Конспект урока по русскому языку "Мой верный друг! Мой друг - словарь!"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с некоторыми видами толковых словарей.

Задачи урока:

- способствовать формированию навыка работы с различными толковыми словарями и умения применять полученные знания в практической деятельности;

- способствовать расширению знаний о словарях и их назначении;

- способствовать формированию связной речи, мышления, внимания, памяти, интереса к языку через слово.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnyy_urok.docx160.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Мой верный друг! Мой друг – словарь!

Учитель: Кодолова Т.В.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: знакомство обучающихся с некоторыми видами толковых словарей.

Задачи урока:

- способствовать формированию навыка работы с различными толковыми словарями и умения применять полученные знания в практической деятельности;

- способствовать расширению знаний о словарях и их назначении;

- способствовать формированию связной речи, мышления, внимания, памяти, интереса к языку через слово.

Оборудование к уроку: ноутбук с выходом в интернет, проектор, экран, колонки.

Образовательные ресурсы:

- словари:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: современная версия для школьников/ Владимир Даль. – М.: Эксмо, 2010. 

2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - М.: Азбуковник, 1999.

3. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М.:  Просвещение, 1988г.

План урока:

1.Мотивация к учебной деятельности – 1 мин

Цель на данном этапе урока: организовать и мотивировать обучающихся к получению новых знаний.

2.Актуализация ранее усвоенных знаний и умений – 10 мин

Цель на данном этапе урока: через повторение ранее изученного подвести к теме и цели урока. Способствовать развитию связной речи и мышления.

3. Формирование новых знаний и умений – 7 мин

Цель на данном этапе урока: способствовать формированию связной речи, мышления, внимания, интереса к языку через слово.

4.Актуализация ранее усвоенных знаний и умений – 3 мин

Цель на данном этапе урока: Закрепление навыка работы с орфографическим словарем.

5.Открытие нового знания – 5 мин

Цель на данном этапе урока: способствовать расширению знаний о словарях и их назначении.

6. Физминутка – 1 мин

7. Первичное закрепление – 5 мин

Цель на данном этапе урока: способствовать формированию навыка работы с толковыми словарями В.И. Даля и С.И. Ожегова и умения применять полученные знания в практической деятельности.

8. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль – 6 мин

Цель на данном этапе урока: способствовать развитию связной речи, мышления, навыка построения предложения, умения самостоятельного выполнения задания, самоконтроля и взаимопроверки.

9. Открытие нового знания – 3 мин

Цель на данном этапе урока: способствовать расширению знаний о Дне Словарей и Энциклопедий.

10.Рефлексия деятельности – 2 мин

Цель на данном этапе урока: способствовать развитию умения самооценки.

11. Итоги урока – 2 мин

Цель на данном этапе урока: способствовать развитию связной речи, систематизации полученных знаний.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок весёлый, (слайд 1)

Начинаем наш урок!

Ручки, книжки и тетрадки

Приготовить каждый смог?

Все проверили свой стол?

Всё к уроку есть на нём?

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись! Тихо сели!

Ровная у всех спина,

Нам урок начать пора!

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

«Весёлая разминка»

Начинаем по старинке

С занимательной разминки,

На слайд прошу внимания!

Здесь первое задание.   (слайды 2,3,4)

В слова нам буквы вставить нужно,

А ну-ка, вместе! Ну-ка, дружно!

Но помним! Чтоб ответ нам дать,

Должны мы руку поднимать!

 

Детям представлены словарные слова, им нужно вставить пропущенные буквы

Слайды 2,3,4

Кто уже отметить смог,

Это что за группа слов?

Ответы детей

Но, а вы скажите, дети!

Мы слова запишем эти?

Для чего, зачем писать?

Кто-то может подсказать?

Ответы детей. Чтобы закрепить, запомнить, повторить написание словарных слов.

И о чём мы не забудем?

Как слова писать мы будем?

Красиво, аккуратно, будем стараться.

Кто озвучит мне заданье?

Что у нас?...ЧИСТОПИСАНИЕ (слайд 5)

Минутка чистописания

А зачем такой минутке

Уделяем мы минутки?

Цель, ребята, какова

Чисто написать слова?

Ответы детей

И какой девиз у нас

Соблюдает 2 класс?

По щелчку на слайде 5 появляется девиз «Красивый почерк нас манит! Он грамотность великую сулит!»

