Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Дудник Екатерина Александровна

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм.

 

Планируемые результаты:

 

        Предметные:

  • знать: определение понятий видов текста; 
  • уметь: различать и определять типы текстов.

 

Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

 

Тип урока: «Рефлексия»

 

Оборудование: учебник УМК «Перспектива» Климанова Л. Ф. Русский язык.4 класс. Ч. 1. , презентация Power Point 97-2003, раздаточный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipy_textov_urok_v_4_klasse.doc93.5 КБ
Файл tipy_tekstov.pptx707.98 КБ

Предварительный просмотр:

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм.

Планируемые результаты:

        Предметные:

  • знать: определение понятий видов текста; 
  • уметь: различать и определять типы текстов.

Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: «Рефлексия»

Оборудование: учебник УМК «Перспектива» Климанова Л. Ф. Русский язык.4 класс. Ч. 1. , презентация Power Point 97-2003, раздаточный материал.

Ход урока:

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

1-2 мин

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Александровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка, садитесь.

- Давайте несмотря на то, что вы устали и у вас 4 урок, соберемся и приготовимся хорошо работать на уроке. Cейчас присядут те, чьё имя начинается на букву «Д», «Ж», «К», «Н», «В». 

- Спасибо. Посмотрите на слайд. Данное высказывание будет девизом сегодняшнего урока. Прочитайте его.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Ум и сердце в работу вложи, каждой минутой своей дорожи.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Читают высказывание «Ум и сердце в работу вложи, каждой минутой своей дорожи».

Любое задание, которое будет предлагаться на уроке, выполняю обдуманно, с желанием и быстро, не теряя время.

Л: самоопределение к деятельности

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация

Словесный:

учебный диалог

Словесный:

учебный диалог

Наглядный: презентация

Словесный:

учебный диалог

4-5 мин

- А теперь давайте проведем небольшую орфографическую минутку.

- Откройте тетради, положите ее правильно, красиво запишите число, классная работа. Спинки держим ровно.

- Я вам диктую слова, а вы их записываете красиво и без ошибок в тетрадь.

Прекрасный, беседа, интерес, двенадцать, путешествие, желание.    

- Теперь сверьте себя с доской. Поднимите руку, у кого были ошибки. Какие? – Исправьте их.

- Что это за слова вы сейчас записывали?

- Для чего нам нужно знать словарные слова? Можно ли их проверить ударением?

- Прочитайте стихотворение. Запишите его по памяти.

Улетел скворец от стужи,

Сытно за морем живет.

Воду пьет из теплой лужи,

Только песен не поет.

(Взаимопроверка)

- Можно ли сказать, что это текст? Докажите.

- Чему посвящено это стихотворение? Вспомните, какой это тип текста.

- Верно, это текст повествование.

Скажите, какие еще типы текстов существуют?

 

Открывают тетради, записывают.

Прописывают пройденные орфограммы.

Словарные слова.

Читают стихотворение, пишут его по памяти.

Проверяют написание у друг друга.

Предложения связаны по смыслу, объединены одной темой.

Текст – повествование.

Текст – описание, текст - рассуждение.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П:  анализ

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

III. Постановка учебной задачи

Наглядный: презентация

Практический: работа с таблицей.

Словесный: учебный диалог

4-5 мин

- Что происходит в повествовательных типах текста?

- В таких текстах рассказывается что произошло. Сегодня нам предстоит узнать, что в текстах описание/повествование/рассуждение происходит и как определять типы текста.

Работа со слайдом

- Соедините типы текстов с их признаками.

Текст – описание

Почему?

Потому что…объясняется, доказывается что-либо

Текст – рассуждение

Что случилось? 

Сравнения…описываются признаки предметов

Текст - повествование

Какой? Какая? Какое?

Последовательность.. Рассказывается, сообщается, что, где , когда и с кем произошло

- Итак, так какая же у нас тема урока?

- Чему мы будем учиться?

- Мы вспомним, с какой целью создаются тексты, какие они бывают. Научимся определять тип текста, а также составлять тексты разных типов.

Работают со слайдом.

Отвечают на вопросы, выстраивают логическую цепочку.

        

Тема урока «Типы текстов. Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение».

П: подведение под понятие

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Р: целеполагание

Динамическая пауза

1 мин

- А сейчас все встаем, сделаем паузу.

Все ребята повернулись,

Все ребята потянулись,

А потом они присели

И за парту тихо сели.

Выполняют движения вместе с учителем.

IV. Включение в систему знаний

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения.

Словесный: учебный диалог

Практический: работа по карточкам.

