Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России" "Как мы используем алфавит?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Королюк Татьяна Николаевна

Тема. Как мы используем алфавит?

Цель. Повторить порядок букв в алфавите, названия букв, записывать слова в алфавитном порядке.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся называть буквы,
  • записывать слова в алфавитном порядке,
  • строить сообщения в устной и письменной форме,
  • анализировать, делать выводы, сравнивать.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
    1. Словарная работа.

- Перед вами на столе кроссворд. В паре вы должны заполнить клеточки кроссворда, поставить ударения, обозначить места орфограмм.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ 4 – 5 мин.

Проверка через документ камеру, дети у доски объясняют написание, остальные проверяют.

Самооценка в парах (карточки: зелёная, жёлтая, красная)

 

  1. - Составьте из букв в кружочках слово, запишите его в таблицу.

- О чём пойдёт сегодня речь на уроке? (о театре)

- У вас не вызывает это недоумение?

- 2019 год в России объявлен годом театра. Как вы понимаете фразу «Весь мир – театр, а люди в нём актёры» (Наша жизнь, как большая пьеса, каждый из нас играет в жизни какую-то роль, дома вы сыновья и дочери, в школе – ученики, со сверстниками друзья, приятели)

- Какие театры нашего города вы знаете (кукольный театр, театр драмы, молодёжный театр).

 

  1. Формулировка темы урока, постановка цели и задач.

- Предлагаю сегодня место у доски считать сценой, всех выступающих – актёрами, сидящих в классе зрителями, знаком одобрения – аплодисменты.

- Приглашаю ученицу, она поможет нам уточнить тему нашего урока.

Что такое алфавит?
Вам, ребята, он известен.
Буква в нем всегда стоит
На своем особом месте.
Учим, учим назубок
Алфавит мы дружно,
Чтобы он найти помог
В словарях, что нужно.

 

-Чему будет посвящён наш урок? (алфавиту)

-А разве мы не знаем ничего об алфавите? Что нам уже известно? (Это закреплённый порядок букв, у каждой буквы есть своё место и имя). Зачем он нужен? (чтобы легко было находить слова в словарях и т.д.)

- Вы всё знаете, так зачем нам к этому возвращаться? (мы узнаем что-то новое об алфавите, как его можно использовать) (ОТКРЫТЬ ТЕМУ НА ДОСКЕ)

- С чего бы вы начали урок об алфавите? (происхождение слова, место букв в алфавите, использование алфавита)

 

  1. Открытие нового знания.

- Есть такая наука о языке – этимология. Она изучает происхождение слов. Слово «алфавит» пришло к нам в язык дальней дорогой из древнего языка финикийцев. У финикийцев первый в их ряду значок имел очертания головы быка; «бык» — по-финикийски «алеф». Вторым стоял рисунок дома; слово «дом» звучало как «бет». «Алефбет» - название состоит как бы из двух склеенных первых букв древней азбуки. Шло время, слово кочевало из языка в язык и в русский язык пришло как «алфавит». (нарисовать на доске)

- Есть другое слово в нашем языке обозначающее алфавит. Кто его сможет назвать? (азбука)

           

  1.  Повторение.
    1. А сейчас в исполнении актёров нашего театра прозвучит драма в стихах.

Азбука (читают подготовленные дети)

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась!

 

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М,

Г ударилась немножко,

Ж рассыпалась совсем!

 

Потеряла буква Ю

Перекладинку свою!

Очутившись на полу,

Поломала хвостик У.

 

Ф, бедняжку, так раздуло —

Не прочесть ее никак!

Букву P перевернуло —

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась —

Превратилась в букву О.

 

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого!

                   

Аплодисменты.

  1. Карточки с заданиями. Восстановите пропущенные буквы в алфавите (работа в паре)

                 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ь

Ы

Ъ

Э

Ю

Я

 

 

 

 

 

 

 

               

Проверка на документ-камере. Самооценка в парах (карточки: зелёная, жёлтая, красная)

Интересные факты.

1.Сколько букв в русском алфавите?

2. Какие из них не обозначают звуков? (ъ, ь)

3. с каких букв не начинаются слова в русском языке? (ъ, ь, ы). А вот в турки очень любят эту букву, многие слова в их языке начинаются именно с неё.

4. Слова, начинающиеся с букв а, ф, всегда заимствованные, так же как и слова с буквой э. (флаг, флот, абрикос, апельсин, экскаватор, эскалатор и т.д.)

.5. Стр. учебника 83 прочитать о букве «Ё»

5.3. Предположите, что это такое:

       14   16   13   16   5   24   29, б о у с б л у!  (доска). Это шифр, два разных шифра, алфавит может быть ключом к шифру. Этим способом передачи засекреченных данных люди пользовались с незапамятных времён! Попробуем расшифровать. (МОЛОДЦЫ, АНТРАКТ). Так как же люди использовали алфавит?

Что такое «антракт»? Где это можно узнать? (В словаре)

 

  1. Физпауза. Стоя. Гимнастика для глаз «горизонт», «радуга», «пловец». Расслабление мышц плечевого пояса: «роняем руки», «поднимаем и опускаем плечи», «твёрдые и мягкие руки».
  2. Какие слова, кроме «антракт» вы могли бы вспомнить на тему «театр»? (ответы детей).

 

Перед вами слова, нам необходимо их записать в алфавитном порядке.

Кулисы, занавес, сцена, реквизит, грим, актёр, рампа, фойе, капельдинер, декорация.

- Все ли слова вам понятны, знакомы? Где можно уточнить значение слов или узнать его? (в толковом словаре)

- Расположим слова в алфавитном порядке, объясним известные нам орфограммы и уточним значение слов с помощью словарика.

 

Фронтальная работа: актёр, грим, декорация, занавес, капельдинер, комедия, кулисы, рампа, режиссёр, реквизит, сцена, фойе.

 

- Все слова из словарика мы разобрали? (нет) Д/з: составить 1 предложение в двумя словами из словаря, выделить грамматическую основу.

Вывод: итак, для чего необходим алфавит? (чтобы быстро находить значения слов в словарях)

 

- Придумайте предложение с одним из них. Что такое предложение? Запись лучшего в тетрадь, выделение грамматической основы.

  1. Первичное закрепление. Записать  в тетрадь в алфавитном порядке имена ребят вашей четвёрки. О каком правиле надо не забыть?

 

 

  1. Подведём итоги. Как мы используем алфавит? (при поиске слов в словарях)

Что интересного узнали на уроке?

 

  1. Рефлексия «Выбор».

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Карточка к уроку0 байтов
Файл Ход урока0 байтов
Файл Карточка к уроку и рефлексии0 байтов
Файл krossvord.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...