Открытый урок русского языка 1 кл. "Слово и слог".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Ооржак Саяна Стай-ооловна

Открытый урок русского языка 1 кл. "Слово и слог".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 1

Тема: Слово и слог.

Цель урока: формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги.

Задачи:

- расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги;

- научить выделять слоги в словах;

- активизировать и расширять словарный запас учащихся;

- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Осваиваемые УУД

Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания, самостоятельно создавать алгоритм действий, выполнять действия по алгоритму.

Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.

 пополнить кругозор детей сведениями о жизни пчёл; через игру развивать познавательные способности и интерес к изучению русского языка.

Ход урока.

     Прозвенел уже звонок.

     Начинается урок.

На уроке мы сидим

Не шумим и не кричим.

Руки тихо поднимаем

Если спросят — отвечаем.

Мы хороший, дружный класс!

Все получится у нас!

- Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число.

Чистописание.

Отгадайте, какую букву мы будем сегодня писать на чистописании:

«Эта буква широка и похожа на жука»

 Сегодня мы с вами повторим написание заглавной и строчной буквы Ж, ж. Но сначала подготовим наши руки к письму (пальчиковая гимнастика):

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

(поочередно массируются все пальчики сначала на одной, затем на другой руке).

 Пропишите в своих тетрадях заглавную и строчную буквы Ж, ж чередуя их до конца строки.

- Сегодня на уроке у нас необычный гость.

(на доску прикрепляется изображение пчелы Майи)

Вы узнали нашу гостью?

Пчела Майя – героиня мультфильма, а вот настоящую пчелу вы видите на этой фотографии.

(на доску вывешивается фотография пчелы)

К какой группе животных относится пчела?

Почему?

Какой звук издаёт пчела? ( [ж] )

Что вы знаете про этот звук? (согласный, звонкий, всегда твёрдый)

Актуализация знаний.

  • Прочитайте: жираф, ужи, ежи, жкех, жук, живот, животное.
  • Какая запись лишняя? (жкех)
  • Почему? (не является словом)
  • Почему это сочетание букв не является словом? (не имеет значения)
  • Вывод: сочетание букв только тогда является словом, когда оно имеет значение. Запишите в тетрадь только слова.
  • А теперь какое слово лишнее?
  • Жук. Почему? (Потому что остальные слова со слогом жи). Убираю лишнее слово.
  • А теперь какое слово лишнее? ( животное) Почему?

Если дети затрудняются, читаю медленно по слогам, подчеркивая кивком головы каждый слог.

  • Что мы сделали, чтобы найти лишнее слово? Разделили слова на слоги. Значит, что мы будем делать на уроке?  Кто догадался, какую тему мы будем сегодня учить?

Сообщение темы урока.

  • Мы будем учиться разделять слова на слоги.

 У каждого человека есть семья – это самые близкие, родные люди. Пчёлы тоже живут семьями. Пчелиная семья  большая, дружная и очень трудолюбивая.  У каждой пчелы есть работа. Рабочие пчёлы чистят улей, проветривают домик, охраняют его от врагов; кормят личинок; собирают сладкий нектар и цветочную пыльцу. Пчёл очень много, но в их семье всегда порядок.

Как же они понимают друг друга? Как вы думаете?

Общаются пчёлы с помощью танца и запахов. Пчела находит в поле нектар (нектар — это сладкий сок, выделяемый цветками), пыльцу, вернувшись домой, своим танцем “рассказывает” другим пчёлам сколько там корма: много или мало, далеко надо лететь или близко, в каком направлении надо лететь. А по запаху, исходящему от пчелы, другие пчёлы определяют, какой цветок нужно искать.

Итак, пчёлам понять друг друга помогает танец, а как мы с вами общаемся друг с другом? ( с помощью речи)

Какая бывает речь? (устная и письменная?)

Из чего состоит речь? (из предложений)

А из чего состоят предложения? (из слов)

Пчела Майя прилетела к нам не просто так, а за помощью. Злая фея заколдовала все её любимые цветы. Она сказала, что расколдовать их смогут только самые умные и трудолюбивые дети. Поможем Майе? Чтобы расколдовать цветы, нужно выполнить задания, с каждым правильно выполненным заданием ведёрко Майи будет наполняться вкусным цветочным нектаром. Итак, вы готовы?

 

Первое задание

 Мы с вами полетели с Майей и сели  как раз на первый заколдованный цветок.                       А как он называется, вы узнаете, отгадав загадку:

Золотым был молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова!

(демонстрируется изображение одуванчика)

Из чего состоят слова? (из букв)

Прочитайте записи на доске:

Е   Л   Т   О

На какие группы их можно разделить? (гласные и согласные)

Назовите буквы гласных звуков? Согласные?

Составьте слово из этих букв. (лето)

Назовите следующие буквы

В   С   Н

Что это за буквы? (согласные)

Составьте слово.

А сейчас я добавлю ещё две буквы. Назовите их

 

Е    А

Что это за буквы? (гласные)

Попробуйте составить слово теперь. (весна)

Почему не получилось составить слово в первый раз? (не было гласных)

Какой вывод можно сделать?

Вывод: без гласных нельзя образовать слово.

Объяснение новой темы:

- В записанных в тетради словах подчеркните буквы гласных звуков.

А для чего нам нужно знать сколько в слове гласных? (чтобы определить сколько слогов).

Наше правило-стихотворение:

Сколько в слове гласных –

Столько же слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

Работа с учебником.

