ФРАГМЕНТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ Тема: «Повторяем части слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ефремова Татьяна Александровна

Данный фрагмент урока составлен по программе "Начальная школа 21 века". Тема "Повторяем части слова". Урок повторение, в котором использованы элементы Триз-технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx51.66 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

ФРАГМЕНТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2Г КЛАССЕ

Тема: «Повторяем части слова»

Тип урока: обобщение ранее изученных знаний.

Цель:

* организовать деятельность детей на уроке таким образом, чтобы они осмыслили и закрепили знания о составе слова.

Задачи занятия:

* формировать у учащихся умения образовывать новые слова;

* активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся;

* развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки;

* продолжать формировать навыки коммуникативного общения, умение работать в паре и группе.

Ход фрагмента урока:

  1. Оргмомент.

Спокойным тоном учитель приветствует ребят и гостей, проверяет готовность к уроку.

Ребята, я предлагаю вам из слов, которые лежат у вас на столах составить предложение. Что у вас получилось? ( «С малой удачи начинается большой успех»)  слайд 2. Я желаю вам сегодня быть успешными.

  1. Определение темы и цели урока.

Я  подготовила для вас  интересное задание, в котором вы все можете быть успешными. Слайд 3.http://images.myshared.ru/19/1206569/slide_4.jpg

 Какое значение может иметь слово “состав”?

Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать?  (состав слова)

Тема нашего урока – повторяем состав слова. Какова же цель нашего урока (повторить знания обо всех частях слова) Слайд 4.

Сегодня мы действительно будем говорить о составе слов, будем наблюдать, постараемся систематизировать имеющиеся знания.

3. Организация самостоятельной деятельности учащихся.        

Начать нашу работу я предлагаю с создания паспорта каждой части слова. Запишем в него всё, что мы знаем про каждую часть слова. Каждая группа будет систематизировать знания по определённой части слова. (приставка, корень, суффикс, окончание, основа) Сначала вы в группе вместе внимательно изучите представленную информацию, выполните задание,  а затем по моему сигналу передадите свой листочек группе, которая находится от вас справа. Группа ручкой другого цвета может дополнить ответы по этой теме. Затем также по моему сигналу вы вернёте листочки назад. Давайте вспомним  правила работы в группе. Слайд 5. (Слушают учителя, проговаривают основные правила работы в группе. Изучают самостоятельно то, что написано по теме урока на карточке.)

По окончании времени каждая группа отвечает, другие дополняют. Слайды 6-10. Учитель на доску прикрепляет картинку определенной части слова: окончание, основа, корень, приставка и суффикс. (по мере ответа)

Слайд 11

  1. Этап рефлексии. Кому было просто выполнять это задание? У кого возникли трудности. Узнали что-то новое или всё нам было известно? Успешно справились с заданием?
  2. Закрепление изученного. Скажите, а почему именно в таком порядке вы отвечали, и я выстроила эти части слова на доске? (Порядок разбора слова по составу.) Слайд 12.

Чтобы закрепить знание о составе слова, Я хочу предложить вам  следующее задание. Составьте слова, которые должны удовлетворять определённым условиям. Слайды 13-17

1 группа. Запиши слово, в котором

Корень , как в слове - дарить
                  суффикс, как в слове – шнурки
                  приставка, как в слове – покрышка
                  окончание, как в слове – очки              (подарки)

       
2 группа. Запиши слово, в котором

Корень , как в слове – лыжня
                  суффикс, как в слове – грибница
                  приставка – нет её
                  окончание, как в слове – лиса   (лыжница)

     3 группа. Запиши слово, в котором

Корень, как в слове – ходит
                       суффикс, как в слове – ложка
                       приставка, как в слове – подумай
                       окончание, как в слове – вода       (походка) 

     4 группаЗапиши слово, в котором

Корень, как в слове – цена
                       суффикс, как в слове – тетрадка
                       приставка, как в слове – очерк
                       окончание, как в слове – руда       (оценка)   

5 группа   Запиши слово, в котором

Корень  как в слове лесник, и корень как в слове рубить, окончание как в слове мороз, соединительная гласная 0 (лесоруб)

Отлично. Я предлагаю вам дома попробовать составить слова, по этому же алгоритму.

Девиз нашего урока «С малой удачи начинается большой успех». Кто был сегодня успешен на уроке? Кто оказался менее успешным

6. Этап рефлексии.

Девиз нашего урока «С малой удачи начинается большой успех». Кто был сегодня успешен? Кто оказался менее успешным?

Чуть позже мы продолжим работу и нам предстоит еще несколько заданий.

Приложение

В слове пришкольный выделить окончание.

«Создай паспорт окончания» (по алгоритму)

  1. Имя:  окончание
  2. Фото:

Как обозначается в слове

  1. Где находится в слове: стоит в конце слова, бывает нулевым.
  2. Назначение: изменяет форму слова
  3. Как найти в слове:
  • Изменить форму слова

В слове пришкольный выделить основу.

«Создай паспорт основы» (по алгоритму)

  1. Имя:  основа
  2. Фото:

Как обозначается в слове

  1. Где находится в слове:  часть слова без окончания
  2. Назначение: от основы слова образуются формы слова при помощи окончания
  3. Как найти в слове:
  • Найти в слове окончание
  • Часть слова без окончания и есть основа

В слове пришкольный выделить корень.

«Создай паспорт корня» (по алгоритму)

  1. Имя:  корень
  2. Фото:

Как обозначается в слове

  1. Где находится в слове:  стоит после приставки и перед суффиксом, если они есть или перед окончанием.
  2. Назначение: главная часть слова, в котором содержится основное значение
  3. Как найти в слове:
  • Подобрать однокоренные слова
  • Общая часть однокоренных родственных слов – корень

В слове пришкольный выделить приставку.

