Главные вкладки

    Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Конспект урока и презентация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc76.5 КБ
    Office presentation icon prezentatsiya_mestoimenie.ppt2.98 МБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Тема урока:  Местоимение как часть речи

    Используемые образовательные технологии: технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Цели учителя:

    Организовать учебную деятельность, направленную на развитие умений определять признаки местоимений как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных.

    Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания. Создать условия для воспитания уважения к чужому мнению, доброжелательного отношения друг к другу, чувства взаимопомощи, сознательного отношения к учёбе, изучению предмета.

    Цели учебной деятельности: Осознавать местоимение как часть речи; научиться употреблять местоимение вместо имён существительных, научиться определять местоимение в речи.

    Опорные знания: Имя существительное, речь, часть речи.

    Новые знания: Местоимение как часть речи.

    Задачи урока:

    1. Создать мотивацию к учебной деятельности.
    2. Организовать актуализацию знаний по теме.
    3. Организовать постановку проблемы.
    4. Организовать открытие новых знаний через наблюдение и диалог.
    5. Организовать первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
    6. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
    7. Организовать включение в систему знаний и повторение.
    8. Организовать рефлексию.

    Оборудование: индивидуальные карточки, презентация к уроку.

    Конспект урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формируемые УУД

    Личностные результаты

    Мотивация

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
    Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
    – Потому что наступила настоящая весна.
    – Сегодня светит солнце.
    – Может быть, потому что скоро каникулы?
     Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

    Приветствуют учителя, гостей, настраиваются на работу.

    Л – настрой на позитивное начало урока

    К – слушать и понимать речь других

    Актуализация и систематизация имеющихся знаний по теме

    - Ребята, какое время года следует после зимы? А как называется первый месяц весны? Назовите первый звук в слове МАРТ. Дайте характеристику этому звуку. Какой буквой обозначается этот звук?

    На минутке чистописания напишем букву М.

    Москва, морозный, молчит, меня.

    Напишите над словами, к какой части речи они относятся. У какого слова вы затруднились определить часть речи? Почему возникло это затруднение? Чего мы не знаем?

    Как вы думаете, к какой части речи можно отнести это слово? Предположите…

    Весна

    Март

    Меня

    Не знаем, к какой части речи относится это слово.

    К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

    П – анализ, обобщение

    Л – формирование учебно-познавательного интереса

    Постановка проблемы

    Сформулируйте тему урока                             СЛАЙД

     

    Цель: изучить местоимение как часть речи

    Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

    Местоимение как часть речи.

    1. Вспомнить, что такое М
    2. Выяснить, какова роль М в речи.
    3. Узнать особенности личных М
    4. Научиться распознавать  и употреблять М в речи

    П – формулирование проблемы

    Р – определение и формулирование цели деятельности на уроке

    К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

    Решение проблемы

    Прочитайте текст (вслух)                                 СЛАЙД

    Сова – хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши.

    О ком этот текст?

    Всё ли в этом тексте вас устраивает? Почему?

    Как можно исправить этот недостаток?

    Прочитайте, что получится, если мы исправим речевую ошибку?

    Какими словами вы заменили слово СОВА?

    Вместо какой части речи вы употребили слова ОНА, У НЕЁ?

    Какой мы можем сделать вывод: что такое местоимение?

    Выясним, какова же роль местоимения в речи. Вернёмся к предложениям, в которых мы исправляли ошибки. Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?

    Какой мы можем сделать вывод? Для чего же используем в речи местоимения?

    Местоимение заменяет имя существительное. А что такое существительное?

    Значит и местоимение обозначает предмет? Как вы думаете? Давайте выясним.

    Сейчас вы будете работать в группах.

    Учащимся  предлагается текст.

    Прочитайте. О ком (о чём?) говорится в тексте?
    ''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. "

    Вопрос: Кто же это "он"? Как вы думаете?

    Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?

    Давайте прочитаем продолжение текста:       СЛАЙД

    "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".

    Сделайте вывод: В чем же различие в значении местоимения и имени существительного? 

    С. 52, упр. 109 Прочитайте местоимения

    - Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

    - Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

    - Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

    - Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

    - Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
    - Если это группа лиц?

    - Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?

    Перечислим ещё раз все личные местоимения СЛАЙД

    Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,

    ОН, ОНА, ОНО. ОНИ –

    Все слова отличные,

    Важные и личные

    Это без сомнения

    Все местоимения.

    А теперь давайте повторим то, что узнали:

    Что же такое местоимение?

    Как называются местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ?

    Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило на с. 52

    О сове.

    Нет. В каждом предложении повторяется слово СОВА.

    Заменить данное слово другим.

    Во втором предложении ОНА, в третьем У НЕЁ.

    Вместо имени существительного.

    М – это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного. ЗАД. 1

    Мы убрали повторы и сделали текст более грамотным.

    Чтобы сделать речь разнообразной, яркой, избежать повторов.

    С – это часть речи, которая обозначает предмет.

    Обсуждают в группах

    Куст, мальчик, конь…

    Слово ОН не называет предмета

    М – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.     ЗАД. 2

    Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

    Я

    Мы

    Ты, вы

    Если этот человек незнаком нам, если он старше.

    Он, она

    Они

    Все они указывают на лица. ЗАД. 3

    М – это часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает.

    Личные

    П – анализ, сравнение, аналогия, обобщение; осознание и построение речевого высказывания

    Р – способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

    К – умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    Как вы думаете, чем теперь нам необходимо заняться?

    (см. ЗАДАЧА 4)                                              СЛАЙД

    Прочитайте текст. Отредактируйте его. (про себя)

       Зубр – редкий обитатель лесов нашего региона. Зубра можно встретить в лесах Карачевского, Суземского и Трубчевского районов. Зубр занесён в Красную книгу России. Зубру грозит исчезновение.

     У кого, что получилось?

    Применить полученные знания

    Работают в парах. Текст на экране.

    Читают по одному предложен.,

    проверяют по эталону.

    П – анализ, сравнение, аналогия, обобщение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания

    К – учёт разных мнений, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

    Физминутка

    А теперь немножко поиграем. Встаньте, пожалуйста. Если я назову М, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.

    Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно, но.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    А теперь проверим, насколько хорошо вы поняли тему урока. Упр. 110.

    Прочитайте первую загадку, отгадайте её.

    Какое личное М есть в тексте? Вместо какого слова оно употреблено?

    Аналогично работаем над второй загадкой.

    Почему в загадках используются местоимения?

    Проверка д/з

    А теперь давайте послушаем, какие загадки с местоимениями вы нашли и записали дома?

    Работа с упр. 110. Выпишите местоимения, а рядом запишите имена существительные, вместо которых употреблены эти местоимения. Разбор 1 – по вариантам

    2 ученика выполняют у доски разборы: глазки, змейка (Зв.-букв.)

    Самопроверка по эталону    (доска)                СЛАЙД

    Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?

    Кто допустил ошибки в работе?

    Кто не смог справиться с заданием?

    В чём была трудность?

    Читают

    ОН – сом.

    ОНА – ящерица.

    Потому что в загадке нужно отгадать предмет и назвать его мы не можем, можем только указать на него.

    П – анализ, сравнение, аналогия, обобщение

    К – умение слушать и понимать речь других

    Р – самоконтроль, оценка

    Включение в систему знаний

    А теперь вы будете работать самостоятельно.

    Вставьте пропущенные местоимения:

    Знаете ли …, что люди издавна употребляют в пищу цветы? В Болгарии варят варенье из лепестков роз. … очень душистое. А жители Китая варят лилии в молоке. … дополняют блюдо особым  ароматом. В Индии любят компот из цветков банана. … имеет полезный и приятный вкус.

     (Фронтальная проверка)

    Посмотрите, какую ещё задачу мы ставили. Выполнена она или нет?

    ЗАД. 4

    Самостоятельная работа, самопроверка и самооценка

    Продолжение работы с текстом             СЛАЙД

    1. Выполнить разбор 2 (по составу) слов:

    ДОПОЛНЯЮТ, ЦВЕТКОВ

    1. В четвёртом предложении подчеркнуть основу.
    2. Выписать из  шестого предложения все имена сущ. в той форме, в которой они даны в предложении. Указать род, склонение, число, падеж одной из форм имени сущ. (на выбор)

    Катя - №1 – 2

    Женя, Диана, Денис - №3

    Остальные №1 – 3

    Самопроверка, самооценка

    (эталон на карточке)

    Рефлексия

    Какую цель мы ставили перед собой?

    Какие задачи? Со всеми задачами мы справились?

    Светофор                                                                 СЛАЙД      

    Д/з: с. 52 -53, правило, упр. 111,                         СЛАЙД

    разбор 1 (слово по выбору)                                                             

    Изучить местоимение как часть речи

    Внимание на задачи на доске

            


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

    " 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

    Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

    Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

    Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

    Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

    Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

    Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

    Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

    рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...