТАНТУ

  1. Прочитай текст (предложения, словосочетания, слова). Выясни смысл непонятных слов.
  2. Найди в каждом предложении слова, написание которых надо проверить. Определи в каждом таком слове орфограммы. Вспомни правило и объясни, почему так пишется слово.
  3. Если не знаешь, как проверить написание слова, то запомни, как оно написано.
  4. Обрати внимание на употребление знаков препинания в предложении.
  5. Внимательно записывай каждое слово.

Памятка 3

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПИСЬМУ ПО ПАМЯТИ

  1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём или о ком говорится в тексте.
  2. Найди в словах изученные орфограммы и слова, написание которых вызвало у тебя затруднение. Вспомни правило и объясни написание этих слов.
  3. Обрати внимание на знаки препинания, а в стихотворном тексте на расположение строк.
  4. Выучи текст наизусть.
  5. Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая по слогам каждое слово. Закрой книгу и напиши текст. Проверь себя.
  6. Прочитай написанное по слогам, сравни с исходным текстом.

Памятка 4

КАК НАЙТИ КОРЕНЬ СЛОВА

  1. Прочитай слово. Выясни его смысл.
  2. Подбери к слову родственные (однокоренные) слова. Помни: они близки по смыслу и имеют общую часть.
  3. Сравни родственные слова и выдели их общую часть. Это и будет корень.
  4. Выдели корень слова знаком                  :

осина,  осинка,  осиновый

Памятка 5

КАК ПРОВЕСТИ ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ РАЗБОР СЛОВА

  1. Произнеси слово и послушай себя.
  2. Произнеси слово целиком с выделением ударного слога и по слогам. Определи количество слогов в слове.
  3. Произнеси слово, выделяя голосом каждый звук по порядку.
  4. Произнеси каждый звук, охарактеризуй его: гласный (ударный, безударный), согласный (звонкий /сонорный/ или глухой; твёрдый или мягкий).
  5. Скажи, какой буквой обозначен на письме каждый звук.
  6. Посчитай количество букв и звуков.


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ДИКТАНТЫ

(СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ МОЖЕТ ИЗМЕНЯТЬСЯ)

Входная контрольная работа по русскому языку 3 класс

Диктант

Цель: проверить знания, умения и навыки на начало нового учебного года; умения самостоятельно работать, оформлять предложение.

Друзья

   Юра Щукин и Алёша Морозов – большие друзья. Они живут в селе Ильинка. Кругом раскинулись широкие поля. Яркие краски радуют глаз. Под горой течёт речушка Быстрянка. Летом ребята работали в колхозе. Они ходили на прополку свёклы и моркови. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места.

Слова для справок: раскинулись, ближний.

Грамматическое задание
1. Составьте предложение из слов и разберите его по членам предложения и частям речи. Выпиши словосочетания: вариант 1 – листья, падают, берёз, золотые, с; вариант 2 – ногами, шуршит, трава, под, сухая.
2. Прочитайте слова.
Маяк, кольцо, длинный, Игорь, юнга, друзья, Юрий.
1 вариант. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков. Укажи в них количество слогов, звуков, букв.
2 вариант. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв. Укажи в них количество слогов, звуков, букв.
3. Вспомни, какие бывают орфограммы. Подбери на каждое правило по 2 своих примера.
Живут, шина –
Часы, щавель –
Чудо, щупальца –
Ночка, ручной –

 

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение», выявить уровень сформированности навыков правописания, приобретённых за два года обучения, умений оформлять предложение, писать слова без пропусков букв, обозначать твёрдые и мягкие согласные, разделительный мягкий знак.

Осенью

   Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают осенние листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание
1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
2. Слова русский, листья разделите для переноса.
3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

 

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

Цель: проверить навыки грамотного письма, умения находить в предложениях главные члены, определять части речи, находить однокоренные слова, выделять в словах корень.

