ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ
материал по русскому языку

Тоярова Екатерина Васильевна
Игра – привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в игру, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из – за поражений. Дети живут игрой. Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика.
Психологи определяют игру как ведущую деятельность в школьном возрасте. В ней ребёнок активизируется как личность, через игру познаёт мир. Поэтому игровые приёмы нужно применять на всём протяжении обучения. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеоразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

« ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ»

Подготовила: учитель начальных классов ТояроваЕ.В.

Все наши замыслы,

все поиски и построения превращаются в прах,

 если у ученика нет желания учиться.

                                                               В. А. Сухомлинский.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности, так как  процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, я пытаюсь с самых первых дней обучения раскрыться каждому моему ученику. Нельзя сказать, что этот процесс протекает гладко. На первых порах возникают проблемы и трудности, обусловленные тем, что не каждый умственно отсталый ребёнок открыт, например, из – за недоразвития внимания, памяти и воображения. Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей, стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, но были доступны и интересны каждому ученику. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра.

Игра – привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в игру, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из – за поражений. Дети живут игрой. Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика.

Психологи определяют игру как ведущую деятельность в школьном возрасте. В ней ребёнок активизируется как личность, через игру познаёт мир. Поэтому игровые приёмы нужно применять на всём протяжении обучения. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность.

Например, начинаю урок с различных не больших стихотворений:        

Ну – ка, проверь, дружок!        

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

(Дети проверяют посадку и готовность к уроку. Открывают тетрадь. Записывают число. В глазах зажигается искорка.)

На протяжении многих лет работы в начальных классах я наблюдаю, что занятия русским языком не всегда вызывают интерес у учащихся. Некоторые дети считают его скучным предметом и даже порой «не любимым». И тут поневоле начинаешь задумываться над тем, как пробудить у детей интерес к уроку, как повысить грамотность письма. В результате изучения методической литературы, наблюдая опыт учителей, пришла к выводу, что воспитывать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если знать основы методики обучения русскому языку, систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика. Каждый практически урок начинается с чистоговорок, пословиц, заучивания стихов.

Например, при изучении [с], [с] и буквы С предлагаю детям задание-прочитать и повторить за учителем:

Са-са-са в лесу бегает лиса.

Со-со-со у Вовы колесо.

Су-су-су было холодно в лесу.

Уь-усь-усь на лугу пасётся гусь.

Дело мастера боится.

Делу время, а потехи час.

Береги нос в большой мороз.

Играй, играй, а дело знай.

Если дружба велика, будут Родина крепка.

Существуют различные виды дидактического материала, воспитывающего интерес к языку. Например, задание на составление слов из рассыпанных букв и слогов.

Игра «Вкусные слова»

Буратино шёл в гости к детям. Он нёс «вкусные слова» и по дороге рассыпал буквы, слоги и всё перепутал. Дети помогают ему. Они складывают из букв и слогов слова. Вот эти слоги:

Я        С        Б        Н

ЛО        РУ        КО        ША

Г        ЛИ        ВА        МО

Он нёс фрукты (яблоко, слива, груша, лимон).

Использование игр в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет кругозор.

Например, игра «Кроссворды»

Начерченные на доске кроссворды; в центре кроссвордов находятся буквы 0, Е, И, закрытые (они открываются только в конце работы).

С буквой О:

  1. Ночная птица (Сова)
  2. Сигнал, предупреждение о начале и конце урока (Звонок)
  3. Столовая для зимующих птиц (Кормушка)
  4. Нижняя конечность человека (Нога)
  5. Дом диких животных (Нора)
  6. Домашнее животное, дающее молоко (Коза)
  7. Капельки влаги на траве (Роса)
  8. Узкая, протоптанная дорожка (Тропинка)
  9. Свободное от деревьев место в лесу (Полянка)
  10. Домашнее животное (Осёл)

Игра с её обучающей задачей, облечённой в игровую, занимательную форму, привлекала к себе внимание видных зарубежных и русских олигофренопедагогов и врачей ещё на заре зарождения теории и практики обучения и воспитания умственно отсталых детей. Они подчёркивали их огромную роль в воспитании и обучении умственно отсталых. Олигофренопедагогики смотрели на игру как на развлечение или забаву. А видели в ней большой труд для умственно отсталых детей, которые требуют направления всех духовных и физических сил. Создалась целая система игр, направленных на развитие внешних чувств. Но, не смотря на то, что игры создавались с целью развития внешних чувств, с их помощью развивалось и внимание, и наблюдательность, и память умственно отсталых детей.