«Создай паспорт приставки» (по алгоритму)

  1. Имя:  приставка
  2. Фото:

Как обозначается в слове 

  1. Где находится в слове:  стоит перед корнем
  2. Назначение: служит для образования новых слов (приставочный способ словообразования)
  3. Как найти в слове:
  • Подобрать однокоренные слова
  • Выделить корень
  • Найти часть слова перед корнем, которой различаются слова. Это и есть приставка.

В слове пришкольный выделить суффикс.

«Создай паспорт суффикса» (по алгоритму)

  1. Имя:  суффикс
  2. Фото:

Как обозначается в слове

  1. Где находится в слове:  стоит за корнем
  2. Назначение: служит для образования новых слов (суффиксальный способ словообразования)
  3. Как найти в слове:
  • Обозначить в слове окончание
  • Выделить корень
  • Часть слова между корнем и окончанием и будет суффиксом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Разгадайте ребус СОСТАВ

Слайд 5

1. Работать в группе должен каждый, а не один. 2. Не шуметь, а обсуждать шёпотом. 3. Выслушивать участников группы. 4. Контролировать себя и других участников и исправлять ошибки. 5. Не перебивать друг друга. Правила работы в группе

Слайд 6

Задание: В слове пришкольный выделите окончание. «Создайте паспорт окончания» (по алгоритму) 1. Имя : 2 . Фото : как обозначается в слове 3. Где находится в слове: 4. Назначение: 5. Как найти в слове: окончание стоит в конце слова, бывает нулевым изменяет форму слова, необходимо для связи слов в предложении и зменить форму слова

Слайд 7

Задание: В слове пришкольный выделите основу. «Создайте паспорт основы» (по алгоритму) 1. Имя : 2 . Фото : как обозначается в слове 3. Где находится в слове: 4. Назначение: 5. Как найти в слове: основа часть слова без окончания от основы слова образуются формы слова при помощи окончания н айти в слове окончание ч асть слова без окончания и есть основа

Слайд 8

Задание: В слове пришкольный выделите корень. «Создайте паспорт корня» (по алгоритму) 1. Имя : 2 . Фото : как обозначается в слове 3. Где находится в слове: 4. Назначение: 5. Как найти в слове: корень стоит после приставки и перед суффиксом, если они есть или перед окончанием главная часть слова, в котором содержится основное значение п одобрать однокоренные слова о бщая часть однокоренных родственных слов – корень

Слайд 9

Задание: В слове пришкольный выделите приставку . «Создайте паспорт приставки» (по алгоритму) 1. Имя : приставка 2 . Фото : как обозначается в слове 3. Где находится в слове: стоит перед корнем 4. Назначение: служит для образования новых слов (приставочный способ словообразования) 5. Как найти в слове: п одобрать однокоренные слова в ыделить корень н айти часть слова перед корнем, которой различаются слова. Это и есть приставка.

Слайд 10

Задание: В слове пришкольный выделите суффикс. «Создайте паспорт суффикса» (по алгоритму) 1. Имя : 2 . Фото : как обозначается в слове 3. Где находится в слове: 4. Назначение: 5. Как найти в слове: суффикс стоит за корнем служит для образования новых слов (суффиксальный способ словообразования) о бозначить в слове окончание в ыделить корень ч асть слова между корнем и окончанием и будет суффиксом

Слайд 13

Корень , как в слове - дарить суффикс, как в слове – шнурки приставка, как в слове – покрышка окончание, как в слове - очки Задание : Запиши слово, в котором подарки

Слайд 14

Корень , как в слове – лыжня суффикс , как в слове – грибница приставка – нет её окончание , как в слове – лиса Задание : Запиши слово, в котором лыжница

Слайд 15

Корень, как в слове – ходит суффикс, как в слове – ложка приставка, как в слове – подумай окончание, как в слове – вода Задание : Запиши слово, в котором походка

Слайд 16

Корень, как в слове – цена суффикс, как в слове – тетрадка приставка, как в слове – очерк окончание, как в слове – руда Задание : Запиши слово, в котором оценка

Слайд 17

Задание : Запиши слово, в котором Корень как в слове лесник, и корень как в слове рубить, окончание как в слове мороз, соединительная гласная 0 лесоруб

Слайд 18

- Сегодня на уроке мне было трудно… Мне было непонятно… - Я могу объяснить, что такое… - Я смогу применить полученные знания о …в жизни – Я не знал, что……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку. 2 класс. Тема "Корень. Однокоренные слова"

Открытый урок по русскому языку на тему "Корень. Однокоренные слова" во 2 классе, 2 четверть по УМК "Планета знаний"....

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Знакомься: другие части слов"

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Знакомься: другие части слов"...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс Тема:"Корень.Однокоренные слова."

-Из-под снега вышел другИ весной запахло вдруг.(подснежник)Легенда гласит:"Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну.Но смелый подснежник......

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс Тема:"Корень.Однокоренные слова."

-Из-под снега вышел другИ весной запахло вдруг....Легенда гласит:"Однажды старуха Зима......

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Словообразование сложных слов. УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование умения учиться находить и разбирать сложные слова; учиться выделять корни у сложных слов, соединительную гласную.Планируемые результатыПредметные:знать: чт...

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Тема: «Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок». УМК "ПНШ".

Цели деятельности учителя: создание условия для формирования представления о приставке как части слова;формирование умения находить приставку, образовывать новые слова с помощью приставок.Планируемые ...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"...