  • Прочитайте правило на странице 32.
  • Упражнение 2 стр 32 (устно). Приведите примеры слов с 1 слогом, с 2мя слогами, с 3мя слогами.

Закрепление.

  • Разделите записанные в тетради слова на слоги: жираф, ужи, ежи, живот, животное.

Вывод: в каждом слоге обязательно должен быть гласный звук

Молодцы, вы справились  с этим заданием, и в ведёрко Майи добавился нектар.

Второе задание

А сейчас Майя подлетает к следующему цветку (демонстрируется картинка с изображением красного клевера). Что это за цветок? Это кормовая трава.

Задание: раздели слова на слоги, сделать первые слоги вторыми. Получатся новые слова:

  камыш, навес, насос, рады.

Третье задание

Следующий заколдованный цветок вы узнаете, отгадав загадку:

Вот звоночек – синий цвет,

С язычком, а звону нет.  

(изображение колокольчика)

Чтобы расколдовать цветок нужно выполнить спортивные упражнения, а ведь у нас урок русского языка, а не физкультуры. Как же нам быть? (физкультминутка)

Тогда давайте превратимся в маленьких пчёлок (физкультминутка):

Утром пчёлки все проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись,

Два – изящно покружились.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – полетели

И за парты дружно сели.

Выход найден, и мы приступаем к снятию заклятья (физкультминутка).

Молодцы, не удался фее её злой замысел. А Майя получает ещё 1 порцию нектара.

Четвёртое задание

А вот и следующий цветок. (изображение медуницы)

Как он называется, вы узнаете из моего стихотворения:

   

    Это прозвище недаром

    У красивого цветка.

                    Капля сочного нектара

     И душиста, и сладка!

От простуды излечиться

Вам поможет медуница!

Как называется растение?

Чтобы расколдовать медуницу нужно из каждого слова взять 2ые слоги и составить новые слова:

змея, рама _____________

пуговица, молоток, лава __________________

 

Молодцы, цветок расколдован, Майя получает ещё одну порцию нектара

Пятое задание

Пчёлы собирают нектар не только с цветков травянистых растений, но и с цветков некоторых деревьев. Вот одно из них (изображение липы). Кто знает как оно называется? (липа)

Чтобы расколдовать цветы липы нужно разгадать ребусы.

Молодцы, цветы липы расколдованы, и Майя собирает очередную порцию нектара.

Шестое задание

Следующий заколдованный цветок вы, наверное, хорошо знаете, цветёт он в мае, цветки издают очень приятный аромат, а вот ягоды этого растения очень ядовиты, поэтому их рвать и тем более есть нельзя. Это ландыш.

А что такое улей? ( домик, где живут пчёлы)

Прочитайте слова (на доске закрепляются карточки со словами)

                           в         живут           пчёлы            улье  

Составьте предложение из данных слов.

Седьмое задание

Если верить названию этого растения, его очень любят мыши (изображение мышиного горошка). Кто-нибудь видел это растение? Как оно называется?

Чтобы расколдовать мышиный горошек, запишите в тетрадь только первые буквы слов-названий животных, которых я вам показываю:

(Изображение медведя, ёжика, дятла)

Какое слово можно составить из этих букв? (мёд)

Мёд – вкусный и полезный продукт, который «делают» пчёлы. Кто из вас пробовал мёд? Часто мёд едят при простуде, гриппе, некоторых других заболеваниях. Мёд укрепляет организм человека, поэтому его полезно есть и здоровым людям.

Скажите, а для кого пчёлы «делают» мёд?

Мёд пчёлы собирают прежде всего для себя, а не для людей. Так  они делают запасы на зиму и всю зиму его едят. Ведь пчёлы зимой не спят, как медведи, а цветов в это время года нет. Мёд едят не только взрослые пчёлы, но и их личинки, из которых потом появляются маленькие пчёлки.  Пчёл разводят именно из-за этого вкусного и полезного продукта, но люди забирают у пчёл не весь мёд, а только его часть.

Ну вот, ребята, мы и расколдовали все цветы, у Майи полное ведёрко нектара, и она очень хочет вам что-то сказать.  (переворачиваются карточки в ведёрке, дети читают слово спасибо).

4. Майе пора возвращаться домой, а мы с вами подводим итог урока в виде игры «Продолжи предложение»:

  • Предложения  состоят из ______________.
  • Слово состоит из  ____________.
  • Слово нельзя составить без ____________  букв.
  • Сколько в слове гласных, столько и ____________.

Молодцы, ребята, вы сегодня на уроке трудились как пчёлки, а сейчас пришла пора немного отдохнуть,  урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".

Урок закрепления по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Открытый урок русского языка "Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками" (с применением информационных технологий)

Задачи:закрепить  знания  о написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками;отрабатывать  навыки  написания изученных орфограмм  в словах;           ...

Конспект открытого урока русского языка "Сложные слова"

Данный урок дан в 3 классе по УМК  А.В.Полякова , в рамках предметной недели. Содержание урока постоено с использованием регионального компонента....

Конспект урока русского языка "Деление слов на слоги" 1 класс, УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка "Деление слов на слоги" 1 класс, УМК "Школа России"...

Конспект открытого урока русского языка (коррекционная школа) «Буква Я в начале слова или слога» 2 класс

Обучающиеся должны:-анализировать слова по звуковому составу;различать звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, твердые имягкие согласные на конце слова;-различать шипящие и свистящие с...

1 класс. Рабочий лист для урока русского языка "Деление слов на слоги. Ударение"

Данный учебный материал будет полезен учителям начальных классов....