Зарядка для пальчиков

Наши пальчики писать собираются,

Раз, два, три, четыре, пять – загибаются, по очереди загибают пальчики на руках

Кулачки мы крепко сжали,

Пальчики все враз разжали,

Пальчик пальчику у нас

Скажет: «Здравствуйте!» сейчас. Соединяют пальцы рук, слегка их прижимая. Мизинец к мизинцу и т.д.

Ладошки мы чуть-чуть потрём

И ручки дружненько возьмём.

Но, друзья, не подведите,

Слова красиво напишите!

Аккуратно, не спешите!

Ручку правильно держите!

Но сначала, для порядку

Дату пишем мы в тетрадку,

А потом уже слова,

Не спешите, детвора!

Дети записываю словарные слова в тетрадь.

Задание тем детям, которые записали слова.

Кто закончил, проверяйте.

Время зря вы не теряйте

Всё ли написали так?

И на месте ль мягкий знак. В слове МЕДВЕДЬ

Все ли буковки красивы?

Все ль слова набрались силы?

Всё ль у вас, друзья, в порядке

В строгой линии тетрадки?

Но, ребята, не устали?

Все красиво написали?

Взяли в руки карандаш,

Оценили свой пейзаж.

Подчеркните те слова,

Что получились на ура!

Дети подчеркивают самое красивое, аккуратное, на их взгляд, слово.

Подсказкой нам стихотворение,

В словах поставим… УДАРЕНИЕ!

Озвучивают ударные позиции, ставят в словах ударение.

Но, а красный карандаш

Украшает наш пейзаж!

Для чего его берём? …

ОРФОГРАММЫ ПОДЧЕРКНЁМ.

Слайд 6

Как фонарики горят

Орфограммы наши в ряд.

Зарядка для пальчиков слайд7  заставка «Веселая ладошка»

Мы трудились, не ленились,

Наши пальцы утомились.

Потрясти кистями нужно

И в ладоши хлопнуть дружно.

Отдохнули пальчики -

Озорные мальчики.

А теперь внимание

Новое задание!

  1. Формирование новых знаний и умений

Кто ответить мне готов

Посвящен чему урок?

Версии детей

Призадумались девчонки!  Слайд 8 заставка «Призадумались девчонки…»

Призадумались мальчишки!

Кто-то ищет осторожно

Сей ответ в рабочей книжке.

Не шуршите зря страничкой,

Там сегодня нет ответа,

Но знакомы с книгой этой,

Я скажу вам  по секрету!

В нашем шкафчике на полке

Книга мудрая живёт.

Может кто-нибудь уже нам

Тему урока назовёт.

Ответы детей

Всем, спасибо, за ответы

И за мудрых мыслей ход,

Но продолжим рассуждений

Мы логичный хоровод.

Есть у нас в библиотеке этот мудрый экземпляр,

И хочу, чтоб ребус этот вам, ребята, подсказал.

На слайде 9 ребус

http://www.playcast.ru/uploads/2016/09/04/19799216.png

 

(Словарь)

Принесла для нас Сорока

Тему нашего урока.

На слайде 10 тема урока «Наш верный друг! Наш друг – словарь!»

Прочитаем-ка, друзья,

Как звучит для нас она.

Читают хором тему урока

Ну-ка вновь порассуждайте,

И ответ скорее дайте,

Для чего словарь нам нужен,

И зачем давно с ним дружим?

Ответы детей

Словарей на свете много

И у всех своя дорога,

Свой словарный мудрый путь,

Как же нам в них заглянуть?

Слайд 11 с изображениями словарей

Так какую цель сейчас

Для работы ставит класс?

Дети ставят цель: познакомиться с новыми словарями и поработать с ними.

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

А какой из словарей с нами проживает

Частенько нам, друзья, с вами помогает?

Орфографический словарь

И сегодня нам помочь,

Он, друзья, совсем не прочь!

Вынимайте словари,

Только тихо. Раз. Два. Три. У ребят в партах лежат орфографические словари.

А теперь, четыре, пять, начинаем их листать,

Написание словечка начинаем изучать.

Дети обязательно спросят: «А какое слово?». А если и догадаются сами, то все равно спросят, а это ли слово.

Ой, простите! Ой, забыла!

Я же гостью пригласила,

Но ее представить вам я забыла,

Вот так срам!

Извинения примите,

На экран взор устремите!