7-8 мин

- Давайте откроем учебник, на стр. 30. Самостоятельно прочитайте узелки-на-память. Ответьте мне на вопрос, не глядя в учебник, что это за тип  такой – текст-описание/ рассуждение/повествование.

- Откройте стр. 31, упр.42.

- Прочитайте текст.

- К какому типу текста относится рассказ М. Баттерфилд?

- Как вы это определили?

- Что отражено в заглавии?

Самостоятельная работа. 

- Прочитай текст-рассуждение. Какое утверждение в нём доказывается?

Кошка – существо загадочное. В разные времена и в разных странах к кошке относились по-разному.

В Древнем Египте ей оказывали всяческие почести. В Европе в Средние века кошку, особенно чёрную, преследовали, считали, что в нее вселился дьявол. В Японии почитают кошку как спутницу удачи в торговле чаем. В России кошку считают хранительницей семейного очага. До сих пор сохранился обычай первой запускать кошку в новый

дом. (из газетной статьи).

- Какие доказательства (аргументы) того, что к кошке относились по-разному, приводятся в тексте? Выпиши аргумент об отношении к кошкам в России.

- Подчеркни орфограммы в словах, дай им устное объяснение. Взаимопроверка.

- Откройте стр. 24 раб. тетр., упр.32. Прочитайте задание, что тут нужно сделать?

- Прочитайте его самостоятельно.  Как вы думаете, какова главная мысль текста? Какой это тип текста? Вставьте пропущенные орфограммы.

- Объясните их.

Работа по карточкам. (Работа в группах)

- Прочитайте, определите тип текстов.

1) Яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового мёда. В середине чернели зёрнышки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (Описание.)

По В. Солоухину

2) Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребёночка. И пощекотал ему ладошку. А ребёночек-то как дёрнет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стул.

Сел и скалится. (Повествование.)

Б. Житков        

3) У слонов есть странная черта. Их страшит маленькая мышка. Случайно попадут в зверинец мыши. Слон ночью не ляжет. Будет дремать стоя. Это вредит здоровью. Ноги слона обтягивает толстая крепкая кожа. Но между пальцами кожа мягкая и тонкая. Мышка заползёт в складку между пальцами. Она может щекотать и даже прокусить зубками нежную кожу. Слон истечёт кровью. (Рассуждение.)

По В. Бианки

Первый ряд, спишите, вставляя орфограммы первый текст.

Второй ряд - 2 текст, третий ряд – 3 текст.

Открывают учебник, читают определения текстов, пересказывают их по памяти.

Работа с упражнением из учебника.

Текст рассуждение.

В нем объясняется что будет с цветком,  рассуждается.

Главная мысль.

Работают самостоятельно, взаимопроверка.

Читают задание упражнения.

Выполняют упражнение.

Списывают текст.

Читают задание упражнения.

Выполняют упражнение.

Поездка на Кавказ.

Текст повествование.

Вставляют пропущенные орфограммы.

Работают в группах.

Определяют типы текстов.

  1. Описание
  2. Повествование
  3. Рассуждение

Списывают тексты по рядам.

К: учет разных мнений

П: извлекать необходимую информацию из текстов

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

V. Рефлексия по продукту деятельности

Словесный: учебный диалог

2-3 мин

- Тексты каких типов вы читали на уроке?

- Как определяли тип текста?

- Как вы думаете, какие вопросы должен решить для себя писатель для создания своего произведения.

- Для чего это необходимо сделать?

- Оцените пожалуйста работу на уроке соседа по парте. Оцениваем справедливо и честно.

Домашнее задание – рабочая тетрадь, упр. 33, стр. 24.

Текст- повествование/рассуждение/описание.

Высказывают свои предположения.

Оценивают работу на уроке.

Записывают домашнее задание.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка

        

Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык.

Слайд 2

«Ум и сердце в работу вложи, каждой минутой своей дорожи».

Слайд 3

Пр_красный , б_седа , инт_рес , дв_надцать , пут_шествие , ж_лание .

Слайд 4

Пр е красный , б е седа , инт е рес , дв е надцать , пут е шествие , ж е лание .

Слайд 5

Улетел скворец от стужи, Сытно за морем живет. Воду пьет из теплой лужи, Только песен не поет.

Слайд 6

Текст – описание (отвечает на вопрос) (тип текста, в котором…) Текст – рассуждение ( отвечает на вопрос ) ( тип текста, в котором…) Текст – повествование ( отвечает на вопрос ) (тип текста, в котором…) Почему? Что случилось ? Какой ? Какая? Какое? Потому что… Объясняется, доказывается что-либо. Сравнения … Описываются признаки предметов. Последовательность.. Рассказывается, сообщается, что, где , когда и с кем произошло.