На своих уроках я использую различные игровые моменты по развитию памяти, внимания. Например, письмо по памяти. Дети читают стихотворение, пословицы, загадки и стараются их запомнить, а затем то, что запомнили, записывают в тетрадь.

Школьник, школьник, ты – силач:

Шар земной несёшь, как мяч. (С. Маршак)

Уронили мишку на пол

Оторвали мишке лапу

Всё равно его не брошу

Потому что он хороший. (А. Барто)

Белая берёза

 Под моим окном

 Принакрылась снегом,

Точно серебром. (С. Есенин)

Ярко светит зорька

В небе голубом

Тихо всходит солнце

Над большим селом. (И. Суриков)

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Мел)

Явился в жёлтой шубке –

Прощайте две скорлупки. (Цыпленок)

На берёзе - птичий дом

С крышей, с маленьким крыльцом. (Скворечник)

Некоторые дети быстро справляются с этими заданиями, но некоторые испытывают трудности, но стараются, пытаются выполнить задания наравне со всеми.

Почти все игры, созданные для обучения и воспитания так их детей, предполагают наличие дидактического материала, так как они рассчитаны на самообучение и на индивидуальное обучение.

На первых уроках изучения любой новой темы я использую загадки. Например, тема: «Слова, обозначающие предметы» цель, которой развивать умения классифицировать слова, обозначающие предметы, по вопросам.

На доске и в тетради пишем два столбика кто? что? Отгадывая загадки, дети пишут слова в нужный столбик.

В воде живёт

Нет клюва, а клюёт. (Рыба)

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы. (Гриб)

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка

И тебе как ночь настанет,

Всё равно к себе притянет (Подушка)

Всех кормлю с охотой я,

А сама безротая. (Ложка)

На чужих он звонко лает

И хозяйку охраняет. (Пёс)

Просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Русские олигофренопедагоги считают, что преподавание для умственно отсталых детей должно быть построено ярче, эмоциональнее, чем для нормальных сверстников. Крайне неустойчивое внимание таких детей надо постоянно будить, и роки, носящие характер игры, могут служить этой цели. Особенно высоко ценятся игры с красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками, на которых изображались предметы окружающей ребёнка действительности. Такие игры особенно увлекают умственно отсталых детей и пробуждают интерес к изучаемому материалу.

Игра по теме «Ударение» использую на уроке межнациональный региональный компонент. Красочные картинки с изображением: олень, щука, медведь, волк, песец, лодка, нарты, чум, лиса.

Дети с удовольствием ловят рыбу, едут на нартах, собирают ягоды, и грибы при этом делят слова на слоги и ставят ударение.

Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в её результатах. Кроме того, на все учащиеся одновременно усваивают правила, поэтому учитель может помочь им в процессе игры. Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия. Задача педагога – создать ситуацию успешности для каждого ребёнка, помочь ему раскрыться в полной мере. Так, например, в моём классе есть девочка, которая во время уроков обычно отмалчивается, не проявляет сама инициативу. Но во время игры она становится совершенно другой. Так в игре «Кто первый», цель которой развитие умения изменять форму слова в зависимости от предлога и строить предложения, используя предлоги, она справилась наравне с сильной девочкой и подняла руку сама.

Любую игру можно использовать неоднократно. Для того чтобы интерес к ней не снизился, её можно модифицировать за счёт замены оборудования (вводится новые предметы, картинки, условные обозначения) или введение новых правил. Полезно также привлекать к этому процессу и самих учащихся: пусть проявят фантазию и изменят игру, а может быть, и создадут новую, будут играть не только на уроке, но и во внеурочное время.

Так, например, существует игра, в которой необходимо вписать в клеточки буквы так, чтобы получилось новое слово (по заданным правилам)

             

(кит, куст, карта, книжка и др.) (лампа, лапка, лучик, лимон и др.) (очки, мост, крот, окно)

Сначала надо дать возможность каждому ученику придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант. Затем можно усложнить данную игру, попросив ребят, подбирать слова только одной части речи, или на заданную тему, или на какое – либо орфографическое правило и т.д.

Следующим видом такой многогранной игры на уроках русского языка может стать игра «Лишнее слово». Суть этой игры в том, что из целого ряда слов ученикам нужно сначала убрать одно «лишнее слово», обосновав свой ответ, потом из оставшихся два – три «нужных слова». Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам.