Прощание с осенью

   В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
   Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание
1. В первом предложении подчеркните подлежащие и сказуемое, определите части речи.
2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

 

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами, умение разбирать слова по составу.

Зимний холод

   В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.
    Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

Слово для справки: постоянно.

Грамматическое задание
1. Разберите по составу слова: сторожка, зимний, душистое.
2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.
3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

 

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

 Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.

Снеговик

   Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматическое задание
1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
2. Разберите по составу слова: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.
3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

 

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.

Декабрь

   Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.
Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.
(Так же необходимо чётко проговорить окончания в словах: веселая, пушистые.)

Грамматическое задание
4. Разберите предложения по членам: вариант 1 – третье, вариант 2 – десятое.
5. Разберите по составу слова: осинка, переход.
6. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

 

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя существительное».

Село Юрьево

   Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
   Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание
1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.
2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
3. Разберите по составу слова: рыбка, тишина, лесною.

 

Контрольный диктант по теме «Части речи. Имя существительное»

Цель: выявить уровень орфографических умений и навыков учащихся; проверить знания по теме «Имя существительное».

Летучая мышь

   Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.
   Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

По В. Бианки

Грамматическое задание
1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.
2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.
3. Разберите по составу слова: интересное, глазки, находит.

 

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное».

   Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.
   Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание
1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 – четвёртое предложение; вариант 2 – пятое.
2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.
3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях: сосновую шишку, крепким клювом.

 

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол».

Весеннее утро

   Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
   Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

По Г. Скребицкому

Грамматическое задание
1. Разберите предложение по членам: вариант 1 – седьмое; вариант 2 – девятое.
2. Разберите слова по составу: вариант 1 – засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.
3. Определите время, число, лицо глаголов: побежал, взглянешь, принесу.

 

Контрольный диктант по русскому языку 3 класс 1 полугодие

Зима

   Зима в этом году выдалась мягкая, снежная. Снежные хлопья легли на землю и крыши домов. Снег одел в пушистые шубки кусты и деревья. Радостно ходить по лесу в ясный день. Мохнатые ветки деревьев нависают над узкой тропинкой. Вот постучал по стволу дятел. Хрустнула ветка. А какие шишки на ёлках! Белки, дятлы, клесты добывают из шишек пищу. Вот ком снега упал на землю. В воздухе кружится снежная пыль

Грамматическое задание

1) Выделить изученные орфограммы:

в 3 предложении;                                 в 5 предложении.

2) Подчеркнуть главные члены предложения, определить части речи:

в 5 предложении;                                  во 2 предложении.

3) разобрать слова по составу:

снежная , денёк;                                 пушистые, тропинкой

 

 

Итоговая контрольная работа по русскому языку

Диктант

Цель: проверить знания, умения и навыки по программе 3 класса.

Степь

   Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.
   Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

По А. Куприну

Грамматическое задание
1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.
3. Разберите предложения по членам: вариант 1 – второе, вариант 2 – третье.


Календарно - тематическое планирование по русскому языку, Канакина В.П., Горецкий В.Г.

170 часов, 5 часов в неделю

№  урока

№ урока в теме

Содержание ( тема) урока

Дата план.

Дата факт.  

 

 

Язык и речь (2 ч.)  

 

 

1

1.

Наша речь. Виды речи.

02.09.2019

 

2

2.

Наш язык.

03.09.2019

 

 

 

Текст. Предложение. Словосочетание ( 14 ч.)

 

 

3

1.

Текст. Типы текстов

04.09.2019

 

4

2.

Текст. Типы текстов

05.09.2019

 

5

3.

Предложение.

06.09.2019

 

6

4.

Виды предложений по цели высказывания.

09.09.2019

 

7

5.

Виды предложений по интонации.

10.09.2019

 

8

6.

Предложения с обращением

11.09.2019

 

9

7.

Главные и второстепенные члены предложения.

12.09.2019

 

10

8.

Вводный контроль.

13.09.2019

 

11

9.

Главные и второстепенные члены предложения.

