Методическая разработка урока по развитию речи Учимся писать изложение
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

В разработке можно найти технологическую карту урока, алгоритм написания изложения, система оценивания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по развитию речи

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема: Подробное изложение текста повествовательного типа

Тип урока: комбинированный

Цели деятельности учителя:

- развивать умения пересказывать письменно текст по плану;

Планируемые результаты:

Предметные:

- научатся писать письменное изложение;

- научатся анализировать часть текста, выделять его главную мысль, озаглавливать часть, составлять план текста;

- получат возможность применить полученные теоретические знания на практике, в течение урока;

Личностные:

- развитие наблюдательности, речи;

- воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;

- развитие самостоятельности, инициативности в выборе решения.

Оборудование: презентация, учебник.

№п/п

Этапы урока

Методы, реализуемые на этапе

Действия учителя

Действия ученика

УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1.

Организационный момент урока. Мотивация учебной деятельности

Метод стимулирования отношений долга и ответственности, положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность

вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Предлагает учащимся прочитать высказывание. «С малой удачи начинается успех

Стимулирует на дальнейшую работу

-Какое слово ключевое в этом высказывании?

- Что необходимо для успешной работы на уроке?

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Настраиваются на предстоящую работу.

Оценка ситуации взаимодействия с учителем в соответствии с правилами поведения и этики

(коммуникативные, личностные)

2.

Самоопределение к деятельности. Постановка целей.

Метод проблемно –диалогический подводящий к теме диалог

Предлагает учащимся вспомнить, что такое изложение и что нужно для его успешного написания.

-расставить по порядку алгоритм работы с изложением. Приложение №1

  • Определю тему и главную мысль текста
  • Озаглавлю текст
  • Познакомлюсь с текстом
  • Определю тип текста
  • Составлю план
  • Выпишу яркие детали описания или выполню орфографическую подготовку
  • Напишу текст

Предлагает учащимся чтобы узнать, о ком и о чем будет текст, отгадать загадку:

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная.

Определяют смысл предстоящей работы. Отгадывают загадку:

    Ёлка.

Самоопределение в целях учебной деятельности

(регулятивные, коммуникативные)

Поиск информации, имеющихся знаний на основе наблюдений, обсуждений

 (познавательные)

3.

Работа по теме

Подготовка к написанию изложения

Беседа с учащимися

Организует

1. Знакомство с текстом и беседу о прочитанном

- Прочитайте текст.

- О ком он?

- Определите тему текста.

- Назовите его главную мысль.

- Как можно озаглавить текст?

Проверим, как внимательны вы были при чтении:

- Что устроили ребята в лесу для птиц и зверей?

- Чем украсили ёлку?

-Кто навестил ёлку утром и вечером?

-Определите тип текста.

2. Составление плана

- Какие 3 части мы выделяем в тексте-повествовании?

Сколько частей в нашем тексте. Почему? Как получить план текста?

- Прочитайте первую (первую, вторую, третью части)

- Озаглавьте.

3. Лексическую работу

-Прежде чем вы попробуете пересказать текст, напоминаю, что важно избегать повторов.

В тексте некоторые слова можно заменить синонимами. Подберите синонимы. Карточки (см. Приложение 2)

Объясни значение слов:

Хлопотали, лакомились, щебетали.

4. Пересказ текста по частям и целиком

1.Осуществляют первичное целостное чтение текста.

Отвечают на вопросы по тексту, определяют тему, главную мысль и тип текста, предлагают варианты заглавий.

2.Составляют план текста.

-Праздник для птиц и зверей (в лесу)

-Нарядная ёлка ((украсили ёлку ягодами, верхние ветки, кусочки хлеба,

прикрепили морковку, воткнули кочан капусты)

- Вкусное угощение. 

(нарядные птицы, радостно щебетали,

угощались подарками, вечером под елкой,

хлопотали два зайца, вкусная капуста, сладкая морковка)

4.Пересказ. Ищут возможность избежать повторов.

Подбирают синонимы.

Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения,

обсуждений

Составление плана

(познавательные)

Самоконтроль в форме выявления типичных затруднений и способов преодоления возможных затруднений

(регулятивные).

4.

Физкультминутка

Элемент здоровье-

сберегающей технологии

Проводит физкультминутку

Выполняют  движения

5.

Работа по теме

Подготовка к написанию изложения (продолжение)

Беседа с учащимися

Организует

5. Орфографическую подготовку

-Слова с какими орфограммами встретились в тексте?

Карточки (см. Приложение 3)

 Карточка лежит на столе до конца урока, если надо вспомнить написание слова, можно ей воспользоваться как словарем.

6. Повторное чтение текста

Работают   в паре -вставляют пропущенные буквы в слова

Проверяют проделанную работу совместно с учителем - по цепочке называют слова и объясняют их написание, повторяя изученные орфограммы.

Перечитывают текст.

Осознание опыта работы в паре, как ценности. (личностные) 

Оценивание ситуаций совместной работы в паре в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные).

Поиск информации, имеющихся знаний на основе наблюдений, обсуждений (познавательные) Самоконтроль в форме выявления типичных затруднений и способов преодоления возможных затруднений

(регулятивные).