С целью стимулирования детей к красивому письму у нас в классе есть круговая тетрадь – это обычная тетрадь, в которой по очереди пишут все дети класса.

Среди развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывают интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного состязания. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через меж предметные связи развивают и обогащают речь. Загадки, по словам К. Д. Ушинского, «доставляют уму ребёнка полезное упражнение». По мнению современных педагогов, процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству.

На уроках русского языка я включаю разные типы загадок. Отгадывание их, на мой взгляд, можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. Приведу некоторые загадки, которые были использованы мной при изучении орфографический и грамматических тем.

ЧУ – ЩУ, ЧА – ЩА, ЖИ – ШИ

  1. Отгадай загадку.

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу -

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

Голова огнём пылает,

Тело тает и сгорает,

Я полезной быть хочу:

Лампы нет, а я свечу. (Свеча)

Где упрётся хвостом,

Станет дырка потом. (Шило)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёжики)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука)

Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)

  1. Скороговорки:

Уж и ужи уже в луже.

С малышами во ржи подружились ежи.

Ушли ежи в камыши и во ржи - ни души.

Мама, ты нас не ищи щиплем щавель мы на щи.

  1. Заполни лепестки цветка так, чтобы каждое слово начиналось со слога, ЧУ

ЧУГУН        ЧУЛОК

ЧУЛАН        ЧУДАК

ЧУЖОЦ        ЧУЧЕЛО

  1. Составь из слогов слова

ПУ      МЫ        НА        ЛЫ

ШИ        ВЫ        СНЕ

МА        ДО        ЖИ

СТЫЙ        НКА        ЛА

5.Мягкий знак (Ь)

Мала, а никому не мила (Мышь)

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

Девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Меня не едят и без меня мало едят (Соль)

Все игры предполагают при завершении выявление победителя в лице ученика или группы. Групповая игра – соревнование служит хорошим воспитательным средством, так как коллектив отвечает за каждого своего члена. Можно предложить, например, сильным ученикам одного ряда помочь отстающим. Несомненно, что в организации этой работы большая роль отводится учителю, поскольку помощь детей друг другу протекает под его контролем. Он учит и того, кто помогает, и того, кому эта помощь необходима.

Подведение итогов работы проходит при активном участии всего класса. Важный эмоциональный момент – поздравление победителя; вручение вымпела, игровых фишек, жетонов и т.д. забвение этого условия ведёт к угасанию интереса, к потере игровой задачи.

Дети стремятся к успеху, причём все: и сильные ученики, воспринимающие всё легко, без напряжения, и слабые, которым учёба даётся с большим трудом. Глаза учеников загораются, поднимается лес рук, и просто удивляешься, куда девается их стеснительность, неуверенность, робость. И в эти минуты им кажется, что они всё могут, всё умеют, всё знают.

Очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу, чтобы она благотворно действовала на каждого ученика. Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую так хочется разгадать. Создайте на своём уроке эту питательную среду, посейте в душах семена творчества, и они непременно дадут прекрасные всходы. Постарайтесь стать для своих учеников товарищем и другом, ведь командные методы в игре не срабатывают, здесь эффект достигается на основе увлечённости. Главный стимул игры – огромная радость, которую она даёт ученику и учителю.

Используемая литература.

  1. «Дидактические        игры на уроках русского языка вспомогательной школы»  А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская
  2. «Учите детей отгадывать загадки»  Ю.Т. Илларионова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса учащихся через использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык....

Опыт работы: «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения эффективности учебного процесса».

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланиро...

Тема: «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода».

Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий....

Обучение русскому языку в начальной школе через технологию системно-деятельностного подхода.

Как организовать работу на уроке с позиций деятельностного подхода? Основополагающим подходом, выбранном в новом стандарте, является системно-деятельностный подход. Именно с опорой на него разработана...

Программа педагогического эксперимента «Эффективность использования технологии развивающего обучения Занкова Л.В. на уроках русского языка в начальной школе»

Цель программы: апробирование приемов и методов технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе, изучение влияния приёмов и методов развивающего обучения Занкова Л.В. на фо...

Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»

Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат  на уроках русского языка в начальной школе»...

«Применение инновационных технологий на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения качества обучения»

     Современный этап развития образования в России характеризуется интенсивным переосмыслением ценностей, поисками нового. Для современного этапа развития образования в РФ харак...