Слайд 7

Последовательность.. Рассказывается, сообщается, что, где , когда и с кем произошло. Текст – описание Текст – рассуждение (отвечает на вопрос) (тип текста, в котором…) Текст – повествование (отвечает на вопрос) (тип текста, в котором…) Почему? Что случилось ? Какой ? Какая? Какое? Потому что… Объясняется, доказывается что-либо. Сравнения … Описываются признаки предметов.

Слайд 8

Текст – описание Текст – рассуждение Текст – повествование (отвечает на вопрос) (тип текста, в котором…) Почему? Что случилось ? Какой ? Какая? Какое? Потому что… Объясняется, доказывается что-либо. Сравнения … Описываются признаки предметов. Последовательность.. Рассказывается, сообщается, что, где , когда и с кем произошло.

Слайд 9

Текст – описание Текст – рассуждение Текст – повествование Почему? Что случилось ? Какой ? Какая? Какое? Потому что… Объясняется, доказывается что-либо. Сравнения … Описываются признаки предметов. Последовательность.. Рассказывается, сообщается, что, где , когда и с кем произошло.

Слайд 10

Типы текстов . Текст-повествование, текст-описание, текст –рассуждение.

Слайд 11

Цели урока: Вспомнить, для чего создаются тексты, какие они бывают. Научиться определять тип текста.

Слайд 12

1) Яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего ли­пового мёда. В середине чернели зёрнышки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки . 2) Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребёночка. И пощекотал ему ладошку. А ребёночек-то как дёрнет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стул. Сел и скалится. 3) У слонов есть странная черта. Их страшит маленькая мышка. Слу­чайно попадут в зверинец мыши. Слон ночью не ляжет. Будет дремать стоя. Это вредит здоровью. Ноги слона обтягивает толстая крепкая кожа. Но между пальцами кожа мягкая и тонкая. Мышка заползёт в складку между пальцами. Она может щекотать и даже прокусить зубками нежную кожу. Слон истечёт кровью.

Слайд 13

1) Яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего ли­пового мёда. В середине чернели зёрнышки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки . (Описание.) 2) Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребёночка. И пощекотал ему ладошку. А ребёночек-то как дёрнет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стул. Сел и скалится. (Повествование.) 3) У слонов есть странная черта. Их страшит маленькая мышка. Слу­чайно попадут в зверинец мыши. Слон ночью не ляжет. Будет дремать стоя. Это вредит здоровью. Ноги слона обтягивает толстая крепкая кожа. Но между пальцами кожа мягкая и тонкая. Мышка заползёт в складку между пальцами. Она может щекотать и даже прокусить зубками нежную кожу. Слон истечёт кровью. (Рассуждение.)

Слайд 14

Прочитай тексты. можно ли понять, каково их назначение , какова цель автора ? 1 ) Сбил, сколотил – вот колесо : Сел да поехал – ах, хорошо ! оглянулся назад – одни спицы лежат . 2 ) Кот мохнатый, лапка у него мягонькая, да ноготок востёр. Ушки маленькие , да чуткие. Глаза горят, как огни. ( по Г.Науменко ) 3 ) Почему красный цвет светофора – запрещающий ? Потому что красный цвет – сигнал опасности. Вспомни, именно в красный цвет окрашены пожарные машины, красные фонарики вспыхивают позади каждой машины, когда она тормозит. Выбрали для предупреждения опасности этот цвет неспроста. Красный цвет – самый заметный. он издалека виден, и его не спутаешь ни с каким другим. (по Г.Юрмину )

Слайд 15

МОЛОДЦЫ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме «Роль имен прилагательных в тексте-описании» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-описания и его отличительными признаками; формирование умения употреблять имена прилагательные в речи; формир...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в тексте-повествовании?»( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и его отличительными признаками; формирование умения употреблять глаголы в речи; формирование ...

Технологическая карта урока русского языка - "Роль имён прилагательных в тексте-описании" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Роль имён прилагательных в тексте-описании» Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление понятий об отличительных признаках т...

технологическая карта урока русского языка «Что такое текст-рассуждение?» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Что такое текст-рассуждение?»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления о понятии «текст-рассуждение»; ознако...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое текст-рассуждение?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование понятия об отличительных признаках текста-рассуждения, умения определить и создавать текст-рассуждение.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (2 класс)

Цель урока: Формирование представления о заимствованных и исконных словах.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1)пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями...

Технологическая карта урока русского языка по теме \'\'Текст. Виды текста\'\' (УМК "Перспектива", 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование представления о видах текста: текст – сообщение, текст – описание, текст – рассуждение.Задачи урокаПланируемые ...