Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова - названия предметов разного рода"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о родах; формирование умения выделять окончания слов-названий предметов разного рода; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографической зоркости; воспитание аккуратности в работе.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать: как определять род слов-названий предметов;
- уметь: определять род, выделять окончания слов-названий предметов, работать с «Обратным словарем».
Личностные:
- высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова - названия предметов разного рода" | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата:01.10.19 ФИО учителя Симинихина Ю.А._____
Школа:148 ФИ студента Камаева Анастасия, 36 гр
Класс: 2- г ФИО методиста Галиуллина Н.К.____
Кабинет: 203
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Слова – названия предметов разного рода»
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о родах; формирование умения выделять окончания слов-названий предметов разного рода; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографической зоркости; воспитание аккуратности в работе.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать: как определять род слов-названий предметов;
- уметь: определять род, выделять окончания слов-названий предметов, работать с «Обратным словарем».
Личностные:
- высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 1 часть (УМК «ПНШ»); учебная презентация; раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1-2 мин | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Ребята, но для того, чтобы вы активно работали, вы будете получать жетоны, кто их наберет много, тот в конце урока получит хорошую отметку. Но для этого, вам следует отвечать на вопросы, выполнять задания, а также быть внимательным и не отвлекаться, вести себя хорошо. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II. Актуализация знаний и мотивация
Словес: ответы на вопросы, анализ Практический: списывание Практический: анализ | 4-5мин | Повторение изученного Работа в парах -Ребята, откройте тетради и запишите дату и классная работа. Сегодня 1 октября. В классе. - Как всегда мы начнем урок с чистописания. (В небе сверкнула яркая молния.) - Прочитайте предложение. Спишите его. - Давайте определим, какого рода слово «молния». - Как вы это определили? - Верно, чтобы определить род, нужно поставить слова помощники. Что это за слова? - Выделите окончание у слова «молния». - Как его определить? - Давайте вместе проверим. Есть что? - Нет чего? - Все верно, с помощью окончания мы можем определить и род. У женского рода окончания -А-, -Я-. - Выделите окончание и поставьте род. | Списывают предложение - Женского рода - Задали вопрос. Молния -она моя, значит женский род. - Он, она, оно - МолниЯ - МилниИ | П: осмысление читаемого текста П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных) |
III. Постановка учебной задачи | 4-5м | - Ребята, поставьте слово «Красивы» в женский род, а потом в средний. - Молодцы! А теперь попробуйте поставить в женский и средний род слово «Цветок». - Получается? - А почему так? - Но слов-названий предметов очень много. И нам с вами нужно научиться правильно определять в них род и выделять окончания. Каждый род имеет свои окончания, с помощью которых мы можем определить его. - Кто-нибудь догадался, какая сегодня тема? - А какую цель мы можем поставить на сегодняшний урок? | -Красивый – красивая -красивое. - Нет - Потому что у слова-названия предметов нельзя менять по родам. Они имеют основу слова, которая не изменяется. - Слова – названия предметов разного рода - Научиться определять род у слов-названий предметов, а также выделять в них окончания. | |
IV. Открытие нового знания Практич: проговаривание. Практич: анализ Совесн.: беседа. Языковой анализ: формулирование определения Словес: ответы на вопросы, анализ Практический: пересказ, составление текста | 4 м | Фронтальная форма работа - Откройте учебник на странице 53. Посмотрите, в конце страницы двустишие. Прочитайте его. (Посмотрите, тут и там БУЛКИ скачут по ветвям!) -Что не так в этом тексте? - А каким словом нужно заменить? - Мы просто поменяли одну букву и получилось совсем другое слово. - Какие звуки поменялись со сменой буквы? - Верно, посмотрите на транскрипции, что обозначает запятая во 2 транскрипции после звука «Б»? - Давайте вместе произнесем, 3-4… - Четко произнесите их. - Спишите двустишие с нужным словом. Подчеркните все трудные написания. - Посмотрите, какие трудные написания вам встретились? - Как можно проверить эти орфограммы? - Откройте страницу 54. Прочитайте четверостишие. - Откройте словарь «Произноси правильно». И найдите слово «скворечник». Посмотрите, как нужно правильно его произносить (скворе[ш]ник). -Давайте вместе проговорим правильно это слово. 3-4 – скворечник. - А теперь шепотом проговорите слово. Скажите его соседу по парте. - Посмотрите на табличку в конце страницы. Давайте прочитаем их. - В каком столбике слова женского рода? - В каком мужского? - В каком среднего? - А как вы определили род? - Какое окончание имеет женский род? - Средний род… - Мужской? - Как мы выделяем нулевое окончание? - На какие вопросы отвечают все слова в таблице, давайте проверим. - Посмотрите на странице 55 написано правило, давайте прочитаем его. - Ребята, посмотрите, у слов какого рода нулевые окончания? - Какая часть слова показывает, что слова правильно объединены в группу? - Эта часть слова изменяется? - Давайте посмотрим, изменяется она или нет? Прочитайте правило на странице 55 в конце учебника. - Итак, мы выяснили, что основа – это часть слова в которой заключен его смысл, а также она не изменяется. | - Не подходит слово, булки это не живой предмет, он не может скакать. - Белки -[У] – [Э] - Мягкость - [б] - [б ́] - ПосмА-Отрите, скаЧУТ, вИ-Етвям. - С помощью проверочного слова Выполняют задание. Проговаривают слова хором, в паре и про себя. - В 3 - В 1 -Во 2 - Подставили слова помощники: он, она, оно, и по окончанию - А -, - Я- - О -, - Е- - нулевое - Пустым квадратиком - Кто? Что? - У мужского рода - Основа - Нет, она не изменяется | П: смысловое чтение, построение речевого высказывания |
