Открытый урок русского языка 1 кл. "Слово и слог".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Открытый урок русского языка 1 кл. "Слово и слог".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 390 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 1
Тема: Слово и слог.
Цель урока: формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги.
Задачи:
- расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги;
- научить выделять слоги в словах;
- активизировать и расширять словарный запас учащихся;
- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Осваиваемые УУД
Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.
Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания, самостоятельно создавать алгоритм действий, выполнять действия по алгоритму.
Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.
пополнить кругозор детей сведениями о жизни пчёл; через игру развивать познавательные способности и интерес к изучению русского языка.
Ход урока.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
На уроке мы сидим
Не шумим и не кричим.
Руки тихо поднимаем
Если спросят — отвечаем.
Мы хороший, дружный класс!
Все получится у нас!
- Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число.
Чистописание.
Отгадайте, какую букву мы будем сегодня писать на чистописании:
«Эта буква широка и похожа на жука»
Сегодня мы с вами повторим написание заглавной и строчной буквы Ж, ж. Но сначала подготовим наши руки к письму (пальчиковая гимнастика):
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
(поочередно массируются все пальчики сначала на одной, затем на другой руке).
Пропишите в своих тетрадях заглавную и строчную буквы Ж, ж чередуя их до конца строки.
- Сегодня на уроке у нас необычный гость.
(на доску прикрепляется изображение пчелы Майи)
Вы узнали нашу гостью?
Пчела Майя – героиня мультфильма, а вот настоящую пчелу вы видите на этой фотографии.
(на доску вывешивается фотография пчелы)
К какой группе животных относится пчела?
Почему?
Какой звук издаёт пчела? ( [ж] )
Что вы знаете про этот звук? (согласный, звонкий, всегда твёрдый)
Актуализация знаний.
- Прочитайте: жираф, ужи, ежи, жкех, жук, живот, животное.
- Какая запись лишняя? (жкех)
- Почему? (не является словом)
- Почему это сочетание букв не является словом? (не имеет значения)
- Вывод: сочетание букв только тогда является словом, когда оно имеет значение. Запишите в тетрадь только слова.
- А теперь какое слово лишнее?
- Жук. Почему? (Потому что остальные слова со слогом жи). Убираю лишнее слово.
- А теперь какое слово лишнее? ( животное) Почему?
Если дети затрудняются, читаю медленно по слогам, подчеркивая кивком головы каждый слог.
- Что мы сделали, чтобы найти лишнее слово? Разделили слова на слоги. Значит, что мы будем делать на уроке? Кто догадался, какую тему мы будем сегодня учить?
Сообщение темы урока.
- Мы будем учиться разделять слова на слоги.
У каждого человека есть семья – это самые близкие, родные люди. Пчёлы тоже живут семьями. Пчелиная семья большая, дружная и очень трудолюбивая. У каждой пчелы есть работа. Рабочие пчёлы чистят улей, проветривают домик, охраняют его от врагов; кормят личинок; собирают сладкий нектар и цветочную пыльцу. Пчёл очень много, но в их семье всегда порядок.
Как же они понимают друг друга? Как вы думаете?
Общаются пчёлы с помощью танца и запахов. Пчела находит в поле нектар (нектар — это сладкий сок, выделяемый цветками), пыльцу, вернувшись домой, своим танцем “рассказывает” другим пчёлам сколько там корма: много или мало, далеко надо лететь или близко, в каком направлении надо лететь. А по запаху, исходящему от пчелы, другие пчёлы определяют, какой цветок нужно искать.
Итак, пчёлам понять друг друга помогает танец, а как мы с вами общаемся друг с другом? ( с помощью речи)
Какая бывает речь? (устная и письменная?)
Из чего состоит речь? (из предложений)
А из чего состоят предложения? (из слов)
Пчела Майя прилетела к нам не просто так, а за помощью. Злая фея заколдовала все её любимые цветы. Она сказала, что расколдовать их смогут только самые умные и трудолюбивые дети. Поможем Майе? Чтобы расколдовать цветы, нужно выполнить задания, с каждым правильно выполненным заданием ведёрко Майи будет наполняться вкусным цветочным нектаром. Итак, вы готовы?
Первое задание
Мы с вами полетели с Майей и сели как раз на первый заколдованный цветок. А как он называется, вы узнаете, отгадав загадку:
Золотым был молодой,
За неделю стал седой.
А денёчка через два
Облысела голова!
(демонстрируется изображение одуванчика)
Из чего состоят слова? (из букв)
Прочитайте записи на доске:
Е Л Т О
На какие группы их можно разделить? (гласные и согласные)
Назовите буквы гласных звуков? Согласные?
Составьте слово из этих букв. (лето)
Назовите следующие буквы
В С Н
Что это за буквы? (согласные)
Составьте слово.
А сейчас я добавлю ещё две буквы. Назовите их
Е А
Что это за буквы? (гласные)
Попробуйте составить слово теперь. (весна)
Почему не получилось составить слово в первый раз? (не было гласных)
Какой вывод можно сделать?
Вывод: без гласных нельзя образовать слово.
Объяснение новой темы:
- В записанных в тетради словах подчеркните буквы гласных звуков.
А для чего нам нужно знать сколько в слове гласных? (чтобы определить сколько слогов).
Наше правило-стихотворение:
Сколько в слове гласных –
Столько же слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
Работа с учебником.
- Прочитайте правило на странице 32.
- Упражнение 2 стр 32 (устно). Приведите примеры слов с 1 слогом, с 2мя слогами, с 3мя слогами.