Гиперссылка на видеоролик: https://yandex.ru/video/search?text=%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%20%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA&path=wizard&noreask=1&filmId=3671553808893010573
Фрагмент про сороку из ролика «Буренка Даша»

Догадались, что за слово?

За работу взялись споро!

Как же слово написать

Даст словарь ответ опять.

Работа в парах. Словарь один на парту.

Слайд12 со словом «сорока»

Слово «сорока» запишем в тетрадки,

И подчеркнуть не забудьте, ребятки,

Ту орфограмму, что нужно нам знать,

Правильно чтобы ее написать!

Орфографический словарь

Убрать, ребята, можно.

Его на место мы вернем

Культурно, осторожно.

Дети убирают словари

Слайд 13 «Словари Даля и Ожегова»

  1. Открытие нового знания

На слайд все устремляйте взор

Пред нами словарей обзор.

Сегодня мы едва-едва

Успеем заглянуть лишь в два.

А вот немного подрастем,

Все словари, друзья, прочтём.

У нас толковый есть словарь,

Его придумал дядя Даль,

Великий, мудрый человек,

О нём расскажет нам Олег.

Небольшое сообщение о В.И. Дале и о толковом словаре живого великорусского языка (Приложение 1)

Слайд 14

Ещё вниманье, 2 класс,

Есть дядя Ожегов у нас,

Сергей Иванович, о нём

Сейчас расскажет нам Артём.

Небольшое сообщение о С.И. Ожегове и о толковом словаре русского языка. (Приложение 2)

Слайд 14

  1. Первичное закрепление

Словарь толкующий, толковый

Нам объяснит любое слово,

И вот, ребята, мы опять

Словарь попросим помогать.

У нас «сорока» слово есть,

А толкованье ищем здесь, указывает на словари

По словарю я в группы дам,

И предстоит, ребята, вам

«Сорока» слова отыскать

И толкованье слова дать.

А чтобы за работу взяться,

Немного надо бы размяться.

  1. Физминутка 

под песню «Сорока-белобока»

Размялись? Что ж, пора за труд,

Вас словари большие ждут.

Первичное закрепление (продолжение)

Выполняя задания,

Обратите внимание

На поговорки и пословицы,

А ведь они недаром молвятся.

Работа в группах, толкование слова «сорока». На слайд15, 16 выносятся толкования слов.

Обсуждение работы. В словарях приведены и примеры поговорок и пословиц, на которые учитель просил обратить внимание.

  1. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль

Предлагаю вам опять

Запись выполнить в тетрадь.

Но сорока на колу

Прыгала, вертелась,

И пословица у нас,

Братцы, разлетелась.

Соберите-ка, ребятки,

Все слова вы по порядку.

Есть пословица в конверте.

Есть у всех она? Проверьте!

Но, а есть ли смельчаки

Поработать у доски?

1вариант собирает одну пословицу/ поговорку, второй – другую. Индивидуальная работа. Двое собирают пословицы у доски. На ксероксных листах  слова, из них на магнитах нужно собрать пословицу.

Молодцы! Всё получилось!

А у всех ли в классе так?

Вы проверьте друг у друга,

Помогите, где не так.

А теперь уж для порядку,

Мы запишем их в тетрадку. Запись пословицы и поговорки. Слайд 17.

  1. Открытие нового знания

Ребята, у меня вопрос

В словарь зачем толкали нос?

И кто-то знает почему

Мы посвятили словарю

Сегодня целый наш урок?

И почему стоит пирог?

Ответы детей

Гадать не будем и рядить напрасно

У нас сегодня с вами славный праздник.

Сегодня День, ребята, словарей,

А что за день – расскажет нам Андрей!

Сообщение о Дне словарей. На слайде 18 заставка «День словарей»

Приложение 3

  1. Рефлексия деятельности

А вы хотите словари поздравить?

Открытки можем им, друзья отправить.

Открытки в форме книги есть у вас,

Вы покажите мне их все сейчас.

Дети поднимают шаблоны открыток с надписью «День словаря». Шаблоны и наборы самоклеящихся смайликов учитель раздал в то время, когда дети писали пословицу.

Теперь возьмите смайликов набор,

На парте каждый их, друзья нашёл?

И смайлик на открытку прикрепите,

Своё в нём настроенье отразите,

Насколько вам понравился урок,

Понятно ли вёл речи педагог!

