Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова - названия предметов разного рода"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Камаева Анастасия Андреевна

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о родах; формирование умения выделять окончания слов-названий предметов разного рода; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографической зоркости; воспитание аккуратности в работе.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать: как определять род слов-названий предметов;

- уметь: определять род, выделять окончания слов-названий предметов,  работать с «Обратным словарем».

Личностные:

- высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

- понимать  причины  успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:01.10.19                                                                                                                    ФИО учителя Симинихина Ю.А._____

Школа:148                                                                                                                               ФИ студента Камаева Анастасия, 36 гр

Класс: 2- г                                                                                                                        ФИО методиста Галиуллина Н.К.____

Кабинет: 203

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Слова – названия предметов разного рода»

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о родах; формирование умения выделять окончания слов-названий предметов разного рода; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографической зоркости; воспитание аккуратности в работе.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать: как определять род слов-названий предметов;

- уметь: определять род, выделять окончания слов-названий предметов,  работать с «Обратным словарем».

Личностные: 

- высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

- понимать  причины  успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 1 часть (УМК «ПНШ»); учебная презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Ребята, но для того, чтобы вы активно работали, вы будете получать жетоны, кто их наберет много, тот в конце урока получит хорошую отметку. Но для этого, вам следует отвечать на вопросы, выполнять задания, а также быть внимательным и не отвлекаться, вести себя хорошо.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотивация

         

Словес: ответы на вопросы, анализ

Практический: списывание

Практический: анализ

4-5мин

Повторение изученного

Работа в парах

-Ребята, откройте тетради и запишите дату и классная работа. Сегодня 1 октября. В классе.

- Как всегда мы начнем урок с чистописания.

(В небе сверкнула яркая молния.)

- Прочитайте предложение. Спишите его.

- Давайте определим, какого рода слово «молния».

- Как вы это определили?

- Верно, чтобы определить род, нужно поставить слова помощники. Что это за слова?

- Выделите окончание у слова «молния».

- Как его определить?

- Давайте вместе проверим. Есть что?

- Нет чего?

- Все верно, с помощью окончания мы можем определить и род. У женского рода окончания -А-, -Я-.

- Выделите окончание и поставьте род.

Списывают предложение

- Женского рода

- Задали вопрос. Молния -она моя, значит женский род.

- Он, она, оно

- МолниЯ

- МилниИ

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

4-5м

- Ребята, поставьте слово «Красивы» в женский род, а потом в средний.

- Молодцы! А теперь попробуйте поставить в женский и средний род слово «Цветок».

- Получается?

- А почему так?

- Но слов-названий предметов очень много. И нам с вами нужно научиться правильно определять в них род и выделять окончания.  

Каждый род имеет свои окончания, с помощью которых мы можем определить его.

- Кто-нибудь догадался, какая сегодня тема?

- А какую цель мы можем поставить на сегодняшний урок?

-Красивый – красивая -красивое.

- Нет

- Потому что у слова-названия предметов нельзя менять по родам. Они имеют основу слова, которая не изменяется.

- Слова – названия предметов разного рода

- Научиться определять род у слов-названий предметов, а также выделять в них окончания.

IV. Открытие нового знания

Практич: проговаривание.

Практич:  анализ

Совесн.: беседа.

Языковой анализ: формулирование определения

Словес: ответы на вопросы, анализ

Практический: пересказ, составление текста

4 м

Фронтальная форма работа

- Откройте учебник на странице 53. Посмотрите, в конце страницы двустишие. Прочитайте его.

(Посмотрите, тут и там

БУЛКИ скачут по ветвям!)

-Что не так в этом тексте?

- А каким словом нужно заменить?

- Мы просто поменяли одну букву и получилось совсем другое слово.

- Какие звуки поменялись со сменой буквы?

- Верно, посмотрите на транскрипции, что обозначает запятая во 2 транскрипции после звука «Б»?

- Давайте вместе произнесем, 3-4…

- Четко произнесите их.

- Спишите двустишие с нужным словом. Подчеркните все трудные написания.

- Посмотрите, какие трудные написания вам встретились?

- Как можно проверить эти орфограммы?

- Откройте страницу 54. Прочитайте четверостишие.

- Откройте словарь «Произноси правильно». И найдите слово «скворечник». Посмотрите, как нужно правильно его произносить (скворе[ш]ник).

-Давайте вместе проговорим правильно это слово. 3-4 – скворечник.

- А теперь шепотом проговорите слово. Скажите его соседу по парте.

- Посмотрите на табличку в конце страницы. Давайте прочитаем их.

- В каком столбике слова женского рода?

- В каком мужского?

- В каком среднего?  

- А как вы определили род?

- Какое окончание имеет женский род?

- Средний род…

- Мужской?

- Как мы выделяем нулевое окончание?

- На какие вопросы отвечают все слова в таблице, давайте проверим.

- Посмотрите на странице 55 написано правило, давайте прочитаем его.

- Ребята, посмотрите, у слов какого рода нулевые окончания?

- Какая часть слова показывает, что слова правильно объединены в группу?

- Эта часть слова изменяется?

- Давайте посмотрим, изменяется она или нет? Прочитайте правило на странице 55 в конце учебника.