6.

Написание изложения и самопроверка

Самостоятельная работа учащихся

Оказывает индивидуальную помощь учащимся, у которых есть затруднения.

Пишут изложение и осуществляют самопроверку.

Способность сохранять учебную задачу Самоконтроль

(регулятивные)

7.

Итог урока

Рефлексия

Беседа с учащимися

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке

- Что мы делали сегодня на уроке?

-Понравился ли текст, над которым мы работали?

Оцените свою работу на уроке на листах самооценки.

 (см. Приложение 4)

Отвечают на вопросы и оценивают свою работу на листах самооценки

Самооценка учащихся:

осознание своих возможностей в учении; способности адекватно судить о своих возможностях

(личностные).

Чудесная ёлка.

Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей.

Под Новый год они украсили ёлку ягодами.

 К верхним веткам  дети привязали кусочки хлеба.

 К нижним веткам  прикрепили морковку.

 Под ёлку в снег воткнули кочан капусты.

Утром прилетели стайки нарядных птиц.

Они радостно щебетали, угощались подарками.

Вечером под ёлкой около кочана капусты хлопотали два зайца.

Они лакомились вкусной капустой и сладкой     морковкой.

Приложение №3

Карточка орфографической подготовка

Вставьте пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Объясните друг другу написание слов

Зв…рей, прив_зали, прикр_пили, прил_тели, щ_бетали, уг_щались, хлоп_тали

Яг…дами, м…рко…ку, к…чан, к…пусты

Праз…ник, радос…но

Раскройте скобки - слитно или раздельно?

(у)строили-____________

(у)красили-_____________

(при)вязали-________________

(при)крепили-____________________

(при)летели-___________________

(у)гощались-

 (у)строили-____________

Обратите внимание, как пишутся слова. Написание каких из этих слов вы можете объяснить?

Привязали, воткнули, вечером, утром, подарки

Приложение №2

Лексическая подготовка

  1. Подбери синонимы к словам

Устроили-

Щебетали-

Лакомились-

Украсили-

     2. Подбери антонимы к словам

Верхний-

Утром-

Приложение №4

Оценочный лист________________________________________________

В каждой строке выбери и отметь знаком + подходящий тебе ответ

1 урок

1

На уроке мне было

скучно

интересно

2

Я работал на уроке

активно (отвечал на вопросы учителя)

пассивно (слушал ответы других)

3

Я запомнил содержание рассказа

хорошо

не очень хорошо

4

Своей работой на 1уроке я

доволен

не очень доволен

2 урок

5

Я написал изложение

без грамматических ошибок

с грамматическими ошибками

6

Я написанное изложение

проверил

не хотел проверять

не успел проверить

7

Своей работой на

2 уроке я

доволен

не очень доволен

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА 

  

  1. Внимательно прослушай рассказ, который прочтёт тебе учитель. После прочтения будь готов ответить на вопросы по тексту.
  2. Напиши варианты заголовка.
  3. Составь план.
  4. Расскажи по плану сам. Послушай товарищей.
  5. Напиши изложение.
  6. Проверь, ясно ли передал мысль, нет ли неоправданных повторов одних и тех же слов, все ли слова употреблены удачно.

Не забудь про грамотность.

Приложение №1

Перед тобой алгоритм работы с текстом, но в нём нарушена последовательность. Определи, в каком порядке надо работать с текстом. Поставь цифры от 1 до 7.

  • Определю тему и главную мысль текста
  • Озаглавлю текст
  • Познакомлюсь с текстом
  • Определю тип текста
  • Составлю план
  • Выпишу яркие детали описания или выполню орфографическую подготовку
  • Напишу текст

Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей.

Под Новый год они украсили ёлку ягодами.

 К верхним веткам  дети привязали кусочки хлеба.

 К нижним веткам  прикрепили морковку.

 Под ёлку в снег воткнули кочан капусты.

Утром прилетели стайки нарядных птиц.

Они радостно щебетали, угощались подарками.

Вечером под ёлкой около кочана капусты хлопотали два зайца.

Они лакомились вкусной капустой и сладкой     морковкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развитию речи. Учимся писать изложение.

Изложение способствует формированию навыков письменной речи - это передача содержания текста без пропуска существенных моментов, умение правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии ...

Разработка урока по развитию речи "Учимся писать письмо"

 Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов по написанию личного письма с элементами рассуждения, описания или повествования, построен...

Урок русского языка во 2 классе "Развитие речи. Учимся писать изложение"

В конспекте урока описана работа младших школьников с текстом-повествованием....

Урок русского языка во 2 классе "Развитие речи. Учимся писать изложение"

В конспекте урока описана работа младших школьников с текстом-повествованием....

Урок русского языка во 2 классе "Развитие речи. Учимся писать изложение"

В данном конспекте показана работа на уроке русского языка с текстом-повествованием...

Урок русского языка во 2 классе "Развитие речи. Учимся писать изложение"

В данном конспекте показана работа на уроке русского языка с текстом-повествованием...

Развитие речи Учимся писать изложение

В разработке дана технологическая карта урока. Алгоритм написания изложения и карта оценивания...