Закрепление.
- Разделите записанные в тетради слова на слоги: жираф, ужи, ежи, живот, животное.
Вывод: в каждом слоге обязательно должен быть гласный звук
Молодцы, вы справились с этим заданием, и в ведёрко Майи добавился нектар.
Второе задание
А сейчас Майя подлетает к следующему цветку (демонстрируется картинка с изображением красного клевера). Что это за цветок? Это кормовая трава.
Задание: раздели слова на слоги, сделать первые слоги вторыми. Получатся новые слова:
камыш, навес, насос, рады.
Третье задание
Следующий заколдованный цветок вы узнаете, отгадав загадку:
Вот звоночек – синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(изображение колокольчика)
Чтобы расколдовать цветок нужно выполнить спортивные упражнения, а ведь у нас урок русского языка, а не физкультуры. Как же нам быть? (физкультминутка)
Тогда давайте превратимся в маленьких пчёлок (физкультминутка):
Утром пчёлки все проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись,
Два – изящно покружились.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – полетели
И за парты дружно сели.
Выход найден, и мы приступаем к снятию заклятья (физкультминутка).
Молодцы, не удался фее её злой замысел. А Майя получает ещё 1 порцию нектара.
Четвёртое задание
А вот и следующий цветок. (изображение медуницы)
Как он называется, вы узнаете из моего стихотворения:
Это прозвище недаром
У красивого цветка.
Капля сочного нектара
И душиста, и сладка!
От простуды излечиться
Вам поможет медуница!
Как называется растение?
Чтобы расколдовать медуницу нужно из каждого слова взять 2ые слоги и составить новые слова:
змея, рама _____________
пуговица, молоток, лава __________________
Молодцы, цветок расколдован, Майя получает ещё одну порцию нектара
Пятое задание
Пчёлы собирают нектар не только с цветков травянистых растений, но и с цветков некоторых деревьев. Вот одно из них (изображение липы). Кто знает как оно называется? (липа)
Чтобы расколдовать цветы липы нужно разгадать ребусы.
Молодцы, цветы липы расколдованы, и Майя собирает очередную порцию нектара.
Шестое задание
Следующий заколдованный цветок вы, наверное, хорошо знаете, цветёт он в мае, цветки издают очень приятный аромат, а вот ягоды этого растения очень ядовиты, поэтому их рвать и тем более есть нельзя. Это ландыш.
А что такое улей? ( домик, где живут пчёлы)
Прочитайте слова (на доске закрепляются карточки со словами)
в живут пчёлы улье
Составьте предложение из данных слов.
Седьмое задание
Если верить названию этого растения, его очень любят мыши (изображение мышиного горошка). Кто-нибудь видел это растение? Как оно называется?
Чтобы расколдовать мышиный горошек, запишите в тетрадь только первые буквы слов-названий животных, которых я вам показываю:
(Изображение медведя, ёжика, дятла)
Какое слово можно составить из этих букв? (мёд)
Мёд – вкусный и полезный продукт, который «делают» пчёлы. Кто из вас пробовал мёд? Часто мёд едят при простуде, гриппе, некоторых других заболеваниях. Мёд укрепляет организм человека, поэтому его полезно есть и здоровым людям.
Скажите, а для кого пчёлы «делают» мёд?
Мёд пчёлы собирают прежде всего для себя, а не для людей. Так они делают запасы на зиму и всю зиму его едят. Ведь пчёлы зимой не спят, как медведи, а цветов в это время года нет. Мёд едят не только взрослые пчёлы, но и их личинки, из которых потом появляются маленькие пчёлки. Пчёл разводят именно из-за этого вкусного и полезного продукта, но люди забирают у пчёл не весь мёд, а только его часть.
Ну вот, ребята, мы и расколдовали все цветы, у Майи полное ведёрко нектара, и она очень хочет вам что-то сказать. (переворачиваются карточки в ведёрке, дети читают слово спасибо).
4. Майе пора возвращаться домой, а мы с вами подводим итог урока в виде игры «Продолжи предложение»:
- Предложения состоят из ______________.
- Слово состоит из ____________.
- Слово нельзя составить без ____________ букв.
- Сколько в слове гласных, столько и ____________.
Молодцы, ребята, вы сегодня на уроке трудились как пчёлки, а сейчас пришла пора немного отдохнуть, урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".
Урок закрепления по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Открытый урок русского языка "Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками" (с применением информационных технологий)
Задачи:закрепить знания о написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками;отрабатывать навыки написания изученных орфограмм в словах; ...

Конспект урока русского языка "Деление слов на слоги" 1 класс, УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка "Деление слов на слоги" 1 класс, УМК "Школа России"...

Конспект открытого урока русского языка (коррекционная школа) «Буква Я в начале слова или слога» 2 класс
Обучающиеся должны:-анализировать слова по звуковому составу;различать звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, твердые имягкие согласные на конце слова;-различать шипящие и свистящие с...
Открытый урок русского языка в 1 классе на тему "Деление слов на слоги"
УМК "Школа России"...

1 класс. Рабочий лист для урока русского языка "Деление слов на слоги. Ударение"
Данный учебный материал будет полезен учителям начальных классов....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА «Деление слов на слоги. Какие бывают слоги» 2 класс (УМК "Школа России").
Тип урока: «открытия» нового знания.Цель урока: формировать у обучающихся представлений умения определять количество слогов по количеству гласных в слове.Задачи урокаПланируемые резу...