16.09.2019

 

12

10.

Простое  и сложное предложения.

17.09.2019

 

13

11.

Простое  и сложное предложения.

18.09.2019

 

14

12.

Словосочетание.

19.09.2019

 

15

13.

Словосочетание. Словарный диктант.

20.09.2019

 

16

14.

Контрольный диктант по теме «Предложение».

23.09.2019

 

 

 

Слово в языке и в речи (19 ч.)

 

 

17

1.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

24.09.2019

 

18

2.

Синонимы и антонимы.

25.09.2019

 

19

3.

Омонимы.

26.09.2019

 

20

4.

Слово и словосочетание.

27.09.2019

 

21

5.

Фразеологизмы

30.09.2019

 

22

6.

Обучающее изложение.

01.10.2019

 

23

7.

Части речи. Имя существительное.

02.10.2019

 

24

8.

Имя прилагательное.

03.10.2019

 

25

9.

Глагол.

04.10.2019

 

26

10.

Глагол. Проверка знаний.

07.10.2019

 

27

11.

Что такое имя числительное?

08.10.2019

 

28

12.

Однокоренные слова. Словарный диктант.

09.10.2019

 

29

13.

Звуки и буквы. Гласные звуки.

10.10.2019

 

30

14.

Звуки и буквы. Согласные звуки.

11.10.2019

 

31

15.

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

14.10.2019

 

32

16.

Обучающее изложение.

15.10.2019

 

33

17.

Обобщение и закрепление изученного материала. Словарный диктант. Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты.

16.10.2019

 

34

18.

Проект «Рассказ о слове».

17.10.2019

 

35

19.

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи».

18.10.2019

 

 

 

Состав слова (16 ч.)

 

 

36

1.

Что такое корень слова?

21.10.2019

 

37

2.

Как найти корень в слове? Словарный диктант.

22.10.2019

 

38

3.

Сложные слова.

23.10.2019

 

39

4.

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

24.10.2019

 

40

5.

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

25.10.2019

 

41

6.

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

05.11.2019

 

42

7.

Значения приставок.

06.11.2019

 

43

8.

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

07.11.2019

 

44

9.

Значения суффиксов.  Словарный диктант.

08.11.2019

 

45

10.

Сочинение по картине А.А.Рылова.

11.11.2019

 

46

11.

Что такое основа слова?

12.11.2019

 

47

12.

Обобщение знаний о составе слова. Откуда в русском языке эта фамилия.  

13.11.2019

 

48

13.

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

14.11.2019

 

49

14.

Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова.

15.11.2019

 

50

15.

Обучающее изложение.

18.11.2019

 

51

16.

Проект «Семья слов».

19.11.2019

 

 

 

Правописание частей слов (29 ч.)

 

 

52

1.

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

20.11.2019

 

53

2.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

21.11.2019

 

54

3.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

22.11.2019

 

55

4.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

25.11.2019

 

56

5.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

26.11.2019

 

57

6.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

27.11.2019

 

58

7.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

28.11.2019

 

59

8.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

29.11.2019

 

60

9.

Обучающее изложение.

02.12.2019

 

61

10.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

03.12.2019

 

62

11.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

04.12.2019

 

63

12.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

05.12.2019

 

64

13.

Правописание слов с удвоенными согласными

06.12.2019

 

65

14.

Правописание слов с удвоенными согласными

09.12.2019

 

66

15.

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка».

10.12.2019

 

67

16.

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов».

11.12.2019

 

68

17.

Правописание суффиксов и приставок.

12.12.2019

 

69

18.

Правописание суффиксов и приставок.

13.12.2019

 

70

19.

Правописание суффиксов и приставок.

16.12.2019

 

71

20.

Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант.

17.12.2019

 

72

21.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

18.12.2019

 

73

22.

Разделительные твёрдые и мягкие знаки.

19.12.2019

 

74

23.

Разделительные твёрдые и мягкие знаки.

20.12.2019

 

75

24.