На слайде 19 смайлики

Дети прикрепляют смайлики, учитель вывешивает на доску макет словаря.

Но, а теперь прошу вас поспешать,

Открытки Словарю скорей послать.

На доску прикрепите их, ребята,

А почтальон снесёт их адресату!

Дети на магниты прикрепляют открытки.

  1. Итоги урока

Прошу вас снова всех занять места,

Послушаем, как ходит тишина.

И чтобы завершить сейчас урок,

Подводим дружно мы, друзья, итог.

О чём сегодня с вами говорили?

И все ли цели мы, друзья, достигли?

Кому из вас понравился урок?

Кто знаний новых взял, ребята, впрок?

Ответы детей.

Но вот и подошёл урок к концу,

Словарику, спасибо, мудрецу.

Спасибо, вам, ребята, за урок.

На перемену вас зовет звонок!

И ждет ещё нас праздничный пирог!!!

Приложения к уроку

Приложение 1

Владимир Иванович Даль, русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач, родился 22 ноября1801 года. Получил диплом врача. Наряду с врачебной деятельностью занимался сбором фольклора. Был участником русско-турецкой войны, в ходе которой показал себя блестящим военным врачом. После войны публикует первую книгу русских сказок, которая принесла ему успех в литературных кругах. Но наибольшую славу принёс ему непревзойдённый по объёму «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года. Словари существовали и до Даля, но он создал уникальный словарь, представляющий не только наличный состав языка, но и способы его лексического обогащения.

Приложение 2

Сергей Иванович Ожегов, советский лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор, родился 22 сентября 1900 года.

В 1935 году выдающимися русскими и советскими лингвистами, В. В. ВиноградовымГ. О. ВинокуромБ. А. Лариным, С. И. Ожеговым, Б. В. Томашевским, во главе с Д. Н. Ушаковым была начата работа над Толковым словарём русского языка. Для ускорения работы над этим словарём С. И. Ожегов и переехал из Ленинграда в Москву. Он стал ближайшим помощником Д. Н. Ушакова, сотрудничество с которым оставило глубокий след в творчестве Сергея Ивановича.

В 1939—1940 гг. началась работа над однотомным словарём, который вышел в свет в 1949 году. После завершения работы имя С. И. Ожегова стало в один ряд с именами В. И. Даля и Д. Н. Ушакова. Словарь с исправлениями и обновлениями переиздавался неоднократно, из них шесть прижизненных изданий автора, с 1992 года — при участии Н. Ю. Шведовой (ученица С.И. Ожегова). В течение десятилетий словарь фиксирует современную общеупотребительную лексику, демонстрирует сочетаемость слов и типичные фразеологизмы. Словник словаря Ожегова лёг в основу многих переводных словарей.

Приложение 3

День словаря отмечается 22 ноября. Почему именно этот день объявили Днем словаря и энциклопедии? Это день рождения Владимира Ивановича Даля, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» и в России нет более подходящей даты для такого праздника.

Впервые идея Дня словарей и энциклопедий была озвучена в 2007 году Михаилом Эпштейном, профессором русской литературы университета Эмори (США), членом российского Пен-клуба и Академии российской современной словесности. К решению вопроса подключили Музей В.И. Даля и Общество любителей русской словесности. В 2010 году состоялось первое празднование Дня словарей и энциклопедий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему «Как переносить слова с одной строки на другую»

Повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую....

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Знакомься: другие части слов"

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Знакомься: другие части слов"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Письмо другу"

Конспект урока для учащихся 4-х классов о правильности написания письма другу....

Конспект урока по русскому языку "Письмо другу", 3 класс, "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся правилах написание писем; формирование навыка составления и оформления письма.Планируемые результатыПредметные:Знать: из каких частей сос...

Конспект урока по русскому языку Наши проекты «В словари – за частями речи» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: Наши проекты «В словари – за частями речи»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о словарях, совершенствование навыков работы со словарями.Предметные-зн...

Конспект урока по русскому языку Наши проекты «В словари – за частями речи» 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о словарях, совершенствование навыков работы со словарями.Предметные-знать: что такое «словарь», виды словарей;-уметь: работа...

Конспект урока по русскому языку " Проект «В словари – за частями речи»." (2 класс)

Конспект урока по русскому языку " Проект «В словари – за частями речи»." (2 класс)...