V. Первичное закрепление Практич: выполнение упражнений Языковой анализ: формулирование определения Словес: ответы на вопросы, анализ | 5 м | Индивидуальная, фронтальная формы работы Работа с упражнениями и со словарем - Откройте страницу 56, посмотрите на упражнение 31. Откройте «Обратный словарь». - Найдите букву -А-. Давайте вместе хором прочитаем первые 10 слов. Давайте проверим, все ли эти слова женского рода? - А почему они все женского рода? - Выпишите первые 5 слов. Один человек у доски. Выделите окончание. - Теперь откройте словарь на букву -Я-. Прочитайте первые 10 слов. Выпишите любые 5 слов и выделите у них окончания. - Давайте еще раз посмотрим в табличку. - Определите, в каком столбике слова среднего рода, посмотрите на их окончания. На какие буквы следует искать в «Обратном словаре» слова среднего рода? - Все верно, молодцы. - Ребята, я подготовила вам таблички-помощники, где вы можете посмотреть, какие окончания присущи родам. | Работают со словарем. Хором проговаривают слова. - К ним моно задать вопрос и они имеют окончание А. -О-, -Е- | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации П: анализ объектов с выделением сущ-х признако |
Физминутка | 1м | Физминутка Видеофрагмент. | Повторяют движения за учителем. | |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Практ.: сам.раб. | 7-8мин | Самостоятельная работа - Ребята, посмотрите на слайд. На нем как вы видите слова, я раздала вам листочки. Он разделен на 3 столбика. Ваша задача распределить слова в соответствии с родом. - Можете приступать. (Шоколад, машина, змея, окно, сорока, мотор, весна, стул, дерево, волк). - Итак, теперь поменяйтесь карточками с соседом по парте. Возьмите карандаш ил ручку другого цвета и в соответствии с ключом на слайде проверьте друг друга. - Поставьте друг другу оценку, в соответствии с результатами, их вы можете увидеть на доске. | Выполняют самостоятельную работу. | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; |
VII. Включение в систему знаний, повторение. Практ.: вып.упр. на зарепление. Языковой анализ: формулирование определения Словес: ответы на вопросы, анализ | 4-6мин | Фронтальная и индивидуальная работа -Откройте страницу 56. Посмотрите на упражнение 32. - Посмотрите, что нужно сделать? - Выпишите первые 7 слов. - Найдите среди этих слов, слово мужского рода. - Поднимите руку те, кто нашел слово мужского рода. Что это за слово? - Верно, это слово – кофе. -В русский язык из голландского языка пришло слов КОФЕЙ. Оно изменялось как слово мужского рода. Позднее это слово преобразовалось в слово КОФЕ. Оно стало неизменяемым, мужской род сохранило. И сейчас мы говорим: «вкусный кофе», а не «вкусное кофе». - Итак, теперь слова, которые вы выписали, выделите окончания. | - Открыть обратный словарь на букву -Е-. Выписать 7 слов и определить, какое слово мужского рода. | К: планирование учебного сотрудничества; П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; Р: оценка результатов; К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений. | 2-4мин | - Запишите домашнее задание: страница 59, упражнение 34. - На какие слова отвечают слова-названия предметов? - Какое окончание имеют слова женского рода? Мужского рода? Среднего рода? - Как вы думаете, мы реализовали то, что хотели? - Поднимите руку те, кому понравился рок. - Поднимите руки те, кому не понравился урок. - Что вы сегодня поняли, а что не поняли. - Спасибо за урок! Всего вам доброго! | Записывают домашнее задание. - Кто? Что? -А-,-Я-; нулевое; -О-,-Е- -Да Проводят рефлексию деятельности. | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза П: построение рассуждения П: построение рассуждения. Р: осуществление итогового контроля. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с буквой э в начале предложения"».
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с буквой э в начале предложения"Слайды к уроку русского языка "Слова с буквой э в начале предложения"...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными" 3 класс
Данный урок направлен на ознакомление с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными. в ход урока включены разные методы работы с учащимися:работа по учебнику, самостоятельная работа,...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова с непроверяемыми согласными в корне"
Данный урок напрвлен на закрепление работы над словами с непроверяемыми согласными в корне слова. В ход урока включены разные методы работы с учащимися: работа по учебнику, самостоятельная работа, кол...
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной согласной" 3 класс "ПНШ"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: научить написанию слов с удвоенной буквой согласного; объяснить этимологическую природу этих написанийПланируемые результаты:·...
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...
конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...