Обучающее изложение.

23.12.2019

 

76

25.

Контрольный диктант по теме «правописание частей слов».

24.12.2019

 

77

26.

Проект «Составляем орфографический словарь».

25.12.2019

 

78

27.

Обобщение и систематизация знаний.

26.12.2019

 

79

28.

Обобщение и систематизация знаний. Как правильно произносить слова (работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

27.12.2019

 

80

29.

Обобщение и систематизация знаний.

09.01.2020

 

 

 

Части речи (76 ч.)

 

 

81

1.

Части речи.

10.01.2020

 

82

2.

Имя существительное и его роль в речи.

13.01.2020

 

83

3.

Имя существительное и его роль в речи. Существительные, имеющие только форму единственного или множественного числа.

14.01.2020

 

84

4.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

15.01.2020

 

85

5.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

16.01.2020

 

86

6.

Обучающее изложение.

17.01.2020

 

87

7.

Собственные и нарицательные имена существительные.

20.01.2020

 

88

8.

Проект «Тайна имени»

21.01.2020

 

89

9.

Число имён существительных.

22.01.2020

 

90

10.

Число имён существительных.

23.01.2020

 

91

11.

Род имён существительных.

24.01.2020

 

92

12.

Род имён существительных. Словарный диктант.

27.01.2020

 

93

13.

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

28.01.2020

 

94

14.

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

29.01.2020

 

95

15.

Обучающее изложение.

30.01.2020

 

96

16.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

31.01.2020

 

97

17.

Работа над ошибками. Склонение имен существительных. Самостоятельная работа.

03.02.2020

 

98

18.

Падеж имен существительных.

04.02.2020

 

99

19.

Падеж имен существительных.

05.02.2020

 

100

20

Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

06.02.2020

 

101

21.

Именительный падеж.

07.02.2020

 

102

22.

Родительный падеж.

10.02.2020

 

103

23.

Дательный падеж.

11.02.2020

 

104

24.

Винительный падеж.

12.02.2020

 

105

25.

Творительный падеж.

13.02.2020

 

106

26.

Предложный падеж. Словарный диктант.

14.02.2020

 

107

27.

Обучающее изложение.

17.02.2020

 

108

28.

Все падежи.

18.02.2020

 

109

29.

Обобщение знаний.

19.02.2020

 

110

30.

Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».

20.02.2020

 

111

31.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

21.02.2020

 

112

32.

Проект «Зимняя страничка».

25.02.2020

 

113

33.

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

26.02.2020

 

114

34.

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

27.02.2020

 

115

35.

Роль прилагательных в тексте.

28.02.2020

 

116

36.

Текст-описание.

02.03.2020

 

117

37.

Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

03.03.2020

 

118

38.

Род имён прилагательных.

04.03.2020

 

119

39.

Изменение имён прилагательных по родам.

05.03.2020

 

120

40.

Изменение имён прилагательных по родам.

06.03.2020

 

121

41.

Число имён прилагательных.

10.03.2020

 

122

42.

Число имён прилагательных.

11.03.2020

 

123

43.

Изменение имён прилагательных по падежам.

12.03.2020

 

124

44.

Изменение имён прилагательных по падежам.

13.03.2020

 

125

45.

Обобщение знаний.

16.03.2020

 

126

46.

Обобщение знаний. Проверка знаний.

17.03.2020

 

127

47.

Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками»

18.03.2020

 

128

48.

Обобщение знаний.

19.03.2020

 

129

49.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

20.03.2020

 

130

50.

Проект «Имена прилагательные в загадках».

30.03.2020

 

131

51.

Личные местоимения.

31.03.2020

 

132

52.

Изменение местоимений по родам.

01.04.2020

 

133

53.

Местоимение.

02.04.2020

 

134

54.

Местоимение. Словарный диктант.

03.04.2020

 

135

55.

Обучающее изложение.

06.04.2020

 

136

56.

Значение и употребление глаголов в речи.

