Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Гладенко Валентина Леонидовна

Разработка урока русского языка по теме "Изменение глаголов по временам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока русского языка20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Тема: «Изменение глаголов по временам»

Учитель БОУ СОШ № 21

Гладенко В.Л.

Урок русского языка.

Тип урока: Урок систематизации знаний.

Тема: Изменение глаголов по временам.

Цель урока: Систематизация знаний о глаголе,  о его временных формах.

Задачи: Систематизировать знания о временах глагола; развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученные способы действия в рамках всей изученной темы, научить строить теоретические предположения, научить видеть значение нового знания для последующего обучения;  развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; умение находить в тексте глаголы и обозначать их временные формы; орфографическую зоркость, развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки.

Формируемые УУД.

Личностные: проявлять интерес изучаемому материалу по русскому языку; умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с предложенными критериями;

Познавательные: строить рассуждения; извлекать информацию, представленную в разных формах; рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слышать и слушать других,

Предметные: умение находить в тексте глаголы, определять у них временные формы; распределять глаголы по временным формам; подбирать в тексте подходящие по смыслу глаголы.

Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная, парная.

Ход урока.

  1. Самоопределение

Девиз урока:

« Постараюсь все понять –  буду грамотно писать!»

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  1. Образуйте формы времени глаголов по образцу. Обозначь части слова, с помощью которых были образованы эти формы

Начальная форма

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Играть

играл

играю

буду играть

Слышать

Крикнуть

Какую форму глагола вы не смогли образовать?

Почему? Определите вид глаголов.

У глагола  какого вида нельзя образовать форму настоящего времени?

На доске надпись: совершенный вид- настоящее время(перечеркнуто).

  1. Постановка учебной задачи и, целей урока.

С какой частью речи мы будем работать на уроке? (глагол)

Какую глагольную категорию мы будем изучать? (время)

Сформулируйте тему урока. («Время глагола»)

Время – постоянная категория для глагола или его можно изменять?

Сформулируйте  тему урока по-другому. («Изменение глаголов по временам»)

С какой другой категорией связана категория времени? (вид глагола)

Сформулируйте правило, которое мы будем использовать в дальнейшей работе (От глаголов совершенного вида нельзя образовать настоящее время глагола)

  1. Составление плана, стратегии по разрешению затруднений.

Работа по учебнику. С.10, у. 2.

Прочитайте задание. Как выполнить данное задание? Нужно ли пытаться образовать от всех глаголов форму настоящего времени? (Достаточно определить вид глагола. У глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени.)

  1. Реализация выбранного проекта, взаимопроверка, проверка по эталону.
  1. Выполните упражнение 2 самостоятельно. Поменяйтесь тетрадями, проверьте работы друг друга.
  2. Прочитайте предложения, данные на доске. Спишите их

Земля вращается вокруг солнца. Солнце заходит на западе. Волга впадает в Каспийское море.

Определи время глаголов. (настоящее)

Называют ли эти глаголы действия, происходящие сейчас? (нет, не только сейчас)

А когда происходят эти  действия? (постоянно, всегда).

Сделайте вывод: что могут обозначать глаголы в  настоящем времени?

Сравните с выводом в учебнике. С.10.

6.  Работа в группах

    «Найди лишнее слово»

  • Трещит, дует, скрипит, воет, скулил, сверкает. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
  • Встречает, приносила, визжал, поскрипывал, дули. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
  • Прочитает, запишет, нарисует, удивил, погладит. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)

Аргументируйте свой ответ.

  1. Этап самостоятельной работы.

Вот и ___________________ долгожданная весна. Ярко _____________ солнышко. В лесу ___________ птицы. Из - под снега ______________ подснежник. С пригорка _____________ ручеёк. Скоро ____________ грачи. Мы все с нетерпением ____________ весенних каникул.

Слова для справок: ждём, наступила, прилетят, светит, зажурчал, защебетали, выглянул.

  1. Рефлексия деятельности.

- Что на уроке было самым трудным?

- Какое задание показалось наиболее интересным?

- Какой вид работы  понравился больше?

- Как работать сложнее в группе или самостоятельно?

9. Домашнее задание.

С.11, у. 4

Вставь глаголы в текст. Определи их время.

Вот и ___________________ долгожданная весна. Ярко _____________ солнышко. В лесу ___________ птицы. Из - под снега ______________ подснежник. С пригорка _____________ ручеёк. Скоро ____________ грачи. Мы все с нетерпением ____________ весенних каникул.

Слова для справок: ждём, наступила, прилетят, светит, зажурчал, защебетали, выглянул.

Вставь глаголы в текст. Определи их время.

Вот и ___________________ долгожданная весна. Ярко _____________ солнышко. В лесу ___________ птицы. Из - под снега ______________ подснежник. С пригорка _____________ ручеёк. Скоро ____________ грачи. Мы все с нетерпением ____________ весенних каникул.

Слова для справок: ждём, наступила, прилетят, светит, зажурчал, защебетали, выглянул.

Вставь глаголы в текст. Определи их время.

Вот и ___________________ долгожданная весна. Ярко _____________ солнышко. В лесу ___________ птицы. Из - под снега ______________ подснежник. С пригорка _____________ ручеёк. Скоро ____________ грачи. Мы все с нетерпением ____________ весенних каникул.

Слова для справок: ждём, наступила, прилетят, светит, зажурчал, защебетали, выглянул.

      Найдите «лишнее слово»

  • Трещит, дует, скрипит, воет, скулил, сверкает. 
  • Встречает, приносила, визжал, поскрипывал, дули. 
  • Прочитает, запишет, нарисует, удивил, погладит. 

 Аргументируйте свой ответ.

      Найдите «лишнее слово»

  • Трещит, дует, скрипит, воет, скулил, сверкает. 
  • Встречает, приносила, визжал, поскрипывал, дули. 
  • Прочитает, запишет, нарисует, удивил, погладит. 

Аргументируйте свой ответ.

      Найдите «лишнее слово»

  • Трещит, дует, скрипит, воет, скулил, сверкает. 
  • Встречает, приносила, визжал, поскрипывал, дули. 
  • Прочитает, запишет, нарисует, удивил, погладит. 

Аргументируйте свой ответ.

      Найдите «лишнее слово»

  • Трещит, дует, скрипит, воет, скулил, сверкает. 
  • Встречает, приносила, визжал, поскрипывал, дули. 
  • Прочитает, запишет, нарисует, удивил, погладит. 

Аргументируйте свой ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Правописание глаголов прошедшего времени" 4 класс

Урок разработан в форме космического путешествия, тип урока- обобщение изученного материала, формы работы- групповая, индивидуальная....

Презентация к уроку "Родовые окончания глаголов прошедшего времени"

Презентация для урока "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" 3 класс УМК "Планета знаний"...

Конспект урока по русскому языку - глаголы прошедшего времени, 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему ГЛАГОЛЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ для 3 класса...

Презентация по русскому языку "Глаголы прошедшего времени" 3 класс

Презентация по теме: "Глаголы прошедшего времени"...

Конспект урока русского языка «Глаголы будущего времени», 3 класс, УМК "Перспектива"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы будущего времени»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о будущем сложном времени глагола; умений изменять глаголы по временам....