- Итак, мы выяснили, что основа – это часть слова в которой заключен его смысл, а также она не изменяется.

- Не подходит слово, булки это не живой предмет, он не может скакать.

- Белки

-[У] – [Э]

- Мягкость

- [б] - [б ́]

- ПосмА-Отрите, скаЧУТ, вИ-Етвям.

- С помощью проверочного слова

Выполняют задание.

Проговаривают слова хором, в паре и про себя.

- В 3

- В 1

-Во 2

- Подставили слова помощники: он, она, оно, и по окончанию

- А -, - Я-

- О -, - Е-

- нулевое

- Пустым квадратиком

- Кто? Что?

- У мужского рода

- Основа

- Нет, она не изменяется

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Практич: выполнение упражнений

Языковой анализ: формулирование определения

Словес: ответы на вопросы, анализ

5  м

Индивидуальная, фронтальная формы работы

Работа с упражнениями и со словарем

- Откройте страницу 56, посмотрите на упражнение 31. Откройте «Обратный словарь».

- Найдите букву -А-. Давайте вместе хором прочитаем первые 10 слов. Давайте проверим, все ли эти слова женского рода?

- А почему они все женского рода?

- Выпишите первые 5 слов. Один человек у доски. Выделите окончание.

- Теперь откройте словарь на букву -Я-. Прочитайте первые 10 слов. Выпишите любые 5 слов и выделите у них окончания.

- Давайте еще раз посмотрим в табличку.

- Определите, в каком столбике слова среднего рода, посмотрите на их окончания. На какие буквы следует искать в «Обратном словаре» слова среднего рода?

- Все верно, молодцы.

- Ребята, я подготовила вам таблички-помощники, где вы можете посмотреть, какие окончания присущи родам.

Работают со словарем.

Хором проговаривают слова.

- К ним моно задать вопрос и они имеют окончание А.

-О-, -Е-

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признако

Физминутка

Физминутка

Видеофрагмент.

Повторяют движения за учителем.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

 

Практ.: сам.раб. 

7-8мин

Самостоятельная работа

- Ребята, посмотрите на слайд. На нем как вы видите слова, я раздала вам листочки. Он разделен на 3 столбика. Ваша задача распределить слова в соответствии с родом. - Можете приступать.

(Шоколад, машина, змея, окно, сорока, мотор, весна, стул, дерево, волк). 

- Итак, теперь поменяйтесь карточками с соседом по парте. Возьмите карандаш ил  ручку другого цвета и в соответствии с ключом на слайде проверьте друг друга.

- Поставьте друг другу оценку, в соответствии с результатами, их вы можете увидеть на доске.

Выполняют самостоятельную работу.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

VII. Включение в систему знаний, повторение.

Практ.:  вып.упр. на зарепление.

Языковой анализ: формулирование определения

Словес: ответы на вопросы, анализ

4-6мин

Фронтальная и индивидуальная работа

-Откройте страницу 56. Посмотрите на упражнение 32.

- Посмотрите, что нужно сделать?

- Выпишите первые 7 слов.

- Найдите среди этих слов, слово мужского рода.

- Поднимите руку те, кто нашел слово мужского рода. Что это за слово?

- Верно, это слово – кофе.

-В русский язык из голландского языка пришло слов КОФЕЙ. Оно изменялось как слово мужского рода. Позднее это слово преобразовалось в слово КОФЕ. Оно стало неизменяемым, мужской род сохранило.

И сейчас мы говорим: «вкусный кофе», а не «вкусное кофе».

- Итак, теперь слова, которые вы выписали, выделите окончания.

- Открыть обратный словарь на букву -Е-. Выписать 7 слов и определить, какое слово мужского рода.

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

Р: оценка результатов;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2-4мин

- Запишите домашнее задание:  страница 59, упражнение 34.

- На какие слова отвечают слова-названия предметов?

- Какое окончание имеют слова женского рода? Мужского рода? Среднего рода?

- Как вы думаете, мы реализовали то, что хотели?

- Поднимите руку те, кому понравился рок.

- Поднимите руки те, кому не понравился урок.

- Что вы сегодня поняли, а что не поняли.

- Спасибо за урок! Всего вам доброго!

Записывают домашнее задание.

- Кто? Что?

-А-,-Я-; нулевое; -О-,-Е-

-Да

Проводят рефлексию деятельности.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

П: построение рассуждения.

Р: осуществление итогового контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с буквой э в начале предложения"».

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с буквой э в начале предложения"Слайды к уроку русского языка "Слова с буквой э в начале предложения"...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными" 3 класс

Данный урок направлен на ознакомление с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными. в ход урока включены разные методы работы с учащимися:работа по учебнику, самостоятельная работа,...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова с непроверяемыми согласными в корне"

Данный урок напрвлен на закрепление работы над словами с непроверяемыми согласными в корне слова. В ход урока включены разные методы работы с учащимися: работа по учебнику, самостоятельная работа, кол...

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной согласной" 3 класс "ПНШ"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: научить написанию слов с удвоенной буквой согласного; объяснить этимологическую природу этих написанийПланируемые результаты:·...

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...