Занимательный материал на уроках русского языка
занимательные факты по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Кроссворды,шарады,загадки    Игра помогает школьником быстро усваивать материал,учит логически мыслить и фантазировать   Эффективность игровых форм обучения и развития детей давно подтверждены исследованиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnyy_material.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

           ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

            НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

1.На своих уроках я использую: кроссворды, шарады, загадки.

                                       Кроссворды

Использование на уроках русского языка тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, развить у них интерес к предмету, активизировать их внимание, разнообразить урок.

Слова с сочетаниями –жи-, -ши-.

МА

НА

РЫ

КИ

ТИ

НА

ПРУ

НА

Разгадать кроссворд, в клетки которого дети должны вставить –жи- или –ши-  

Непроверяемые безударные гласные.

3

4

5

1

2

По горизонтали:

1.С хозяином дружит,                                               2. Непоседа птица эта

   Домик сторожит,                                                        Одного с березой цвета.          

   Живет под крылечком,                                                                   (Сорока.)

   И хвостик колечком. (Собака.)

По вертикали:

3. Сам не бежит,                                                        4. Не лает, не кусает,

   Стоять не велит. (Мороз.)                                          А в дом не пускает.

                                                                                                               (Замок.)

5.Бел, как снег, в чести у всех. (Сахар.)

Звонкие и глухие согласные.

3

5

1

4

2

По горизонтали:

1. В золотой клубочек                                         2. Его весной и летом

 Спрятался дубочек. (Желудь.)                               Мы видели одетым

                                                                                    А осенью с бедняжки

                                                                                    Сорвали все рубашки.(Дуб.)

По вертикали:

3. В огне не горит, в воде не тонет. (Лед.)

4. Сидит дед, во сто шуб одет,

    Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

5. Кто растет корнем вверх? (Зуб.)

        Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ        

                                        В КОРНЕ СЛОВА            

  Дети должны отгадать загадки и ответы записать в клеточки кроссворда по горизонтали. В заштрихованных клеточках по вертикали они получают слово «гроза».

1

Г

2

Р

3

О

4

З

5

А

                                 

                                     1.Пока дети – каждый в берете,

                                       Повзрослели – шляпы надели.

                                     2.Течет, течет – не вытечет,

                                        Бежит, бежит – не выбежит.

                                     3.Вырос в поле дом, полон дом зерном,

                                        Стены позолочены, ставни заколочены.

                                        Ходит дом ходуном на столбе золотом.

                                     4.Ты не клюй меня, дружок,

                                        Голосистый петушок!

                                       В землю теплую уйду,

                                       К солнцу колосом взойду,

                                       В нем тогда таких, как я,

                                       Будет целая семья.

                                    5. Летом зеленеет, осенью желтеет.

Ответы:1. Грибы. 2. Река. 3. Колос. 4. Зерно. 5. Трава.

                                                                             

                                               Шарады

                        1.Начало деревом зовется,

                                Конец -  читатели мои.

                                Здесь, в книге, целое найдется,

                                И в каждой строчке есть они. (Буквы.)

             

                             2.Вам известно или нет,

                                Есть такой на свете цвет,

                                Если ноту уберете,

                               В лес сосновый попадете. (Бордо-бор.)

                            3. С Д я к жидкости привык,

                               С З – огромный дикий бык. (Бидон- бизон.)

4. Я в горах расту обычно,                       5. Шевелились у цветка

    Крепок я, боюсь огня,                              Все четыре лепестка.

    И комод, и шкаф отличный                     Я сорвать его хотел,

    Можно сделать из меня.                          Он вспорхнул и улетел.

    У на А перемените,                                                    ( Бабочка.)

    И тогда, коль захотите,                       6. Все обходят это место

   Я с водой стоять могу,                             Здесь земле, как будто тесно;

   С Ы пасусь я на лугу.                              Здесь осока, кочки, мхи…

            ( Бук- бак- бык)                               Нет опоры для ноги.

                                                                                          ( Болото.)

                                         Загадки

 

                            1. У маленькой Катюшки

                                Уселся на макушке,

                                Не мотылек, не птичка,

                                Держит две косички. (Бант.)

                           2. Сам пусто, голос густой,

                               Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан.)

                           3. Заплелись густые травы.

                               Закудрявились леса.

                               Да и сам я весь кудрявый.

                               Даже завитком рога. (Баран.)

                           4. Кто по елкам ловко скачет

                               И взлетает на дубы?

                               Кто в дупле орешки прячет.

                               Сушит на зиму грибы? (Белка.)

                   УЧИМСЯ ИГРАЯ  

   Эффективность игровых форм обучения и развития детей давно подтверждена многочисленными исследованиями. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учит логически мыслить и фантазировать.