07.04.2020

 

137

57.

Значение и употребление глаголов в речи.

08.04.2020

 

138

58.

Значение и употребление глаголов в речи.

09.04.2020

 

139

59.

Неопределённая форма глаголов.

10.04.2020

 

140

60.

Неопределённая форма глаголов.

13.04.2020

 

141

61.

Число глаголов.

14.04.2020

 

142

62.

Число глаголов.

15.04.2020

 

143

63.

Времена глаголов.

16.04.2020

 

144

64.

Времена глаголов. Второе лицо.

17.04.2020

 

145

65.

Изменение глаголов по временам.

20.04.2020

 

146

66.

Изменение глаголов по временам.

21.04.2020

 

147

67.

Обучающее изложение.

22.04.2020

 

148

68.

Род глаголов в прошедшем времени.

23.04.2020

 

149

69.

Род глаголов в прошедшем времени.

24.04.2020

 

150

70.

Правописание частицы не с глаголами

27.04.2020

 

151

71.

Правописание частицы не с глаголами

28.04.2020

 

152

72.

Обобщение знаний.

29.04.2020

 

153

73.

Обобщение знаний. Многообразие суффиксов.

30.04.2020

 

154

74.

Обобщение знаний.

06.05.2020

 

155

75.

Обобщение знаний.

07.05.2020

 

156

76.

Контрольный диктант по теме «Глагол».

08.05.2020

 

 

 

Повторение  (14 ч.)

 

 

157

1.

Части речи.

12.05.2020

 

158

2.

Части речи.

13.05.2020

 

159

3.

Обучающее изложение.

14.05.2020

 

160

4.

Обобщение изученного о слове, предложении.

15.05.2020

 

161

5.

Правописание окончаний имен прилагательных.

18.05.2020

 

162

6.

Правописание предлогов и приставок.

19.05.2020

 

163

7.

Правописание безударных гласных.

20.05.2020

 

164

8.

Правописание значимых частей слова.

21.05.2020

 

165

9.

Итоговый контрольный диктант.

22.05.2020

 

166

10.

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.

25.05.2020

 

167

11.

Обучающее изложение.

26.05.2020

 

168

12.

Текст.

27.05.2020

 

169

13.

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»

28.05.2020

 

170

14.

Обощение и систематизация знаний по всем разделам русского языка. Языковые особенности текстов фольклора (народные и литературные сказки, загадки, пословицы).

29.05.2020

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные программы по предметам с учетом ФГОС " Школа 21 века" 1 класс

Примерные программы по предметам: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка, физическая культура, технология, изобразительное искусство с учетом ФГОС....

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир. 4 класс», направленная на реализацию казачьего компонента, с учетом региональных особенностей

Отличительной особенностью программы курса «Окружающий мир. 4 класс» является то, что материал содержания казачьего компонента включен в процесс изучения предмета с учетом логики учебного ...

Образовательная программа учебного курса (модуля), направленная на реализацию казачьего компонента с учетом региональных особенностей «Образ защитника Отечества на страницах детских книг»

Возрождение казачества, неразрывно связанное с возрождением России и православной веры, - непростой исторический процесс.Сделано немало, и многое ещепредстоит совершить длядальнейшего развития самобыт...

Урок окружающего мира с региональным компонентом "Животные Карелии" 2 класс

Урок проводится с целью ознакомления учащихся с животным миром Карелии, для привития любви к родному краю....

Программа по УМК "Школа России" с учетом регионального компонента по предмету "Литературное чтение" 3 класс

Программа по УМК "Школа России" с учетом регионального компонента по предмету "Литературное чтение" 3 класс...

Программа по УМК "Школа России" с учетом регионального компонента по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Программа по УМК "Школа России" с учетом регионального компонента по предмету "Окружающий мир" 3 класс...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру с региональным компонентом "Мы - дети природы"

Адаптированная рабочая программапо окружающему миру, вариант 7.1для 2 класса2020/2021 учебный год...