: «Письмо букв Д ,д»
план-конспект урока по русскому языку

Маркова Раиса Ивановна

Обобщить  и  систематизировать  знания  об  алгоритме  написания  знакомых  букв;  отрабатывать навыки  письма; научить писать  буквы д  и Д  и  их  соединения;  обучать знаниям  и  умениям  по  переносу  знаний   в  новую  ситуацию  и  действию  по  образцу;  развивать  внимание   и  глазомер,   ориентацию  в  пространстве,   аналитическое  и  логическое  мышление;  формировать  интерес  к  чтению  и  письму,  стремление  к  высокому  качеству   результатов  труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_d.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:  «Письмо  букв  Д ,д»

Цели.  Обобщить  и  систематизировать  знания  об  алгоритме  написания  знакомых  букв;  отрабатывать навыки  письма; научить писать  буквы д  и Д  и  их  соединения;  обучать знаниям  и  умениям  по  переносу  знаний   в  новую  ситуацию  и  действию  по  образцу;  развивать  внимание   и  глазомер,   ориентацию  в  пространстве,   аналитическое  и  логическое  мышление;  формировать  интерес  к  чтению  и  письму,  стремление  к  высокому  качеству   результатов  труда.

Ход   урока

1. Организационный  момент

Приветствие,  проверка  готовности  класса  к  уроку.

2.  Постановка  цели  урока

Что  нового  узнали  на  уроках  обучения  грамоте?  Чему  хотели  бы  научиться  сейчас  на  уроке?

Составление  этапов  урока,  в  результате  которого  на  доске  появляется  схематичный план  работы.

План

  1. Пальчиковая  гимнастика.
  2. Отгадай  букву.
  3. Путешествие  в  книгу (работа  с  текстом)
  4. Чистописание  (в  течение  всего  урока)
  5. Сюрприз  (задание  из  конверта)
  6. Работа  над  предложением.

 3. Пальчиковая  гимнастика.

«Играем  пальчиками  и  развиваем  речь».

4. Повторение.

Учитель  говорит  некоторым  детям  буквы,  которые  надо  продиктовать  по  алгоритму.

Дети   записывают  буквы  п, с, б,  з,  т.

- По  каким  признакам  эти  буквы   можно  объединить   в  одну  группу?

(Согласные)

- Разделите   эти  буквы  на  две  группы.

(Первая  группа -  глухие,  вторая-  звонкие.)

-  Какая  буква  «лишняя»?

(Буква т  нет  пары).

- Соедините  парные  буквы.

Дети  выполняют  задание.

  с-з,  б-п, т-

-  Какой  буквы  не  хватает?

(Буквы  д)

Правильно.  А  сейчас  давайте  научимся  её  писать.  Поставьте  ручку  на  1/3  сверху  в  рабочей  строке, уходим  влево – вверх,  задерживаемся  на  строке  и  опускаемся  по  прямой   наклонной  линии  вниз,  выполняем  закругление   и  проводим  длинную  наклонную  линию  вниз  «петельку».

-  Что  у  вас  получилось?

Буква  д  строчная.

- Что  помогло  вам  написать  её  правильно?

Знание  отдельных  элементов  букв.  Умение  слушать  учителя.

Далее  дети  пишут  под  диктовку (по  алгоритму) учителя  записывают  в  тетради  слоги.

пе   ба   сы   зи    ту

- Подчеркните  слоги  с  мягкими  согласными.

Дети  подчёркивают  слоги  пе,  зи.

-  Что  указывает  на  их  мягкость?

Согласные  е,  и.

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться

Три - в  ладоши  три  хлопка

Головою  три  кивка.

На  четыре -  руки  шире,

Пять -  руками  помахать,

Шесть -  за  парту  тихо  сесть.

5.  Работа  над  новым  материалом.

Найдите  в  «Прописи»  строчную  букву  д  и  потренируйтесь  в  её  написании.

Дети  выполняют  задание.  

Далее  следует  наблюдение  над  звучащей  речью  с  целью  последующего   выделения  слов  со  звуками [д], [д’]  

Учитель  рассказывает  о  доме  в  деревне.  Одновременно  на   экране  появляется   картина.

Примерный  текст

Вот  мой  дом.  Мой  дом  деревянный.  Из  трубы  идёт  дым.   На  скамейке  у  дома  сидит  дед.  Во  дворе  дрова.

А  это  сад.   В  нём  много  деревьев.  Около  дома  растёт  дуб.  На  дубе  жёлуди.  Вот  дупло.  В  нём  дятел.  В  саду  дорожка.  Там  играют  дети.

-  Где  находится  мой  дом?

В  деревне.

-  Кто  сможет  описать  его  ещё  раз?

Дети  пересказывают.  

Поупражняемся  в  написании  слогов  с  буквой  д. Слушайте  вторую  букву  в  слоге.  Отгадайте  и  запишите  только  этот  слог.  Вспомните  слово  из  рассказа  с  этим  слогом.

  Учитель  проговаривает  алгоритм  написания  е. Дети  угадывают  слог  де,  вспоминают  слова:  дед,  деревянный   и  т.  д.

-   Прочитайте  пару  слов.  Какое  слово  пишется  не  так,   как  слышится?   Почему?

Дети  вспоминают  сказку  о  том,  как  поссорились  гласные   о  и   а   и  как  им  на  помощь   пришёл волшебник  Ударение.

В  тетради  учащиеся  записывают:  воды-вода

На  доске  можно  выписать  слово    водоём.    Найти  общую  часть.   Вспомнить,  что  это   слово   является    родственным.

-А  знаете  ли  вы,  что  такое  водоём?  Назовите  водоёмы,  которые  можно  встретить  в  сельской  местности   рядом  с  домом.

Дети  называют  слова,  учитель   записывает  их  на  доске.

Пруд,  колодец,   родник,   водопровод.

-Будут  ли  другие  слова  однокоренными   и  почему?

Ответы  детей.

Сравните  буквы  д и   Д.   Что  можете  сказать?  Можете  ли  использовать  свои  знания   или  требуются  дополнительные?

Дети  говорят,  что нужны  дополнительные  знания.  Учитель  даёт  алгоритм  написания.  Дети  слушают,  проговаривают  сами  вслух.

6.Развитие  речевого  аппарата

Дыхательная  гимнастика:  упражнения  «Ароматный  цветок»,  «Воздушный  шарик».

Артикуляционная  разминка:  упражнения  «Щёчки»,  «Рыбка».

Работа  над  дикцией.

-  Прочитайте  с  доски.

мок-ды                                тон-бе

мик-до                                          ка-дыр

дон-би                                          но-суд

-А  теперь   прочитайте  эти  слоги,  поменяв  их  местами.

7.Работа  над  предложением.

В  «Азбуке»   прочитать  текст  «Реки»,  подобрать  предложение  по  данной  схеме  и  записать  его.

В  тетради.

По  рекам  плывут  суда.

7. Итог  урока.

Что  нового  узнали  на  уроке?  Какой  этап  урока  считаете  самым  главным?  А  самым  интересным?

 

Сюрприз-  задание  из  конверта.

В  нашем  классе  есть  дети,  в  чьих  именах   и  фамилиях  есть  изученная  буква.  Назовите  их.   Назовите  предметы,  которые  вы  видите  на  картинке.

Дом,   ель,  ножницы,  игла,   солнце.

Из  первых  букв  названий  предметов  сложите  слово,    и  вы    узнаете,  чьё  имя  я  загадала.

Денис!

Урок  окончен.