  Современные дети очень чувствительны, эмоциональны. Часто они не умеют играть и работать в коллективе. Игры помогают воспитывать в них чувство коллективизма, сопереживать, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей, оценивать свои и чужие знания, сдерживать эмоции и делать выводы. Игра- метод косвенного воздействия на личность в целях коррекции поведения, в приобретении гуманных черт и качеств, необходимых для социальной адаптации личности к современным условиям.

   Игры учат не только добывать знания, но и применять их в новых ситуациях; помогают развивать умения общаться, высказывать свое мнение и слушать других.

   Используя в своей практике самые разные игры, заметила, что у ребят повышается мотивация обучения. Они становятся собраннее, ответсвеннее относятся к учебе. Игры помогают нам повторять и закреплять, обобщать и систематизировать знания, полученные в процессе обучения, дают заряд хорошего настроения и делают учебный процесс интересным и увлекательным.

Интеллектуальная игра по теме «Имя существительное»

     Условия игры:

     а) нельзя ошибаться;

     б) нельзя повторяться;

    в) после слов «Раз, два, три!» слово засчитываться не будет.

Если допускаются три ошибки или три повтора, игра прекращается. Побеждает тот, кто правильно назовет последнее слово. Надо быть предельно собранным и внимательным.

   I тур

1. Назовите существительное мужского рода.

2. Назовите существительное женского рода.

3. Назовите существительное среднего рода.

 Поздравления тем, кто вышел во второй тур.

 Вручение небольших призов.

II тур

Нужно вспомнить и назвать существительные, которые употребляются только во множественном числе. (Грабли, весы, брюки, санки, шорты, ножницы, щи, сливки, дрожжи, заморозки, колготки и т.д.)

Поздравить победителя второго тура и пригласить его сыграть в финальную игру.

Финал

Надо назвать пять слов (существительных), которые бы одинаково как справа налево, так и слева направо. (Шалаш, наган, потоп, доход, заказ, комок, дед, боб, поп, кок и т.д.)

                 Рифмованные задачи

1.Сорок восемь ярких книжек                   2. Шли цепочкой пауки,

   Раз купили восемь мышек.                         На спине несли клубки.

   Но понять не могут мышки,                       Чтобы сети им вязать,

   Как им книжки поделить,                           Надо, дети, вам узнать,

   Чтобы по ошибке книжкой                        Сколько было пауков.

   Никого не обделить.                                   Сорок пять всего клубков,

   Им не справиться самим,                           Каждый нес клубков по пять…

   Помогите, дети, им!                                    Вы готовы отвечать?

3.Слониха ботинки себе покупала,           4.В магазине кошки мерили сапожки

  Сидела на пне и, ворча, примеряла.          Было девять серых кошек.

 -Те слишком большие, те жмут                  Сколько надо им сапожек,

                                         мне носок ,            Чтобы лапки все обуть

А в этих высокий кривой каблучок.           И вперед по снегу в путь!

 На шпильке вообще не могу я ходить,

 Скажите на милость, ну как же

                                           мне быть?

Уже примерила пар двадцать пять,

А сколько ботинок пришлось надевать?

5. У трех хохлаток                                          6. Три утки тихим шагом

По девять цыпляток,                                          К реке по травке шли

По травке гуляют,                                              И желтеньких утяток

Зерно собирают.                                                 Они с собой вели.

Сколько пестреньких                                         У каждой утки

Цыпляток                                                            Шесть утят,

У трех курочек-                                                  Купаться в речке

Хохлаток?                                                           Все хотят!

                                                                             Утяток, дети, сосчитайте

                                                                              Уже готовы? Отвечайте!

7.Рассказали куры уткам                

По четыре прибаутки.

Сколько прибауток

У пяти смышлёных уток?

8.Жили-были три барана,                                    9.По пять простых ромашек

Били дружно в барабаны,                                      В трех вазочках стоят

И у каждого барана                                                И желтенькими глазками

Было по три барабана.                                           На Сашеньку глядят.

Барабаны сосчитай.                                               Сосчитайте все ромашки,

Если знаешь- отвечай!                                           Помогите первоклашке!

10. Вот задача непроста:

«Сколько литром молока

От семи волшебных коз,

Что пасутся у берез,

За день можно надоить,

Если трижды их доить

И надаивать за раз

Тридать литров без прикрас»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал к урокам русского языка

Для дополнительного материала к урокам: амонимы, логогрифы, анараммы и т.д....

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Не заставлять надо, а заинтерисовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений:учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Надо сделать серьезное обучение занимательным,не наполнять детей...

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой...

Занимательный материал к урокам русского языка по теме "Сочетания ЖИ - ШИ

Предлагаю вашему вниманию занимательный материал к урокам русского языка "Упрямые Ж и Ш"...

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой...

Занимательный материал на уроках русского языка

Занимательный материал как средство повышения мотивации уроков русского языка...

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

quot;Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, — даже к самому себе".Фридрих Ницше...